Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балаганская средняя общеобразовательная школа №2
Анализ посещённого урока
учителя русского языка и литературы Селивановой Александры Николаевны
Конспект урока составлен на основе рабочей программы по литературе для 7 класса к учебнику В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2014год. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы - первого поколения (Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. (базовый уровень).
С рассказом И.А. Бунина "Лапти» учащиеся знакомятся в 7 классе. Изучению рассказа отводится 1 час (самостоятельное чтение). Всего на изучение творчества Бунина отводится 2 часа, один из них – рассказ «Лапти». Основное внимание на уроке уделялось воспитанию нравственных чувств и качеств толерантности, милосердия, доброты, умение сострадать. Выражать личностное отношение к поднятой проблеме через поступки героев.
Цель урока: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют писателя, попробовать разобраться в человеческих поступках, а также привести жизненные примеры.
Задачи: 1. Характеризовать героев произведения, формировать умения и навыки литературного анализа, работать с ключевыми словами по тексту, выполнять различные творческие задания.
2. Развивать устную речь и словарный запас учащихся, а также умение слушать и аргументировать своё мнение.
3. Воспитывать гуманное отношение к животным и нравственные качества личности: милосердие, сострадание, сочувствие, ответственность.
На уроке использовались разные формы работы с текстом: выразительное чтение отрывков, чтение по ролям, анализ эпизодов. При этом уделялось внимание осмысленному, правильному и грамотному чтению, т.е. качеству чтения. Фронтальные формы работы сочетались с индивидуальными. Была проведена групповая работа, которая помогла сделать вывод по прочитанному произведению. Всего 4 группы, все получили задания разного характера, но все направлены на подведение итога работы над произведением. Итога урока в целом. Отдельные задания требовали выход в интернет, поэтому 2 группы ребят использовали сеть интернета. На уроке использованы элементы новых стандартов, а именно: работа в группах позволила обменяться информацией по теме урока, на этапе подведения итогов вернулись к словам, полученные в начале урока. Использован приём погружения в проблему (что такое нравственность). Работа со схемами. Домашнее задание дифференцированно, состоит из двух видов. Лист оценивания рефлексия.
Урок проведён в классе, где учащиеся имеют достаточный уровень знаний, умений и навыков. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:
- потребность в познавательной деятельности;
- готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся.
В течение урока ученики отвечали на вопросы, связанные с анализом текста, высказывали своё мнение и аргументировали его, принимали точки зрения других учащихся. На уроке учащиеся свободно выражали свои мысли, не опасаясь критики со стороны учителя. Урок прошёл в атмосфере доверия, доброжелательности, открытости, сотворчества и общения. Конечно, в классе есть ребята, которым трудно высказать своё мнение или работать творчески. Но в их глазах не было страха.
На уроке реализовывались следующие принципы обучения:
- принцип научности в воспитании и обучении;
- принцип доступности и учёта возрастных особенностей учащихся;
- принцип последовательности в обучении;
- принцип творческой активности учащихся.
Чтобы выработать умения отличать понятия "нравственность" и "безнравственность", с ребятами была проведена лексическая работа. Ребята поняли, что нравственность - это тепло, добро, сочувствие, сопереживание, нежность, ласка, любовь, забота. Для работы с непонятными словами по тексту была подготовлена инструкция по составлению словаря.
В конце урока был подведён итог работы над темой, а именно, проведена рефлексия, где учащиеся сами смогли оценить результаты своей деятельности. В основе рефлексии использовалась методика «Алфавит» (оценить свою работу на уроке на определённую букву). Например, творческая, активная).
Домашнее задание дифференцированно и носило творческий характер в двух видах:
-придумать продолжение рассказа или изменить финал, чтобы он оказался счастливым.
-написать письмо Нефёду.
Такие задания развивают мыслительные навыки учащихся и способствуют развитию интеллектуальной, одарённой, нравственной личности.
Результат урока. Задачи, поставленные на уроке, реализованы, дети применили знания в новой ситуации. Каждый мог высказать свою точку зрения. Использование наглядности в виде презентации, наглядный материал к уроку, музыка Свиридова «Метель» картина, песня Светланы Копыловой «Окно» позволили на каждом этапе избежать перегрузки и переутомления. Было найдено сходство двух произведений: рассказа и песни. Проведена физминутка (связана с темой урока). Сознательность, самостоятельность и активность детей достигалась в виде стимулирования познавательной активности, с помощью эффективных приёмов и средств наглядности. Урок своей цели достиг.
Просмотр содержимого документа
«Анализ посещённого урока по рассказу Бунина "Лапти"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балаганская средняя общеобразовательная школа №2
Анализ посещённого урока
учителя русского языка и литературы
Селивановой Александры Николаевны
Конспект урока составлен на основе рабочей программы по литературе для 7 класса к учебнику В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2014год. С рассказом И.А. Бунина "Лапти» учащиеся знакомятся в 7 классе. Изучению рассказа отводится 1 час (самостоятельное чтение). Основное внимание на уроке уделялось воспитанию нравственных чувств и качеств толерантности, милосердия, доброты, умение сострадать. Выражать личностное отношение к поднятой проблеме через поступки героев.
Тема урока: « Нравственный смысл рассказа» (по рассказу И.А.Бунина «Лапти»)
Цель урока: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют писателя, попробовать разобраться в человеческих поступках, а также привести жизненные примеры.
Задачи: 1. Характеризовать героев произведения, формировать умения и навыки литературного анализа, работать с ключевыми словами по тексту, выполнять различные творческие задания.
2. Развивать устную речь и словарный запас учащихся, а также умение слушать и аргументировать своё мнение.
3. Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, сострадание, сочувствие, ответственность.
На уроке использовались разные формы работы с текстом: выразительное чтение отрывков, анализ эпизодов. При этом уделялось внимание одному из приёмов технологии критического мышления «чтение с остановками». Фронтальная форма работы сочеталась с индивидуальной, групповой работой. Всего 4 группы, все получили задания разного характера, но все направлены на подведение итога работы над произведением, а именно определить нравственный смысл. Отдельные задания требовали выход в интернет, поэтому 2 группы ребят использовали сеть интернета. На уроке использованы элементы новых стандартов, а именно: работа в группах позволила обменяться информацией по теме урока, на этапе подведения итогов вернулись к словам, полученных в начале урока. Использован приём погружения в проблему (что такое нравственность). Работа со схемами. Домашнее задание дифференцированно, состоит из двух видов. Лист оценивания, рефлексия «Алфавит». Урок проведён в классе, где учащиеся имеют достаточный уровень знаний, умений и навыков.
На уроке учащиеся свободно выражали свои мысли, не опасаясь критики со стороны учителя. Урок прошёл в атмосфере доверия, доброжелательности, открытости, сотворчества и общения. Конечно, в классе есть ребята, которым трудно высказать своё мнение или работать творчески. Но в их глазах не было страха.
Чтобы выработать умения отличать понятия "нравственность" и "безнравственность", с ребятами была проведена лексическая работа. Ребята поняли, что нравственность - это тепло, добро, сочувствие, сопереживание, нежность, ласка, любовь, забота. Для работы с непонятными словами по тексту была подготовлена инструкция по составлению словаря.
В конце урока был подведён итог работы над темой, а именно, проведена рефлексия, где учащиеся сами смогли оценить результаты своей деятельности. В основе рефлексии использовалась методика «Алфавит» (оценить свою работу на уроке на определённую букву). Например: творческая, активная).
Домашнее задание дифференцированно и носило творческий характер в двух видах:
-придумать продолжение рассказа или изменить финал, чтобы он оказался счастливым.
-написать письмо Нефёду.
Такие задания развивают мыслительные навыки учащихся и способствуют развитию интеллектуальной, одарённой, нравственной личности.
Задачи, поставленные на уроке, реализованы, дети применили знания в новой ситуации. Каждый мог высказать свою точку зрения. Использование наглядности в виде презентации, наглядный материал к уроку, музыка Свиридова «Метель» картина, песня Светланы Копыловой «Окно» позволили на каждом этапе избежать перегрузки и переутомления. Было найдено сходство двух произведений: рассказа и песни. Проведена физминутка (связана с темой урока). Сознательность, самостоятельность и активность детей достигалась в виде стимулирования познавательной активности, с помощью эффективных приёмов и средств наглядности. Урок своей цели достиг.
Директор школы______О.Г.Ермакова