СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Формирование культурного пространства единого российского государства"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание единого государства привело к формированию русской национальной русской культуры

Просмотр содержимого документа
«Урок "Формирование культурного пространства единого российского государства"»

Аттестуемый педагог Полшкова Тамара Викторовна

Предмет История

Класс 6

Тема урока " Формирование культурного пространства единого Российского государства"

Цели урока: сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы в XIV – XVI вв

Тип урока : Комбинированный.

Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, групповая, фронтальная, самостоятельная, презентация по теме.

Оборудование: Учебник «История России с древнейших времен до начала XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания.


План урока


I. Мотивация к учебной деятельности

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала

IV. Физкультминутка

V. Первичное осмысление и закрепление изученного

VI. Итоги урока. Рефлексия

VII.Домашнее задание


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности



Ход урока:



Этапы урока


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся


Универсальные

учебные действия

(УУД)

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Чудесный день!

И настроение чудесное - подстать.

Так разрешите мне урок с улыбочки начать.


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Беседа

Организует беседу по вопросам:

– Что такое опричнина? Каковы были итоги опричнины? Что такое заповедные лета?

Оставил ли Иван Грозный после себя наследника?

Мы начинаем изучение темы “ Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках ”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?

- Вспомните особенности развития русской культуры в XII – XIII. Каковы характерные черты западноевропейской культуры в XV – XVI вв.?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение



Происходит формулирование задания и проблемы урока

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Изучение нового материала

Беседа










Записи основных положений в тетради







Работа с учебником

Как вы думаете, какие события русской истории повлияли на развитие культуры?

Ключевое значение для культурной жизни России XV—XVII вв. имели подъем национального самосознания и освобождение от золотоордынского ига, формирование великорусской народности и единого государства, а также расширение культурных связей с соседними странами и народами. Происходит постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование на этой основе общерусской культуры. Запишем.

1.Возрождение единой русской культуры.

2.Русская культура приобретает самобытные национальные черты, освобождается от византийского влияния.

3.Главной темой становится укрепление мощи единого государства.

4.Расширение культурных контактов с другими странами

Работа в группах

1. группа Просвещение. Составьте схему – Просвещение в 14 - 16 веках. Определите какие произведения появились в этот период времени. (Апостол, Часословец).

2 группа. Составьте схему – Устное народное творчество с 14 – 16 веках.

3 группа – составьте схему Литература в 14 – 16 веках.

А теперь давайте проанализируем наши записи.

Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами.









Составляют схемы и записывают ее на доске.







От каждой группы желающие у доски производят анализ своих схем.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

IV Физкультминутка






V. Первичное осмысление и закрепление изученного


Организует работу с учащимися

Таким образом, мы с вами можем сказать, что создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.

Производят анализ урока и приходят к выводу, подтверждают проблему, поставленную в начале урока

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Как развивалось просвещение в 14 – 16 веках?

- Какие изменения происходят в литературе и устном народном творчестве?

- Какие новые произведения появились в этот период времени?

- К чему привело изобретение книгопечатания?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

VII. Домашнее задание

§ 27, составить таблицу по теме

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!