СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Основные этапы информационного развития общества.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Информатика.

Преподаватель: Амирханова А. К.

Курс 1.

Специальность: 40.20.01. Право и организации специального обеспечения.

Тема урока: Основные этапы информационного развития общества.

Роль информационной деятельности в современном обществе.

 

 

Информация - это знания, данные, сведения, сообщения об окружающем нас мире, зафиксированные на материальных носителях.

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способст­вующих правильной переработке информации и принятию необ­ходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства.

Этапы появления средств и методов обработки ин­формации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, оп­ределяются как информационные революции. При этом обще­ство переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей ги­гантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С пози­ций информатики это можно оце­нить как появление качественно нового (по сравнению с устной фор­мой) средств и методов накопления информации.

Вторая информационная рево­люция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, из­менившего человеческое общество, культуру и организацию деятель­ности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печат­ной продукции сделало культурные ценности общедоступны­ми, открыло возможность самостоятельного и целенаправлен­ного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совер­шенный способ хранения информации.

Третья информационная рево­люция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились те­леграф, телефон и радио, позво­ляющие оперативно передавать информацию в любом объеме. По­явилась возможность обеспечить более оперативный обмен инфор­мацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столе-ия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компью­терные сети, системы передачи данных (информационно-комму­никационные системы) и т. д. Благодаря этой революции чело­вечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятель­ности. Этим средством является компьютер.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычисли­тельных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенство­ванию принципов их работы и элементной базы, то есть состав­ляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в ре­зультате которых происходила смена поколений компьютеров (табл. 1.1).

Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одной фазы к другой.

Таблица 1.1. Поколения компьютеров

Поколение

Элементная база

Характеристика

Первое поко­ление (сере­дина 40-х -конец 50-х годов)

Электронные лампы

ЭВМ отличаются огромными габаритами, большим потреб­лением энергии, малым быстро­действием, низкой надеж­ностью. Программирование ведется в кодах.

Второе поко­ление (конец 50-х - сере­дина 60-х го­дов)

Полупроводнико­вые элементы, транзисторы

Улучшены все технические характеристики. Для програм­мирования используются алго­ритмические языки.

Третье поко­ление (сере­дина 60-х -конец 70-х годов)

Интегральные схемы, много­слойный печат­ный монтаж

Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, уве­личение производительности. Возможность доступа с удален­ных терминалов.

Четвертое поколение (конец 70-х годов по на­стоящее вре­мя)

Микропроцессо­ры, большие ин­тегральные схемы

Улучшены технические характе­ристики. Массовый выпуск пер­сональных компьютеров.

Перспекти­вы разви­тия

Мощные многопроцессорные вычислительные сис­темы с высокой производительностью; создание дешевых микрокомпьютеров; разработка интел­лектуальных компьютеров. Внедрение компьютер­ных сетей во все сферы и их объединение; распре­деленная обработка данных; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.

 

 

Характеристика информационного общества

 

Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень ско­ро человечество окажется на пороге новой эры в развитии циви­лизации — информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных лю­дей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпри­нять какие-либо действия, необходимо провести большую рабо­ту по сбору и переработке информации, ее осмыслению и ана­лизу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения спе­циальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой дея­тельности обеспечит доступ к надежным источникам информа­ции, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оп­тимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движу­щей силой развития общества должно стать производство не ма­териального, а информационного продукта. Что же касается мате­риального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значи­тельной степени зависеть от объ­ема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского ре­шения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производ­ство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индуст­риальным обществом, где все направлено на производство и по­требление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От че­ловека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общест­ва станут различного рода системы на базе компьютерной техни­ки и компьютерных сетей, информационные технологии, систе­мы телекоммуникационной связи.

Информационное общество — это общество, в котором большинст­во работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информа­ционного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в еди­ное компьютеризированное и информационное сообщество лю­дей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными элек­тронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на об­работке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Информатизация общества организованный процесс интеграции информационных технологий во все сферы деятельности общества и человека, а также создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, организаций, органов государственной власти.

 

Компьютеризация общества - процесс развития компьютерной технической базы общества, обеспечивающий протекание информационных процессов в обществе

 

В информационном обществе процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации.

 

Информатика (от информация и автоматика) -наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценивания информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.

 

Признаки информационного общества

  • Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
  • Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
  • Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
  • Безопасность информационного общества, информации.
  • Защита интеллектуальной собственности.
  • Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

 

Негативные тенденции, наблюдаемые в информационном обществе:

  • информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

 

 

 

Понятие информационного ресурса

 

На рисунке представлены наиболее распространенные основные виды ресурсов. Понятие информационных ресурсов является сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России 25 января 1995 года, дано следующее определение понятия информационные ресурсы:

 

ИРО – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

 

Этот закон является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства – новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.

 

Между ИР и всяким иным существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается «несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.

 

Информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Можно определить информационные ресурсы следующим образом:

 

«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики. При этом будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

 

Другими словами, в понятие «информационные ресурсы общества» в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний, которая еще не отделена от их живых носителей – членов данного общества и характеризуется уровнем образования, воспитания и профессиональной квалификации людей.

 

Знание как национальное достояние в развитии страны

 

В статье 9 федерального закона России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Эти ресурсы признаются общегосударственной значимостью аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.

 

Классификация национальных информационных ресурсов:

  • библиотечные,
  • архивные,
  • научно-техническая информация,
  • правовая информация,
  • отраслевая информация,
  • финансовая и экономическая информация,
  • информация о природных ресурсах и т.д.

 

Существуют еще несколько форм представления знаний в обществе, которые находятся вне рамок информационных ресурсов (в их понимании, приведенном в федеральном законе России). Прежде всего, это овеществленные знания, представленные в виде всех объектов техносферы, которая искусственно создана человеком в результате развития цивилизации. Эти знания могут быть сохранены и переданы последующим поколениям и без их документирования на бумажных или же электронных носителях (например, международные, национальные и региональные выставки достижений).

Другая форма представления знаний в обществе – это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения – человеческая память. Для использования этих знаний и представления их в виде информационных ресурсов общества используются специальные методы, получившие в нашей стране название инженерии знаний, которая все более широко используется в экспертных системах и других системах искусственного интеллекта.

 

В работах по социальной информатике обращено внимание на проблему, связанную с «живым знанием», «утечки мозгов из России». По данным МВД России наиболее выездной возраст 31-45 лет. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится возможность. «Внутренняя» утечка умов еще основательнее, так как очень много ученых покидает науку ради успеха в бизнесе или политике.

На сегодняшний день исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе «живых знаний», предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для России.

Классификация информационных ресурсов

 

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

  • тематика хранящейся в них информации – общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и пр.;
  • форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
  • доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
  • принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;
  • источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
  • назначение и характер использования информации – массовое, региональное, ведомственное и т. п.;
  • форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
  • вид носителя информации – бумажный, электронный.

 

Информационные продукты и услуги

 

Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.

 

Информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.

 

Информационная услуга – предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.

Поиск и подбор информации;

Консалтинг;

Обучение;

Телекоммуникации;

И пр.

 

Основные виды информационных продуктов. Схема, которая наиболее полно отражает многообразие информационных продуктов на рисунке.

 

Информационный рынок

 

Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов.

Товар – информационные продукты и услуги.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений – информационного рынка.

Структура информационного рынка на рисунке.

 

Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.

 

Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники

  • Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
  • Службы связи и телекоммуникации;
  • Бытовые службы;
  • Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);
  • Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;
  • Консалтинговые фирмы;
  • Биржи;
  • Частные лица (программисты) и пр.

 

Пользователи информации – организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий

 

Потребители информации – частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.

Частные лица;

Предприятия;

Органы власти;

Иностранные государства.

 

Несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса

информатизации общества цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.

 

Информационный бизнес

 

Это сравнительно новая отрасль деловой активности общества. Но в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике.

Высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес.

Под информационным бизнесом понимается не только предпринимательство в информационной сфере, но и оно охватывает торговлю и посредничество на информационном рынке, организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.

 

Образовательные информационные ресурсы:

- библиотечные образовательные ресурсы

- архивные ресурсы

- информация по различным научным отраслям

- любые информационные ресурсы, используемые в образовательных целях

 

 

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с индустриальной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Как вы представляете информационное общество?

6. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Основные этапы информационного развития общества.»

Предмет: Информатика.

Преподаватель: Амирханова А. К.

Курс 1.

Специальность: 40.20.01. Право и организации специального обеспечения.

Тема урока: Основные этапы информационного развития общества.

Роль информационной деятельности в современном обществе.



Информация - это знания, данные, сведения, сообщения об окружающем нас мире, зафиксированные на материальных носителях.

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способст­вующих правильной переработке информации и принятию необ­ходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства.

Этапы появления средств и методов обработки ин­формации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, оп­ределяются как информационные революции. При этом обще­ство переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей ги­гантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С пози­ций информатики это можно оце­нить как появление качественно нового (по сравнению с устной фор­мой) средств и методов накопления информации.

Вторая информационная рево­люция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, из­менившего человеческое общество, культуру и организацию деятель­ности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печат­ной продукции сделало культурные ценности общедоступны­ми, открыло возможность самостоятельного и целенаправлен­ного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совер­шенный способ хранения информации.

Третья информационная рево­люция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились те­леграф, телефон и радио, позво­ляющие оперативно передавать информацию в любом объеме. По­явилась возможность обеспечить более оперативный обмен инфор­мацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столе-ия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компью­терные сети, системы передачи данных (информационно-комму­никационные системы) и т. д. Благодаря этой революции чело­вечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятель­ности. Этим средством является компьютер.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычисли­тельных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенство­ванию принципов их работы и элементной базы, то есть состав­ляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в ре­зультате которых происходила смена поколений компьютеров (табл. 1.1).

Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одной фазы к другой.

Таблица 1.1. Поколения компьютеров

Поколение

Элементная база

Характеристика

Первое поко­ление (сере­дина 40-х -конец 50-х годов)

Электронные лампы

ЭВМ отличаются огромными габаритами, большим потреб­лением энергии, малым быстро­действием, низкой надеж­ностью. Программирование ведется в кодах.

Второе поко­ление (конец 50-х - сере­дина 60-х го­дов)

Полупроводнико­вые элементы, транзисторы

Улучшены все технические характеристики. Для програм­мирования используются алго­ритмические языки.

Третье поко­ление (сере­дина 60-х -конец 70-х годов)

Интегральные схемы, много­слойный печат­ный монтаж

Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, уве­личение производительности. Возможность доступа с удален­ных терминалов.

Четвертое поколение (конец 70-х годов по на­стоящее вре­мя)

Микропроцессо­ры, большие ин­тегральные схемы

Улучшены технические характе­ристики. Массовый выпуск пер­сональных компьютеров.

Перспекти­вы разви­тия

Мощные многопроцессорные вычислительные сис­темы с высокой производительностью; создание дешевых микрокомпьютеров; разработка интел­лектуальных компьютеров. Внедрение компьютер­ных сетей во все сферы и их объединение; распре­деленная обработка данных; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.



Характеристика информационного общества


Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень ско­ро человечество окажется на пороге новой эры в развитии циви­лизации — информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных лю­дей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпри­нять какие-либо действия, необходимо провести большую рабо­ту по сбору и переработке информации, ее осмыслению и ана­лизу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения спе­циальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой дея­тельности обеспечит доступ к надежным источникам информа­ции, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оп­тимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движу­щей силой развития общества должно стать производство не ма­териального, а информационного продукта. Что же касается мате­риального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значи­тельной степени зависеть от объ­ема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского ре­шения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производ­ство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индуст­риальным обществом, где все направлено на производство и по­требление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От че­ловека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общест­ва станут различного рода системы на базе компьютерной техни­ки и компьютерных сетей, информационные технологии, систе­мы телекоммуникационной связи.

Информационное общество — это общество, в котором большинст­во работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информа­ционного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в еди­ное компьютеризированное и информационное сообщество лю­дей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными элек­тронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на об­работке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Информатизация общества организованный процесс интеграции информационных технологий во все сферы деятельности общества и человека, а также создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, организаций, органов государственной власти.


Компьютеризация общества - процесс развития компьютерной технической базы общества, обеспечивающий протекание информационных процессов в обществе


В информационном обществе процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации.


Информатика (от информация и автоматика) -наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценивания информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.


Признаки информационного общества

  • Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

  • Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

  • Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

  • Безопасность информационного общества, информации.

  • Защита интеллектуальной собственности.

  • Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.


Негативные тенденции, наблюдаемые в информационном обществе:

  • информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.




Понятие информационного ресурса


На рисунке представлены наиболее распространенные основные виды ресурсов. Понятие информационных ресурсов является сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России 25 января 1995 года, дано следующее определение понятия информационные ресурсы:


ИРО – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).


Этот закон является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства – новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.


Между ИР и всяким иным существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается «несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.


Информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Можно определить информационные ресурсы следующим образом:


«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики. При этом будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.


Другими словами, в понятие «информационные ресурсы общества» в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний, которая еще не отделена от их живых носителей – членов данного общества и характеризуется уровнем образования, воспитания и профессиональной квалификации людей.


Знание как национальное достояние в развитии страны


В статье 9 федерального закона России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Эти ресурсы признаются общегосударственной значимостью аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.


Классификация национальных информационных ресурсов:

  • библиотечные,

  • архивные,

  • научно-техническая информация,

  • правовая информация,

  • отраслевая информация,

  • финансовая и экономическая информация,

  • информация о природных ресурсах и т.д.


Существуют еще несколько форм представления знаний в обществе, которые находятся вне рамок информационных ресурсов (в их понимании, приведенном в федеральном законе России). Прежде всего, это овеществленные знания, представленные в виде всех объектов техносферы, которая искусственно создана человеком в результате развития цивилизации. Эти знания могут быть сохранены и переданы последующим поколениям и без их документирования на бумажных или же электронных носителях (например, международные, национальные и региональные выставки достижений).

Другая форма представления знаний в обществе – это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения – человеческая память. Для использования этих знаний и представления их в виде информационных ресурсов общества используются специальные методы, получившие в нашей стране название инженерии знаний, которая все более широко используется в экспертных системах и других системах искусственного интеллекта.


В работах по социальной информатике обращено внимание на проблему, связанную с «живым знанием», «утечки мозгов из России». По данным МВД России наиболее выездной возраст 31-45 лет. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится возможность. «Внутренняя» утечка умов еще основательнее, так как очень много ученых покидает науку ради успеха в бизнесе или политике.

На сегодняшний день исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе «живых знаний», предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для России.

Классификация информационных ресурсов


Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

  • тематика хранящейся в них информации – общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и пр.;

  • форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

  • доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

  • принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;

  • источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;

  • назначение и характер использования информации – массовое, региональное, ведомственное и т. п.;

  • форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

  • вид носителя информации – бумажный, электронный.


Информационные продукты и услуги


Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.


Информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.


Информационная услуга – предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.

Поиск и подбор информации;

Консалтинг;

Обучение;

Телекоммуникации;

И пр.


Основные виды информационных продуктов. Схема, которая наиболее полно отражает многообразие информационных продуктов на рисунке.


Информационный рынок


Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов.

Товар – информационные продукты и услуги.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений – информационного рынка.

Структура информационного рынка на рисунке.


Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.


Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники

  • Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

  • Службы связи и телекоммуникации;

  • Бытовые службы;

  • Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);

  • Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;

  • Консалтинговые фирмы;

  • Биржи;

  • Частные лица (программисты) и пр.


Пользователи информации – организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий


Потребители информации – частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.

Частные лица;

Предприятия;

Органы власти;

Иностранные государства.


Несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса

информатизации общества цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.


Информационный бизнес


Это сравнительно новая отрасль деловой активности общества. Но в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике.

Высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес.

Под информационным бизнесом понимается не только предпринимательство в информационной сфере, но и оно охватывает торговлю и посредничество на информационном рынке, организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.


Образовательные информационные ресурсы:

- библиотечные образовательные ресурсы

- архивные ресурсы

- информация по различным научным отраслям

- любые информационные ресурсы, используемые в образовательных целях



Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с индустриальной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Как вы представляете информационное общество?

6. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!