СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Христиан Андерсен – великий сказочник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор разработки учитель начальной школы

Самойлова Вероника Валентиновна

 

Урок  литературного  чтения  4 класс

Тема:  Ганс  Христиан  Андерсен  –  великий  сказочник.

Цели:   1)Познакомить детей с биографией Г.Х.Андерсена

              2)Вызвать интерес к творчеству великого сказочника

              3)Побуждать детей к чтению

              4)Развивать речь, умение анализировать, рассуждать, высказывать                          своё мнение.

 

Урок проводится с использованием компьютерной презентации.

1.Вступление.

- Мы начали знакомиться с творчеством Г.Х.Андерсена. Статью какого автора об Андерсене я вам читала вчера?(К.Г.Паустовского)

- Как Паустовский впервые познакомился с творчеством  Андерсена? Расскажите.

- Сегодня вы узнаете краткую биографию Андерсена.

2.Презентация (слайды и рассказ учителя)

Слайд №1

Ганс  Христиан Андерсен родился в 1805 году.

Слайд №2

«Между Балтийским и Северным морями лежит старое лебединое гнездо и зовётся оно Дания». Так писал о своей родине Андерсен.

Посмотрите на карту. Дания - маленькая страна, расположенная на севере Европы, её омывает Северное море.

Слайд №3

Столица Дании – город Копенгаген. Родина Андерсена – город Оденсе – расположен на острове Фюн.

 

Слайд №4

Оденсе напоминал игрушечный город, вырезанный  из почернелого дуба. Недаром этот город славился своими резчиками по дереву. Из больших кусков дерева они вырезали фигуры, которые, по морскому обычаю украшали носы парусных кораблей.

Слайды №5-6

Оденсе – портовый город, здесь много яхт и кораблей.

Слайд №7

Дед Андерсена тоже был резчиком по дереву. В старости он занимался тем, что вырезал всякие причудливые игрушки и раздавал их соседским мальчишкам.

Слайд №8

Отец Андерсена был сапожником или, как раньше говорили, башмачником – шил и ремонтировал обувь.

Слайд №9

Мать работала прачкой – стирала бельё для богатых людей.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме;  ящик с  землёй, где густо разрастался лук; и несколько вазонов на окнах: в них цвели тюльпаны.

В годы детства Андерсена не было книжек со сказками. Сказки не читали, их рассказывали. В долгие зимние вечера  под жужжание прялки слушал маленький Ганс Христиан старинные волшебные сказки, которые рассказывал ему отец и старухи-соседки. Худой, длинноногий, похожий на нескладного аистёнка, мальчик сидел, не шелохнувшись, и слушал.

С детства маленький Андерсен и сам выдумывал невероятные истории. В их доме у мальчика был один благодарный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота: он всё ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании колдуний, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

 

 

Слайд №10

Став взрослым, Андерсен любил вырезать детям из бумаги затейливые картинки и рассказывать чудеснейшие истории. Например, о том, как снимают с неба и чистят все звёздочки и при этом нумеруют каждую звёздочку и дырочку, в которой она сидела, чтобы потом не перепутать. Он говорил, что сказку о Дюймовочке услышал в пении птиц. А сказка «Стойкий оловянный солдатик» была написана после одного случая в Копенгагене.       Маленький мальчик играл на подоконнике в старом доме. Игрушек было не так уж много – несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик. Мать мальчика, молодая женщина, сидела у окна и вышивала.   

В это время в глубине улицы показался высокий и очень худой человек в чёрном.  Он быстро шёл несколько скачущей, неуверенной походкой. Шляпу он нёс в руке, и поэтому был хорошо виден его большой покатый лоб, орлиный тонкий нос и серые сощуренные глаза. Он был некрасив, но изящен, душистая веточка мяты была воткнута в петлицу его сюртука.

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику:

-  Вот идёт наш поэт и сказочник господин Андерсен. Это под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.

Мальчик посмотрел на незнакомца в чёрном , схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал.

Это был неслыханно щедрый подарок, и Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты – как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам – видно , недаром, друзья говорили о его чрезмерной чувствительности.

Слайд №11

И Андерсен утверждал, что именно этот солдатик, подаренный ему маленьким мальчиком, и рассказал ему трогательную историю о любви и верности к маленькой танцовщице.

 

 

Слайд №12

Андерсен не сразу стал знаменитым. Ещё подростком он приехал в Копенгаген  искать счастья. Это были годы нищеты, огорчений; его долго не признавали. Андерсен часто страдал, и можно только преклоняться перед мужеством этого человека, не растерявшего на своём жизненном пути ни доброжелательности к людям, ни способности видеть повсюду поэзию и красоту.

«Как горец вырубает ступеньки в гранитной скале, так я медленно и тяжело завоёвывал своё место в литературе» - говорил о себе под старость Андерсен.

Он толком ещё не знал своей творческой силы, пока поэт Ингеман не сказал ему,  шутя:

«Вы обладаете драгоценной способностью находить жемчуг в любой сточной канаве».

- Ребята, как вы понимаете эти слова? (…)

Эти слова открыли Андерсену самого себя. И вот успех! На первый же скудный гонорар от своих книг Андерсен устремился в путешествие по Европе. И где бы Андерсен ни бывал, он всегда знакомился со своими любимыми писателями, поэтами, музыкантами и художниками.

 

Слайды №13 – 14

Трудно представить, что было время, когда никто не знал сказок про Оле – Лукойе, огниво, диких лебедей, принцессу на горошине.

Слайды№15 – 17

156 сказок и чудесных историй написал Андерсен.

- Назовите сказки по слайдам.

Слайд№18

Самые грустные сказки «Русалочка» и «Девочка со спичками».

 

 

Слайд№19

И, наверное, сказка про гадкого утёнка, превратившегося потом в прекрасного белого лебедя, – это немножко и сказка про самого Андерсена.

- Как вы думаете, почему? (…)

Слайд№20

Уже много поколений выросло на сказках Ганса Христиана Андерсена, с самого детства нам знакомы его невероятные сказки и истории.

Слайд№21

Народ увековечил память об Андерсене – в Дании много памятников великому сказочнику.

Слайд№22

У входа в копенгагенский порт датчане поставили памятник Русалочке в знак благодарности и признательности Андерсену.

Слайд№23

Андерсен был поэтом, сказочником простых людей, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку. Вся его жизнь свидетельствует о том, что сокровища подлинного искусства заключены только в сознании народа и нигде больше. Поэзия насыщает сердце народа подобно тому, как мириады капелек влаги насыщают воздух Дании.

Слайд №24

Поэтому, говорят, нигде нет таких широких и ярких радуг, как в Дании. Пусть же эти радуги почаще сверкают, как многоцветные триумфальные арки, над могилой великого сказочника Андерсена и над кустами его любимых белых роз.

Слайды№25-26 (включаются в конце на слова «…и над кустами его любимых белых роз»)

 

 

3.Вопросы после рассказа.

-Согласны ли вы с Паустовским, назвавшим Андерсена великим сказочником? Почему? (…)

- Что вам запомнилось, взволновало, удивило в биографии Андерсена?

- Каким вы его представляете?

4.Работа с первой частью викторины.

Детям предлагаются вопросы по биографии Андерсена (Вопросы написаны на слайде ). На листочках они отвечают на вопросы и сдают учителю.

5.Работа по второй части викторины (запись названий сказок по иллюстрациям) проводится после того, как уч-ся прочитают как можно больше сказок Андерсена(как в классе, так и дома).

По итогам двух туров викторины подводятся итоги и выявляются лучшие знатоки сказок Андерсена.

Детям также предлагаются литературные кроссворды по сказкам «Снежная королева» и «Русалочка», даётся задание выполнить рисунок – иллюстрацию к любимой сказке.

В читательский дневник дети записывают отзыв о прочитанных сказках в виде письма, адресованного Андерсену. Можно сочинить и записать синквейн.

 

Сказки Андерсена – ценнейший литературный материал, используя который можно благодатно развивать как учебные умения( развитие речи, умение рассуждать, анализировать  и т. д.), так и нравственность ребёнка, его душу, эмоциональную сферу. Поэтому не нужно жалеть времени на чтение сказок, их анализ, творческую работу детей. Надо постараться создать атмосферу погружения в этот волшебный, загадочный, смешной, грустный, а порой и трагичный сказочный мир Андерсена.

Дети очень любят сказки Андерсена, поэтому уроки проходят интересно, насыщенно, продуктивно, что очень важно для повышения интереса к чтению книг и развития детей.

Данная презентация с первой частью викторины занимает по времени примерно 20 минут в зависимости от уровня детей, поэтому остальное время урока можно использовать по усмотрению учителя: работать над какой-то сказкой, выполнять творческое задание и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Христиан Андерсен – великий сказочник.»

Ганс Христиан Андерсен  великий сказочник ( 1805 – 1875 )

Ганс Христиан Андерсен великий сказочник

( 1805 – 1875 )

Дания – страна в Европе

Дания – страна в Европе

Родина Андерсена – город Оденсе в Дании.

Родина Андерсена – город Оденсе в Дании.

Город Оденсе

Город Оденсе

Город Оденсе

Город Оденсе

Город Оденсе

Город Оденсе

Дед Андерсена был резчиком по дереву

Дед Андерсена был резчиком по дереву

Отец Андерсена был башмачником

Отец Андерсена был башмачником

Мать работала прачкой

Мать работала прачкой

Сказки Андерсена

Сказки Андерсена

Великий сказочник

Великий сказочник

В Дании много памятников Андерсену

В Дании много памятников Андерсену

Памятник Русалочке в Копенгагене – столице Дании

Памятник Русалочке в Копенгагене – столице Дании

Белые розы – любимые цветы Андерсена

Белые розы – любимые цветы Андерсена

Викторина по сказкам Ганса Христиана Андерсена

Викторина по сказкам Ганса Христиана Андерсена

Ответьте на вопросы 1. Когда и где родился Г.Х.Андерсен? 2.Кем был отец Андерсена? 3.Кем была мать Андерсена? 4.Каким человеком был Андерсен? 5.Как датчане увековечили память о великом сказочнике?

Ответьте на вопросы

  • 1. Когда и где родился Г.Х.Андерсен?
  • 2.Кем был отец Андерсена?
  • 3.Кем была мать Андерсена?
  • 4.Каким человеком был Андерсен?
  • 5.Как датчане увековечили память о великом сказочнике?
Определи название сказки Андерсена по иллюстрациям

Определи название сказки Андерсена по иллюстрациям

Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!