22
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
г. Апатиты Мурманской области
Урок литературы в 7 классе
«Смерть ради жизни»
(по рассказу И.А. Бунина «Лапти»)
учитель русского языка и литературы
Василенко Нина Николаевна
2022
Предмет: литература, урок-размышление
Тема: «Смерть ради жизни»
Продолжительность: 45 минут
Класс: 7
Технология: презентация Power Point
Аннотация: Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатся быть милосердными, добрыми, способными к состраданию.
Было дано опережающее задание Животивской Алёне: подготовить рассказ и презентацию о жизни и творчестве И.А.Бунина. На уроке была использована технология критического мышления. Учитель и дети читали рассказ с остановками, анализируя прочитанное, прогнозируя, что будет дальше. Чтение начала рассказа для усиления эмоционального восприятия картины разбушевавшейся стихии сопровождалось музыкой Г.В.Свиридова «Метель», и на экран был выведен слайд с изображением вьюжной зимы. Прочитав и проанализировав рассказ, дети обобщили полученную информацию в кластерах, составили синквейн. На уроке были использованы разные виды деятельности: чтение, беседа, просмотр слайдов, работа в тетради, физминутка, заполнение кластеров. На дом было дано задание написать отзыв на рассказ по примерному плану.
Практическая реализация:
Лёша Орлов: «Мне урок понравился. Надо быть добрым, отзывчивым, помогать людям».
Маша Стафоркина: «Нефёд – настоящий герой. С таких людей надо брать пример. Я всегда стараюсь быть доброй и помогать своим родным и друзьям».
Витя Шумилов: «А мне понравилась физминутка, музыка прикольная. Я согласен, что все люди должны быть добрыми и милосердными».
Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти» (на каждого учащегося), портрет писателя, компьютер, мультимедиа, презентация Power Point «Смерть ради жизни», запись музыки Г.В.Свиридова «Метель» и Slagharen-Kinderdans «Tapati-tapata» (для физминутки), выставка книг писателя, тетради, ручки, кластеры для заполнения и правила составления синквейна (на каждого учащегося).
КОНСПЕКТ УРОКА
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. У нас сегодня необычный урок, поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.
II Слово учителя
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почетного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. Давайте послушаем Алёну Животивскую о жизни И.А.Бунина и посмотрим презентацию, посвящённую писателю.
Просмотр слайдов 2-9, которые подготовила ученица; рассказ ученицы о жизни и творчестве Бунина.
- Тема нашего урока «Смерть ради жизни» (записана на доске).
Оформление тетрадей учащимися.
III Вызов
- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? (предположения детей – о войне, о смерти…)
- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? (смерть помогла кому-то выжить)
- А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры. (ответы детей)
- Посмотрите на название произведения, которое мы будем изучать. Слайд 10
- Как вы думаете, тема урока будет связана с названием произведения? (Постановка цели урока: сначала учениками, затем учителем. Слайд 11)
Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».
- Рассказ будем читать с остановками.
IV Осмысление содержания
Слайд 12 (тихо звучит музыка Г.В.Свиридова, учитель начинает читать рассказ)
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
- Лапти? Что за лапти такие?
- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Первая остановка
- С какими героями вы познакомились? (больной ребёнок, Нефёд, барыня)
Словарная работа
- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает? Слайд 13
- В какое время года происходит действие рассказа? (вьюжной зимой)
- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (Пятый день несло непроглядной вьюгой)
- Какое художественное средство использует автор в первом предложении? (эпитет (художественное средство, делающее предмет ярким, образным) – «непроглядная вьюга»)
- Что просит больной? (красные лапти)
- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? (у крестьян)
- Крестьяне носили лапти, летом чаще всего ходили босиком. Сапоги и валенки были роскошью, если и были, то одни на всю семью. Слайд 14
- Ребята, кем в доме барыни был Нефёд? (слуга)
- Дайте словесное описание Нефёда, каким вы его себе представляете. (старые тулуп и шапка, поношенные валенки; бородатый, серьёзный, решительный, добрый, немногословный, тихий, спокойный)
- Посмотрите на портреты И.Н.Крамского «Полесовщик» и В.Г.Перова «Странник» с изображением старцев. Слайд 15
- Похож Нефёд на них? На кого больше? (на странника) Почему на него?
- Какое главное качество можно выделить? (тихий, спокойный, добрый)
- Какие отношения были у Нефёда и барыни? (дружеские, добрые) Почему вы так решили? (она называет его Нефёдушкой)
- Как вы думаете, пойдет ли Нефёд в Новосёлки, до которых 6 верст? (ответы детей) Об этом мы узнаем из следующего отрывка.
Читает учащийся:
…Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…
Вторая остановка
- Пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (да)
- Как был одет? (зипун – крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота; кафтан – мужская долгополая верхняя одежда)
- Что взял с собой Нефёд? (кнут) Слайд 16
- Для чего? (в дороге могут встретиться волки или собаки, можно использовать как средство опоры в метель)
- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (предполагал)
- Но почему это его не остановило? (человек слова: раз ребёнок просит, значит, надо выполнить, надо добывать, душа просит)
- Какие черты характера проявляются в нём? (человек слова, мужественный, смелый, добрый, отзывчивый)
- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (ответы детей) Об этом мы узнаем в следующем отрывке.
Читает учащийся:
…Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно...
Третья остановка
- Переживали ли домашние о Нефёде? (да, конечно, и от этого ночь казалась ещё страшней; думали, что он остался ночевать в Новосёлках, что придёт только к обеду завтрашнего дня)
Словарная работа
- Что значит «обыденкой» не вернёшься? (одним днём)
- Что значит отвал кровати? (куча земли, возвышение)
- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Найдите в тексте. (весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака)
- Вы можете сказать, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (он предвещает что-то недоброе, беду)
- Так что же произойдет дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.
Читает учащийся:
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
Четвёртая остановка
- Почему автор назвал этот стук «зловещим»? (привезли мёртвое тело Нефёда)
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (да, раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко)
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (выздоровеет)
- Я тоже с вами согласна, т. к. на Руси было народное поверье, что, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? (да)
- А ради чего? (ради жизни ребёнка)
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным и близким людям)
- Писатель пишет не об отдельной судьбе, а о состоянии мира в целом, стремится раскрыть всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, запахах и звуках. Красный цвет, который автор использует, описывая болезнь и мечту мальчика, выступает, как антитеза черному и белому. Это рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному мальчику. Красный – цвет крови и огня – используется для выражения волнения, ассоциируется с ранами, с кровью, смертной мукой и очищением. В символике средневекового христианства красный цвет означает любовь и милосердие – символ самопожертвования Христа. И смерть Нефёда – это та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги над отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу). И, наверно, такая сложная символика красного цвета (цвет жизни и цвет войны, опасности и смерти) и отразилась в бунинской характеристике видений бредившего ребёнка: «Стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями».
- В рассказе Бунина речь идет не только о противостоянии Нефёда и вьюги, но и матери с силами природы (вспомните – «непроглядной вьюге, куда-то бешено несущегося степного моря, страшного снега»). Обе стороны столкнулись в битве за ребёнка: воплощённые в природной стихии силы зла – и обращающиеся к Богу («Господи, помоги! Господи, защити!») люди, в действиях которых проявляется промысел Божий. И проникнуть в эту тайну человеку невозможно. Самое важное – понять, что за смертью непременно идёт жизнь. Нефёд пожертвовал своей жизнью ради спасения другого человека.
- Кстати, ребята, у Ивана Алексеевича Бунина был сын Николенька, который умер в пятилетнем возрасте. Кто знает, о чём думал писатель, когда создавал своё произведение. Можно только предполагать…
V Вывод
- Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Слайд 17
Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих писателю нравственных качеств: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Иван Алексеевич был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь русским эмигрантам, никогда ничего не жалел для нуждающихся.
VI ФИЗМИНУТКА
Слайд 18, звучит музыка Slagharen-Kinderdans «Tapati-tapata»
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть. (повторить 2 раза)
VII Обобщение
А теперь поработаем с кластерами (зашифрованная схема). Слайд 19 Закрепим литературоведческие понятия. (дети отвечают на вопросы и заполняют схему)
1. Каков жанр произведения? (рассказ – небольшое эпическое произведение, в котором малое количество действующих лиц) Докажите.
2. Изложите сюжет рассказа. (цепь последовательно развивающихся событий)
3. Какова тема? (о чем)
4. Идея. (главная мысль)
5. Подумайте, какая проблема затронута в этом тексте? (записываем в родительном падеже – проблема чего?) Слайд 20
- Нефёд – выдающаяся личность? (нет, простой, обычный человек)
- Назовите черты характера. (мужество, смелость, находчивость, доброта, решительность – записать в тетради)
VIII Рефлексия
- Вы сегодня хорошо работали, все молодцы. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока, правила составления синквейна перед вами.
правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
- Зачитайте, что получилось.
Нефёд Человек
Добрый, милосердный Обычный, решительный
Живёт, трудится, помогает Работает, сопереживает, отправляется
Спасает других, жертвуя жизнью Погибает ради спасения других
Настоящий человек Герой
IX Заключение
- Ребята, спасибо вам за урок. Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, толерантными, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким.
X Домашнее задание
Слайд 21
Написать отзыв на рассказ «Лапти» И.А.Бунина.
Примерный план
а) В чем состоит главная мысль рассказа Бунина «Лапти»?
б) Кто главные герои рассказа ?
в) Твое отношение к героям рассказа ?
г) Что помогает автору создать ясную картину происходящих событий, переживаний и чувств ?
д) Чем тебе понравился рассказ ?
Литература
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе – М.: Просвещение, 2009
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус. Яз.; Российский фонд культуры. – М.: Азъ Ltd., 1992
Уроки литературы. 7 класс. / Ипполитова Н.А., Трубина Л.А., Чертов В.Ф., Мамонова И.В. – М.: Просвещение, 2010
Интернет-источники
http://www.openclass.ru/lessons/180713
http://easy.4bb.ru/viewtopic.php?id=368
Приложения к Уроку:
Описание методики использования ИКТ во время занятий
Презентация Power Point «Смерть ради жизни» используется по ходу урока. В начале урока учащаяся 7-го класса рассказывает о жизни и творчестве И.А.Бунина с использованием презентации (слайды 2-9). Название изучаемого произведения и цели урока выведены на слайды 10-11. При чтении начала рассказа включается слайд 12 (изображение вьюжной зимы + музыка В.Г.Свиридова «Метель»). Слайд 13 – словарная работа. Слайды 14-16 используются при обсуждении рассказа. Слайд 17 – вывод. Слайд 18 – физминутка (звучит песня Slagharen-Kinderdans «Tapati-tapata»). Слайды 19-20 – работа с кластером, обобщение материала. Слайд 21 – домашнее задание.
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА:
правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5-ти строк (происходит от французского слова, которое означает пять), в которых человек высказывает свое отношение к проблеме, требующее синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Как составить синквейн
Для написания синквейна существуют определенные правила:
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимения, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. В пятой сроке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Схема создания синквейна
1 строка. Кто? Что? (одно существительное)
2 строка Какой? (два прилагательных)
3 строка Что делает? (три глагола)
4 строка Что автор думает о теме? (фраза из четырех слов)
5 строка Кто? Что? (новое звучание темы – одно существительное)
Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5-ти строк (происходит от французского слова, которое означает пять), в которых человек высказывает свое отношение к проблеме, требующее синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Как составить синквейн
Для написания синквейна существуют определенные правила:
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимения, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. В пятой сроке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Схема создания синквейна
1 строка. Кто? Что? (одно существительное)
2 строка Какой? (два прилагательных)
3 строка Что делает? (три глагола)
4 строка Что автор думает о теме? (фраза из четырех слов)
5 строка Кто? Что? (новое звучание темы – одно существительное)
И
.А.Бунин «Лапти»
Бунин И.А. Лапти
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
- Лапти? Что за лапти такие?
- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.