СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Японские трёхстишия. Презентация к интегрированному открытому уроку по русской литературе и географии в 7 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт

  1. Класс 7
  2. Дата проведения: 24 апреля 2013 года
  3. Дисциплина: русская литература
  4. Продолжительность: 45 минут
  5. Место проведения: «МОУ Лужбелякская основная общеобразовательная школа»
  6. Тема: Японские трёхстишия
  7. Тип урока: изучение нового материала
  8. Цель: познакомить учащихся с жанром японской поэзии хокку.

Просмотр содержимого документа
«Японские трёхстишия. Презентация к интегрированному открытому уроку по русской литературе и географии в 7 классе»

МОУ «Лужбелякская основная общеобразовательная школа» Японские трёхстишия Открытый урок литературы в 7 классе Учитель Чепайкина Любовь Петровна 24 апреля 2013 года

МОУ «Лужбелякская основная общеобразовательная школа»

Японские трёхстишия

Открытый урок литературы в 7 классе

Учитель

Чепайкина Любовь Петровна

24 апреля 2013 года

Познакомить учащихся с жанром японской поэзии хокку. Познакомить учащихся с жанром японской поэзии хокку.   Задачи: - проанализировать литературу по данной теме; - формировать понятие «японские хокку», дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития; - познакомить с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы. - развивать навык выразительного, вдумчивого чтения; - учить воспринимать авторское видение мира, его позицию; - пробуждать наблюдать, анализировать. - воспитать чувство любви к природе, желания ее сохранять и приумножать, в самом обычном увидеть красоту;

Познакомить учащихся с жанром японской поэзии хокку.

  • Познакомить учащихся с жанром японской поэзии хокку.

 

Задачи:

- проанализировать литературу по данной теме;

- формировать понятие «японские хокку», дать представление о

способах их построения, тематике, истории возникновения и развития;

- познакомить с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы.

- развивать навык выразительного, вдумчивого чтения;

- учить воспринимать авторское видение мира, его позицию;

- пробуждать наблюдать, анализировать.

- воспитать чувство любви к природе, желания ее сохранять и приумножать, в самом обычном увидеть красоту;

ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. 372 тыс. кв. км. Япония — конституционная монархия. Глава государства — император.
  • ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. 372 тыс. кв. км. Япония — конституционная монархия. Глава государства — император.
Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение. После атомной бомбардировки Хиросимы больная лейкемией девочка Садако Сасаки молилась о мире на земле. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде, для исполнения желания надо было свернуть тысячу фигурок. Врач сказал девочке, что сделав тысячную, она поправится. Садако успела сделать 644 журавлика... Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки.

Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение.

После атомной бомбардировки Хиросимы больная лейкемией девочка Садако Сасаки молилась о мире на земле. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде, для исполнения желания надо было свернуть тысячу фигурок. Врач сказал девочке, что сделав тысячную, она поправится. Садако успела сделать 644 журавлика...

Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки.

Молись о счастливых днях! На зимнее дерево сливы Будь сердцем своим похож.  Басё.

Молись о счастливых днях!

На зимнее дерево сливы

Будь сердцем своим похож.

Басё.

Летние картинки Сад и гора вдали Дрогнули, движутся, входят В летний раскрытый дом.  Басё.

Летние картинки

Сад и гора вдали

Дрогнули, движутся, входят

В летний раскрытый дом.

Басё.

Осенние картинки Осень уже пришла!

Осенние картинки

Осень уже пришла!"-

Шепнул мне на ухо ветер,

Подкравшись к подушке моей.

Басё.

Опала листва.

Весь мир одноцветен.

Лишь ветер гудит.

Необычно в Японии всё, например, японский дом

Необычно в Японии всё, например, японский дом

 Символ Японии – ветка сакуры Считается, что в Токио сакура зацветает с 27 марта по 7 апреля, в Саппоро — с 12 марта до 20 апреля, в Киото — с 4 по 16 апреля, в Осаке — с 5 по 13 апреля. Конечно, цифры эти приблизительны и могут варьироваться.

Символ Японии – ветка сакуры

Считается, что в Токио сакура зацветает с 27 марта по 7 апреля,

в Саппоро — с 12 марта до 20 апреля,

в Киото — с 4 по 16 апреля,

в Осаке — с 5 по 13 апреля.

Конечно, цифры эти приблизительны и могут варьироваться.

 В гостях у вишневых цветов Я пробыл ни много ни мало -  Двадцать счастливых дней.  Басё

В гостях у вишневых цветов

Я пробыл ни много ни мало -

Двадцать счастливых дней.

Басё

Японцы празднуют ханами дважды

Японцы празднуют ханами дважды

  Хокку  – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью и лаконизмом.

Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке

(5-7-5), отличающаяся выразительностью и лаконизмом.

1 стих – 5 слогов 2стих – 7 слогов 3 стих – 5 слогов Всего 17 слогов
  • 1 стих – 5 слогов
  • 2стих – 7 слогов
  • 3 стих – 5 слогов
  • Всего 17 слогов
 Нет рифмы.  Ударение роли не играет. Строятся вокруг киго  (слов, прямо или косвенно обозначающих времена года)

Нет рифмы.

Ударение роли не играет.

Строятся вокруг киго

(слов, прямо или косвенно

обозначающих времена года)

Чудная картина, Как ты мне родна : Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег.    А.А. Фет Холодит небо, Ментоловый леденец Луна в разгаре.    Исса Вот выплыла луна, И самый мелкий кустик На праздник приглашен.

Чудная картина,

Как ты мне родна :

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

А.А. Фет

Холодит небо,

Ментоловый леденец

Луна в разгаре.

Исса

Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашен.

 Басё - Мацуо Ёдзаэмон 1644-1694 История жизни  МАЦУО Басё (настоящее имя - Мунэфуса, -великий японский поэт, сыгравший большую роль в становлении поэтического жанра хайкай.

Басё - Мацуо Ёдзаэмон

1644-1694

История жизни

МАЦУО Басё (настоящее имя - Мунэфуса, -великий японский поэт, сыгравший большую роль в становлении поэтического жанра хайкай.

Басё родился в провинции Ига, в центральной части острова Хонсю , в небогатой самурайской семье.

Басё родился

в провинции Ига, в центральной части

острова Хонсю , в небогатой

самурайской семье.

Долгое время Басё жил в предместье Эдо — Фурукаве, в хижине, подаренной ему Сампу, одним из его учеников. Рядом с этой хижиной был посажен банан (басё), поэтому хижина получила название Банановой (басё-ан), отсюда и псевдоним поэта.

Долгое время Басё жил в предместье

Эдо — Фурукаве, в хижине, подаренной ему Сампу, одним из его учеников. Рядом с этой хижиной был посажен банан (басё), поэтому хижина получила название Банановой (басё-ан), отсюда и псевдоним поэта.

В 1961 ГОДУ БАСЁ  ПОСЕТИЛ ХРАМ В НАРА Он будет ходить по дорогам И будет читать стихи…

В 1961 ГОДУ БАСЁ

ПОСЕТИЛ ХРАМ В НАРА

Он будет ходить по дорогам

И будет читать стихи…

Басе много путешествовал. И одно из его путешествий оказалось для него последним.  Басё скончался в возрасте пятидесяти одного года После смерти, Басе в Японии был установлен памятник в его честь

Басе много путешествовал. И одно из его путешествий оказалось для него последним.

Басё скончался в возрасте пятидесяти одного года

После смерти, Басе в Японии был установлен памятник в его честь

Японский поэт Кобаяси Исса родился 15июня 1763- 5января 1828 В возрасте 51 года Исса после долгих странствий вернулся в родные места.  Поэзия Исса отличается использованием личных мотивов, детской простотой, употреблением местных диалектов и диалоговых форм. Из-под пера Кобаяси Исса появилось на свет более 20000 стихотворений и огромное количество рисунков

Японский поэт Кобаяси Исса

родился 15июня 1763- 5января 1828

В возрасте 51 года Исса после долгих странствий вернулся в родные места. Поэзия Исса отличается использованием личных мотивов, детской простотой, употреблением местных диалектов и диалоговых форм. Из-под пера Кобаяси Исса появилось на свет более 20000 стихотворений и огромное количество рисунков "хайга".

Соку-хоси, Аривара Нарихира, Оно Комати, Отомо Якамоти, Камо Мабути    После себя    Что я оставлю на свете?    Цветы - весной,    Летом - кукушки напевы,    Осенью - красные клёны… Рёкан.
  • Соку-хоси,
  • Аривара Нарихира,
  • Оно Комати,
  • Отомо Якамоти,
  • Камо Мабути

После себя

Что я оставлю на свете?

Цветы - весной,

Летом - кукушки напевы,

Осенью - красные клёны… Рёкан.

    Лишь там, где опадает вишни цвет,      Хоть и весна, но в воздухе  летают      Снежинки белые...      Но только этот снег      Не так легко, как настоящий, тает!      Соку-хоси

Лишь там, где опадает вишни цвет, Хоть и весна, но в воздухе летают Снежинки белые... Но только этот снег Не так легко, как настоящий, тает! Соку-хоси

О, если б на свете Вовек не бывало вас Цветущие вишни! Наверно, тогда бы весною Утешилось сердце моё.  Аривара Нарихира

О, если б на свете

Вовек не бывало вас

Цветущие вишни!

Наверно, тогда бы весною

Утешилось сердце моё.

Аривара Нарихира

простота  лаконичность самодостаточность Неопределённость  Хокку – древняя японская национальная стихотворная форма, возникла примерно  в 15-16 веке.
  • простота
  • лаконичность
  • самодостаточность
  • Неопределённость

Хокку – древняя японская национальная стихотворная форма, возникла примерно

в 15-16 веке.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!