СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по истории «Начало правления Ивана IV: становление личности царя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Право, его роль в жизни общества и государства. 

Цель: закрепить представление учащихся о том, что такое право, о его необходимости в обществе и государстве.  

Задачи: 

- образовательные: выяснить, что мораль и право тесно взаимосвязаны, закрепить знания об источниках права и структуре правовой нормы. 

- развивающие: формировать умение анализировать и обобщать информацию, работать с правовыми источниками.  

- воспитательные: формировать навыки групповой работы, способность к сотрудничеству, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся. 

Тип урока: комбинированный 

Оборудование: доска, мел. 

Основные понятия: право, естественное право, конституция, закон, подзаконные акты

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по истории «Начало правления Ивана IV: становление личности царя».»

Тема: Право, его роль в жизни общества и государства.

Цель: закрепить представление учащихся о том, что такое право, о его необходимости в обществе и государстве.

Задачи:

- образовательные: выяснить, что мораль и право тесно взаимосвязаны, закрепить знания об источниках права и структуре правовой нормы.

- развивающие: формировать умение анализировать и обобщать информацию, работать с правовыми источниками.

- воспитательные: формировать навыки групповой работы, способность к сотрудничеству, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: доска, мел.

Основные понятия: право, естественное право, конституция, закон, подзаконные акты.

Ход урока:


I. Организационный момент (3 мин.) Приветствие учащихся. Проверка посещаемости, наличия учебников, тетрадей.


II. Актуализация знаний (15 мин)

Давайте ответим на вопросы предыдущей главы.

  1. В чем состоит связь политики и власти? Какую роль играет политика в жизни общества.

  2. Соотнесите понятия «политический режим», «форма правления» и «форма государственно-территориального устройства». Существует ли между ними непосредственная связь? Обоснуйте свой вывод и проиллюстрируйте его примерами.

  3. Как вы полагаете, почему праву необходима сила государства, а государственной власти необходима справедливость права?

  4. Охарактеризуйте сущность правового государства.

  5. Как осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства? Почему наибольшее развитие гражданское общество получает в правовом государстве?

  6. Зачем создаются политические партии? Чем они отличаются от других организаций.


III. Изучение нового материала (20 мин)

План:

  1. Что такое право?

  2. Мера свободы, справедливости и ответственности.

  3. Норма права. Закон.

  4. Система законодательства.

  5. Право и закон.

Итак, давайте подумаем, как в обществе можно добиться порядка и справедливости? (ответы учащихся)

Людям всегда был остро необходим регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. Так появилось право, функция которого предотвращать конфликты, а уж если они возникли- помогать их разрешать мирным путем.

Давайте запишем определение: Право - совокупность общеобязательных норм (правил) охраняемых законом, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

Признаки права:

- основано на принципах справедливости ценностях, уважаемых в обществе.

- носит общеобязательный характер, нарушение несет юридическую ответственность.

- выражено в нормативных (правовых) актах.

- связано с государством (правила, выработанные в обществе устанавливаются и утверждаются государством)

Термин право используется в нескольких смысловых значениях.

1) Правовые нормы- с помощью которых осуществляется управление в государстве, устанавливается равный для всех порядок.

2) Высшие, независимые от государства нормы и принципы: справедливость и правда.

3) Естественное право- (данное от природы человеку при рождении) на жизнь, вероисповедания (никто не может его отнять).

Работа с документом на странице 73, ответить на вопросы после документа.

Норма права. Закон.

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, то ее закрепляют в официальном (государственным) письменном документе. Такие документы называют нормативными (или правовыми) актами. Ими могут быть:

-Конституция (основной закон);

-законы;

- подзаконные акты (указы, постановления).

Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, есть нормы закона и есть нормы подзаконного акта.

Давайте с вами поясним (запишем в тетрадь) Закон- это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила нормативного акта зависит от того, какой орган государства его принимает. Высшая юридическая сила закона определяется тем, что их принимает высшая законодательная власть (парламент) Федеральное Собрание или так же непосредственно народом страны - путем референдума (прямого голосования избирателей).

Также законы подразделяются на основной (конституция) и обыкновенные.

Подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы, инструкции) Важно знать, что подзаконные акты издаются только на основе законов и не могут им противоречить.

Давайте с вами разберем, в чем же основной смысл правовой нормы? Главное ее предназначение- регулировать общественные отношения. Каждая норма содержит четко установленную меру (объем) определенных прав и обязанностей. Норму принятую государством, обязаны все- и отдельные лица и организации. Норма права становится общеобязательной, государство же строго следит за ее исполнением, а при необходимости может и заставить ее соблюдать.

Давайте запишем определение правовой нормы- это охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

Если будем сравнивать норму права с другими социальными нормами (моралью и обычаем) какие вы можете назвать отличительные особенности?

- закрепленность в законе (или других нормативных актах):

- общеобязательность:

- обеспечивается силой государства.

Система законодательства.

Под законодательством понимают всю совокупность нормативных актов, действующих в стране. Законодательство, т. е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав- отрасль права.

Отрасль права- совокупность правовых норм, которые регулируют отдельную сферу близких по своему характеру общественные отношения.

(выполнить 1 задание на стр. 77).

Право и закон.

Право и закон тесно взаимосвязаны, но и различаются между собой (читают стр. 76 пункт право и закон). Назвать основные признаки, отличающие право от закона.

Право: первичный элемент- норма права. Характер: выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости, может быть только справедливым.

Закон: первичный элемент- нормативный акт. Характер- может быть и справедливым и несправедливым.


IV. Закрепление изученного материала (5 мин)

Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку.

Учащиеся проводят самоконтроль за усвоением основного содержания лекции, отвечая на вопросы письменно.
1) что на уроке было главным;
2) что на уроке было интересным;
3) что нового сегодня узнали;
4) чему научились?
5) что вызвало затруднение


V. Выставление оценок. Домашнее задание (2 мин) § 8.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!