Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курская средняя школа»
Белогорского района Республики Крым
План – конспект урока по физике в 8 классе
на тему:
«Электромагниты и их применение»
Учитель физики
Тейфекова Зарема Курбаналиевна
урок 31
тема: Электромагниты и их применение
Цель урока: узнать, что такое электромагнит, из чего он состоит, каков принцип его действия, исследовать свойства электромагнита, где он применяется
Планируемые результаты:
Предметные: изучить способы усиления и ослабления магнитного поля катушки с током; научить определять магнитные полюса катушки с током; рассмотреть принцип действия электромагнита и области его применения; научить собирать электромагнит из готовых деталей и опытным путём проверять, от чего зависит его магнитное действие;
Метапредметные: развивать умение обобщать знания, применять
знания в конкретных ситуациях; развивать навыки работы с прибора
ми; развивать познавательный интерес к учебному предмету;
Личностные: развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности при выполнении практической работы; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства этих гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация «Электромагниты»
Оборудование для лабораторной работы: электромагнит разборный с деталями (предназначен для проведения фронтальных лабораторных работ по электричеству и магнетизму), источник тока, реостат, ключ, соединительные провода, компас.
Демонстрации:
1) действие проводника, по которому протекает постоянный
ток, на магнитную стрелку;
2) действие соленоида (катушка без сердечника), по которому протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;
действие соленоида (катушка с сердечником), по которому
протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;
притяжение железных опилок гвоздем, на который на
мотан провод, подключенный к источнику постоянного
тока.
Ход урока
Организационный момент. (2 мин)
Учитель приветствует, проверяет готовность к уроку.
Для эмоционального настроя используется музыка.
Итак, давайте сегодня на уроке будем активными, внимательными, энергичными
II. Актуализация опорных знаний (6 мин). (работа в парах)
«Реши тест»
1. Если электрический заряд неподвижен, то вокруг него существует...
а) магнитное поле,
б) электрическое поле,
в) электрическое и магнитное поле.
2. Если электрический заряд неподвижен, то вокруг него существует...
а) магнитное поле,
б) электрическое поле,
в) электрическое и магнитное поле.
3. Какое явление наблюдается в опыте Эрстеда?
а) взаимодействие проводников с током;
б) взаимодействие двух магнитных стрелок;
в) поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током.
4. Почему магнитная стрелка поворачивается вблизи проводника с током?
а) на нее действует магнитное поле;
б) на нее действует электрическое поле;
в) на нее действует сила притяжения;
5. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?
а) располагаются вдоль проводника с током;
б) образуют замкнутые кривые вокруг проводника с током;
в) располагаются беспорядочно.
6. Магнитные линии – это…
а) линии, по которым движутся железные опилки
б) линии, которые показывают действие магнитного поля на магнитные стрелочки
в) линии, вдоль которых устанавливаются в магнитном поле оси магнитных стрелочек
7. Какой из вариантов соответствует схеме расположения магнитных линий вокруг катушки с током?
а). б). в).
Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют и оценивают друг друга
Ответы:
1б 2в 3в 4а 5б 6в 7б
За 3-4 правильных ответа оценка «3»,
за 5-6 правильных ответа оценка «4»,
за 7 правильных ответов оценка «5».
Вы можете повысить свою оценку, если будете активно работать в течение урока.
Изучение нового материала (25 мин).
Каждый из вас сотни тысяч раз слышал школьный звонок, но задумывался ли хоть один из вас, каков принцип его действия?
У меня есть модель звонка (демонстрирую). Кто сможет объяснить принцип его действия?
Затрудняетесь?! Итак, ваших знаний оказалось недостаточно для того, чтобы объяснить принцип действия электрозвонка. Основной частью электрического звонка является электромагнит. С ним сегодня мы и познакомимся.
Откройте тетради и запишите тему урока: «Электромагниты и их применение».
Подумайте! Какова, по-вашему, цель урока? (Узнать, что такое электромагнит, из чего он состоит, каков принцип его действия, исследовать свойства электромагнита, где он применяется)
Мы уже с вами сказали, что основной частью электрического звонка является электромагнит. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент youtube.com›watch?v=9ykxgVufhIo и более конкретно рассмотреть, что же представляет собой электромагнит.
Электромагнит (слайд 3)
Андре Мари Ампер, проводя опыты с катушкой (соленоидом), показал эквивалентность ее магнитного поля полю постоянного магнита Соленоид (от греч. solen - трубка и eidos - вид) - проволочная спираль, по которой пропускают электрический ток для создания магнитного поля.
Исследования магнитного поля кругового тока привели Ампера к мысли, что постоянный магнетизм объясняется существованием элементарных круговых токов, обтекающих частицы, из которых состоят магниты.
Магнетизм - одно из проявлений электричества. Как создать магнитное поле внутри катушки? Можно ли изменять это поле?
Катушка состоит из большого числа витков провода, намотанного на деревянный каркас. Когда в катушке есть ток, железные опилки притягиваются к ее концам, при отключении тока они отпадают.(слайд 4)
Включим в цепь, содержащую катушку, реостат и при помощи него будем изменять силу тока в катушке. При увеличении силы тока действие магнитного поля катушки с током усиливается, при уменьшении - ослабевает.(слайд 5)
Магнитное действие катушки с током можно значительно усилить, не меняя число ее витков и силу тока в ней. Для этого надо ввести внутрь катушки железный стержень (сердечник). Железо, |веденное внутрь катушки, усиливает ее магнитное действие.(слайд 6)
Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом. Электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов.
Демонстрации, выполняемые учителем:
действие проводника, по которому протекает постоянный
ток, на магнитную стрелку;
действие соленоида (катушка без сердечника), по которому протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;
действие соленоида (катушка с сердечником), по которому
протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;
притяжение железных опилок гвоздем, на который намотан провод, подключенный к источнику постоянного тока.
По окончании опытов учениками делаются выводы:
если по катушке проходит электрический ток, то катушка
становится магнитом;
магнитное действие катушки можно усилить или ослабить:
изменяя число витков катушки;
изменяя силу тока, проходящую по катушке;
вводя внутрь катушки железный или стальной сердечник.
Обмотки электромагнитов изготавливают из изолированного алюминиевого или медного провода, хотя есть и сверхпроводящие электромагниты. Магнитопровода изготавливают из магнитно-мягких материалов - обычно из электротехнической или качественной конструкционной стали, литой стали и чугуна, железоникелевых и железокобальтовых сплавов.
Электромагнит - устройство, магнитное поле которого создаётся только при протекании электрического тока.(слайд 7)
Подумай и ответь (слайд 8)
Можно ли намотанную на гвоздь проволоку назвать электромагнитом? (Да.)
От чего зависят магнитные свойства электромагнита? (От
силы тока, от количества витков, от магнитных свойств сердечника, от формы и размеров катушки.)
По электромагниту пустили ток, а затем уменьшили его в
два раза. Как изменились магнитные свойства электромагнита? (Уменьшились в 2 раза.)
А теперь попробуем еще раз объяснить устройство электрического звонка (слайд 20). Для начала посмотрим видеофрагмент Электромагнит, реле и звонок
Послушаем подготовленные сообщения учащихся…
Демонстрация: Электромагнитное реле, электрический звонок, электродвигатель, трансформатор.
Физкультминутка
Практическая часть (10 мин).
Выполнение учениками самостоятельно практической работы по группам (инструкции выдаются на парту вместе с приборами). (слайд 21)
Закрепление (2 мин).
Что называют электромагнитом? (Катушку с железным сердечником)
Какими способами можно усилить магнитное действие катушки с
током? (магнитное действие катушки можно усилить:
изменяя число витков катушки, изменяя силу тока, проходящую по катушке, вводя внутрь катушки железный или стальной сердечник.)
В каком направлении устанавливается катушка с током,
подвешенная на длинных тонких проводниках? Какое сходство
имеется у нее с магнитной стрелкой?
Для каких целей используют на заводах электромагниты?
Рефлексия
Ответьте на предложенные вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал (а) ...
2. Сегодня на уроке я открыл (а) для себя...
3. Сегодня на уроке я научился (лась)...
4. Сегодня на уроке меня удивило...
5. Сегодня на уроке я понял (а), что ... пригодится мне в дальнейшей жизни.
Подведение итогов и выставление оценок с комментариями.
VI. Домашнее задание.
Учебник «Физика-8», автор О.Ф.Кабардин, §18
Подготовить сообщения на темы: «Электромагнитное реле», «Электромагнитный телеграф»
Приложение.
Сообщение 1: Уильям Стёрджен (1783-1850) - английский инженер-электрик, создал первый подковообразный электромагнит, способный удерживать груз больше собственного веса (200-граммовый электромагнит был способен удерживать 4 кг железа).
Электромагнит, продемонстрированный Стёрженом 23 мая 1825 г., выглядел как согнутый в подкову, лакированный, железный стержень длиной 30 и диаметром 1,3 см, покрытый сверху одним слоем изолированной медной проволоки. Электромагнит удерживал на весу 3600 г и значительно превосходил по силе природные магниты такой же массы.
Джоуль, экспериментируя с самым первым магнитом Стёрджена, сумел довести его подъемную силу до 20 кг. Это было в том же 1825 г.
Джозеф Генри (1797-1878) - американский физик, усовершенствовал электромагнит.
В 1827 г. Дж. Генри стал изолировать уже не сердечник, а саму проволоку. Только тогда появилась возможность наматывать витки в несколько слоев. Дж. Генри исследовал различные методы намотки провода для получения электромагнита. Создал магнит в 29 кг, удерживающий гигантский по тем временам вес - 936 кг. (слайд 9, 10, 11)
Сообщение 2: На заводах применяются электромагнитные подъемные краны, которые могут переносить огромные грузы без креплений. Как они это делают?
Дугообразный электромагнит удерживает якорь (железную пластинку) с подвешенным грузом. Прямоугольные электромагниты предназначены для захвата и удержания при транспортировании листов, рельсов и других длинномерных грузов.
Пока в обмотке электромагнита есть ток, ни одна «железяка» не упадет. Но если ток в обмотке почему-либо прервется, авария неизбежна. И такие случаи бывали.
На одном американском заводе электромагнит поднимал железные болванки.
Внезапно на электростанции Ниагарского водопада, подающей ток, что-то случилось, ток в обмотке электромагнита пропал; масса металла сорвалась с электромагнита и всей своей тяжестью обрушилась на голову рабочего.
Чтобы избежать повторения подобных несчастных случаев, а также с целью сэкономить потребление электрической энергии, при электромагнитах стали устраивать особые приспособления: после того как переносимые предметы подняты магнитом, сбоку опускаются и плотно закрываются прочные стальные подхватки, которые затем сами поддерживают груз, ток же во время транспортировки прерывается.
Электромагнитные траверсы используются для перемещения длинномерных грузов.
В морских портах для перегрузки металлолома используются, наверное, самые мощные круглые грузоподъемные электромагниты. Их масса достигает 10 тонн, грузоподъемность - до 64 тонн, а отрывное усилие - до 128 тонн. (слайд 12-18)
Сообщение 3: Брайан Твейтс, генеральный директор компании Walker Magnetics, с гордостью представляет самый большой в мире подвесной электромагнит. Его вес (88 т) примерно на 22 т превышает вес действующего победителя «Книги рекордов Гиннеса» из США. Его грузоподъемность составляет приблизительно 270 тонн.
Крупнейший в мире электромагнит используется в Швейцарии. Электромагнит 8-угольной формы состоит из сердечника, изготовленного из 6400 т низкоуглеродистой стали, и алюминиевой катушки весом 1100 т. Катушка состоит из 168 витков, закреплённых электросваркой на раме. Ток силой 30 тыс. А, проходящий по катушке, создает магнитное поле мощностью 5 килоВатт. Размеры электромагнита, превосходящие высоту 4-этажного здания, составляют 12x12x12 м, а общий вес равен 7810 т. На его изготовление ушло больше металла, чем на постройку Эйфелевой башни.
Самый тяжёлый в мире магнит имеет диаметр 60 м и весит 36 тыс. т. Он был сделан для синхрофазотрона мощностью 10 ТэВ, установленного в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, Московская область. (слайд 19)
Практическая работа
«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Приборы и материалы: батарея элементов, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.
Указания к работе
1. Составьте электрическую цепь из батареи, катушки, реостата и ключа, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите магнитные полюсы у катушки.
Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку компаса незначительно. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________