СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики "Литр. Объём" 1 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по типу является уроком открытия новых знаний. Образовательная цель урока (для педагога): дать конкретные представления о величне объём, познакомить с единицей измерения объёма - литр.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Литр. Объём" 1 класс»

Тема урока: Объём. Литр.

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания

Цель урока Зада чи урока:

Дать конкретное представление о величине объём, познакомить с единицей измерения объёма

Образовательные: формировать представления об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом), учить сравнивать единицы

измерения объема и выполнять действия с ними.

Развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, взаимоуважения и взаимопонимания, бережное отношение к воде

П р е д м етн ы е

Знакомство с понятием объем и единицей измерения объема - литром. Уметь выражать результаты измерения объема числом; сравнивать единицы измерения объема и выполнять действия с ними.

Умение проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности; уметь сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные

о 3 Me К о мм у н и ка ти в т а п н ые

р е д Р е г у л я т и вн ы е ме

тн ы е

2

и .

Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, умение строить речевые высказывания; осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; умение формулировать собственное мнение и позицию Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

а s .

к

c d

Познавательны

е

М е ж пр ед м е т н ы е связи

связь с окружающим миром

Ресурсы урока Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

УМК Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Ход урока

Дидактическая структура урока, с указанием времени

Д е я те льно ст ь учителя

Д е я те льн о с т ь учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированн ых результатов

Планируемые результаты П ред м етн ы М е та п р е д м е т еУУД ные УУД

Ор г а низ а ци о нн ы й этап, 2 мин

Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места.

Создать благоприятн ый психологиче ский настрой учащихся на

работу.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие с

2 Мотивация учебной деятельности учащихся, 1мин

о т п р а в л я ет с я в

д о к т о р о м А й б о л и т о м . Он

Ш?

Африку лечить животных. выполним задания

По дороге

3 Ак т у а л из ац и я знаний, 5 мин

- Посмотрите карту. (Слайд2)

Ф орм ир о в ан и е умения работать в парах.

Умение классифици ровать величины по группам.

зн ат ь ч то б ы от пр а в и ть с я

Какие величины мы должны прочитать карту и путешествовать?

  • У вас на столах лежат карточки со словами (масса, сантиметр, линейка, объём, килограмм, весы, метр, длина, грамм).
  • Разбейте эти слова на группы. Объясните свой выбор. Найдя лишнее слово, вы узнаете тему урока.

Приступаем к работе.

-Как разделили на группы? Докажите, что разделили правильно.

  • Длина, сантиметр, линейка, метр.

(Длина измеряется линейкой, единица измерения - метр, сантиметр.)

  • Масса, килограмм, весы, грамм.

(Масса измеряется с помощью весов, единица измерения - килограмм, грамм)

- А к какое слово не вошло ни в одну группу? Почему?

(Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что

оно означает.)

Работа в парах

Дети разбивают на группы слова: масса, сантиметр, линейка, объём, килограмм, весы, метр, длина, грамм.

4

  • Кто догадался, какая будет тема урока? (Объём и основная единица его измерения)
  • Что вам хотелось бы узнать по этой теме? К а к вы ду м а е те , ч е м у мы б у д ем се г одн я

учиться?

Постановка цели и задач урока, 3 мин

- Сегодня мы познакомимся с новой величиной. Узнаем новую единицу измерения объёма, научимся измерять объём с помощью мерок, сравнивать сосуды по вместимости, выполнять арифметические действия с

Дети о пр е д е ля ю т тему и цель урока с помощью учителя.

Умение определять и ф ор м ул и ро ва т ь цель урока с помощью учителя.

величинами и сравнивать их.

- Доктор должен взять с собой микстуру, но у него закончились одинаковые пузырьки для микстуры. Нужно помочь её расфасовать.

Формироват ь представлен ия об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин.

5 Первичное усвоение новых знаний, 10 мин

Умение ориентироват ься в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, выполняя практическую работу в группах.

П ов т о р я ю т правила работы в группах

^ П о в т о р и м правила работы в группах

Практическая работа в группах.

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен - предлагай!

Работа в группах.

  • Посмотрите, перед вами кастрюля и банка. Определите, куда больше поместится воды? (ёмкости одинаковой вместимости).
  • А вот ещё две банки (1л). Что вы скажете об их вместимости?

Выслушиваются ответы учеников.

Ответы звучат по-разному.

  • Как же определить точно?
  • Давайте измерим ёмкости, воду.

- Надо измерить вместимость кастрюли и банки.

наливая в них

Умение выражать свои мысли.

- Первая группа наполняет банку, вторая - кастрюлю (литровыми банками).

Опыт 1.

Опыт 1.

  • группа наполняет 1л банкой- Зл банку,
  • группа - 1л банкой - 3-х литровую кастрюлю

Выполнение детьми п ра к т и чес к о й работы.

- А третья и четвёртая группы одинаковые ё м кос т и ( л и тро в ы е ба н к и ) н ап ол н я т с

помощью банки (пол-литровой) и стакана.

- О т в е т ст в енн ы е в г ру п п е не з а бы в а ю т

Опыт 2.

3 и 4 группы

Наполнить литровые банки, разными емкостями- мерками (пол-литровой банкой, стаканом)

Дети сообщают результаты своих измерений.

Вывод 1: Ёмкости могут быть по форме разные, а

обозначать свои измерения. Опыт 2.

- Сообщите результаты своих измерений.

- Обсудите в группах, какой вывод может сделать 1 и 2 группы из проделанной работы.

-И почему у 3 и 4 группы банки абсолютно

одинаковые, а количество мерок разное?

вмещать одинаковое количество воды.

  • Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов?
  • Вот и в старину на Руси объём измеряли горстями, поварёшками, бочками вёдрами.

Но в разных местностях они были разного

размера. Из-за этого происходила путаница. Поэтому выбрали единую международную мерку, равную 1 литру (показываю литровую банку).

(Слайд 4)

-Где вы встречались с этой единицей измерения?

(В магазине продают сок, масло, молоко. Папа заправляет машину бензином 10 л, 20 л и т.д.)

Вывод 2: Измерять объём надо одинаковыми мерками, а не разными.

  • Что же такое объём? (вместимость)

Дети приводят примеры из жизни.

  • Какой единицей измеряется объём? (литром)

- Оцените работу на первой станции: если вы работали в группе дружно, активно и вам всё было понятно, легко и интересно, то закрасьте кружок зелёным цветом; если вы в чём-то сомневались и вам помогли товарищи по группе - жёлтым; и красным - если вам было трудно и непонятно.

  • Учебник стр. 111 № 1

6 Первичное закрепление, 8 мин

  • У ч е б н и к с т р. 11 1 № 1 (4 л м ол ок а и е щ ё стакан неизвестного объёма)
  • Учебник стр. 111 № 2(1)
  • Учебник

- Согласны ли вы с условием и вопросом первой задачи? Что бы вы исправили? (Нельзя измерять объём разными мерками. Кружки надо исправить на литры).

стр. 111 №

2(1)

Выполнение заданий из учебника в рабочей тетради.

Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Решать текстовые задачи в 1 действие на н ах о ж де н и е части.

  • Что известно в задаче?
  • Что нужно найти?
  • Где здесь целое, а части?
  • Сделаем к задаче чертёж.
  • Как же найти неизвестное число?

- Почему ты так думаешь? (т. к. неизвестна часть)

1 0 - 4 = 6 (л)

Ответ: 6 л воды.

- Почему нам пришлось исправить в задаче единицы измерения объёма? (Нельзя измерять объём разными мерками.)

Физминутка, 2 мин

Движения под музыку.

- Я буду показывать вам карточки с разными

единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны покачаться как весы, обозначает длину - вы делаете вид, что измеряете, а если обозначает объём, то вы приседаете - как будто сосуд с жидкостью.

Будьте внимательны!

Выполняют задание

4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг,

Учебник стр. 111 № 3

Дети работают с математическим веером.

7 Закрепление , 5 мин

Учитель просит объяснить некоторые выражения.

Оценка работы на станции в листах

Учебник стр. 111 № 3

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 10. Сравнивать и выполнять ар и ф м ети ч е с кие действия с величинами.

8 С а м о с то я т е л ьна я работа, 4 мин

Повторяют какие открытия сделали на уроке .

Давайте ещё раз повторим доктору Айболиту что мы узнали о величине «ОБЪЁМ» Разноуровневое задание.

-Сейчас проверим, как вы сможете применять полученные знания на практике

1уровень:

  • Сравни:

5л ... 7л 12л... 12л 6л... 7кг

  • Найди результаты действий:

Умение ор и е н т и ро в а т ься в своей системе знаний

Дети выбирают уровень и выполняют задание.

Два уровня заданий на карточках.

Проверка с доски.

9 л - 3 л = 5 л + 2л = 8 л - 6 с м = ^

Самопроверка со слайда.

2уровень:

Уч е н и к р е ш а е т н а з а к р ыт о й д оске . Самопроверка.

1.Сравни:

9л... 7л Юл... 7л + 2л

6л... 7кг

- 1кг

2. Найди результаты действий:

8 л - 3 л - 2 л = 6 л + 2 л - 1 л = 8 л - 6 с м + 2 кг =

9 Рефлексия, подведение итогов занятия 5 мин

В итоге - небольшой тест-проверка.

Тест- пр о в е р к а.

Отвечают на вопросы, проверяем

Иметь п редс т а в л е н ие о величине объём и единице его измерения.

- Выбери

п одх о д я щ е е слово.

В м е с т и м о с т ь сосудов

называют:

  • массой;
  • о б ъ ё м о м ; 3 ) д ли н о й Мерой измерения объёма является:
  • сантиметр;
  • к и л о г р а м м ;
  • литр

Овладение сп о соб н ос т ь ю контролирова ть и оценивать свои действия, вносить соответствую щие коррективы в их выполнение.

- С какой новой величиной познакомились?

п о м нит ь при

  • О ч ём н а д о обяз ате л ь н о измерении объёма?
  • Какова основная мерка объёма?

Если останется время -

информация:

и н т е ре с на я

  • Тело человека на две трети состоит из жидкости
  • Верблюд выпивает 100-150 литров воды за один раз.
  • А слон - 200 л.
  • Через струю воды шириной в иголку

вытекает примерно 800 литров воды в

сутки.

  • Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?
  • Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода - это жизнь)
  • Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)
  • Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.
  • Попробуйте оценить себя, полученные
знани я  и  п р и об р е т ен н ы е  у м е ни я сегодняшнем  уроке Достоверность подтверждаю  Руководитель  структурного  подразделения  Ио  работодателя

знани я и п р и об р е т ен н ы е у м е ни я сегодняшнем уроке

Достоверность подтверждаю Руководитель структурного подразделения Ио работодателя


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!