Тема урока: Объём. Литр.
Тип урока:
Урок «открытия» нового знания
Цель урока Зада чи урока:
Дать конкретное представление о величине объём, познакомить с единицей измерения объёма
Образовательные: формировать представления об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом), учить сравнивать единицы
измерения объема и выполнять действия с ними.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, взаимоуважения и взаимопонимания, бережное отношение к воде
П р е д м етн ы е
Знакомство с понятием объем и единицей измерения объема - литром. Уметь выражать результаты измерения объема числом; сравнивать единицы измерения объема и выполнять действия с ними.
Умение проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности; уметь сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные
о 3 Me К о мм у н и ка ти в т а п н ые
р е д Р е г у л я т и вн ы е ме
тн ы е
2
и .
Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, умение строить речевые высказывания; осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; умение формулировать собственное мнение и позицию Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
а s .
к
c d
Познавательны
е
М е ж пр ед м е т н ы е связи
связь с окружающим миром
Ресурсы урока Формы урока
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
УМК Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
Ход урока
Дидактическая структура урока, с указанием времени
Д е я те льно ст ь учителя
Д е я те льн о с т ь учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированн ых результатов
Планируемые результаты П ред м етн ы М е та п р е д м е т еУУД ные УУД
Ор г а низ а ци о нн ы й этап, 2 мин
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места.
Создать благоприятн ый психологиче ский настрой учащихся на
работу.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие с
2 Мотивация учебной деятельности учащихся, 1мин
о т п р а в л я ет с я в
д о к т о р о м А й б о л и т о м . Он
Ш?
Африку лечить животных. выполним задания
По дороге
3 Ак т у а л из ац и я знаний, 5 мин
- Посмотрите карту. (Слайд2)
Ф орм ир о в ан и е умения работать в парах.
Умение классифици ровать величины по группам.
зн ат ь ч то б ы от пр а в и ть с я
Какие величины мы должны прочитать карту и путешествовать?
- У вас на столах лежат карточки со словами (масса, сантиметр, линейка, объём, килограмм, весы, метр, длина, грамм).
- Разбейте эти слова на группы. Объясните свой выбор. Найдя лишнее слово, вы узнаете тему урока.
Приступаем к работе.
-Как разделили на группы? Докажите, что разделили правильно.
- Длина, сантиметр, линейка, метр.
(Длина измеряется линейкой, единица измерения - метр, сантиметр.)
- Масса, килограмм, весы, грамм.
(Масса измеряется с помощью весов, единица измерения - килограмм, грамм)
- А к какое слово не вошло ни в одну группу? Почему?
(Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что
оно означает.)
Работа в парах
Дети разбивают на группы слова: масса, сантиметр, линейка, объём, килограмм, весы, метр, длина, грамм.
4
- Кто догадался, какая будет тема урока? (Объём и основная единица его измерения)
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? К а к вы ду м а е те , ч е м у мы б у д ем се г одн я
учиться?
Постановка цели и задач урока, 3 мин
- Сегодня мы познакомимся с новой величиной. Узнаем новую единицу измерения объёма, научимся измерять объём с помощью мерок, сравнивать сосуды по вместимости, выполнять арифметические действия с
Дети о пр е д е ля ю т тему и цель урока с помощью учителя.
Умение определять и ф ор м ул и ро ва т ь цель урока с помощью учителя.
величинами и сравнивать их.
- Доктор должен взять с собой микстуру, но у него закончились одинаковые пузырьки для микстуры. Нужно помочь её расфасовать.
Формироват ь представлен ия об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин.
5 Первичное усвоение новых знаний, 10 мин
Умение ориентироват ься в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, выполняя практическую работу в группах.
П ов т о р я ю т правила работы в группах
^ П о в т о р и м правила работы в группах
Практическая работа в группах.
Работа в группах.
- Посмотрите, перед вами кастрюля и банка. Определите, куда больше поместится воды? (ёмкости одинаковой вместимости).
- А вот ещё две банки (1л). Что вы скажете об их вместимости?
Выслушиваются ответы учеников.
Ответы звучат по-разному.
- Давайте измерим ёмкости, воду.
- Надо измерить вместимость кастрюли и банки.
наливая в них
Умение выражать свои мысли.
- Первая группа наполняет банку, вторая - кастрюлю (литровыми банками).
Опыт 1.
Опыт 1.
- группа наполняет 1л банкой- Зл банку,
- группа - 1л банкой - 3-х литровую кастрюлю
Выполнение детьми п ра к т и чес к о й работы.
- А третья и четвёртая группы одинаковые ё м кос т и ( л и тро в ы е ба н к и ) н ап ол н я т с
помощью банки (пол-литровой) и стакана.
- О т в е т ст в енн ы е в г ру п п е не з а бы в а ю т
Опыт 2.
3 и 4 группы
Наполнить литровые банки, разными емкостями- мерками (пол-литровой банкой, стаканом)
Дети сообщают результаты своих измерений.
Вывод 1: Ёмкости могут быть по форме разные, а
обозначать свои измерения. Опыт 2.
- Сообщите результаты своих измерений.
- Обсудите в группах, какой вывод может сделать 1 и 2 группы из проделанной работы.
-И почему у 3 и 4 группы банки абсолютно
одинаковые, а количество мерок разное?
вмещать одинаковое количество воды.
- Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов?
- Вот и в старину на Руси объём измеряли горстями, поварёшками, бочками вёдрами.
Но в разных местностях они были разного
размера. Из-за этого происходила путаница. Поэтому выбрали единую международную мерку, равную 1 литру (показываю литровую банку).
(Слайд 4)
-Где вы встречались с этой единицей измерения?
(В магазине продают сок, масло, молоко. Папа заправляет машину бензином 10 л, 20 л и т.д.)
Вывод 2: Измерять объём надо одинаковыми мерками, а не разными.
- Что же такое объём? (вместимость)
Дети приводят примеры из жизни.
- Какой единицей измеряется объём? (литром)
- Оцените работу на первой станции: если вы работали в группе дружно, активно и вам всё было понятно, легко и интересно, то закрасьте кружок зелёным цветом; если вы в чём-то сомневались и вам помогли товарищи по группе - жёлтым; и красным - если вам было трудно и непонятно.
6 Первичное закрепление, 8 мин
- У ч е б н и к с т р. 11 1 № 1 (4 л м ол ок а и е щ ё стакан неизвестного объёма)
- Согласны ли вы с условием и вопросом первой задачи? Что бы вы исправили? (Нельзя измерять объём разными мерками. Кружки надо исправить на литры).
стр. 111 №
2(1)
Выполнение заданий из учебника в рабочей тетради.
Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Решать текстовые задачи в 1 действие на н ах о ж де н и е части.
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Где здесь целое, а части?
- Как же найти неизвестное число?
- Почему ты так думаешь? (т. к. неизвестна часть)
1 0 - 4 = 6 (л)
Ответ: 6 л воды.
- Почему нам пришлось исправить в задаче единицы измерения объёма? (Нельзя измерять объём разными мерками.)
Физминутка, 2 мин
Движения под музыку.
- Я буду показывать вам карточки с разными
единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны покачаться как весы, обозначает длину - вы делаете вид, что измеряете, а если обозначает объём, то вы приседаете - как будто сосуд с жидкостью.
Будьте внимательны!
Выполняют задание
4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л
Учебник стр. 111 № 3
Дети работают с математическим веером.
7 Закрепление , 5 мин
Учитель просит объяснить некоторые выражения.
Оценка работы на станции в листах
Учебник стр. 111 № 3
Умение оформлять свои мысли в устной форме
Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 10. Сравнивать и выполнять ар и ф м ети ч е с кие действия с величинами.
8 С а м о с то я т е л ьна я работа, 4 мин
Повторяют какие открытия сделали на уроке .
Давайте ещё раз повторим доктору Айболиту что мы узнали о величине «ОБЪЁМ» Разноуровневое задание.
-Сейчас проверим, как вы сможете применять полученные знания на практике
1уровень:
5л ... 7л 12л... 12л 6л... 7кг
- Найди результаты действий:
Умение ор и е н т и ро в а т ься в своей системе знаний
Дети выбирают уровень и выполняют задание.
Два уровня заданий на карточках.
Проверка с доски.
9 л - 3 л = 5 л + 2л = 8 л - 6 с м = ^
Самопроверка со слайда.
2уровень:
Уч е н и к р е ш а е т н а з а к р ыт о й д оске . Самопроверка.
1.Сравни:
9л... 7л Юл... 7л + 2л
6л... 7кг
- 1кг
2. Найди результаты действий:
8 л - 3 л - 2 л = 6 л + 2 л - 1 л = 8 л - 6 с м + 2 кг =
9 Рефлексия, подведение итогов занятия 5 мин
В итоге - небольшой тест-проверка.
Тест- пр о в е р к а.
Отвечают на вопросы, проверяем
Иметь п редс т а в л е н ие о величине объём и единице его измерения.
- Выбери
п одх о д я щ е е слово.
В м е с т и м о с т ь сосудов
называют:
- о б ъ ё м о м ; 3 ) д ли н о й Мерой измерения объёма является:
Овладение сп о соб н ос т ь ю контролирова ть и оценивать свои действия, вносить соответствую щие коррективы в их выполнение.
- С какой новой величиной познакомились?
п о м нит ь при
- О ч ём н а д о обяз ате л ь н о измерении объёма?
- Какова основная мерка объёма?
Если останется время -
информация:
и н т е ре с на я
- Тело человека на две трети состоит из жидкости
- Верблюд выпивает 100-150 литров воды за один раз.
- Через струю воды шириной в иголку
вытекает примерно 800 литров воды в
сутки.
- Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?
- Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода - это жизнь)
- Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)
- Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.
- Попробуйте оценить себя, полученные
знани я и п р и об р е т ен н ы е у м е ни я сегодняшнем уроке
Достоверность подтверждаю Руководитель структурного подразделения Ио работодателя