СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по рассказу И.А. Бунина "Лапти", 7 класс, литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ( технологическая карта) по рассказу И.А. Бунина "Лапти", 7 класс, литература

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу И.А. Бунина "Лапти", 7 класс, литература»

Технологическая карта урока


Предмет, класс, дата


Литература,7 класс, 08.02.2019

ФИО учителя



Тема урока

Тема. «Смерть ради жизни. Урок по рассказу И.А. Бунина «Лапти».

Место и роль урока в изучаемой теме

1 урок по творчеству И.А.Бунина. На изучение рассказа «Лапти» отводится один урок.

Цель урока

познакомить с рассказом И.А.Бунина «Лапти», определить, в чём заключается нравственная проблематика рассказа.

Методические приёмы

- чтение с остановками, комментирование;

- обращение к личному опыту,

- рисование,

- прогнозирование по названию,

- устное словесное рисование


Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Личностные УУД : иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах.

Регулятивные УУД: прогнозировать и оценивать поступки героев художественного произведения в соответствии с ситуацией.

Познавательные УУД: формировать познавательную цель, находить нужную информацию в тексте.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать и аргументировать свою точку зрения на события, поступки героев, понимать смысл текста, авторскую позицию.

Планируемые результаты

Все учащиеся усовершенствуют навыки анализа рассказа, сумеют определить тему и идею произведения, выделить проблемы, затронутые автором.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Используемые технологии

ТРКМЧП, проблемно-диалогическая, технология продуктивного (смыслового) чтения



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение. Мотивация учебной деятельности

( 1минута)

- Здравствуйте, ребята! предлагаю вам посмотреть за окно… Каким словом вы бы оценили то, что видите? (Зима, красота, великолепие…).

Вот с таким ощущением красоты в ваших душах, с ощущением гармонии мы начнём наш урок.

Эмоционально настраиваются на урок

Л. Приобретаются знания истории культуры своего народа; формируется ответственное отношение к учению.

2. Постановка целей, задач урока


На этом уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.

(сообщение о биографии Бунина)

Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся?

(Рассказ) Автором рассказа является известный русский писатель, прозаик, поэт – Иван Алексеевич Бунин.

-что за предмет мы видим? (слайд)

- Правильно – это лапти. Что вам известно об этой обуви? Видели ли вы ее когда-нибудь? Как же называется рассказ?

(«Лапти»)

Он написан в 1924 году. 

- Сформулируйте тему урока, начав со слова рассказ.

(Рассказ «Лапти» И. А. Бунина)

- К более точной формулировке мы еще вернемся.

( рассказ, тема, идея, проблема) – записать на доске

- Используя ключевые слова сформулируйте задачи урока.

На слайде: Рассказ И.А. Бунина «Лапти».

Задачи:- познакомиться с рассказом И.А. Бунина «Лапти»;

- определить тему и идею произведения;

- выделить проблемы, затронутые автором в рассказе.

Эпиграф: «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)

Как вы понимаете эти слова?

(ответы учащихся)

Для работы нам нужно выяснить значение некоторых слов

(сообщение «Значение слов») (фуксин, зипун, лапти, обыденкой, отвал, милосердие, сострадание).

-(«… у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания»).

Постигая бунинскую прозу, мы будем оперировать некоторыми литературоведческими понятиями. Выполните тест на ваших листах: установите соответствие определения и термина.

Проверьте ваши ответы (слайд).

Учащиеся говорят, что на уроке им предстоит познакомиться с биографией Бунина и проанализировать рассказ «Лапти»




Формулируют тему урока и задачи, используя ключевые слова

П.Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Р. Учатся умению самостоятельно определять цели своего обучения

3. Усвоение новых знаний, понимание учащимися нового материала. Практическая работа с текстом.















Стадия осмысления и стадия вызова

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»? А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.

- У вас на столах лежат листы. На них вы будете записывать свои предположения. Обсудите в группе и запишите коротко 1 понравившееся предположение и аргументы к нему.

(«Речь пойдет о крестьянской жизни». «О том, как плетут лапти» и «как их правильно носить». «Случай о том, как лапти пропали странным образом» или «кто-то потерял лапти»).

- Что вы записали?

Рассмотрите иллюстрацию (слайд). Что на ней изображено? Можете предположить, о ком пойдёт речь?

- Давайте проверим ваши предположения. Послушайте первую часть текста.

Первая часть текста (читает учитель)


Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак, и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

       

-Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле развивается сюжет?

- (Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги. Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.)

-В какое время года происходит действие в рассказе?

-Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

- В чем необычность его просьбы?

(Невозможно добыть лапти, погода плохая)

-Какие цветовые эпитеты использует автор? Почему?

(прием антитезы, противопоставления)


- Как вы теперь полагаете, что произойдет дальше? Запишите свои предположения.

- Что вы записали? Почему вы так думаете?

( «Мать сделает что-то, что спасет ребенка». «Случится чудо». «Пурга вдруг закончится и приедет врач»).


- Прослушайте 2-ю часть текста.

Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

       Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..

Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…


Вторая остановка в чтении и беседа.

- Как развиваются события?

( Нефед решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа желала. Для этого пошел в соседнее село один, не боясь пурги).

-- Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев. (слайд) Как вы думаете, на какой из них изображен Нефед и почему? (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

- Обратите внимание на взаимоотношение между барыней и Нефедом. Как она называет его?

Ответ: - Нефедушкой

- О чем это говорит?

( Это говорит о том, что барыня была добрая по отношению к дворовым людям)

- Просила ли барыня о том, чтобы Нефед отправился за лаптями?

Ответ: - Нет.

- Как вы думаете, был ли у Нефеда выбор?

Ответы: - Да, он мог не идти.

- Почему же он пошел? (Любит мальчика, жалеет барыню, душа желает)

-Как Нефёд готовится к выходу? Что взял с собой Нефёд? Почему?

(Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал,  как средство опоры в метель.)

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)

Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ? Запишите.

( «Нефед вернется, принесет лапти». «Нефед придет с врачом». «Пока Нефед ходит, ребенку станет легче».)

-Слушаем третью часть текста. Читает ученик.

-Что произойдет дальше?

(предположения)

- А в это время в доме …. (Читаем текст).

          …Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

           И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

         

- Как далее развивается сюжет? Подтвердились ли ваши предположения?

Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо. Страшно.

-Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

-Почему ночь казалась еще страшнее? Какие слова в тексте помогают нам это понять? (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем)


Слушаем 4 часть. Чтение учителя.

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…

- Утро наступило. Пурга не утихла, но все-таки кто-то добрался.

Версии детей как будто совпали с тем, о чем пишет автор. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь?

Заполняем вторую колонку предложений: «Наверно, приехал Нефед и привез врача, который вылечит ребенка». «Приехал человек, который спасет мальчика (спаситель)». «Молитвы матери дошли до Бога: случайно забрел человек, который оказался врачом». «Никто не стучал, просто показалось».

- Почему автор назвал этот стук зловещим? (Что-то случилось)


Как вы  думаете, чем заканчивается рассказ? Запишите.

Чувствуется ожидание счастливого финала.


- Слушаем последнюю часть текста.


          …Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

            За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

- Нефед отправился в страшный путь, чтобы спасти чужого ребенка, но о его судьбе автор ничего не говорит. Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

         - Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Как вы думаете, смерть Нефёда была напрасной?

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас новосельских мужиков? (Да, раскопав его, мужики поняли, что жильё рядом, близко).

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

Уточним тему нашего урока? («Смерть ради жизни») Как вы понимаете это выражение? (смерть помогла кому-то выжить)

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

- Связано ли выражение «Смерть ради жизни» с содержанием рассказа? Обоснуйте свой ответ.

Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

За образами героев, как вы, наверное, заметили, стоит сам автор. Как бы вы определили писательскую позицию? К чему призывает И.А.Бунин? (К человечности, состраданию)

Выдвигают предположения, оформляют записи на «дереве предсказаний», аргументируют свои предположения.

















Сравнивают свои предположения с авторским вариантом, отвечают на вопросы, находят аргументы в тексте, выдвигают предположения.














Самостоятельно работают с терминами, обращаются к словарям.










Сравнивают описание с иллюстрацией








Отвечают на вопросы, аргументируют













Выдвигают предположения



Отвечают на вопросы, аргументируют, выдвигают предположения.



Оценивают свою работу группы.


П. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ,

ориентироваться в тексте художественного произведения

Р. Учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля
















П. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ,

ориентироваться в тексте художественного произведения

Р. Учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля



К. Учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владеть устной монологической речью

















П. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ,

ориентироваться в тексте художественного произведения

Р. Учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля



К. Учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владеть устной монологической речью


Физминутка




3. Первичное закрепление новых знаний.

(самостоятельная работа с последующим проговариванием)

Работа в группах.

Расположить обозначенные моменты произведения в соответствии с сюжетом.

  • Болезнь мальчика.

  • Страшная ночь.

  • Непроглядная вьюга утром.

  • Эпизод со спасшимися в пургу новосельскими мужиками.

  • Решение Нефёда идти в Новосёлки.


- У вас на столах лежат конверты со знаком вопроса. Откройте их. Прочитайте вопрос. Обсудите в группе возможные варианты ответа и выберите лучший.

1 группа

Только один герой в рассказе наделен именем. Нефед – это имя произошло от имени «Федор», что означает в переводе с греческого – БОГ. А что тогда означает имя Нефед? Объясните, почему писатель выбрал именно это имя?

2-я группа

Цветопись

Всякий цвет может быть прочтен  как слово или истолкован как сигнал, знак, символ. Какими цветами пользуется автор, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефеда? И как вы это поняли? Как изменяется цветовая гамма от начала рассказа к его финалу?

3-я группа

Какими качествами должен обладать человек, способный на подвиг? Распределите слова на две группы и расположите их на чаше весов (прикрепите на доску магнитами) (сострадание, отчужденность, беспомощность, безысходность, упорство, сопереживание, сочувствие, милосердие.)

- Почему вы их расположили таким образом? Обладал ли этими качествами Нефед?

Обсуждение работ групп.


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с учителем и од-

ноклассниками делают выводы.

К. Учатся владеть устной монологической речью, овладевают навыками работы в группе


П. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ,

ориентироваться в тексте художественного произведения


4. Контроль на этапе окончания учебной темы

(2 мин)

- Давайте вернемся к ключевым словам

Жанр произведения – рассказ

Тема – рассказ о милосердии и самопожертвовании

Идея (что нам хочет сказать автор?) - автор говорит о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям)

Проблемы –милосердия, подвига, самопожертвования, любви к ближнему.

«Лапти»» - это рассказ о жизни и смерти, о величайшем подвиге человека – о самопожертвовании. Смерть Нефеда – это жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги над отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу).

Обратимся вновь к эпиграфу урока.

Формулируют теме и идею произведения

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

5. Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности

(1 мин)

- Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами? Заполните лист самооценки. Оцени свою работу и работу группы.

Домашнее задание я подготовила для вас. Окройте конверт.

- Что является символом доброты, милосердия, жертвенности?

Я хочу подарить вам на память о нашем уроке эти сердечки. Надеюсь, что в вашем сердце всегда найдется место для любви, милосердия, а может быть и подвига ради других людей. Спасибо.

Заполняют таблицу, анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.


Регулятивные оценивают свою работу

Домашнее задание (по выбору)

  • пересказать рассказ «Лапти»;

  • составить характеристику Нефёда;

  • написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».


Приложение


И.А.Бунин, биография

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать «прости» - родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой. 1922

Так Иван Алексеевич Бунин обозначил две основные вехи своего жизненного пути.

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился в обедневшей дворянской семье, детство и юность провёл в деревне. С ранних лет проникся уважением к труду крестьян и испытал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Он хорошо знал жизнь и заботы крестьян. Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с народом отразились в лучших произведениях писателя, в том числе в рассказах «Цифры», «Лапти», «В деревне». В них, кроме того, поднимается важная проблема отношений взрослых и детей в семье. Автор выражает идею о том, что взрослые должны считаться с миром ребёнка, а выбирая линию поведения, должны руководствоваться голосом своего сердца. В особо драматических ситуациях взрослые из любви к ребёнку могут быть готовы на самопожертвование. Рассказ «В деревне» тоже касается взаимоотношений в семье, но ещё содержит заветные мысли самого автора о том, что надо делать так, чтобы было поменьше бедности, и тогда хорошо можно жить в деревне

Бунин одинаково остро и тонко видел всё, что привелось ему видеть в жизни. А видел он очень много, с юных лет заболев скитальчеством, жаждой непременно увидеть всё, до той поры невиданное.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!