Урок чтения 2 класс УМК «Школа России»
Тема: Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»
Цели: познакомить учащихся со сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; учить находить главную мысль сказки, формулировать ее; расширять словарный запас учащихся; развивать мышление, умение делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений; работать в паре, составлять план сказки.
Оборудование:
Портрет Г. X. Андерсена; выставка его книг
Иллюстрации к сказке “Принцесса на горошине”
Компьютер
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Прочитайте слова, записанные на доске, определите в каждом ряду лишнее слово:
а)Волшебные предметы, троекратный повтор, скороговорка, зачин (скороговорка)
б) Братья Гримм, Перро, Маршак, Пушкин, Ершов (Маршак)
в) Русалочка, Василиса Премудрая, Дюймовочка, Герда (Василиса Премудрая)
- Кто придумал сказочных героев в последней строке?
(Ганс Христиан Андерсен)
- Расшифруйте название сказки, с которой мы познакомимся сегодня на уроке
Нуприннуцеснусанунавоговоровошивоне
(Дети, убирая лишние слоги, расшифровывают название сказки)
3.Постановка учебной задачи
- Определите тему и задачи сегодняшнего урока
(Сегодня мы познакомимся с биографией Г.Х. Андерсена и прочитаем его сказку «Принцесса на горошине»)
4.Работа по теме урока
4.1. Биография писателя
2 апреля 1805 года в городе Оденсе, в небогатой семье башмачника и прачки родился мальчик, который через много лет стал известным детским писателем. Маленький Ганс рос очень пугливым ребёнком. И после того, когда другие дети рассказывали, как в обычных школах бьют за непослушание, он напрочь отказался туда вступать. Уговоры матери, крики отца ни к чему не привели. И тогда сына отдают в благотворительную школу.
С детства Ганс Христиан увлекался кукольным театром. Из всевозможных подручных материалов мастерил кукол и приглашал на представление соседских детей. Отец мальчика прожил недолго, и парню пришлось в раннем возрасте зарабатывать себе на пропитание. Сначала будущий писатель работает помощником портного, потом судьба заносит его на сигаретную фабрику.
В 14 лет юноша едет покорять столицу Дании – Копенгаген. Он мечтает стать знаменитым. Работает там в театре, но вскоре его увольняют. Ганс был не привлекателен внешне и главных ролей ему не досталось. Но с помощью добрых людей, Ганс вступает в известную датскую школу. Учеба давалась парню не очень легко. Он даже не полностью осилил письмо. Но это не сломило его на пути к славе. В 1833 году он выпускает свой первый фантастический рассказ, за который получает премию от самого короля. Это окрыляет Андерсена, и он решает связать свою жизнь с литературой. Начинает писать всевозможные произведения, среди которых огромное количество сказок, принесших автору мировую известность.
4.2. Словарная работа
- В тексте нам встретятся новые слова. Где мы можем узнать их значение?
(В словарике в конце учебника)
- А если там не найдется нужное слово?
(Будем искать в толковом словаре)
Учащиеся ищут значения слов принцесса, гагачий, почивать, тюфяк, перина, Кунсткамера.
Физминутка
4.3. Слушание аудиозаписи сказки.
- Какой вы представляли принцессу, когда слушали сказку?
4.4. Чтение сказки по цепочке
4.5. Работа по содержанию сказки.
-Что захотелось принцу?
-Чем он был огорчен?
- Кто однажды постучал в городские ворота?
-Как выглядела незваная гостья?
- На какую кровать уложили принцессу?
-Что старая королева положила под перины и тюфяки?
- Как спала принцесса?
-Что она чувствовала?
-Как вы думаете, чем отличается принцесса от простой девушки?
-В чем заключается вымысел сказки?
(Невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин).
Выберите высказывание, которое подходит к сказке:
Не надо искать счастье далеко от дома, оно может быть где-то рядом
Настоящие принцессы удобства, комфорт и уют.
Нельзя судить о человеке только по его внешности.
Какие народные пословицы соответствуют этой сказке?
(Красота до вечера, доброта навек.
Встречают по одежке, провожают по уму.)
5. Работа в парах. Составление плана сказки.
1.Поиски принцессы.
2.Возвращение принца ни с чем.
3.Непогода.
4.Незваная гостья.
5.Королева готовит кровать.
6.Беспокойный сон принцессы.
7.Принцесса настоящая!
8.Свадьба.
6.Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: