СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Государство и его роль в жизни общества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 9 Цель: -формировать представление учащихся о государстве как о главном институте политической системы, рассмотреть формы правления государством и признаки  правового государства;  -развивать критическое мышление, умение  классифицировать современные государства; -воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее. Тип урока: комбинированный

 

Просмотр содержимого документа
«Урок «Государство и его роль в жизни общества»»



Тема урока: «Государство и его роль в жизни общества»

предмет: Человек. Общество. Право.

Учитель: Кубенова К.И. КГУ «Юбилейная средняя школа»

Класс: 9

Цель: -формировать представление учащихся о государстве как о главном институте политической системы, рассмотреть формы правления государством и признаки правового государства;

-развивать критическое мышление, умение классифицировать современные государства;

-воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: государство, функции государства, признаки государства, формы государственного устройства, правовое государство. Методы: словесный, частично-поисковый .Оборудование: раздаточный материал, Конституция РК, политическая карта, оценочные листы, листы для рефлексии. Ход урока. Организационный момент.

Приветствие! Психологический настрой.

Упражнение «Скипетр-держава» Определение темы и цели урока

Учащимся предлагается определить тему и цели урока.

Двигаясь по цифрам от 1 до 11, вы сможете узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.



1.

гос

4.

И

7.

Оль

8.

В

2.удар

11.

ве

6.о р

10.

ест

5.ег

3.ство

9.Общ


Тема урока: «Государство и его роль в обществе»

  1. Актуализация знаний.

  1. «Понятийное колесо» : государство, политика, власть

  2. «Фронтальный опрос»

-Назовите государственные органы осуществляющие политическую власть в стране?

«Скелет рыбы»

- Назовите признаки государства

Работа с одаренным ребенком.

-На основе предложенного текста документа, выделите, какой указан признак правового государства.

Работа с документом. Ш. Монтескье, французский философ-просветитель:

«Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, — свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издать тиранические законы, будет выполнять их тираническим образом. Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью законодательной, то власть над жизнью и свободой граждан будет произвольной, ибо судья явится законодателем. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя…»

Ответ: признак - разделение властей

3. «Оценивание» (оценочный лист)

  1. Изучение нового материала. Вывод: Государство- главный институт политической системы.

Изучение нового материала проходит с помощью игры «Нет вопросов».

Суть игры в том, что по ходу изучения нового материала класс будет участвовать в игре «Нет вопросов».

Учитель: - Посмотрите на лист бумаги на ваших партах. Он заполнен разными вопросами. Ответы на них будете находить в процессе выполнения заданий. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет вычеркнут. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока у вас не осталось вопросов».

Лист «Нет вопросов»

  1. Государство выполняет ряд важных функций. Какие это функции?

  2. Какие меры должно предпринимать правительство?

  3. Какие вы знаете способы приобретения власти?

  4. Чем власть законная отличается от незаконной?

  5. Какие вы знаете формы правления государства?

  6. Что такое монархия? Назовите виды монархий.

  7. Что такое республика? Назовите виды республик.

  8. Что такое диктатура?

  9. Что является началом и условием правового государства?

  10. Какие существуют признаки правого государства?

  11. Где отражены признаки правового государства?


«Диалоговое обучение» ( работа в парах)

Самостоятельная работа учащихся с учебником

1 пара. Функции государства (стр.101-102).

2 пара. Назовите способы обретения власти. Охарактеризуйте, каким способом получены власть в монархии, в республике и диктатура (стр.102).

3 пара. Охарактеризуйте форму правления – абсолютная монархия.(стр.102-103)

4 пара. Охарактеризуйте форму правления – конституционная монархия.(стр.(103)

Физминутка.

5 пара. Охарактеризуйте форму правления – парламентская республика(стр. 103)

1 пара. Охарактеризуйте форму правления – президентская республика (стр. 104)

2 пара. Охарактеризуйте форму правления –диктатура (стр.104-105)

3 пара. Дайте характеристику правовому государству (стр.105)

Выступление учащихся. «Вращающийся круг»


«Вызов»

-Является ли Республика Казахстан – правовым

государством?


Правовое государство - это государство, в котором все граждане и должностные лица, государственные органы ,все правовые акты подчинены

и должны соответствовать Конституции.

- Перед вами Конституция РК. Найдите положения характеризующие государство как правовое(1-4 статьи).

«Осмысление»

Работа с Конституцией РК.


Признаки правового государства:

1.Народ - единственный источник власти

2.Народ осуществляет власть непосредственно и опосредованно

3.Референдум – высшее выражение власти народа

4.Принцип разделения властей

5.Верховенство закона

6.Гарантия прав личности

7.Правовая культура личности

8.Законность и правопорядок


-А скажите мне ребята. Соответствует ли то, что записано в Конституции современным казахстанским реалиям и если «да» или «нет». То приведите примеры.

Работа с политической картой мира.

Учащиеся показывают государства и называют их форму правления, пользуясь раздаточным материалом в котором указаны формы правлений государств.

  1. Закрепление изученного материала:

1 «Колесо понятий».

Прочитайте и определите, о какой из форм государства идёт речь.


  • Государство, где на всей территории действует единая центральная власть. (Это простая форма государства – унитарное)

  • Государство, части которого обладают значительной самостоятельностью. (Эта форма сложного государства – федерация)

  • Государство, во главе которого правитель, получивший власть по наследству. (Монархия)

  • Государство, в котором власть принадлежит выборным органам. (Республика)

  • Государство, в котором уважаются права человека, а народ участвует в управлении и решении общих дел. (Демократия)

  • Государство, где власть незаконно захвачена либо осуществляется с помощью жёстких мер (армии, полиции, тюрьмы) единоличным правителем, который попирает права граждан, не допускает их к участию в управлении государством. ( Диктатура)


Оценивание . Учащиеся обмениваются листами ответов.

  1. «Синквейн» Государство

  1. Подведение итогов.


Работа с оценочными листами.

Выставление оценок.

Карточка самоконтроля _________________________________(Ф. И.)

 

Задание

Критерии оценивания

1

Домашнее задание

2

Работа в паре.


3

Участие в игре «нет вопросов»


4

Закрепление нового материала


5

Итоговая оценка






  1. Домашнее задание. параграф 17, эссе «Казахстан правовое государство?»


  1. Рефлексия. «Аквариум»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!