СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Глобус- модель Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру "Глобус- модель Земли"

Тема урока: Глобус – модель Земли..  Цель: создать условия для ознакомления с глобусом – моделью Земли.

Задачи урока: сформировать знания о глобусе как модели Земли, об условных точках и линиях глобуса; продолжать развитие умения моделировать объекты окружающего мира, работать со схемами; воспитывать желание применять знания в практической работе и аккуратность при ее выполнении.

Тип урока: открытие новых знаний Планируемые результаты (предметные):  Знания: Глобус как модель земного шара, отражающая форму и вращение Земли вокруг своей оси. Основные линии и точки глобуса: полюсы, экватор, меридианы, параллели, ось Земли (ее наклон). Деление земного шара на полушария - Северное и Южное, Западное и Восточное.

Основные понятия: глобус, полюсы, параллели, меридианы, экватор, полушария Земли.

Умения: проводить исследования и извлекать нужную информацию из научно-популярного текста.

Универсальные учебные действия  Личностные:  формировать интерес к учебному материалу, знанию основных моральных норм, представлению о ценности и уникальности природного мира. Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.  Познавательные: формировать умение осуществлять поиск нужной информации; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  Коммуникативные: умение договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости, регулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания. 

 

 

  1. Самоопределение к деятельности ( организационный момент)

Начнём урок с психогимнастики.

Приветствую Вас, , на уроке.

Пусть мысли будут быстрыми, как река,

Глубокими, как море,

А память светлой, как безоблачное небо.

Когда вы действуете, вы полезны людям.

– Девиз нашего урока…

«Лучший способ изучить что - либо – это открыть самому».

– Значит, мы открываем что - то новое.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Совершать путешествия мы будем на 3 кораблях, экипажи которых будут менять свои судна, а вот капитаны и их помощники будут постоянно находиться на своем посту. Чтобы отправиться в путешествие отгадайте загадку.

Где так бывает?

Где есть реки, но нет воды, есть города, но нет зданий и есть леса, но нет деревьев?

на географической карте)

Почему карты считают языком географии ( с помощью карты географы представляют собранную о Земле информацию)

Могу ли я сказать, что карта – это тоже чертеж местности, как и план?

Работа в таблице.

План                                       Карта

Территория небольшая            Территория большая

Масштаб большой                   Масштаб маленький

Направление сторон горизонтауказано стрелками      Направление сторон горизонтауказаны линиями ( параллелями и меридианами)

Объекты обозначены  условными знаками

Объекты обозначены условными знаками, условными цветами

Вывод: Для изображения больших территорий лучше использовать карту.

- А как изобразить не участок земной поверхности, а всю Землю? Необходимо ли нам знать форму Земли?

3. Постановка учебной задачи

На листе

Земля – модель - глобус

У меня в ладонях страны,  Реки, горы, океаны.  Догадались, в чём тут фокус?  Я держу руками... 

 

 

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения( «открытие» детьми нового знания)

Что обозначает слово глобус? Мяч в сетке

Как устроен глобус Земное яблоко

Какие бывают глобусы Моряки, щеголи, космонавты…

Глобус – модель Земли. История глобуса. Глобус-планетарий

 

5.Открытие новых знаний.

Самостоятельная работа с информацией в группах. У каждой группы свое задание, над которым она работает. Информация предоставлена на листах , и каждая группа работает по своему плану.

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы в группах.

Группа №1 « Историки»

Исследуют информацию о том, что такое глобус, какие глобусы самые старые, готовят свой постер. Определяют план защиты и спикера группы.

Карточка с заданием № 1

Прочитайте информацию и ответьте на вопросы.

-Что такое глобус?

-Какой Землю представляли люди в древности?

Проведите доказательства шарообразной формы Земли

Как в переводе с английского глобус? На казахском?

Учебник стр 107

Группа выступает с защитой своего постера.

 

Группа № 2  « Исследователи»

-Что означает глобус на латыни?

-Как вращается Земля?

-Какие есть 2 полюса на Земле?

-Что такое экватор?

-Какова его длина?

-Что такое параллели ?

-Что такое меридианы?

Учебник стр 108

Группа № 3

Какие бывают глобусы ?

Моряки, щеголи, космонавты…

Глобусы – “моряки”.  - Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды.  - Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые  глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.  - Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.  - Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Это рельефные глобусы. Есть лунный глобус и глобус Марса. Есть даже глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, млечный путь.

Глобус-великан. Глобус-планетарий

Петр I привез глобус – великан. Диаметр шара глобуса 319 см. Эта модель сочетает в себе земной глобус с планетарием, на ее поверхности изображена карта Земли, а с внутренней стороны – карта звездного неба. Глобус закреплен на железном стержне. Внутри глобуса, за небольшой дверцей, размещены стол и лавка, на которых одновременно могут разместиться 12 человек для наблюдения суточного движения звездного неба, поскольку глобус вращается. Называется Готторпский глобус-планетарий.

 

6.Практическая работа с глобусами

- Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.  - Найдите и покажите на глобусе материки и океаны.  (Самостоятельная работа в группах.)  Задание для первой группы.  Найдите на глобусе материки, назовите их .  1. _______________  2. _______________  3. _______________  4. _______________  5. _______________  6. _______________  Задание для второй группы.  1) Определите самый большой и самый маленький материки.  Самый большой материк - ________________________________________________  Самый маленький материк - ______________________________________________  2) Как называется материк, на котором мы живем?  ( - материк самый большой? / Евразия/- самый маленький? / Австралия /)  3) На каком материке мы живем_______________________________ (Евразия)  

Задание для третьей группы.  Найдите на глобусе океаны и назовите их.  1. _______________  2. _______________  3. _______________  4. _______________  ( Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.)  - Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе. 

Приклейте к глобусу кусочек стикера и повращайте его.

-Что происходит со стикером во время вращения: он стоит на месте или тоже вращается?

-Почему же мы не замечаем вращения Земли?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Вернувшись из экспедиции географы всегда привозили записи, отчеты, научные труды.

Сейчас вам предстоит оформить отчет, используя свои записи.

1.Что такое глобус?

А)Модель земли

Б)Шар

В)Мяч в сетке

2.Какую форму имеет глобус?

А)Шар

Б)Геоид

В)Яблоко

3. Как называют линии, образующие сетку глобуса

А)Линии

Б)Параллели, меридианы

В)Экватор

4.Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении

А)Противоположные

Б)Крайние

В)Северный полюс, Южный полюс

5.Как называют главный пояс Земли

А)Линия

Б)Экватор

В)Геоид

6.Чтение текста  с пометами

«V» - информация мне известна. «+» - узнал что-то новое. «–» - думал иначе. «?» - хочу уточнить (спросить)

 

 

7.Перекрестный опрос (закрепление).  

Критические вопросы «да» или «нет». 1. Уменьшенная модель Земли – глобус? 2. С латинского языка глобус переводится как квадрат? 3. Голубым цветом на глобусе изображены леса? 4. На земном шаре 6 океанов? 5. Коричневым цветом на глобусе изображены океаны? 6. На земле 4 материка? 7. Северная Америка – это материк? 8. Евразия – это океан? 9. Евразия состоит из Европы и Азии? 10. Полюс бывает северный и южный? 11. Экватор делит земной шар на 4 полушария? 12. Самый большой материк Евразия?

7.Кроссворд

8. Обобщение знаний: Наша планета Земля – неповторима. Уникальность Земли, заключается в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее. Чтение стихотворения Е. Шкловского "Ты береги нас". Смотрю на глобус – шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: "Ты береги нас, береги!" В тревоге рощи и леса. Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: "Ты береги нас, береги!" Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной. И шепчут губы: "Не солгу, Я сберегу вас, сберегу!" 6. Итог урока: Критерии оценивания :

1. Правильность ответов.

2. Активная работа при проведении исследования ( Беседа , предложения, выводы)

3. Подготовка спикера группы.

Самооценка работы на уроке. « Древо знаний» - Продолжи предложение.  Я узнал…….  Я смог…….  Мне удалось…….  Мне хотелось бы…..  – А за что вы можете похвалить себя?  - Что не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку?  - О чем захотелось узнать поподробнее?  - Где могут пригодиться умения сбора информации?   

Домашнее задание по выбору. • уметь показывать на глобусе материки и океаны.  • прочитать параграф в учебнике подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово глобус происходит от латинского лова globus – шар. Земля не похожа точно ни на одну фигуру, поэтому ученые дали ей специальное название – геоид.

 

Греческий географ и астроном Гиппарх создал сетку линий – параллелей и меридианов.   - Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.  - Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.  - Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке». Меридианы разделяют глобус и Землю, как апельсин, на дольки. Меридианов – 360. Но на поверхности нашей планеты их нет, это воображаемые линии.

- Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета».  - Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.)  - Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода)  - Что обозначают цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.)  - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны.  - Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета.   Кроссворд

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Глобус- модель Земли"»

Тема урока: Глобус – модель Земли.. 

Цель: создать условия для ознакомления с глобусом – моделью Земли.


Задачи урока: сформировать знания о глобусе как модели Земли, об условных точках и линиях глобуса; продолжать развитие умения моделировать объекты окружающего мира, работать со схемами; воспитывать желание применять знания в практической работе и аккуратность при ее выполнении.


Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты (предметные): 
Знания: Глобус как модель земного шара, отражающая форму и вращение Земли вокруг своей оси. Основные линии и точки глобуса: полюсы, экватор, меридианы, параллели, ось Земли (ее наклон). Деление земного шара на полушария - Северное и Южное, Западное и Восточное.

Основные понятия: глобус, полюсы, параллели, меридианы, экватор, полушария Земли.

Умения: проводить исследования и извлекать нужную информацию из научно-популярного текста.

Универсальные учебные действия 

Личностные:  формировать интерес к учебному материалу, знанию основных моральных норм, представлению о ценности и уникальности природного мира.

Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. 

Познавательные: 
формировать умение осуществлять поиск нужной информации; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 

Коммуникативные: умение договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости, регулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания. 





  1. Самоопределение к деятельности ( организационный момент)

Начнём урок с психогимнастики.

Приветствую Вас, , на уроке.

Пусть мысли будут быстрыми, как река,

Глубокими, как море,

А память светлой, как безоблачное небо.

Когда вы действуете, вы полезны людям.

– Девиз нашего урока…

«Лучший способ изучить что - либо – это открыть самому».

– Значит, мы открываем что - то новое.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Совершать путешествия мы будем на 3 кораблях, экипажи которых будут менять свои судна, а вот капитаны и их помощники будут постоянно находиться на своем посту. Чтобы отправиться в путешествие отгадайте загадку.

Где так бывает?

Где есть реки, но нет воды, есть города, но нет зданий и есть леса, но нет деревьев?

на географической карте)

Почему карты считают языком географии ( с помощью карты географы представляют собранную о Земле информацию)

Могу ли я сказать, что карта – это тоже чертеж местности, как и план?

Работа в таблице.

План Карта

Территория небольшая Территория большая

Масштаб большой Масштаб маленький

Направление сторон горизонтауказано стрелками Направление сторон горизонтауказаны линиями ( параллелями и меридианами)

Объекты обозначены условными знаками

Объекты обозначеныусловными знаками, условными цветами

Вывод: Для изображения больших территорий лучше использовать карту.

- А как изобразить не участок земной поверхности, а всю Землю? Необходимо ли нам знать форму Земли?

3. Постановка учебной задачи

На листе

Земля – модель - глобус

У меня в ладонях страны, 
Реки, горы, океаны. 
Догадались, в чём тут фокус? 
Я держу руками... 







  1. Построение проекта выхода из затруднения( «открытие» детьми нового знания)

Что обозначает слово глобус? Мяч в сетке

Как устроен глобус Земное яблоко

Какие бывают глобусы Моряки, щеголи, космонавты…

Глобус – модель Земли. История глобуса. Глобус-планетарий



5.Открытие новых знаний.

Самостоятельная работа с информацией в группах. У каждой группы свое задание, над которым она работает. Информация предоставлена на листах , и каждая группа работает по своему плану.

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы в группах.

Группа №1 « Историки»

Исследуют информацию о том, что такое глобус, какие глобусы самые старые, готовят свой постер. Определяют план защиты и спикера группы.

Карточка с заданием № 1

Прочитайте информацию и ответьте на вопросы.

-Что такое глобус?

-Какой Землю представляли люди в древности?

Проведите доказательства шарообразной формы Земли

Как в переводе с английского глобус? На казахском?

Учебник стр 107

Группа выступает с защитой своего постера.



Группа № 2 « Исследователи»

-Что означает глобус на латыни?

-Как вращается Земля?

-Какие есть 2 полюса на Земле?

-Что такое экватор?

-Какова его длина?

-Что такое параллели ?

-Что такое меридианы?

Учебник стр 108

Группа № 3

Какие бывают глобусы ?

Моряки, щеголи, космонавты…

Глобусы – “моряки”. 
- Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды. 
- Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые 
глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете. 
- Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль. 
- Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Это рельефные глобусы. Есть лунный глобус и глобус Марса. Есть даже глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, млечный путь.

Глобус-великан. Глобус-планетарий

Петр I привез глобус – великан. Диаметр шара глобуса 319 см. Эта модель сочетает в себе земной глобус с планетарием, на ее поверхности изображена карта Земли, а с внутренней стороны – карта звездного неба. Глобус закреплен на железном стержне. Внутри глобуса, за небольшой дверцей, размещены стол и лавка, на которых одновременно могут разместиться 12 человек для наблюдения суточного движения звездного неба, поскольку глобус вращается. Называется Готторпский глобус-планетарий.



6.Практическая работа с глобусами

- Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю. 
- Найдите и покажите на глобусе материки и океаны. 
(Самостоятельная работа в группах.) 
Задание для первой группы. 
Найдите на глобусе материки, назовите их . 
1. _______________ 
2. _______________ 
3. _______________ 
4. _______________ 
5. _______________ 
6. _______________ 

Задание для второй группы. 
1) Определите самый большой и самый маленький материки. 
Самый большой материк - ________________________________________________ 
Самый маленький материк - ______________________________________________ 
2) Как называется материк, на котором мы живем? 
( - материк самый большой? / Евразия/- самый маленький? / Австралия /) 
3) На каком материке мы живем_______________________________ (Евразия)


Задание для третьей группы. 
Найдите на глобусе океаны и назовите их. 
1. _______________ 
2. _______________ 
3. _______________ 
4. _______________ 
( Всего на земле 4 океана:Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.) 
- Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе. 

Приклейте к глобусу кусочек стикера и повращайте его.

-Что происходит со стикером во время вращения: он стоит на месте или тоже вращается?

-Почему же мы не замечаем вращения Земли?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Вернувшись из экспедиции географы всегда привозили записи, отчеты, научные труды.

Сейчас вам предстоит оформить отчет, используя свои записи.

1.Что такое глобус?

А)Модель земли

Б)Шар

В)Мяч в сетке

2.Какую форму имеет глобус?

А)Шар

Б)Геоид

В)Яблоко

3. Как называют линии, образующие сетку глобуса

А)Линии

Б)Параллели, меридианы

В)Экватор

4.Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении

А)Противоположные

Б)Крайние

В)Северный полюс, Южный полюс

5.Как называют главный пояс Земли

А)Линия

Б)Экватор

В)Геоид

6.Чтение текста с пометами

«V» - информация мне известна.
«+» - узнал что-то новое.
«–» - думал иначе.
«?» - хочу уточнить (спросить)





7.Перекрестный опрос (закрепление).


Критические вопросы «да» или «нет».
1. Уменьшенная модель Земли – глобус?
2. С латинского языка глобус переводится как квадрат?
3. Голубым цветом на глобусе изображены леса?
4. На земном шаре 6 океанов?
5. Коричневым цветом на глобусе изображены океаны?
6. На земле 4 материка?
7. Северная Америка – это материк?
8. Евразия – это океан?
9. Евразия состоит из Европы и Азии?
10. Полюс бывает северный и южный?
11. Экватор делит земной шар на 4 полушария?
12. Самый большой материк Евразия?

7.Кроссворд

8. Обобщение знаний:
Наша планета Земля – неповторима. Уникальность Земли, заключается в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее.

Чтение стихотворения Е. Шкловского "Ты береги нас".
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги!"
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: "Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!"

6. Итог урока:
Критерии оценивания :

1. Правильность ответов.

2. Активная работа при проведении исследования ( Беседа , предложения, выводы)

3. Подготовка спикера группы.

Самооценка работы на уроке. « Древо знаний»
- Продолжи предложение. 
Я узнал……. 
Я смог……. 
Мне удалось……. 
Мне хотелось бы….. 
– А за что вы можете похвалить себя? 
- Что не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку? 
- О чем захотелось узнать поподробнее? 
- Где могут пригодиться умения сбора информации? 


Домашнее задание по выбору.
• уметь показывать на глобусе материки и океаны. 
• прочитать параграф в учебнике
подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.













Слово глобус происходит от латинского лова globus – шар. Земля не похожа точно ни на одну фигуру, поэтому ученые дали ей специальное название – геоид.


Греческий географ и астроном Гиппарх создал сетку линий – параллелей и меридианов.  
- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы. 
- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели. 
- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке». Меридианы разделяют глобус и Землю, как апельсин, на дольки. Меридианов – 360. Но на поверхности нашей планеты их нет, это воображаемые линии.

- Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета». 
- Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.) 
- Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода) 
- Что обозначают цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.) 
- Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны. 
- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета. 
Кроссворд





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!