Белобородова Е.М.
Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.
МБОУ СОШ № 5 город-курорт Геленджик
В данной статье рассматривается воспитательная систему класса, направленная на развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Ключевые слова: «воспитательная система», «создание условий для развития», «законы жизни»,
Введение.
В чём смысл современной концепции воспитательной системы класса? Какое место имеет эта система в формировании личности ребёнка? Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Эти и многие другие вопросы обсуждаются педагогическим сообществом уже много лет. В воспитательной системе, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, идейно-нравственные ценности, освоение жизни ребёнком идёт естественным образом. В сложный период масштабных политических и социально-экономических изменений в Российском государстве и обществе учителю очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов построения жизнедеятельности в классном сообществе. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.
Цель программы: построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
1. Проектирование образа жизни классного сообщества с учётом личностных качеств каждого ребёнка.
2.Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.
3.Воспитание человека, способного успешно адаптироваться к жизни в современном обществе.
Гипотеза программы: предположим, что создание воспитательной системы класса будет способствовать формированию гармонично развитой личности младшего школьника.
Новизна программы заключается в том, что в результате многолетнего поиска удалось создать такую систему, которая способствует развитию и раскрытию личности учащихся.
Практическая значимость программы определяется внедрением полученных результатов в деятельность классного руководителя начальной школы, их положительным воздействием на формирование личности младшего школьника.
Этапы развития воспитательной системы:
1.Проектирование системы с учётом индивидуальных особенностей воспитанников (1класс).
2.Становление и стабильное функционирование системы (2-3класс).
3.Адаптированный переход из начальной школы в среднее звено (4класс).
Принципы воспитательной системы:
1.Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и родителей.
2.Принцип индивидуализации и дифференциации.
3.Принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности классного сообщества.
4.Принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи и школы.
5.Принцип сотворчества детей и взрослых.
6.Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.
7.Принцип открытости, доброжелательности.
8.Принцип равенства всех участников воспитательного процесса.
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, осенние и весенние походы, Новогодний праздник, праздники к 23 Февраля и 8 Марта, Дни именинника, игры-путешествия и др. Важную роль в развитии и раскрытии способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, основная цель которых заключается не в том, чтобы дать детям готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению, творчеству. Развитию личности младшего школьника способствует также формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса, осуществляемых в рамках деятельности системы самоуправления под названием «Маленькая страна».
Воспитательная система класса-максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы-наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями, классные часы с участием шефов-старшеклассников. В развитии младших школьников активно используется социокультурный потенциал города: Дворец культуры, библиотека, музей, музыкальная школа, спортивные секции, центры дополнительного образования. Вся деятельность направляется на то, чтобы учащиеся в течение 4-х лет смогли развивать личностные качества, соответствующие сформулированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы, который складывается из 5 компонентов:
Нравственного: восприятие и понимание детьми таких ценностей, как «семья», «школа», «Родина», «природа», «дружба», «уважение», умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
Познавательного: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
Коммуникативного: умение говорить и слушать, писать стихи, сочинять сказки, способность сопереживать, сочувствовать.
Художественного: раскрытие творческих способностей, эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающем мире, наличие собственного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
Физического: стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, соблюдение режима дня и правил личной гигиены.
Совместно с учениками и родителями мы разработали «Законы нашей жизни».
Закон уважения: «Уважай людей, тогда люди будут уважать тебя».
Закон храбрости: «Будь храбрым и не бойся препятствий».
Закон любви: «Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает».
Закон доброты: «Доброта-это сила. Не бойся быть сильным, дари людям добро».
Закон трудолюбия: «Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад».
Закон дисциплины: «Дисциплинированному человеку не страшны трудности».
Закон милосердия: «Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!»
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. В своей работе я использую различные формы работы с семьей.
Групповые:
родительское собрание, конференция, родительские клубы, круглый стол,
встречи родителей и родительского комитета с администрацией школы, специалистами в различных областях, вечер вопросов и ответов, обмен опытом,
совместное празднование детей и родителей традиционных праздников, совместные спортивные соревнования с детьми и родителями, неделя творческого общения детей и родителей, участие группы родителей в походах и поездках с учащимися.
Индивидуальные:
консультации, беседы, посещение на дому.
Подобные мероприятия помогают мне выявить проблемы в семье, предоставляют возможность родителям обменяться опытом воспитания детей, задать волнующие их вопросы, обсудить и найти решения текущих проблем, а также формируют коллектив родителей – единомышленников, у которых одна цель – создание для ребенка комфортных условий в семье и школе.
Для выявления эффективности и корректировки деятельности воспитательной системы регулярно проводится анкетирование и диагностика состояния учебно-воспитательного процесса в классе.
Заключение.
Результативность воспитательной системы заключается в том, что мои воспитанники будут: порядочными, и своими поступками, не запятнают право называться человеком; сильными и преодолевающими все трудности, какими бы они ни были; мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придётся пожалеть на склоне лет; образованными, интеллектуально, культурно развитыми; гордящимися своей Родиной; чувствующими прекрасное, недаром говорят, что «красота спасёт мир»; добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту; здоровыми духом и физически.
Достаточно нескольких лет работы с ребятами, чтобы «посеять семена», которые в будущем «дадут всходы». «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
Ш.А.Амонашвили.
Литература
1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. КН.1. СПб., 1998.
2. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания.
// Народное образование. – 2002. № 4 стр. 12-14.
3.Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М., 1998.
4.Шилова М.И. теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. 2000. № 6.
5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., ВАКО,2002
6. Катович Н.К. Модели воспитания школьников. Минск, 2002.
7. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. М., 1998
8. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М., Аст-пресс, 1999.
9. Кадман И. Гилат М. Воспитание без насилия // Классный руководитель. 2000. № 4.
10. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1997.
Просмотр содержимого документа
«Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.»
Статья/Педагогика ,психология и социология – Общая и дошкольная педагогика.
Белобородова Е.М.
Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.
МБОУ СОШ № 5 город-курорт Геленджик
В данной статье рассматривается воспитательная систему класса, направленная на развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Ключевые слова: «воспитательная система», «создание условий для развития», «законы жизни»,
Введение.
В чём смысл современной концепции воспитательной системы класса? Какое место имеет эта система в формировании личности ребёнка? Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Эти и многие другие вопросы обсуждаются педагогическим сообществом уже много лет. В воспитательной системе, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, идейно-нравственные ценности, освоение жизни ребёнком идёт естественным образом. В сложный период масштабных политических и социально-экономических изменений в Российском государстве и обществе учителю очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов построения жизнедеятельности в классном сообществе. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.
Цель программы: построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
1. Проектирование образа жизни классного сообщества с учётом личностных качеств каждого ребёнка.
2.Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.
3.Воспитание человека, способного успешно адаптироваться к жизни в современном обществе.
Гипотеза программы: предположим, что создание воспитательной системы класса будет способствовать формированию гармонично развитой личности младшего школьника.
Новизна программы заключается в том, что в результате многолетнего поиска удалось создать такую систему, которая способствует развитию и раскрытию личности учащихся.
Практическая значимость программы определяется внедрением полученных результатов в деятельность классного руководителя начальной школы, их положительным воздействием на формирование личности младшего школьника.
Этапы развития воспитательной системы:
1.Проектирование системы с учётом индивидуальных особенностей воспитанников (1класс).
2.Становление и стабильное функционирование системы (2-3класс).
3.Адаптированный переход из начальной школы в среднее звено (4класс).
Принципы воспитательной системы:
1.Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и родителей.
2.Принцип индивидуализации и дифференциации.
3.Принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности классного сообщества.
4.Принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи и школы.
5.Принцип сотворчества детей и взрослых.
6.Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.
7.Принцип открытости, доброжелательности.
8.Принцип равенства всех участников воспитательного процесса.
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, осенние и весенние походы, Новогодний праздник, праздники к 23 Февраля и 8 Марта, Дни именинника, игры-путешествия и др. Важную роль в развитии и раскрытии способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, основная цель которых заключается не в том, чтобы дать детям готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению, творчеству. Развитию личности младшего школьника способствует также формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса, осуществляемых в рамках деятельности системы самоуправления под названием «Маленькая страна».
Воспитательная система класса-максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы-наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями, классные часы с участием шефов-старшеклассников. В развитии младших школьников активно используется социокультурный потенциал города: Дворец культуры, библиотека, музей, музыкальная школа, спортивные секции, центры дополнительного образования. Вся деятельность направляется на то, чтобы учащиеся в течение 4-х лет смогли развивать личностные качества, соответствующие сформулированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы, который складывается из 5 компонентов:
Нравственного: восприятие и понимание детьми таких ценностей, как «семья», «школа», «Родина», «природа», «дружба», «уважение», умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
Познавательного: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
Коммуникативного: умение говорить и слушать, писать стихи, сочинять сказки, способность сопереживать, сочувствовать.
Художественного: раскрытие творческих способностей, эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающем мире, наличие собственного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
Физического: стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, соблюдение режима дня и правил личной гигиены.
Совместно с учениками и родителями мы разработали «Законы нашей жизни».
Закон уважения: «Уважай людей, тогда люди будут уважать тебя».
Закон храбрости: «Будь храбрым и не бойся препятствий».
Закон любви: «Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает».
Закон доброты: «Доброта-это сила. Не бойся быть сильным, дари людям добро».
Закон трудолюбия: «Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад».
Закон дисциплины: «Дисциплинированному человеку не страшны трудности».
Закон милосердия: «Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!»
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. В своей работе я использую различные формы работы с семьей.
Групповые:
родительское собрание, конференция, родительские клубы, круглый стол,
встречи родителей и родительского комитета с администрацией школы, специалистами в различных областях, вечер вопросов и ответов, обмен опытом,
совместное празднование детей и родителей традиционных праздников, совместные спортивные соревнования с детьми и родителями, неделя творческого общения детей и родителей, участие группы родителей в походах и поездках с учащимися.
Индивидуальные:
консультации, беседы, посещение на дому.
Подобные мероприятия помогают мне выявить проблемы в семье, предоставляют возможность родителям обменяться опытом воспитания детей, задать волнующие их вопросы, обсудить и найти решения текущих проблем, а также формируют коллектив родителей – единомышленников, у которых одна цель – создание для ребенка комфортных условий в семье и школе.
Для выявления эффективности и корректировки деятельности воспитательной системы регулярно проводится анкетирование и диагностика состояния учебно-воспитательного процесса в классе.
Заключение.
Результативность воспитательной системы заключается в том, что мои воспитанники будут: порядочными, и своими поступками, не запятнают право называться человеком; сильными и преодолевающими все трудности, какими бы они ни были; мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придётся пожалеть на склоне лет; образованными, интеллектуально, культурно развитыми; гордящимися своей Родиной; чувствующими прекрасное, недаром говорят, что «красота спасёт мир»; добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту; здоровыми духом и физически.
Достаточно нескольких лет работы с ребятами, чтобы «посеять семена», которые в будущем «дадут всходы». «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
Ш.А.Амонашвили.
Литература
1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. КН.1. СПб., 1998.
2. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания.
// Народное образование. – 2002. № 4 стр. 12-14.
3.Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М., 1998.
4.Шилова М.И. теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. 2000. № 6.
5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., ВАКО,2002
6. Катович Н.К. Модели воспитания школьников. Минск, 2002.
7. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. М., 1998
8. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М., Аст-пресс, 1999.
9. Кадман И. Гилат М. Воспитание без насилия // Классный руководитель. 2000. № 4.
10. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1997.