СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- исследования (окружающий мир)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:формирование  исследовательских навыков в работе  над понятием «природное сообщество леса», развитие способностей применять знания в учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок- исследования (окружающий мир)»

Урок: Окружающий мир

Класс: 4

Тип урока: Урок - исследование

Тема: Лес – природное сообщество.

Цель:формирование исследовательских навыков в работе над понятием «природное сообщество леса», развитие способностей применять знания в учебной деятельности.

Задачи: расширять представление о лесе, как о природном сообществе;

развивать умение извлекать информацию из разных источников;

развивать умение договариваться при работе в группе, учитывать мнение другого ученика;

воспитывать самостоятельность в работе над заданиями

Предполагаемые результаты

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к изучению темы, умеют договариваться, учитывают мнение друг друга, адекватно оценивают работу в группе.

Предметные: обучающиеся понимают, что такое природное сообщество леса, узнают по иллюстрациям представителей лесного сообщества.

Метапредметные:

Познавательные: обучающиеся осознают значимость всех составляющих лесного сообщества.

Регулятивные : умеют определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; умеют действовать в соответствии с планом; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать и приниматьмнение других.



Технологическая карта урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

2 мин

-Добрый день, у нас гости, повернитесь, улыбнитесь и поприветствуйте их кивком головы.

Чтобы поднять настроение, поиграем в игру «Комплимент»

Все мальчики нашего класса самые………. У

Все девочки нашего класса самые.. .Р

Все гости нашего класса самые ….А

-Получилось слово «УРА», чтобы на уроке все было на «ура» пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения. Повернитесь друг к другу и пожелайте успеха.

Приветствуют гостей.

Называют слова – комплименты.

Поворачиваются друг к другу и в полголоса говорят: «Желаю успеха»

Умные, удивительные, улыбчивые

Радостные, решительные

Аккуратные, активные

Личностные:

Формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности.


Актуализация знаний

4 мин

- Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Чтобы узнать его, послушайте звуки ( включить запись)

- Где можно услышать такие звуки?

( слайд 1 – картинка леса)

- Кому захотелось попасть в лес?

- Почему лес манит человека?

- Чем он интересен?


Слушают звуки

Отгадывают слово.

Отвечают на вопросы.


Познавательные :

Извлекают информацию из услышанного, отвечают на поставленные вопросы


Коммуникативные :

Умеют слушать и понимать других

Умеют высказывать свое мнение

Создание проблемной ситуации


- Готовясь к уроку, я прочитала что лес – это природное сообщество Я долго думала, так ли это.

Пытаются объяснить


Постановка проблемы исследования

2 мин

-Может кто– нибудь поможет разобраться мне?

- Почему не можем дать определение?


Личностные:

Умеют видеть границы собственного знания и «незнания»


Определение темы исследования

- Значит, какая будет тема урока?

( слайд 2 – Лес – природное сообщество)

Называют тему урока

Регулятивные :

Умеют определять тему и цель урока

Формулирование цели исследования

- Какую цель для себя определим?

Называют цель

Выдвижение гипотезы

2 мин

- Мы не можем дать определение, но мы можем сделать предположение. Если лес – это природное сообщество, то все растения и животные должны жить вместе, сообща (на доске)



Предлагают гипотезы








Познавательные:

Выдвигают гипотезы








Выбор метода решения проблемной ситуации

2 мин

-Чтобы доказать или опровергнуть наше предположение, ребята, вы сегодня будете исследователями и будете работать  группами и парой. Давайте вспомним правила работы в группах.(3 слайд)ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:

1. Говори вполголоса;

2. Один говорит – другие слушают;

3. Не перебивай выступающего;

4. С уважением относись друг к другу;

5. Разговор должен идти только о предмете задания.

В конце урока вы оцените работу в группах. Ознакомьтесь с критериями оценки на желтых листах.

-Распределите роли: секретарь, выступающий

Называют правила




Знакомятся с критериями




Распределяют роли















Личностные:

Принимают правила работы в группе



Коммуникативные:

Умеют договариваться и принимать на себя роль



Составление плана исследования


3 мин

- Чтобы исследовать надо составить план, что можно исследовать в лесу.

(На доске план 1, 2, 3.)

-Предлагаю вытянуть ребус и отгадать слово.

- 1 группа будет исследовать растения, 2 - животные, 3 – грибы.

- Как называются ученые, которые изучают растения? (ботаники) Вы будете ботаниками и т.д

1 группа – Ботаники

2 группа – Зоологи

3 группа – Микологи (ученые, которые изучают грибы)



Называют, что можно исследовать

Отгадывают ребусы



Выбирают название для группы










Познавательные:

Умеют читать слова, представленные знаково-символическими средствами









Проверка гипотезы

15 мин

Учитель контролирует работу, помогает.

Самостоятельная работа

Познавательные:

Анализируют материал, составляют схемы, таблицы, текст

Коммуникативные:

Умеют слушать и понимать друг друга, формулировать свое мнение, принимать чужое, умеют мирно договариваться

Интерпретация полученных данных

6 мин

- Время вышло, приглашаю для выступления команду ботаников.

- Приглашаю к выступлению группу зоологов.

-Следующее выступление микологов.



Группы выходят к доске, показывают схемы, таблицы по вэб - камере, выступающий подводит итоги работы в виде небольшого сообщения

Коммуникативные:

Умеют слушать, речь выступающих понятная, громкая.

Вывод по результатам исследовательской работы

3 мин

- Может ли лес обойтись без животных, животные без растений, растения без грибов?

- Какой вывод можно сделать?

- Так что же такое природное сообщество? (4слайд) ( природное СООБЩЕСТВО -  группа растительных или животных организмов, живущих вместе).

- давайте вернемся к нашему предположению. (на доске) Если лес- это природное сообщество, то все в лесу д.б взаимосвязано, все жители живут сообща. Мы доказали это или нет?

- Спасибо, разобрались, теперь я буду это помнить

- Кто часто нарушает жизнь лесного сообщества?

- Из-за необдуманного вмешательства человека, возникают экологические проблемы. Как сохранить сообщество леса?

- 2017 год объявлен годом экологии. Я надеюсь, что вы настоящие друзья леса, и соблюдает правила поведения в лесу. ( слайд 5)

Нет



Всё в лесу взаимосвязано и не могут существовать отдельно.








Да




Отвечают на вопросы

человек

Личностные:

Умеют делать выводы


















Познавательные:

Умеют видеть причинно – следственные связи

Применение новых знаний

3 мин

Проверочная работа. (слайд 6)

Вам предложено ряд утверждений. Если утверждение верно, вы ставите “+”, если неверно - “-”. На эту работу вам дается 2 минуты.

  1. Самый верхний ярус леса образован деревьями. (+)

  2. На деревьях обитают кроты и землеройки. (-)

  3. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (+)

  4. Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу. (-)

  5. Природное сообщество – это группа растений, живущих вместе. (+)

Взаимопроверка и взаимооценка по слайду7.

- Кто получил пять, почему? И т.д.

Выполняют тест

Проверяют и оценивают работу друг друга

Объясняют, почему такая оценка

Регулятивные:

Умеют проверять и оценивать работу друг друга

Итоги урока

2 мин

- Какая была тема урока, цель? Удалось ли доказать наше предположение?

- Оцените работу в группах



Отвечают на вопросы



Оценивают работу в группе

Регулятивные:

Умеют адекватно оценивать свою работу

Домашнее задание

1 мин
























Ботаники

1. Посмотрите видео «Растения смешанного леса».

2. Разбейте растения гербария на группы, в соответствии с ярусами. (Можно воспользоваться текстом «Лесные этажи» на карточке, учебником с. 164-165)

3. Заполните таблицу.

4. Запишите по 2-3 растения в каждую группу.

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений (Можно пользоваться карточкой - помощником)







Лесные этажи”

Лес можно сравнить с лестницей: каждая ступенька - это этаж. Ученые называют эти этажи ярусами и

располагают их в порядке уменьшения. Самые верхние ярусы образованы деревьями (ели, сосны, березы и т. д.). Они

любят свет. На среднем ярусе расположены кустарники (малина, смородина, калина и др.). Ещё ниже - травы 

(черника, брусника, кислица, ландыш и т. д.). Самый нижний - мхи и лишайники. К ярусам не относятся молодые,

подрастающие деревца и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.

Лес имеет огромное значение для человека: защитник воздуха, водоёмов и почв. Лес является домом для растений,

животных, грибов. Место для отдыха человека. Источник ягод, грибов, лекарственных растений. Источник древесины.

В лесу всё взаимосвязано, нельзя нарушать эти связи.



Таблица

ЯРУСЫ ЛЕСА

Верхний

Средний 

Нижний


Самый нижний

 

 

 



 

 


















Карточка – помощник для сообщения

Лес можно сравнить с ____________________ домом. На каждом «этаже» живут свои растения. Самым светлым будет

___________ ярус. Он состоит из светолюбивых деревьев таких как:________________,_____________,____________.

На среднем ярусе располагаются_____________________: ____ __________, _______________.

И нижний ярус это - ____________. Самый нижний - ___________ и __________________. Растения – это

____________ и____ ________ для животных. В лесу всё взаимосвязано.







Для зоологов

1. Посмотрите презентацию на ноутбуке «Животные»

2. Вспомните на какие группы можно разделить животных (можно воспользоваться текстом “Животные леса” на карточке )

3. Заполните схему «Животные леса»

5.Запишите по 2-3 животных в каждую группу ( можно воспользоваться атласом – определителем)

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений (можно пользоваться карточкой - помощником)







Животные леса”

Разнообразен  животный мир леса: здесь можно встретить не только млекопитающих (волк, медведь, белка,

лиса, заяц и др.), но и птиц (дятел, иволга, кукушка, дрозд и т. д.), насекомых (пчелы, мухи, жуки, бабочки,

стрекозы), пресмыкающихся (змеи, ящерицы), земноводных (лягушки, жабы) и червей.

Одни из них обитают на деревьях, другие ведут наземную жизнь, третьи обитают в почве. Лес для животных

является домом. В лесу они находят себе пищу.

Как в природе, так и в жизни человека животные имеют огромное значение. От них получают продукты питания

и сырье для промышленности. Животных используют в качестве рабочего скота.

Но нужно помнить о том, что животных в лесу меньше, чем растений. В лесу все взаимосвязано и неразрывно.

Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.



Схема

Ж ивотные леса













Карточка – помощник для сообщения

Весь лес – от верхушки и до ____________ - заселён животными. На деревьях обитают ____________такие

как:_____________, ______________, _____________. Здесь они вьют свои ___________ и находят себе корм.

Наземную жизнь ведут _____________, ____________, лоси, ____________,_______________.

В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых,____________ _____________ . Все животные леса

взаимосвязаны друг с другом и с растениями. Нельзя нарушать эти связи.











Для микологов:

1. Посмотрите презентацию «Нужны ли лесу грибы?»

2. Разделите грибы на группы по видам и заполните схему.

3. Запишите по 2-3 гриба в каждую группу ( можно воспользоваться атласом – определителем)

4.Заполните таблицу « Значение грибов» (можно воспользоваться текстом “Нужны ли лесу грибы” на карточке )

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений (можно пользоваться карточкой - помощником)







Нужны ли лесу грибы!”

Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из

шляпки, ножки и грибницы (подземная часть гриба).

Грибы" очень нужны в лесу: во-первых, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав

и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными солями; во-вторых, ими питаются многие

животные (олени, белки, сороки, слизни, насекомые); в-третьих, некоторыми ядовитыми для человека грибами

животные лечатся;  в-четвертых, грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших стволов

и сучьев, отмершей листвы) и тем самым они поддерживают круговорот веществ в природе.





Схема

Г рибы















Таблица «Значение грибов»



Польза


Для человека

Для деревьев

Для животных
































Карточка – помощник для сообщения

Грибы – это _________________________________________ . Гриб состоит из _____________, _____________ и

__________________. Грибы бывают съедобные и __________________. Грибы нужны в лесу, потому что они

помогают деревьям всасывать___________________________. Грибами питаются и лечатся _______________ и

_____________ . Грибы способствуют разложению ____________________________ остатков. Без грибов лес

невозможен.

Анкета

Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах:

1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская работа.

1

2

3

4

5



2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5



3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе)

1

2

3

4

5



4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5



Анкета

Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах:

1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская работа.

1

2

3

4

5


2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5


3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе)

1

2

3

4

5


4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5


Анкета

Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах:

1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская работа.

1

2

3

4

5


2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5


3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе)

1

2

3

4

5


4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5


Анкета

Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах:

1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская работа.

1

2

3

4

5


2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5


3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе)

1

2

3

4

5


4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5


Анкета

Обведи в кружочек отметки на оценочных шкалах:

1.Оцени, насколько интересной показалась тебе исследовательская работа.

1

2

3

4

5


2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5


3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе)

1

2

3

4

5


4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5






и


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!