СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе» 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Березовчанская основная общеобразовательная школа»

Советского района Курской области

 

 

«РАССМОТРЕНО»

  на заседании

методического совета  

 протокол №____

 от «__»_________20___ г .                 

          « ПРИНЯТО»

 на заседании педагогического совета протокол № ____                                                                                             от    «__»_________20___ г.

          

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ

«Березовчанская оош»

______   /В.Н.Носова/

Приказ №___

от «__»________20___ г.

 

 

 

 

 

 

 

Программа  внеурочной деятельности

духовно-нравственного   направления

«Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе»

 7  класс

                     

 

учителя  русского языка и литературы

Антиповой Светланы Александровны

I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

       Федеральные государственные стандарты второго  поколения предполагают обязательные занятия детей во внеурочное время. Такие занятия расширяют представления учащихся об окружающем мире, выходят за рамки предметного обучения, развивают личностный потенциал учащегося, вместе с тем формируя основные мировоззренческие позиции ребёнка.

Внеурочная деятельность учащихся определяется нормативно-правовой базой:

  Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный компонент государственного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089

  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.  № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

   Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373».

Учебно-методический комплект «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю Сборник И. Бурж, К. Сусухачев-Дериваз, В.Ю Выборнова. – М.: Наука/Интерпериодика

     Программный материал курса «Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе» для 7 класса  подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решаются проблемы, связанные с потребностью соблюдения правил в общении между разными индивидуальностями и ситуациях силового соперничества и о последствиях поступков людей  в различных ситуациях. Также важно заметить, что  художественные произвеждения по данной программе позволяют ученикам размышлять о том, какие правильные решения нужно принять в конфликтной ситуации. Какова связь между поведением человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как он ведёт себя  в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта.

   Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, планируемые результаты, содержание тем учебного курса , учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование.

   «Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе» отностится к числу интегрированных курсов. Важнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.

   Особенностью данного курса является то, что предложенные произведения позволяют ученикам по-новому взглянуть на окружающий мир: друзей, родных, на самого себя, а также осознать , что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Также данный курс служит связующим звеном между реальной жизнью и художественной литературой и служит материалом для изучения норм международного гуманитарного права.

   Цель данного курса:

Изучить художественные произведения с позиции этических и нравственных норм Международного гуманитарного права и взаимоотношений между людьми

  Задачи:

- обучать учащихся учению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным;

- дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях;

- развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком;

- способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией;

- расширять круг чтения семиклассников, повышать качество чтения, уровень воспитания и глубину проникновения в художественный текст.

  Программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю).

                           I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты

     Совершенствование духовно-нравственных качеств личноcnи, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской  литературе, к культурам других народов.

   Становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.

   Понимания границ собственного знания и незнания, стремление к преодолению этого разрыва.

   Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

      Метапредметные

    Направленность курса на интенсивное духовно-нравственное и эмоциональное  развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую литература  выполняет в системе школьно­го образования. В процессе изучения курса  ученик получает возможность совершенствовать универ­сальные учебные действия (УУД), которые базируются на видах речевой и мыслительной деятельности. В процессе изучения курса  совершенствуются и развиваются следующие УУД: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми уме­ниями и навыками работы в группах, в различных формах ситуацийобщения), регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществ­лять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию), познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуще­ствлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом).

Предметные результаты.

В результате изучения курса ученик должен научиться:

- находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;

- пересказывать текст кратко и подробно, выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;

- составлять план небольшого эпического произведения;

- составлять устный рассказ о литературном герое;

- пользоваться справочной литературой.

                                                       

 

 

 

                                                             II .Cодержание  тем учебного курса

1.Введение. (1ч)

Размышление  о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

«Будьте щедрей на ласку!» ( 8 ч.)

Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты» ( 3 ч.) Что есть добро и зло, каким должен быть человек.

Рассказ Е.Носова «Тёпа» ( 2 ч.). Чувство сострадания к главному герою.

Рассказ В.И.Белова «Мальчики» (3 ч.) Дети военной поры. Всякое ли детство – золотая пора?

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? ( 5 ч.)

 Правила, ограничивающие проявление насилия, жестокости в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

В.Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго» ( 2 ч.)

Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Словарная работа с иноязычной лексикой.

А.Дюма. Роман «Три мушкетёра» Гл.5. Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала. ( 3 часа)

Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

     Право безоружного  (7 ч.)

  Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - больные, раненые, пленные,- нуждаются в защите.

   К.Воробьёв. рассказ «Немец в валенках» ( 4 ч.)

  Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев.

   Фрагмент повести Закруткина В. « Матерь человеческая» (3 ч.) Утверждение законов добра. У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить. Обсудить феномен мести как одного из сложнейших явлений в жизни человека. Подвести уч-ся к пониманию того, что месть не может способствовать разрешению конфликта.

    Жестокие игры (7ч.)

В.Железников «Чучело» ( фрагменты из повестим) 3ч.

Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.

Рассказ В.Солоухина «Мститель» ( 3 ч.)

Важность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё.

Рассказ Л. Улицкой «Бумажная победа» (1 ч.)

Твой выбор ( 4 ч.)

А. Грин. Рассказ «Победитель» (2 ч.)

Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.

Е.Носов. рассказ «Тридцать зёрен» ( 2 ч.)

Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», гуманистический», «гуманитарный».

«Дом, который построю я…» ( 2 ч.)

Рассказ И. Полянской «Мама» (2 ч.). Подведение итогов.

Постижение идеи дома, в основе которой лежат проблемы духовно-нравственного выбора, счастья и любви, взаимоотношения «отцов и детей», проблема «маленького человека», проблема ответственности за свои поступки.

 

III. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Введение

1

«Будьте щедрей на ласку!»

8

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?

5

Право безоружного

7

Жестокие игры

7

Твой выбор

4

«Дом, который построю я…»

2

 

 

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Введение (1ч.)

1

Размышление  о роли книги в жизни человека.

1

 

 

«Будьте щедрей на ласку!» (8 ч.)

2

Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты»

1

 

 

3

Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты»

1

 

 

4

Что есть добро и зло, каким должен быть человек.

1

 

 

5

Рассказ Е.Носова «Тёпа»

1

 

 

6

Чувство сострадания к главному герою.

1

 

 

7

Рассказ В.И.Белова «Мальчики» 

1

 

 

8

Дети военной поры.

1

 

 

9

Всякое ли детство – золотая пора?

1

 

 

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? ( 5 ч.)

10

В.Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго». Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя

1

 

 

11

Историческая основа романа. Словарная работа с иноязычной лексикой.

1

 

 

12

А.Дюма. Роман «Три мушкетёра» Гл.5. Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала.

1

 

 

13

Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции.

1

 

 

14

Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

1

 

 

                                                Право безоружного  (7 ч.)

15

К.Воробьёв. рассказ «Немец в валенках»

1

 

 

16

 Образы пленных.

1

 

 

17

Сближение двух главных героев рассказа.

1

 

 

18

Нравственный выбор героев.

 

1

 

 

19

Фрагмент повести Закруткина В. « Матерь человеческая»

1

 

 

20

Утверждение законов добра.

1

 

 

21

У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.

1

 

 

                                                              Жестокие игры (7ч.)

22

В.Железников «Чучело» (фрагменты из повестим)

1

 

 

23

Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине.

 

1

 

 

24

Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.

1

 

 

25

Рассказ В.Солоухина «Мститель»

 

1

 

 

26

Рассказ В.Солоухина «Мститель»

 

1

 

 

27

Важность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё.

 

1

 

 

28

Рассказ Л. Улицкой «Бумажная победа»

1

 

 

                                                        Твой выбор ( 4 ч.)1

29

А. Грин. Рассказ «Победитель»

Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе.

1

 

 

30

Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.

1

 

 

31

Е.Носов. рассказ «Тридцать зёрен»

Взаимоотношения человека и природы.

1

 

 

32

Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», гуманистический», «гуманитарный».

1

 

 

                                   «Дом, который построю я…» ( 2 ч.)

33

Рассказ И. Полянской «Мама»

1

 

 

34

Рассказ И. Полянской «Мама». Подведение итогов.

1

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе» 7 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Березовчанская основная общеобразовательная школа»

Советского района Курской области



«РАССМОТРЕНО»

на заседании

методического совета

протокол №____

от «__»_________20___ г .

« ПРИНЯТО»

на заседании педагогического совета протокол № ____ от «__»_________20___ г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ

«Березовчанская оош»

______ /В.Н.Носова/

Приказ №___

от «__»________20___ г.








Программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе»

7 класс


учителя русского языка и литературы

Антиповой Светланы Александровны

I квалификационная категория



















Пояснительная записка

Федеральные государственные стандарты второго поколения предполагают обязательные занятия детей во внеурочное время. Такие занятия расширяют представления учащихся об окружающем мире, выходят за рамки предметного обучения, развивают личностный потенциал учащегося, вместе с тем формируя основные мировоззренческие позиции ребёнка.

Внеурочная деятельность учащихся определяется нормативно-правовой базой:

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный компонент государственного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.  № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373».

Учебно-методический комплект «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю Сборник И. Бурж, К. Сусухачев-Дериваз, В.Ю Выборнова. – М.: Наука/Интерпериодика

Программный материал курса «Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе» для 7 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решаются проблемы, связанные с потребностью соблюдения правил в общении между разными индивидуальностями и ситуациях силового соперничества и о последствиях поступков людей в различных ситуациях. Также важно заметить, что художественные произвеждения по данной программе позволяют ученикам размышлять о том, какие правильные решения нужно принять в конфликтной ситуации. Какова связь между поведением человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как он ведёт себя в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, планируемые результаты, содержание тем учебного курса , учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование.

«Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе» отностится к числу интегрированных курсов. Важнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.

Особенностью данного курса является то, что предложенные произведения позволяют ученикам по-новому взглянуть на окружающий мир: друзей, родных, на самого себя, а также осознать , что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Также данный курс служит связующим звеном между реальной жизнью и художественной литературой и служит материалом для изучения норм международного гуманитарного права.

Цель данного курса:

Изучить художественные произведения с позиции этических и нравственных норм Международного гуманитарного права и взаимоотношений между людьми

Задачи:

- обучать учащихся учению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным;

- дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях;

- развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком;

- способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией;

- расширять круг чтения семиклассников, повышать качество чтения, уровень воспитания и глубину проникновения в художественный текст.

Программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю).

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты

Совершенствование духовно-нравственных качеств личноcnи, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.

Понимания границ собственного знания и незнания, стремление к преодолению этого разрыва.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Метапредметные

Направленность курса на интенсивное духовно-нравственное и эмоциональное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьно­го образования. В процессе изучения курса ученик получает возможность совершенствовать универ­сальные учебные действия (УУД), которые базируются на видах речевой и мыслительной деятельности. В процессе изучения курса совершенствуются и развиваются следующие УУД: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми уме­ниями и навыками работы в группах, в различных формах ситуацийобщения), регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществ­лять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию), познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуще­ствлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом).

Предметные результаты.

В результате изучения курса ученик должен научиться:

- находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;

- пересказывать текст кратко и подробно, выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;

- составлять план небольшого эпического произведения;

- составлять устный рассказ о литературном герое;

- пользоваться справочной литературой.




II .Cодержание тем учебного курса

1.Введение. (1ч)

Размышление о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

«Будьте щедрей на ласку!» ( 8 ч.)

Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты» ( 3 ч.) Что есть добро и зло, каким должен быть человек.

Рассказ Е.Носова «Тёпа» ( 2 ч.). Чувство сострадания к главному герою.

Рассказ В.И.Белова «Мальчики» (3 ч.) Дети военной поры. Всякое ли детство – золотая пора?

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? ( 5 ч.)

Правила, ограничивающие проявление насилия, жестокости в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

В.Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго» ( 2 ч.)

Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Словарная работа с иноязычной лексикой.

А.Дюма. Роман «Три мушкетёра» Гл.5. Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала. ( 3 часа)

Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

Право безоружного (7 ч.)

Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - больные, раненые, пленные,- нуждаются в защите.

К.Воробьёв. рассказ «Немец в валенках» ( 4 ч.)

Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев.

Фрагмент повести Закруткина В. « Матерь человеческая» (3 ч.) Утверждение законов добра. У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить. Обсудить феномен мести как одного из сложнейших явлений в жизни человека. Подвести уч-ся к пониманию того, что месть не может способствовать разрешению конфликта.

Жестокие игры (7ч.)

В.Железников «Чучело» ( фрагменты из повестим) 3ч.

Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.

Рассказ В.Солоухина «Мститель» ( 3 ч.)

Важность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё.

Рассказ Л. Улицкой «Бумажная победа» (1 ч.)

Твой выбор ( 4 ч.)

А. Грин. Рассказ «Победитель» (2 ч.)

Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.

Е.Носов. рассказ «Тридцать зёрен» ( 2 ч.)

Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», гуманистический», «гуманитарный».

«Дом, который построю я…» ( 2 ч.)

Рассказ И. Полянской «Мама» (2 ч.). Подведение итогов.

Постижение идеи дома, в основе которой лежат проблемы духовно-нравственного выбора, счастья и любви, взаимоотношения «отцов и детей», проблема «маленького человека», проблема ответственности за свои поступки.


III. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Введение

1

«Будьте щедрей на ласку!»

8

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?

5

Право безоружного

7

Жестокие игры

7

Твой выбор

4

«Дом, который построю я…»

2



Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Введение (1ч.)

1

Размышление о роли книги в жизни человека.

1



«Будьте щедрей на ласку!» (8 ч.)

2

Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты»

1



3

Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты»

1



4

Что есть добро и зло, каким должен быть человек.

1



5

Рассказ Е.Носова «Тёпа»

1



6

Чувство сострадания к главному герою.

1



7

Рассказ В.И.Белова «Мальчики»

1



8

Дети военной поры.

1



9

Всякое ли детство – золотая пора?

1



Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? ( 5 ч.)

10

В.Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго». Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя

1



11

Историческая основа романа. Словарная работа с иноязычной лексикой.

1



12

А.Дюма. Роман «Три мушкетёра» Гл.5. Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала.

1



13

Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции.

1



14

Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

1



Право безоружного (7 ч.)

15

К.Воробьёв. рассказ «Немец в валенках»

1



16

Образы пленных.

1



17

Сближение двух главных героев рассказа.

1



18

Нравственный выбор героев.


1



19

Фрагмент повести Закруткина В. « Матерь человеческая»

1



20

Утверждение законов добра.

1



21

У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.

1



Жестокие игры (7ч.)

22

В.Железников «Чучело» (фрагменты из повестим)

1



23

Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине.


1



24

Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.

1



25

Рассказ В.Солоухина «Мститель»


1



26

Рассказ В.Солоухина «Мститель»


1



27

Важность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё.


1



28

Рассказ Л. Улицкой «Бумажная победа»

1



Твой выбор ( 4 ч.)1

29

А. Грин. Рассказ «Победитель»

Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе.

1



30

Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.

1



31

Е.Носов. рассказ «Тридцать зёрен»

Взаимоотношения человека и природы.

1



32

Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», гуманистический», «гуманитарный».

1



«Дом, который построю я…» ( 2 ч.)

33

Рассказ И. Полянской «Мама»

1



34

Рассказ И. Полянской «Мама». Подведение итогов.

1





18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!