ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»
«Право, его роль в жизни общества и государства»
Выполнила учитель И. А. Трухина
учитель I квалификационной категории
г. Благовещенск 2017
Цели и задачи урока:
- закрепить представления учащихся о том, что такое право, о его необходимости в государстве и обществе.
- выяснить, что мораль и право тесно взаимосвязаны, закрепить знания об источниках права и структуре правовой нормы.
Конкурс «Мораль и право»
Конкурс «Закон»
Конкурс «Правовые нормы»
Конкурс «Правила для нас»
Конкурс «Мораль и право»
Задание 1:
придумать по 5 примеров морали и права по темам:
2 команда
«Школа»
3 команда
«Улица»
1 команда
«Семья»
Конкурс «Мораль и право»
Задание 2:
разделить слова в карточках на две группы: в первую группу - слова, относящиеся к морали, а во вторую – относящиеся к праву.
1 команда : «Штраф, угрызение совести, лишение специальных прав, товарищеский суд, лишение свободы, списывание домашнего задания, грубость.»
2 команда : «Стыд, арест, конфискация, мнение коллектива, осуждение друзей, забывчивость, отказ от уборки класса, ограничение свободы передвижения.»
3 команда : «исправительные работы, общественное осуждение, предупреждение, мера воздействия со стороны администрации предприятия, лишение водительских прав, отсутствие на субботнике, опоздание на урок, домашний арест.»
Конкурс «Закон»
Задание:
Что означает «закон»? Для чего нужны законы?
1 команда : отношение к закону, действующему в государстве, может быть различным. Обязан ли человек исполнять закон, который кажется ему несправедливым? Как поступить, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом?
2 команда : действие юридических законов ограничено территорией того государства, в котором они приняты. Так, законы России действуют только на её территории, а Франции – только на французской. А как быть с кораблями, находящимися в открытом море или у причалов другого государства? Какие законы действуют на кораблях в этом случае и почему? Кто обязан наблюдать за их исполнением?
3 команда : английский философ 17 века Джон Локк утверждал: «Там, где нет законов, там нет и свободы.» Почему? Как вы понимаете смысл приведённых выше слов? Неужели свобода предполагает обязательное наличие законов?
Конкурс «Правовые нормы»
Задание 1:
Найдите в тексте Конституции нормы-разрешения (ст. 23, 26, 29,31,32, 41и т.д.), нормы-требования (ст.38 ,43, 44,49,50 и т.д) нормы-запреты (ст.17,21, 24, 25, 29,32 и т.д.) Каждая команда должна найти по 5 примеров каждой из правовых норм.
Задание 2:
А теперь вспомним строение правовой нормы. Из каких частей она состоит? Проанализируйте статьи Конституции, найдя в них гипотезу, диспозицию и санкцию. (Ст. 38,34,35,4759 и т.д.)
Конкурс «Правила для нас»
Задание:
Для того чтобы каждый ученик чувствовал себя хорошо, радовался встрече с одноклассниками, важно договориться между собой о соблюдении вами некоторых правил. Пусть это будут нормы права, действующие в вашем классе. Каждая команда придумает правила одного вида.
3 команда
«правила-запреты»
1 команда
«правила-разрешения»
2 команда
«правила-требования»
Величайшая проблема человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, – достижение всеобщего правового гражданского общества. (И. Кант)
Спасибо за игру!