СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе по теме: «японские трёхстишия (хокку)»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по теме. Жнакомство с жанром хокку и творчеством японских поэтов.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по теме: «японские трёхстишия (хокку)»»

Тютина О.И.

учитель русского языка и литературы МБОУ

Аннинская СОШ №3


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ЯПОНСКИЕ ТРЁХСТИШИЯ (ХОККУ)»


ЦЕЛЬ урока: в спокойной, творческой обстановке познакомить с жанром хокку.

ЗАДАЧИ урока: развить умение аргументированно отвечать на вопросы, учить видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать любовь ко всему живому, вызвать положительные впечатления.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя:

Горсть семян. Что с ними сделать? Выбросить, забыть о них? Или посеять? А что же вырастет? У каждого своё.

Сегодня мы попробуем вырастить цветы из горсти семян, щедро рассыпанных зарубежными поэтами.

Мы попытаемся понять произведения одного из самых загадочных лирических жанров, создадим неповторимые образы. Только…


Всматривайтесь в привычное-

И вы увидите неожиданное,

Всматривайтесь в некрасивое –

И вы увидите красивое,

Всматривайтесь в простое-

И вы увидите сложное,

Всматривайтесь в малое –

И вы увидите великое!


Как вы думаете, о поэзии какой страны пойдёт речь?

Для Японии символом Родины является и хризантема, и пион, и алые клёны, и дикая вишня-сакура.


Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

Кабаяси Исса

Как вы думаете, какой это жанр?


III.Сообщение темы урока

Это японское трёхстишие (хокку). Именной этой теме посвящён наш сегодняшний урок.

Как вы думаете, почему это трёхстишие? (Стихотворение состоит из трёх строк)

Хокку – трёхстишное лирическое стихотворение в японской поэзии. Оно изображает жизнь человека и природы в их слитном, нерасторжимом единстве. Ударение в хокку роли не играют, рифмы нет, но особое внимание японские поэты уделяют ритму и звуковой организации, трёхстишие строится следующим образом:

В первой и третьей строках по пять слогов, во 2-й – 7 слогов. Здесь нет лишних слов. Всё предельно точно. Такие стихи сочиняются быстро, под влиянием непосредственного чувства. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение.

Мацуо Басё, Кабаяси Исса, Ёса Бусон являются признанными мастерами хокку.

IV. Работа с текстом.

Познакомимся с хокку Кабаяси Исса

Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашён.

О чём это трёхстишие?

(Перед луной всё едино. Будь то кустик или человек. Нельзя присвоить себе то, что принадлежит всем.

А кто-то узнаёт в этих словах мечту о равенстве людей)

Вы заметили, что каждый по-своему понял смысл этого трёхстишия.

А теперь закройте глаза и попробуйте представить:

Цветы сурепки вокруг.

На западе гаснет солнце…

Луна на востоке встаёт

Еса Бусон.

Как вы думаете, какому искусству сродни это трёхстишие? (Живописи)

Какие краски вы видите?

Автор заставляет по-новому взглянуть на ту картину, который каждый видел десятки раз. Нередко хокку писались на сюжеты картин и вдохновляли художников на создание образов.

Попробуем и мы с вами свои силы.

Ученица получает индивидуальное задание. Она попытается стать художником и проиллюстрировать хокку.


А мы продолжим работать.

Жаворонок поёт.

Звонким ударом по чаще

Вторит ему фазан.

Мацуо Басё.


Сродни какому искусству это трёхстишие? (Музыке)

Как вы почувствовали, что звучит музыка?

Какие музыкальные инструменты вы слышите?

Это целый оркестр, жаворонок ведёт мелодию флейты, резкие крики фазана – ударный инструмент.


Как свищет ветер осенний!

Тогда лишь поймёте мои стихи,

Когда заночуете в поле.

Басё.

Мы слышим скрипку.

Но вот ученица выполнила свою индивидуальную работу. Что же у неё получилось? Посмотрим, что вы видите?

А теперь причитаем строки, которые её вдохновили на создание образов.

Уродливый ворон –

И он прекрасен на первом снегу

В зимнее утро!

Мацуо Басё.

Как вы понимаете это трёхстишие? (В этом мире всё неповторимо, стоит только присмотреться. На белом однообразном фоне чёрный ворон выделяется, он особенный, значит, он красив по-своему.)

V. Творческое задание.

А теперь, используя приём контраста, попробуйте сами продолжить следующие трёхстишия. Автор Ёсса Бусон.

Муравей

Чётко вычерчен чёрным

(На белом пионе)


А ещё варианты? А у поэта

На белом пионе


Не забывайте, что для Японии пион – символ Родины.

Продолжаем творческую работу.

Отсюда, оттуда –

Отовсюду они хороши,

(Алые клёны)

А ещё как можно? Вы не забыли о символах Родины? Да, у автора

Алые клёны.


VII. ИТОГИ урока. Подходит к концу наш урок. Я очень рада, что из горсти семян вы смогли вырастить прекрасные цветы, создали чудесные образы, каждый по-своему сумел понять смысл и красоту хокку.

На память об уроке я бы хотела прочитать вам своё любимое трёхстишие Кабаяси Исса:

Наша жизнь – росинка,

Пусть лишь капелька росы –

Наша жизнь – и всё же.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!