Урок № 11
Обществознание, 9
Д.З.: § 8, ??, задания «в классе и дома»
© А.И. Колмаков
Цели урока
- Содействовать осознанию меры свободы и равенства в обществе через принятия правовых норм, сохранение миропорядка;
- Развивать представление о происхождении миропорядка, формах его сохранения и правах человека;
- Воспитывать юридически грамотных, дисциплинированных граждан с активной жизненной позицией
Понятия, термины
- гражданин;
- гражданство;
- государство;
- социальные нормы;
- право;
- правовой (нормативный) акт;
- нормы права;
- частное и публичное право
Изучение нового материала
1. Право в жизни человека и общества.
2. Гражданин и государство.
3. Потребность в порядке и справедливости.
4. Норма права. Закон.
5. Система права, отрасли права.
6. Меры свободы.
7. Естественное право.
8. Право и закон.
Право в жизни человека и общества
Гражданин и государство
Власть в
стране
Принятие
решений
Сувернитет
Издает
законы
Представляет
страну
Осуществляет
правосудие
Гражданин и государство
Обязанность гражданина: соблюдать законы, уважать права других людей, платить налоги и охранять природу, защищать государство
Обязанность государства: действовать в рамах законов, нести ответственность перед гражданином
Потребность в порядке и справедливости
Обществу нужен порядок (предотвращение раздоров и
споров, войн и конфликтов, междоусобиц)
Право как регулятор отношений, имеющее «управу» на нарушителей, норма, установленная, контролируемая обеспеченная государством
В истории России: «Русская правда», «Солическая правла», «Правда Ярославичей»
Потребность в порядке и справедливости
Сила
принуждение
справедливость
Поддерживает
право
государство
Защищает
право
Норма права. Закон
Нормативно-правовой акт — официальный акт в письменной форме, появляющийся в результате правотворчества компетентных органов государственной власти, которым устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
- Норм.-правов. акт является одним из видов источников права.
- Норм.-правов. акты делятся на законы и подзаконные акты.
Действие норм.-правов. акта определяется:
- временем, в течение которого он сохраняет свою юридическую силу;
- территорией, на которую он распространяется;
- предметом, т. е. определенной областью общественных отношений, которую он регулирует;
- лицами, на которых он распространяется.
- Конституционные нормы;
- Нормы закона;
- Нормы подзаконного акта
Законы принимает: законодательная власть, парламент (в России – Федеральное собрание) или народ (путём референдума)
Подзаконные акты:
- указы (принимает президент);
- постановления (правительство);
- приказы и инструкции (министерства)
Конституция (лат. constitutio — установление, устройство) —
нормативно-правовой акт наивысшей юридической силы, который принимается в результате прямого волеизъявления народа или специальным конституционным собранием, К. закрепляет общественно-политические и экономические основы устройства государства и жизнедеятельности общества и поэтому является базовым документом для законодательства.
Понятие системы права
Объективно существующее,
внутреннее строение права,
его подразделение на отрасли,
подотрасли, институты и нормы
Элемент системы права. Существует
не обособленно, а в зависимости от
предназначения объединяются в
институты права
Основной элемент системы права,
представленный совокупностью
правовых норм, регулирующих
однородную группу отношений.
Понятие системы права
Нормы права, которые распространяются
на конкретные отношения, регулируемые
данной отраслью права.
Нормы права, которые распространяются
на все отношения, регулируемые данной
отраслью права
-взаимозависимостью и связью правовых норм.
-регулирует отношения всей совокупностью
юридических средств.
-целостностью и согласованностью.
правоотношения
Для возникновения необходимо:
-наличие действующих норм права
-наступление юридических фактов
Вид и мера должного поведения
стороны правоотношения.
Вид и мера возможного
поведения его носителя
Можно отказаться!
Нельзя отказаться!
Мера свободы
Государство, где
справедливый закон
Равенство всех
перед законом
Где нет справедливых
законов -хаос
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (по И. Канту) предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели (например, требование честности):
- " поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом ";
- " поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству ";
- " принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы ": следует "совершать все, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы".
Правовые акты, отражающие меру свободы:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Международная хартия прав человека;
- Конституция Российской Федерации
Публичное и частное право
Относится к
пользе
частных лиц.
Относится к
положению
государства
Древний Рим
-это право, защищающее интересы
лица в его взаимоотношениях с
государством, регулирует сферы,
в которые вмешательство
государства ограниченно.
отношения между государством
и гражданами. Стороны в этих
отношениях выступают как
неравноправные.
Естественное право
- Естественное право - право, данное человеку природой, не нуждающееся в декларациях и правовых институтах. Естественные права неотторжимы от их носителя.
- К естественным правам можно отнести: право жить на поверхности планеты Земля, размножаться, добывать пищу и участвовать в любых информационных процессах, необходимых для сохранения собственной жизнедеятельности. Естественные права по сути являются свойствами человека.
Право на социальную
значимость и внутреннюю
гармонию
Право на рождение
Право создавать семью
Право носить бороду
Контрольные вопросы
1. Каковы основные назначения права в обществе?
2. В чём смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?
3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?
4. Чем объясните потребность общества в чёткой упорядоченности деятельности людей?
5. Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чём сходство и различие?.