СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по рассказу И. Бунина "Лапти. 7 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок основан на технологии "Шесть шляп мышления". Эта технология создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета; позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказу И. Бунина "Лапти. 7 класс.»

Урок литературы в 7 классе по рассказу И.Бунина «Лапти» создан по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Ребята делятся на группы, выбирая лидера. Каждой группе дается шляпа определенного цвета.

Белая шляпа. Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления учащихся интересуют только факты.

Красная шляпа.В режиме красной шляпы учащиеся высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности.

Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает внимание учащихся на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа. Находясь под зеленой шляпой, учащиеся придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы.

Синяя шляпа. Управление процессом. Эту шляпу примеряет учитель.

Актуальность предлагаемой методики заключается в том, что она

  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

  • позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;

  • цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;

  • предполагает личностный подход: обучаемый видит применение данного правила в жизни, есть возможность выбора. Это учит его гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.

Тема. «Кто-то должен быть милосердным…» по рассказу И.Бунина «Лапти»

Цели:

Предметные. Научить воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, потомку. Развивать умение анализировать прочитанное, творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.

Метапредметные. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, извлекать информацию из различных источников, вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор на тему.

Личностные. Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать. Стремиться к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Ход урока.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Знаете вы этих людей?

Актером театра и кино Константином Хабенским был создан Благотворительный фонд. Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.

Актрисой Чулпан Хаматовой создан благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями "Подари жизнь".

-зачем они это делают?

-как называют таких людей и их дела?

2. Словарная работа.

Благотворительность (благо творить)

Милосердие (мил сердцу) - готовность помочь кому-нибудь (С.И.Ожегов).

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

2. Выявление места и причины затруднения. Работа в группах.

Проблемный вопрос: В какие минуты жизни люди могут проявлять милосердие? Кто способен проявить милосердие? Ответить на этот вопрос поможет работа в группах с рассказом «Лапти» и шляпы.

Синяя - помощь. Это я (учитель); белая шляпа - информационная; желтая – радостная; черная – грустная; красная – эмоциональная; зеленая – итоговая.

Посмотрите на парты, у каждого карточки - подсказки. Они вам помогут выполнить задание.

3. Выход из затруднения. Проверка работы в группах.

Расскажет о чувствах, переживаниях героев нам красная шляпа.

«Красная шляпа»

Какие чувства испытывает мать больного ребенка? (найдите в тексте)

«Плакала горькими слезами от страха и от беспомощности».

«Ночь была еще страшнее».

«Мать кидалась на колени и била себя в грудь» (безысходность)

Какие чувства испытывает Нефед к ребенку?

Жалость, сострадание, уверенность в помощи.

«Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать»

Группа «Белая шляпа» думала над вопросом: Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто не просил об этом?

Дополнительный материал.

Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

Группа «Черная шляпа» ответит на вопрос: Почему трудно было решиться идти за лаптями?

Какими эпитетами (прилагательными) описана вьюга?

Непроглядная вьюга

Утопая по сугробам

Белое, бешено несущееся степное море

Почему трудно было решиться идти за лаптями?

Группа «Желтая шляпа» искала положительное в поступке Нефеда.

Что положительного несет поступок Нефеда для матери мальчика?

Появляется надежда

Кому спас жизнь Нефед?

Мальчику и новосельским мужикам.

«Зеленая шляпа» размышляла о чертах характера Нефеда.

Какие качества характера помогли Нефеду решиться на этот поступок?

Слова для справок: сострадание, отчужденность, беспомощность, безысходность, упорство, сопереживание, сочувствие, милосердие.

4. Включение в систему знаний (творческая работа).

- В какие минуты жизни люди могут проявлять милосердие?

Кто способен проявить милосердие?

Что сближает Нефеда и современников, о которых мы говорили?

5. Вывод по теме урока. Почему нужно проявлять милосердие по отношению друг к другу?

5. Рефлексия (Оценочный лист)

Оценочный лист.

Что понравилось на уроке:

  • учитель;

  • работа в группах;

  • свой ответ;

  • по-новому узнал(а) рассказ.

Оценка группы: а) плохо; б) хорошо; в) отлично.

Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

  • Работал (а) в полную силу.

  • Работал(а) хорошо.

  • Мог(ла) работать лучше.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!