3. Усвоение новых знаний, понимание учащимися нового материала. Практическая работа с текстом. Стадия осмысления и стадия вызова | - Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»? А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором. - У вас на столах лежат листы. На них вы будете записывать свои предположения. Обсудите в группе и запишите коротко 1 понравившееся предположение и аргументы к нему. («Речь пойдет о крестьянской жизни». «О том, как плетут лапти» и «как их правильно носить». «Случай о том, как лапти пропали странным образом» или «кто-то потерял лапти»). - Что вы записали? Рассмотрите иллюстрацию (слайд). Что на ней изображено? Можете предположить, о ком пойдёт речь? - Давайте проверим ваши предположения. Послушайте первую часть текста. Первая часть текста (читает учитель) Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак, и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... -Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле развивается сюжет? - (Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги. Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.) -В какое время года происходит действие в рассказе? -Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.) - В чем необычность его просьбы? (Невозможно добыть лапти, погода плохая) -Какие цветовые эпитеты использует автор? Почему? (прием антитезы, противопоставления) - Как вы теперь полагаете, что произойдет дальше? Запишите свои предположения. - Что вы записали? Почему вы так думаете? ( «Мать сделает что-то, что спасет ребенка». «Случится чудо». «Пурга вдруг закончится и приедет врач»). - Прослушайте 2-ю часть текста. Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: - Ну что, барыня, как? Не полегчало? - Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит... - Лапти? Что за лапти такие? - А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. - Как добывать? - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!.. …Еще подумал. - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то... И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море… Вторая остановка в чтении и беседа. - Как развиваются события? ( Нефед решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа желала. Для этого пошел в соседнее село один, не боясь пурги). -- Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев. (слайд) Как вы думаете, на какой из них изображен Нефед и почему? (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.) - Обратите внимание на взаимоотношение между барыней и Нефедом. Как она называет его? Ответ: - Нефедушкой - О чем это говорит? ( Это говорит о том, что барыня была добрая по отношению к дворовым людям) - Просила ли барыня о том, чтобы Нефед отправился за лаптями? Ответ: - Нет. - Как вы думаете, был ли у Нефеда выбор? Ответы: - Да, он мог не идти. - Почему же он пошел? (Любит мальчика, жалеет барыню, душа желает) -Как Нефёд готовится к выходу? Что взял с собой Нефёд? Почему? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал, как средство опоры в метель.) - Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.) - Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.) - Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ? Запишите. ( «Нефед вернется, принесет лапти». «Нефед придет с врачом». «Пока Нефед ходит, ребенку станет легче».) -Слушаем третью часть текста. Читает ученик. -Что произойдет дальше? (предположения) - А в это время в доме …. (Читаем текст). …Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: - Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: - Господи, помоги! Господи, защити! - Как далее развивается сюжет? Подтвердились ли ваши предположения? Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо. Страшно. -Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.) -Почему ночь казалась еще страшнее? Какие слова в тексте помогают нам это понять? (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем) Слушаем 4 часть. Чтение учителя. И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно… - Утро наступило. Пурга не утихла, но все-таки кто-то добрался. Версии детей как будто совпали с тем, о чем пишет автор. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь? Заполняем вторую колонку предложений: «Наверно, приехал Нефед и привез врача, который вылечит ребенка». «Приехал человек, который спасет мальчика (спаситель)». «Молитвы матери дошли до Бога: случайно забрел человек, который оказался врачом». «Никто не стучал, просто показалось». - Почему автор назвал этот стук зловещим? (Что-то случилось) - Как вы думаете, чем заканчивается рассказ? Запишите. Чувствуется ожидание счастливого финала. - Слушаем последнюю часть текста. …Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье... За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. - Нефед отправился в страшный путь, чтобы спасти чужого ребенка, но о его судьбе автор ничего не говорит. Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.) - Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. - Как вы думаете, смерть Нефёда была напрасной? - Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.) - Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас новосельских мужиков? (Да, раскопав его, мужики поняли, что жильё рядом, близко). - Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.) Уточним тему нашего урока? («Смерть ради жизни») Как вы понимаете это выражение? (смерть помогла кому-то выжить) -Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.) - Связано ли выражение «Смерть ради жизни» с содержанием рассказа? Обоснуйте свой ответ. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся. За образами героев, как вы, наверное, заметили, стоит сам автор. Как бы вы определили писательскую позицию? К чему призывает И.А.Бунин? (К человечности, состраданию) | Выдвигают предположения, оформляют записи на «дереве предсказаний», аргументируют свои предположения. Сравнивают свои предположения с авторским вариантом, отвечают на вопросы, находят аргументы в тексте, выдвигают предположения. Самостоятельно работают с терминами, обращаются к словарям. Сравнивают описание с иллюстрацией Отвечают на вопросы, аргументируют Выдвигают предположения Отвечают на вопросы, аргументируют, выдвигают предположения. Оценивают свою работу группы. | П. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, ориентироваться в тексте художественного произведения Р. Учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля П. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, ориентироваться в тексте художественного произведения Р. Учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля К. Учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владеть устной монологической речью П. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, ориентироваться в тексте художественного произведения Р. Учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля К. Учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владеть устной монологической речью |