СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - дискуссия в 10 классе по роману "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока - дискуссии по роману "Отцы и дети". Проводится в 10 классе, как один из заключительных уроков по роману.

Просмотр содержимого документа
«Урок - дискуссия в 10 классе по роману "Отцы и дети"»

Урок-дискуссия « Споры вокруг романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Современники об «Отцах и детях».

Оформление: портрет Тургенева, иллюстрации к роману «Отцы и дети»; на плакатах написаны высказывания русских кри­тиков о романе «Отцы и дети».

Цели урока: познакомить учащихся с оценками романа Тур­генева русскими критиками; рассмотреть основные положения ста­тьи Д. И. Писарева «Базаров»; выяснить, чем интересен роман сего­дняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.

Предварительное домашнее задание:

1. Ответить на вопросы (устно):

- Вспомните, как создавался роман Тургенева «Отцы и де­ти», где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен.

- Какие события вы считаете главными в романе?

- С какой целью писатель сталкивает Базарова с другими ге­роями романа?

- В чем суть базаровского нигилизма?

- Почему в конце романа герой умирает?

2. Прочитать (по группам):

1-я группа - статью Д. И. Писарева «Базаров».

2-я группа - статью М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», отметить интересные мысли.

3-я группа - письменно ответить на один из вопросов: кто из критиков романа Тургенева «Отцы и дети» вам ближе? Чем инте­ресен роман Тургенева современному читателю? Анализ понра­вившегося эпизода.

3. Индивидуальное сообщение:

• Кратко рассказать о критиках (М. Антонович, Н. Страхов, Д. Писарев)


Эпиграф к уроку:

Их (людей, подобных Базарову) последняя цель - не совершенная рабская верность отвлеченным идеям, а принесение возможно большей пользы человечеству.

Н. А. Добролюбов

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Иван Сергеевич Тургенев прожил в литературе большую жизнь. У него - особое чувство времени. Тургенев: «Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И никогда не запаздывал. В своих романах он «улавливал» то новое, что только зарождалось в русской жизни. Об этой особенности Тургенева сказал Н. А. Добролюбов. Тургенев «быстро угадывал новые потребности, новые идеи... и в своих произведениях непременно обращал внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».

Роман «Отцы и дети» - роман злободневный, во многом объ­ясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развер­нул» в романе основной конфликт кризисной эпохи - бескомпро­миссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге писатель размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти «вечные» проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа. «Отцы и дети» - это «универсальный охват действительно­сти» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.

  1. Опрос по домашнему заданию.

Примерные вопросы:

  • Вспомните, как создавался роман «Отцы и дети», где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен.

(Роман был задуман в I860 г. в Англии, закончен в России в 1861 г., напечатан в «Русском вестнике» в 1862 г., посвящен В. Г. Белинскому, направлен против дворянства.)

  • Какие события вы считаете главными?

  • С какой целью писатель сталкивает Базарова с другими ге­роями романа?

  • Что такое «нигилизм»? В чем суть базаровского нигилизма?

(Нигилизм - особое мировоззрение, в основе которого ле­жит отрицание общественных норм, правил, принципов. Базаров признает только то, что полезно его делу. Критерий пользы - та исходная позиция, с которой герой подходит к различным явлениям жизни и искусству.)

  • Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцо­вой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь?

(Никогда бы Одинцова за ним не пошла, даже если бы полю­била. Любовь Базарова к Одинцовой - событие, потрясающее ос­новы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему взглядов. Главный герой любит Анну Сергеевну и одно­временно презирает себя за то, что не может справиться с чув­ством. Пытаясь бороться с любовью к Одинцовой, он погружает­ся в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение проти­воречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить!)

  • Почему Тургенев «заставил» своего героя умереть? Верил ли Базаров в бессмертие души? Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти?

(Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одино­чества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он до­пускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего, чтобы уменьшить возможность заражения.

Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой.

Д. И. Писарев: «Весь интерес, весь смысл романа заключает­ся в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневался даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь замеча­тельное».

Тургенев «заставляет» своего героя умереть. Сам писатель пишет о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель - потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего». Писатель не верил, что люди базаровского склада «найдут путь обновления России».)

- Что, на ваш взгляд, в романе устарело, а что современно?

- Каково ваше отношение к героям тургеневского романа?

III. Обсуждение высказываний русских критиков о рома­не И. С. Тургенева «Отцы и дети».

И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и попрощался с чи­тателями в повести «Довольно».

«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недо­умением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречи­вых суждений» (Ю. В. Лебедев).

В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу?»

1. Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862) и «Реалисты» (1864), в которых выразил свое отношение к герою тургеневского романа. Свою задачу критик видел в том, что­бы «обрисовать» крупными чертами личность Базарова, показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправед­ливых обвинений.

Статья Д. И. Писарева «Базаров»

(2-4,10,11-я главы)

Учащиеся в левой колонке тетради записывают вопрос, а в правой - краткий ответ (после обсуждения).

Например:

1) Каковы коренные свой­ства базаровского типа и чем они обусловлены?

Писарев со свойственной ему афористи­ческой чеканностью раскрывает существо базаровского типа, который порожден суровой школой труда. Именно труд раз­вил энергию... Грубость и резкость База­рова Писарев объяснил тем, что «от суро­вого труда грубеют руки, грубеют мане­ры, грубеют чувства...»

- Что, по мнению Писа­рева, управляет поступка­ми Базарова?

- Как соотносится База­ров с героями предшест­вующей эпохи?

- Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вооб­ще? Что думает о смерти героя в частности?

- Какие высказывания русского критика пред­ставляются вам интерес­ными?

Причиной активной деятельности, по Пи­сареву, является «личная прихоть или личные расчеты». Писарев обеднил и по­нятие «личной прихоти», не наполнив его революционным содержанием.

Д. И. Писарев так писал об отношении к Базарову и его предшественникам в русской литературе: «... у Печориных есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли, у Ба­заровых есть - и знания, и воля; мысль и дело сливаются в одно твердое “целое”».

Для Тургенева его герой стоит «в пред­дверии будущего». Базаров погибает, а его одинокая могила заставляет задуматься, что последователей и продолжателей у демократа Базарова нет.

Писарев как бы солидарен с Тургеневым, так как считает, что у Базарова «нет дея­тельности». Ну а если «незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет уми­рать». Критик подробно анализирует гла­ву о болезни и смерти Базарова, восхища­ется героем, показывает, какие гигантские силы и возможности есть в этом новом типе. «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий под­виг».

(Интересные высказывания записывают­ся.)

2. Д. Д. Минаев. Стихотворение «Отцы или дети? Парал­лель» (1862).

Дмитрий Минаев - сотрудник «Современника», «Русского слова», «Искры».

Два ученика читают стихотворение.


Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,

Разят друг друга те и эти

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа

- Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег, бела рука.

В речах, в приемах - такт и мера,

Величье лондонского «сэра»,

- Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность!

О боги! Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

«Du calme, du calme!» - твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевсхой террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель,

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Как циник самый образцовый,

Он стан madam де Одинцовой

К своей груди прижал.

И даже, - дерзость ведь какая,

- Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Российский Тогенбург?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров,

- Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имели слабость к русским барам

- Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милей - отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!


Беседа с учащимися по вопросам:

- Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?

- Каковы особенности формы стихотворения?

Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтов­ское «Бородино». Но автор не высмеивает Лермонтова. Он исполь­зует так называемый перепев.

Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на мо­лодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на сто­роне отцов: «Кто нам милей - отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»

3. М. А. Антонович «Асмодей нашего времени» (1862).

1) Индивидуальное сообщение ученика.

Максим Алексеевич Антонович - публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демо­кратическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чер­нышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добро­любову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.

По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень само­любивым и нетерпеливым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.

В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицатель­но отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик уви­дел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров - карикатура, клевета на молодое поколение.

2) Зачитаем из статьи Антоновича некоторые выдержки, особенно поразившие вас:

- «С первых же страниц... Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не прони­каетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями... Это показывает, что новое произведение г. Тургенева неудовлетворительно в художественном отношении... в новом произведении нет... психологического анали­за, нет... художественных изображений картин природы, которыми, действительно, нельзя было не залюбоваться. В «Отцах и детях» он скупится на описание, не обращает внимание на природу...»

- «... в романе... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворен­ные и названные собственными именами. Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души... В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыс­лицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограни­ченному уму...»

- «О нравственном характере и нравственных качествах ге­роя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное сущест­во, просто дьявол или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих до­брых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягуш­ками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти...

[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с кро­шечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пре­большим носом, и притом карикатура самая злостная...»

- «Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество...

Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения...

Павел Петрович [Кирсанов], человек холостой... до бесконеч­ности погруженный в заботы о франтовстве, но непобедимый диа­лектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего племянника...»

3)На доске записаны некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.

- «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетвори­тельно в художественном отношении». Так ли это?

- Тургенев «главного своего героя... презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их».

- Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу по­ражает Базарова».

- Базаров «ненавидит всех... ни одно чувство не закрадыва­ется в его холодное сердце».

4. Николай Николаевич Страхов - литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» статьи «И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (1862). Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.

Критик считает, что Базаров - образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним власт­вующие, поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту при­роды - это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Стра­хов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам, и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».

IV. Реализация домашнего задания.

Чтение письменных ответов на вопросы (по выбору). Рецен­зирование.

  • Кто из критиков романа Тургенева «Отцы и дети» вам ближе?

  • Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети»?

  • Анализ понравившегося эпизода.

Домашнее задание.

Написать сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Примерные темы:

  1. Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».

  2. Русское дворянство в изображении Тургенева.

  3. В чем сила и художественная привлекательность Базарова?

  4. Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?

  5. «Значит вы всё отрицаете?»(Базаров и Павел Петрович Кирсанов).

  6. Отношения к женщинам героев романа.

  7. Роль пейзажа в романе «Отцы и дети».

  8. «Лишние люди» в литературе 19 века и «новый герой» И. с. Тургенева.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!