СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету "Русская литература" (10 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская литература» (10 класс)

Личностные УУД:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

 

МетапредметныеУУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 

Предметные УУД:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных вних вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
  •  

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшимобъѐмом к понятию с большим объѐмом;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
  •  

II.Содержание учебного предмета «Русская литература» (10 класс)

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА.(2ч). Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления реализма в РЛ. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма.

Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная форма.

Рр. Индивидуальное сообщение «Реализм как худ.направление.»

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. (3 ч.)

Расстановка общественных сил в 1860 годы.

Теория. Направления в русской критике второй половине 19 века. Лит.-критическая статья. Мемуары, лит. Мемуары, мемуаристика.

Рр.Объяснение признаков мемуарного стиля. Определение стиля текста. Указание стилевых признаков.

Пр.д-ть. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.

Иван Сергеевич Тургенев  (9 ч).

 

Преходящее и вечное  в художественном мире И.С.Тургенева. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни Тургенева.

Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе. Психологизм. Эпилог романа.

Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Написание сочинения на предложенные темы. Написание сообщения и реферата.

Пр.д-ть. Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом Петровичем (дискуссия).

 

Николай Гаврилович Чернышевский. 4 ч

Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории. Внутренний монолог героя. Фабула романа.

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны.»

Пр.д-ть. Презентация основных этапов жизни и творчества Чернышевского. Интерпретация четырех снов Веры. (диспут)

 

Иван Александрович Гончаров.  9ч

Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада».Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Роман «Обрыв»  в оценке русской критики.

Теория. Очерк. Портрет,речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные детали. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента. Написание сочинения. Написание реферата.

Пр.д-ть. Презентация биографии Гончарова. Фрагменты очерков «Фрегат «Паллада»»(выразит.чтение с комментариями). Просмотр эпизодов фильма Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,обсуждение.

 

Александр Николаевич Островский9 ч

Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ комедии «Бесприданница».Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи пьесы. Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка действия.

Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза».

Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по задания Морского ведомства. Составление тезисного плана критич.статьи. Подготовка сообщения о порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков пьесы наизусть. Написание реферата. Написание сочинения.

 

Федор Иванович Тютчев.  4ч

Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Рр. Подготовка сообщения о литер.судьбе Тютчева. Выразительное чтение наизусть стих-й Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения «Фонтан». Написание сочинения. Реферат.

Пр.д-ть. Презентация о малой родине Тютчева. Коллективный проект.

Николай Алексеевич Некрасов. 6 ч

О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова. «Петербургские мытарства». Встреча с В.Г.Белинским. Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство. Комплексный анализ стихотворения. Сатира и пародия.

Рр. Подготовка сообщения на тему «Некрасов и Достоевский». Чтение наизусть стих-й Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.

Литерат.практикум. Сопоставление стихотворений Некрасова и стих-ями других поэтов. Характеристика эпизодов поэмы.

Пр.д.ть. Презентация  о творчестве поэта. Коллективный проект.

 

Афанасий Афанасьевич Фет. 4 ч

Русский дворянин А.Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.Метафоричность лирики Фета.

Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность лирики и звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.

Рр. Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни». Конспектирование критич.статьи. Написание сочинения. Реферат.

Лит.практикум. Анализ стихотворений.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Фета. Урок-концерт.

 

 

 

Алексей Константинович Толстой. 4 ч

Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».

Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях. Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации.

Рр. Сообщение о литературной маске. Написание сочинения и реферата.

Лит.практикум. Анализ стих-й.

Пр.д-ть. Презентация о творческом пути А.К.Толстого. Коллективный проект «Универсальный талант».

 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  4ч

Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский плен.»Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).»Общественный » роман «Господа Головлевы».

Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Анархаизмы. Пародия. Гротеск. Фантастика.

Рр. Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора. Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода. Написание сочинения.

Лит.практикум. Характеристика героев.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Дискуссия.

 

Страницы истории западноевропейского романа 19 века. 6 ч

Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман «Евгения Гранде». Роман « Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и сын».

Теория. Новелла. Роман. Система образов. Соц.-психологический тип героя. Повесть. Святочный рассказ.

Рр. Сообщение о жанре святочного рассказа. Сообщение-обзор об английской литературе 19 века. Сообщение о соц.-сатирических произведениях У.Теккерея.

Лит.практикум. Анализ произведений.

Пр.д-ть. Презентация о судьбе книг Стендаля в России 19 века. Презентация о жизни и творчестве Бальзака.

 

Федор Михайлович Достоевский. 9 ч

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. «Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга. «Почвенничество Достоевского». Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».

Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм романа. Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.

Рр. Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге «Записки из Мертвого дома». Рецензия на кинофильм «Преступление и наказание». Написание сочинения. Реферат.

Лит.практикум. Анализ эпизодов. Анализ героев романа.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Коллективный проект.

 

Лев Николаевич Толстой  12ч

Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого. «Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

«Анна Каренина».Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и смерть.

Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа. «Диалектика души»

«Мысль народная» в романе –эпопее.

Рр. Сообщение о трилогии Толстого.  Сообщение об участии Толстого в войне. Конспектирование крит.статей. Написание сочинения.

Лит.практикум. Комментированное чтение  фрагмента трилогии. Анализ эпизодов романа.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Толстого. Историко- литературная справка о событиях войны .

 

 

 

Николай Семенович Лесков  4 ч

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений.  «Леди Макбет Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой хроники.

Рр. Сообщения о сказе Лескова «Левша». Составление сложного плана. Подготовка сообщения. Написание сочинения. Реферат.

Лит.практикум. Анализ эпизодов жизни главного героя.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Лескова.

 

Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. 4 ч.

Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Сво

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету "Русская литература" (10 класс)»


I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская литература» (10 класс)

Личностные УУД:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



МетапредметныеУУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные УУД:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных вних вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • построению жизненных планов во временной перспективе;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшимобъѐмом к понятию с большим объѐмом;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;

  • ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.

II.Содержание учебного предмета «Русская литература» (10 класс)


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА.(2ч). Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления реализма в РЛ. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма.

Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная форма.

Рр. Индивидуальное сообщение «Реализм как худ.направление.»


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. (3 ч.)

Расстановка общественных сил в 1860 годы.

Теория. Направления в русской критике второй половине 19 века. Лит.-критическая статья. Мемуары, лит. Мемуары, мемуаристика.

Рр.Объяснение признаков мемуарного стиля. Определение стиля текста. Указание стилевых признаков.

Пр.д-ть. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.

Иван Сергеевич Тургенев (9 ч).


Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни Тургенева.

Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе. Психологизм. Эпилог романа.

Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Написание сочинения на предложенные темы. Написание сообщения и реферата.

Пр.д-ть. Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом Петровичем (дискуссия).


Николай Гаврилович Чернышевский. 4 ч

Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории. Внутренний монолог героя. Фабула романа.

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны.»

Пр.д-ть. Презентация основных этапов жизни и творчества Чернышевского. Интерпретация четырех снов Веры. (диспут)


Иван Александрович Гончаров. 9ч

Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада».Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Роман «Обрыв» в оценке русской критики.

Теория. Очерк. Портрет,речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные детали. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента. Написание сочинения. Написание реферата.

Пр.д-ть. Презентация биографии Гончарова. Фрагменты очерков «Фрегат «Паллада»»(выразит.чтение с комментариями). Просмотр эпизодов фильма Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,обсуждение.


Александр Николаевич Островский9 ч

Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ комедии «Бесприданница».Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи пьесы. Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка действия.

Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза».

Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по задания Морского ведомства. Составление тезисного плана критич.статьи. Подготовка сообщения о порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков пьесы наизусть. Написание реферата. Написание сочинения.


Федор Иванович Тютчев. 4ч

Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Рр. Подготовка сообщения о литер.судьбе Тютчева. Выразительное чтение наизусть стих-й Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения «Фонтан». Написание сочинения. Реферат.

Пр.д-ть. Презентация о малой родине Тютчева. Коллективный проект.

Николай Алексеевич Некрасов. 6 ч

О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова. «Петербургские мытарства». Встреча с В.Г.Белинским. Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство. Комплексный анализ стихотворения. Сатира и пародия.

Рр. Подготовка сообщения на тему «Некрасов и Достоевский». Чтение наизусть стих-й Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.

Литерат.практикум. Сопоставление стихотворений Некрасова и стих-ями других поэтов. Характеристика эпизодов поэмы.

Пр.д.ть. Презентация о творчестве поэта. Коллективный проект.


Афанасий Афанасьевич Фет. 4 ч

Русский дворянин А.Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.Метафоричность лирики Фета.

Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность лирики и звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.

Рр. Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни». Конспектирование критич.статьи. Написание сочинения. Реферат.

Лит.практикум. Анализ стихотворений.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Фета. Урок-концерт.




Алексей Константинович Толстой. 4 ч

Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».

Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях. Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации.

Рр. Сообщение о литературной маске. Написание сочинения и реферата.

Лит.практикум. Анализ стих-й.

Пр.д-ть. Презентация о творческом пути А.К.Толстого. Коллективный проект «Универсальный талант».


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. 4ч

Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский плен.»Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).»Общественный » роман «Господа Головлевы».

Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Анархаизмы. Пародия. Гротеск. Фантастика.

Рр. Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора. Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода. Написание сочинения.

Лит.практикум. Характеристика героев.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Дискуссия.


Страницы истории западноевропейского романа 19 века. 6 ч

Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман «Евгения Гранде». Роман « Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и сын».

Теория. Новелла. Роман. Система образов. Соц.-психологический тип героя. Повесть. Святочный рассказ.

Рр. Сообщение о жанре святочного рассказа. Сообщение-обзор об английской литературе 19 века. Сообщение о соц.-сатирических произведениях У.Теккерея.

Лит.практикум. Анализ произведений.

Пр.д-ть. Презентация о судьбе книг Стендаля в России 19 века. Презентация о жизни и творчестве Бальзака.


Федор Михайлович Достоевский. 9 ч

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. «Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга. «Почвенничество Достоевского». Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».

Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм романа. Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.

Рр. Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге «Записки из Мертвого дома». Рецензия на кинофильм «Преступление и наказание». Написание сочинения. Реферат.

Лит.практикум. Анализ эпизодов. Анализ героев романа.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Коллективный проект.


Лев Николаевич Толстой 12ч

Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого. «Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

«Анна Каренина».Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и смерть.

Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа. «Диалектика души»

«Мысль народная» в романе –эпопее.

Рр. Сообщение о трилогии Толстого. Сообщение об участии Толстого в войне. Конспектирование крит.статей. Написание сочинения.

Лит.практикум. Комментированное чтение фрагмента трилогии. Анализ эпизодов романа.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Толстого. Историко- литературная справка о событиях войны .




Николай Семенович Лесков 4 ч

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой хроники.

Рр. Сообщения о сказе Лескова «Левша». Составление сложного плана. Подготовка сообщения. Написание сочинения. Реферат.

Лит.практикум. Анализ эпизодов жизни главного героя.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Лескова.


Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. 4 ч.

Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. «Пигмалион».

Теория. Пьеса. Конфликт. Сюжет. Новелла. «Драма идей».

Рр. Сообщение о полит. И театральной деятельности Ибсена. Выразительное чтение фрагментов. Сообщение о театрализации пьес Б.Шоу. Реферат.

Лит.практикум. Анализ героев пьесы. Анализ новелл.

Пр.д-ть. Презентации о биографиях писателей.

Антон Павлович Чехов. 10 ч

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Повесть «Степь». Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Теория. Комедия. Система персонажей. Символический смысл образа. Подтекст.

Рр. Сообщения о жизни и творчестве Чехова. Критический отзыв о пьесе. Написание сочинения. Реферат.

Лит.практикум. Анализ произведений.

Пр.д-ть. Презентация о семье Чехова.

О мировом значении русской литературы. 2 ч

Утверждение в русской литературе идеи нового человека и новой человечности. Широта связей русского героя с миром. Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы.

Теория. Русская классическая литература. Рр. Подготовка научных сообщений. Лит.практикум. Анализ статьи учебника.

Учебный план с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


п/п


Названиетемы

Необходимое количество часов дляее

изучения


Основныеизучаемыевопросы, темы

1.

Введение.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА.

2

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

2.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

3

Знать основные темы и проблемы русской литературной критики второй половины XIX века.

3.

И.С. Тургенев

8

Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.

Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной

информации.

4.

Н.Г.Чернышевский

3

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.

5.

А.И. Гончаров

6

Знать содержание романа «Обломов», Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера

Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода

6.

А.Н. Островский

6

Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.

Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с

«говорящими» фамилиями.

7

Ф.И.Тютчев

3

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.

Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания.

Анализфилософскихстихотворенийпоэта.

8.

Н.А. Некрасов

3

Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь анализировать стихотворения поэта с точки зрения их идейного

содержанияиформы. Анализстихотворенийпоэтасточкизренияих идейного содержания иформы.

9.

А.А.Фет

2

Знать содержание и понимать стихотворения поэта.

Уметь делать сопоставительный анализ стихотворений поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтическогостиля.

10.

А.К. Толстой.

2

Знать историю создания баллад и былин, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию произведений А.К. Толстого.


11.

М.Е.Салтыков- Щедрин

3

Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику.Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок.

12.

Страницы истории западноевропейского романа 19в.

3

Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности.Знать основные темы и проблемы западноевропейской литературы XIX века.

13.

Ф.М.Достоевский

5

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию

Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его

преступлению, развенчание теории. Развернутые ответы на основе работы с текстом.

14.

Л.Н. Толстой

8

Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие.

Уметь определять систему нравственных ценностей романа

15.

Н.С.Лесков

3

Знать содержание текста, жизненную позицию героев.

Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью.

16.

Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв.

2

Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности.Знать основные темы и проблемы зарубежной литературы XIX– начала XXвека.

17.

А.П.Чехов

5

Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы, пьесыписателя.


18.

Мировое значение русской литературы.


1

Знать тексты произведений писателей, основные теоретико- литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и

общее.


ИТОГО:

68 час












Учебно-тематическое планирование по русской литературе в 10 классе



п/п



Тема


Количествочасов

В томчисле:


уроки

развитиеречи


Контрольныеработы


сочинение


изложение

1

Введение

2

2




2

Русская литературная критика второй половины 19 века

3

3




3

И.С. Тургенев

8

8

2(сочинение)


1(контрольныйтест)

4

Н.Г. Чернышевский

3

3




5

И.А. Гончаров

6

6

1(анализэпизода) +

1(сочинение)


1 (контрольный тест)

6

А.Н. Островский

6

6

2(сочинение)


1 (контрольный тест)

7

Ф.И. Тютчев

3

3

1(анализстихотворений)



8

Н.А. Некрасов

3

3

2(анализстихотворений)


1(проверочная

работа)

9

А.А. Фет

2

2

1(анализстихотворений)



10

А.К.Толстой

2

2

1(анализстихотворения)



11

М.Е. Салтыков-

Щедрин

3

3

2(сочинение)



12

Западноевропейский роман

3

3




13

Ф.М. Достоевский

5

5

2(сочинение)


1 (контрольный тест)

14

Л.Н. Толстой

8

8

1(анализэпизода) + 2(сочинение)


1(контрольный тест)

15

Н.С. Лесков

3

3

1 (характеристика героя)



16

Зарубежная литература

2

2




17

А.П. Чехов

5

5

2(сочинение)


1(тест).

18

Значение русской литературы второй

половины XIX века

1

1



1(контрольный тест по русской

литературе XIX века)


Итого:

68

68

21


8

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!