Урок-дискуссия « Споры вокруг романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Современники об «Отцах и детях».
Оформление: портрет Тургенева, иллюстрации к роману «Отцы и дети»; на плакатах написаны высказывания русских критиков о романе «Отцы и дети».
Цели урока: познакомить учащихся с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»; выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.
Предварительное домашнее задание:
1. Ответить на вопросы (устно):
- Вспомните, как создавался роман Тургенева «Отцы и дети», где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен.
- Какие события вы считаете главными в романе?
- С какой целью писатель сталкивает Базарова с другими героями романа?
- В чем суть базаровского нигилизма?
- Почему в конце романа герой умирает?
2. Прочитать (по группам):
1-я группа - статью Д. И. Писарева «Базаров».
2-я группа - статью М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», отметить интересные мысли.
3-я группа - письменно ответить на один из вопросов: кто из критиков романа Тургенева «Отцы и дети» вам ближе? Чем интересен роман Тургенева современному читателю? Анализ понравившегося эпизода.
3. Индивидуальное сообщение:
• Кратко рассказать о критиках (М. Антонович, Н. Страхов, Д. Писарев)
Эпиграф к уроку:
Их (людей, подобных Базарову) последняя цель - не совершенная рабская верность отвлеченным идеям, а принесение возможно большей пользы человечеству.
Н. А. Добролюбов
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Иван Сергеевич Тургенев прожил в литературе большую жизнь. У него - особое чувство времени. Тургенев: «Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И никогда не запаздывал. В своих романах он «улавливал» то новое, что только зарождалось в русской жизни. Об этой особенности Тургенева сказал Н. А. Добролюбов. Тургенев «быстро угадывал новые потребности, новые идеи... и в своих произведениях непременно обращал внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».
Роман «Отцы и дети» - роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи - бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге писатель размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти «вечные» проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа. «Отцы и дети» - это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.
Опрос по домашнему заданию.
Примерные вопросы:
Вспомните, как создавался роман «Отцы и дети», где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен.
(Роман был задуман в I860 г. в Англии, закончен в России в 1861 г., напечатан в «Русском вестнике» в 1862 г., посвящен В. Г. Белинскому, направлен против дворянства.)
Какие события вы считаете главными?
С какой целью писатель сталкивает Базарова с другими героями романа?
Что такое «нигилизм»? В чем суть базаровского нигилизма?
(Нигилизм - особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов. Базаров признает только то, что полезно его делу. Критерий пользы - та исходная позиция, с которой герой подходит к различным явлениям жизни и искусству.)
Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь?
(Никогда бы Одинцова за ним не пошла, даже если бы полюбила. Любовь Базарова к Одинцовой - событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему взглядов. Главный герой любит Анну Сергеевну и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Пытаясь бороться с любовью к Одинцовой, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить!)
(Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего, чтобы уменьшить возможность заражения.
Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой.
Д. И. Писарев: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневался даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь замечательное».
Тургенев «заставляет» своего героя умереть. Сам писатель пишет о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель - потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего». Писатель не верил, что люди базаровского склада «найдут путь обновления России».)
- Что, на ваш взгляд, в романе устарело, а что современно?
- Каково ваше отношение к героям тургеневского романа?
III. Обсуждение высказываний русских критиков о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и попрощался с читателями в повести «Довольно».
«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев).
В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу?»
1. Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862) и «Реалисты» (1864), в которых выразил свое отношение к герою тургеневского романа. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать» крупными чертами личность Базарова, показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Статья Д. И. Писарева «Базаров»
(2-4,10,11-я главы)
Учащиеся в левой колонке тетради записывают вопрос, а в правой - краткий ответ (после обсуждения).
Например:
1) Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены?
Писарев со свойственной ему афористической чеканностью раскрывает существо базаровского типа, который порожден суровой школой труда. Именно труд развил энергию... Грубость и резкость Базарова Писарев объяснил тем, что «от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства...»
- Что, по мнению Писарева, управляет поступками Базарова?
- Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?
- Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности?
- Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?
Причиной активной деятельности, по Писареву, является «личная прихоть или личные расчеты». Писарев обеднил и понятие «личной прихоти», не наполнив его революционным содержанием.
Д. И. Писарев так писал об отношении к Базарову и его предшественникам в русской литературе: «... у Печориных есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли, у Базаровых есть - и знания, и воля; мысль и дело сливаются в одно твердое “целое”».
Для Тургенева его герой стоит «в преддверии будущего». Базаров погибает, а его одинокая могила заставляет задуматься, что последователей и продолжателей у демократа Базарова нет.
Писарев как бы солидарен с Тургеневым, так как считает, что у Базарова «нет деятельности». Ну а если «незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет умирать». Критик подробно анализирует главу о болезни и смерти Базарова, восхищается героем, показывает, какие гигантские силы и возможности есть в этом новом типе. «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг».
(Интересные высказывания записываются.)
2. Д. Д. Минаев. Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862).
Дмитрий Минаев - сотрудник «Современника», «Русского слова», «Искры».
Два ученика читают стихотворение.
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,
Разят друг друга те и эти
Как прежде, в старину.
Мы проводили, как умели,
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа
- Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
«Кто устоит в неравном споре?»
Которое ж из двух?
Кто победил? Кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?
В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как снег, бела рука.
В речах, в приемах - такт и мера,
Величье лондонского «сэра»,
- Ведь без духов, без несессера
И жизнь ему тяжка.
А что за нравственность!
О боги! Он перед Фенечкой в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
«Du calme, du calme!» - твердит.
Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевсхой террасе
Гуляя по утрам.
Вот старой прессы представитель,
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.
Как циник самый образцовый,
Он стан madam де Одинцовой
К своей груди прижал.
И даже, - дерзость ведь какая,
- Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фресок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров,
- Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имели слабость к русским барам
- Несите ж им венцы!
И мы, решая все на свете,
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милей - отцы иль дети?
Отцы! Отцы! Отцы!
Беседа с учащимися по вопросам:
- Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?
- Каковы особенности формы стихотворения?
Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Но автор не высмеивает Лермонтова. Он использует так называемый перепев.
Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей - отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»
3. М. А. Антонович «Асмодей нашего времени» (1862).
1) Индивидуальное сообщение ученика.
Максим Алексеевич Антонович - публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.
По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпеливым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.
В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров - карикатура, клевета на молодое поколение.
2) Зачитаем из статьи Антоновича некоторые выдержки, особенно поразившие вас:
- «С первых же страниц... Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями... Это показывает, что новое произведение г. Тургенева неудовлетворительно в художественном отношении... в новом произведении нет... психологического анализа, нет... художественных изображений картин природы, которыми, действительно, нельзя было не залюбоваться. В «Отцах и детях» он скупится на описание, не обращает внимание на природу...»
- «... в романе... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами. Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души... В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму...»
- «О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти...
[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная...»
- «Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество...
Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения...
Павел Петрович [Кирсанов], человек холостой... до бесконечности погруженный в заботы о франтовстве, но непобедимый диалектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего племянника...»
3)На доске записаны некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.
- «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении». Так ли это?
- Тургенев «главного своего героя... презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их».
- Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу поражает Базарова».
- Базаров «ненавидит всех... ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце».
4. Николай Николаевич Страхов - литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» статьи «И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (1862). Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.
Критик считает, что Базаров - образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие, поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы - это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам, и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».
IV. Реализация домашнего задания.
Чтение письменных ответов на вопросы (по выбору). Рецензирование.
Кто из критиков романа Тургенева «Отцы и дети» вам ближе?
Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети»?
Анализ понравившегося эпизода.
Домашнее задание.
Написать сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Примерные темы:
Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
Русское дворянство в изображении Тургенева.
В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
«Значит вы всё отрицаете?»(Базаров и Павел Петрович Кирсанов).
Отношения к женщинам героев романа.
Роль пейзажа в романе «Отцы и дети».
«Лишние люди» в литературе 19 века и «новый герой» И. с. Тургенева.
9