СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Белобородова Е.М.

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

МБОУ СОШ № 5 город-курорт Геленджик

В данной статье рассматривается воспитательная систему класса, направленная на развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Ключевые слова: «воспитательная система», «создание условий для развития», «законы жизни»,

Введение.

В чём смысл современной концепции воспитательной системы класса? Какое место имеет эта система в формировании личности ребёнка? Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Эти и многие другие вопросы обсуждаются педагогическим сообществом уже много лет. В воспитательной системе, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, идейно-нравственные ценности, освоение жизни ребёнком идёт естественным образом. В сложный период масштабных политических и социально-экономических изменений в Российском государстве и обществе учителю очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов построения жизнедеятельности в классном сообществе. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

Цель программы: построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Задачи:

1. Проектирование образа жизни классного сообщества с учётом личностных качеств каждого ребёнка.

2.Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.

3.Воспитание человека, способного успешно адаптироваться к жизни в современном обществе.

Гипотеза программы: предположим, что создание воспитательной системы класса будет способствовать формированию гармонично развитой личности младшего школьника.

Новизна программы заключается в том, что в результате многолетнего поиска удалось создать такую систему, которая способствует развитию и раскрытию личности учащихся.

Практическая значимость программы определяется внедрением полученных результатов в деятельность классного руководителя начальной школы, их положительным воздействием на формирование личности младшего школьника.

Этапы развития воспитательной системы:

1.Проектирование системы с учётом индивидуальных особенностей воспитанников (1класс).

2.Становление и стабильное функционирование системы (2-3класс).

3.Адаптированный переход из начальной школы в среднее звено (4класс).

Принципы воспитательной системы:

1.Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и родителей.

2.Принцип индивидуализации и дифференциации.

3.Принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности классного сообщества.

4.Принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи и школы.

5.Принцип сотворчества детей и взрослых.

6.Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.

7.Принцип открытости, доброжелательности.

8.Принцип равенства всех участников воспитательного процесса.

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, осенние и весенние походы, Новогодний праздник, праздники к 23 Февраля и 8 Марта, Дни именинника, игры-путешествия и др. Важную роль в развитии и раскрытии способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, основная цель которых заключается не в том, чтобы дать детям готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению, творчеству. Развитию личности младшего школьника способствует также формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса, осуществляемых в рамках деятельности системы самоуправления под названием «Маленькая страна».

Воспитательная система класса-максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы-наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями, классные часы с участием шефов-старшеклассников. В развитии младших школьников активно используется социокультурный потенциал города: Дворец культуры, библиотека, музей, музыкальная школа, спортивные секции, центры дополнительного образования. Вся деятельность направляется на то, чтобы учащиеся в течение 4-х лет смогли развивать личностные качества, соответствующие сформулированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы, который складывается из 5 компонентов:

Нравственного: восприятие и понимание детьми таких ценностей, как «семья», «школа», «Родина», «природа», «дружба», «уважение», умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.

Познавательного: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

Коммуникативного: умение говорить и слушать, писать стихи, сочинять сказки, способность сопереживать, сочувствовать.

Художественного: раскрытие творческих способностей, эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающем мире, наличие собственного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

Физического: стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, соблюдение режима дня и правил личной гигиены.

Совместно с учениками и родителями мы разработали «Законы нашей жизни».

Закон уважения: «Уважай людей, тогда люди будут уважать тебя».

Закон храбрости: «Будь храбрым и не бойся препятствий».

Закон любви: «Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает».

Закон доброты: «Доброта-это сила. Не бойся быть сильным, дари людям добро».

Закон трудолюбия: «Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад».

Закон дисциплины: «Дисциплинированному человеку не страшны трудности».

Закон милосердия: «Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!»

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. В своей работе я использую различные формы работы с семьей.

Групповые:

родительское собрание, конференция, родительские клубы, круглый стол,

встречи родителей и родительского комитета с администрацией школы, специалистами в различных областях, вечер вопросов и ответов, обмен опытом,

совместное празднование детей и родителей традиционных праздников, совместные спортивные соревнования с детьми и родителями, неделя творческого общения детей и родителей, участие группы родителей в походах и поездках с учащимися.

Индивидуальные:

консультации, беседы, посещение на дому.

Подобные мероприятия помогают мне выявить проблемы в семье, предоставляют возможность родителям обменяться опытом воспитания детей, задать волнующие их вопросы, обсудить и найти решения текущих проблем, а также формируют коллектив родителей – единомышленников, у которых одна цель – создание для ребенка комфортных условий в семье и школе.

Для выявления эффективности и корректировки деятельности воспитательной системы регулярно проводится анкетирование и диагностика состояния учебно-воспитательного процесса в классе.

Заключение.

Результативность воспитательной системы заключается в том, что мои воспитанники будут: порядочными, и своими поступками, не запятнают право называться человеком; сильными и преодолевающими все трудности, какими бы они ни были; мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придётся пожалеть на склоне лет; образованными, интеллектуально, культурно развитыми; гордящимися своей Родиной; чувствующими прекрасное, недаром говорят, что «красота спасёт мир»; добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту; здоровыми духом и физически.

Достаточно нескольких лет работы с ребятами, чтобы «посеять семена», которые в будущем «дадут всходы». «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Ш.А.Амонашвили.

Литература

1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. КН.1. СПб., 1998.

2. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания.

// Народное образование. – 2002. № 4 стр. 12-14.

3.Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М., 1998.

4.Шилова М.И. теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. 2000. № 6.

5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., ВАКО,2002

6. Катович Н.К. Модели воспитания школьников. Минск, 2002.

7. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. М., 1998

8. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М., Аст-пресс, 1999.

9. Кадман И. Гилат М. Воспитание без насилия // Классный руководитель. 2000. № 4.

10. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1997.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.»

Статья/Педагогика ,психология и социология – Общая и дошкольная педагогика.


Белобородова Е.М.

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

МБОУ СОШ № 5 город-курорт Геленджик

В данной статье рассматривается воспитательная систему класса, направленная на развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Ключевые слова: «воспитательная система», «создание условий для развития», «законы жизни»,

Введение.

В чём смысл современной концепции воспитательной системы класса? Какое место имеет эта система в формировании личности ребёнка? Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Эти и многие другие вопросы обсуждаются педагогическим сообществом уже много лет. В воспитательной системе, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, идейно-нравственные ценности, освоение жизни ребёнком идёт естественным образом. В сложный период масштабных политических и социально-экономических изменений в Российском государстве и обществе учителю очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов построения жизнедеятельности в классном сообществе. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

Цель программы: построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Задачи:

1. Проектирование образа жизни классного сообщества с учётом личностных качеств каждого ребёнка.

2.Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.

3.Воспитание человека, способного успешно адаптироваться к жизни в современном обществе.

Гипотеза программы: предположим, что создание воспитательной системы класса будет способствовать формированию гармонично развитой личности младшего школьника.

Новизна программы заключается в том, что в результате многолетнего поиска удалось создать такую систему, которая способствует развитию и раскрытию личности учащихся.

Практическая значимость программы определяется внедрением полученных результатов в деятельность классного руководителя начальной школы, их положительным воздействием на формирование личности младшего школьника.

Этапы развития воспитательной системы:

1.Проектирование системы с учётом индивидуальных особенностей воспитанников (1класс).

2.Становление и стабильное функционирование системы (2-3класс).

3.Адаптированный переход из начальной школы в среднее звено (4класс).

Принципы воспитательной системы:

1.Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и родителей.

2.Принцип индивидуализации и дифференциации.

3.Принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности классного сообщества.

4.Принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи и школы.

5.Принцип сотворчества детей и взрослых.

6.Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.

7.Принцип открытости, доброжелательности.

8.Принцип равенства всех участников воспитательного процесса.

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, осенние и весенние походы, Новогодний праздник, праздники к 23 Февраля и 8 Марта, Дни именинника, игры-путешествия и др. Важную роль в развитии и раскрытии способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, основная цель которых заключается не в том, чтобы дать детям готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению, творчеству. Развитию личности младшего школьника способствует также формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса, осуществляемых в рамках деятельности системы самоуправления под названием «Маленькая страна».

Воспитательная система класса-максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы-наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями, классные часы с участием шефов-старшеклассников. В развитии младших школьников активно используется социокультурный потенциал города: Дворец культуры, библиотека, музей, музыкальная школа, спортивные секции, центры дополнительного образования. Вся деятельность направляется на то, чтобы учащиеся в течение 4-х лет смогли развивать личностные качества, соответствующие сформулированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы, который складывается из 5 компонентов:

Нравственного: восприятие и понимание детьми таких ценностей, как «семья», «школа», «Родина», «природа», «дружба», «уважение», умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.

Познавательного: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

Коммуникативного: умение говорить и слушать, писать стихи, сочинять сказки, способность сопереживать, сочувствовать.

Художественного: раскрытие творческих способностей, эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающем мире, наличие собственного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

Физического: стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, соблюдение режима дня и правил личной гигиены.

Совместно с учениками и родителями мы разработали «Законы нашей жизни».

Закон уважения: «Уважай людей, тогда люди будут уважать тебя».

Закон храбрости: «Будь храбрым и не бойся препятствий».

Закон любви: «Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает».

Закон доброты: «Доброта-это сила. Не бойся быть сильным, дари людям добро».

Закон трудолюбия: «Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад».

Закон дисциплины: «Дисциплинированному человеку не страшны трудности».

Закон милосердия: «Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!»

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. В своей работе я использую различные формы работы с семьей.

Групповые:

родительское собрание, конференция, родительские клубы, круглый стол,

встречи родителей и родительского комитета с администрацией школы, специалистами в различных областях, вечер вопросов и ответов, обмен опытом,

совместное празднование детей и родителей традиционных праздников, совместные спортивные соревнования с детьми и родителями, неделя творческого общения детей и родителей, участие группы родителей в походах и поездках с учащимися.

Индивидуальные:

консультации, беседы, посещение на дому.

Подобные мероприятия помогают мне выявить проблемы в семье, предоставляют возможность родителям обменяться опытом воспитания детей, задать волнующие их вопросы, обсудить и найти решения текущих проблем, а также формируют коллектив родителей – единомышленников, у которых одна цель – создание для ребенка комфортных условий в семье и школе.

Для выявления эффективности и корректировки деятельности воспитательной системы регулярно проводится анкетирование и диагностика состояния учебно-воспитательного процесса в классе.

Заключение.

Результативность воспитательной системы заключается в том, что мои воспитанники будут: порядочными, и своими поступками, не запятнают право называться человеком; сильными и преодолевающими все трудности, какими бы они ни были; мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придётся пожалеть на склоне лет; образованными, интеллектуально, культурно развитыми; гордящимися своей Родиной; чувствующими прекрасное, недаром говорят, что «красота спасёт мир»; добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту; здоровыми духом и физически.

Достаточно нескольких лет работы с ребятами, чтобы «посеять семена», которые в будущем «дадут всходы». «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Ш.А.Амонашвили.

Литература

1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. КН.1. СПб., 1998.

2. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания.

// Народное образование. – 2002. № 4 стр. 12-14.

3.Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М., 1998.

4.Шилова М.И. теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. 2000. № 6.

5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., ВАКО,2002

6. Катович Н.К. Модели воспитания школьников. Минск, 2002.

7. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. М., 1998

8. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М., Аст-пресс, 1999.

9. Кадман И. Гилат М. Воспитание без насилия // Классный руководитель. 2000. № 4.

10. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1997.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!