СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему Г. Х. Андерсен "Принцесса на горошине" 2 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомства с данным произведением был построен на основе технологии продуктивного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему Г. Х. Андерсен "Принцесса на горошине" 2 класс»


Конспект урока литературного чтения


Дата проведения: 15. 05. 2019

Школа: МБОУ СШ №16 городского округа – город Камышин

Класс: 2 «А»

Учитель: Флеер Татьяна Викторовна

Тема раздела: Литература зарубежных стран

Тема урока: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Педагогические цели: познакомить учащихся со сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; развивать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; обогащать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе.

Планируемые предметные результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; пересказывать сказку по составленному плану; придумывать окончание сказки; инсценировать сказки.

Формируемые УУД

  • личностные - дети учатся осознавать свои эмоции и эмоции других людей, воспринимать красоту художественного слова;

  • регулятивные - учатся самостоятельно определять цели своей деятельности, работать по плану, определять степень успешности своей работы;

  • познавательные - учатся вычитывать из текста всю необходимую информацию, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • коммуникативные - учатся оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи, слушать и слышать других, задавать вопросы.

Тип урока: урок знакомства с новым произведением.

Оборудование: портрет Г.Х. Андерсена, выставка его книг, презентация, карточки с записью пунктов плана на доске.









ХОД УРОКА


Наименование

этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся


Организация класса

- Здравствуйте, ребята.

Тише, тише ,тишина !
Разговаривать нельзя
Тихо сядет первый ряд,
Остальные постоят.
Тихо сядет ряд второй,
Подружившись с тишиной.
Сядет третий ряд у нас,

Тишиной наполнив класс
Мы урок начнем сейчас.


Дети выполняют требования учителя, настраиваются на работу.


Проверка домашнего задания

- Скажите, каким было ваше домашнее задание?

- Кто готов пересказать сказку Ш. Перро «Красная Шапочка»?

- Давайте послушаем, как вы справились с этим заданием.

(Спрашиваю 3-х учеников, оцениваю качество их ответов с помощью класса)

- Чьё исполнение сказки является самым удачным?

- Пересказ «Красной Шапочки».

Дети пересказывают сказку.

Слушают и оценивают ответы одноклассников.

Дети аргументируют свои оценки.


Подготовка к встрече с новым

произведением

- Посмотрите на экран.

(Демонстрация портрета Г.Х. Андерсена)

- Вам знаком этот писатель?

- Кто может назвать его имя и фамилию?

- Да, имя этого писателя Ганс Христиан Андерсен.

- О чём вы сразу подумали, увидев на экране его портрет?

- Какие произведения Андерсена вы уже читали?


- Какие они все по своему характеру, по настроению?

- Послушайте рассказ о жизни и творчестве этого автора.

- 2 апреля 1805 года в городе Оденсе, в небогатой семье башмачника и прачки родился мальчик, который через много лет стал известным детским писателем. Маленький Ганс рос очень пугливым ребёнком. И после того, когда другие дети рассказывали, как в обычных школах их бьют учителя за непослушание, он напрочь отказался туда вступать. Уговоры матери, крики отца ни к чему не привели. И тогда сына отдали в благотворительную школу. С раннего детства Ганс Христиан увлекался кукольным театром. Из всевозможных подручных материалов мастерил кукол и приглашал на представление соседских детей. Отец мальчика прожил недолго, и Гансу пришлось в раннем возрасте зарабатывать себе на пропитание. Сначала будущий писатель работает помощником портного, потом судьба заносит его на сигаретную фабрику. В 14 лет юноша едет покорять столицу Дании – Копенгаген. Он мечтает стать знаменитым. Работает там в театре, но вскоре его увольняют. Ганс был не привлекателен внешне и главных ролей ему не досталось. Нос помощью добрых людей, Ганс поступает в известную датскую школу. Учёба давалась парню не очень легко. Он даже не полностью осилил письмо. Но это не сломило его на пути к славе. В 1833 году он выпускает свой первый фантастический рассказ, за который получает премию от самого короля. Это окрыляет Андерсена, и он решает связать свою жизнь с литературой. Начинает писать всевозможные произведения, среди которых огромное количество сказок, принёсщих автору мировую известность.

- Как вы думаете, с какой сказкой мы познакомимся?

- Сегодня мы познакомимся с этой сказкой.

- Чего вы ждёте от встречи с ней?

- Как вы думаете, кто будет героями произведения?




- Г. Х. Андерсен.

Дети высказывают своё мнение.

- Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, Русалочка.


Дети внимательно слушают рассказ учителя о писателе.























Дети делают предположения, ставят учебную задачу.


Работа над новым произведением


Работа с текстом до чтения

- Ребята, давайте вспомним героев сказок Андерсена, отвечая на вопросы викторины.

Крошечная девочка,

Я сошла с цветка.

Жизнь казалась дивною

В алых лепестках.

Только душу нежную

Заперли во тьму.

Звери злые, жадные,

Вам она к чему?

Мне б на небо синее

Хоть разок взглянуть.

Попрощаться с солнышком

И навек уснуть.

Слышу: в небе звонкая

Песенка твоя.

Ласточка родимая!

Ты нашла меня.


Стойкий маленький солдатик,

Он стоит, как акробатик,

На единственной ноге

В оловянном сапоге.

Стойкий, маленький, прямой,

Всё снесёт он, как герой.

От судьбы не убежит,

В жарком пламени сгорит.


Нежная девочка с рыбьим хвостом,

Пеной морскою станет потом.

Всё потеряет, любви не предав,

Жизнь за неё отдав.


- Откройте учебники на странице 197.

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке.

- Кто на ней изображён?

- Посмотрите на экран. Прочитайте глазками ключевые слова.

- А теперь, как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке? Кто будут её герои?

- Что надо сделать, чтобы проверить правильность наших предположений?

- Давайте приступим к чтению.

Работа с текстом во время чтения

- Читать будем вслух по цепочке, громко и отчётливо, чтобы все ребята в классе вас слышали. И как всегда будем комментировать прочитанное.

(После чтения каждой части задаю детям вопросы)

- На ком хотел жениться принц?

- Какой должна быть принцесса?

- С какой проблемой столкнулся принц?

- Почему принц был огорчён?

- Какая погода была в тот вечер, когда появилась принцесса?

- Как выглядела эта принцесса?

- Кто решил проверить принцессу?

- Сколько тюфяков положили на кровать?

- А сколько было было перинок?

- В какой момент все поняли, что принцесса настоящая?

- Что было с принцессой той ночью?

- Куда попала горошина?

- А теперь объясним значение некоторых слов:

  • тюфяк – мешок, набитый сеном и служащий матрасом;

  • перина – мешок, набитый пухом или перьями;

  • почивала – спала;

  • гагачий пух –пух, собираемый в гнёздах утки гаги;

  • кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинных предметов.


Дети внимательно слушают задания учителя.
















- Дюймовочка.









- Оловянный солдатик.





- Русалочка.


Рассматривают иллюстрацию.

Читают ключевые слова.

Делают повторные предположения.

Формулируют учебную задачу.






Дети читают по цепочке.

Отвечают на вопросы учителя.















Дают толкование слов.


Физкультурная пауза

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Дети выполняют упражнения синхронно с учителем.


Продолжение работы над сказкой

Работа с текстом после чтения

- Давайте проверим, насколько вы поняли, осознали главную мысль произведения. Нам помогут в этом вопросы:

- Мог ли кот иначе отнестись к своему хозяину?

- Когда люди заботятся о других, жертвуя собой?

- Чему же учит эта сказка?

- Какие качества помогли героям?

- А сейчас мы поиграем с вами в игру «Я режиссёр». Её задача –восстановить последовательность событий сказки при помощи демонстрационных сюжетных картинок, которые видите на доске.

- Молодцы! Вы без труда с этим справились!


Формулируют главную мысль сказки.





Воссоздают последовательность событий.


Итог урока

- Подведём итог урока.

- Какую сказку читали на уроке?

- К какому типу сказок относится «Принцесса на горошине»?

- Какой вы себе представили прицессу?

- А вы уверены в том, что принцесса была настоящей?

- Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой?

- В каких жизненных ситуациях можно употреблять выражение «Принцесса на горошине»? Приведите примеры.

- Чему учит сказка Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»?

- Посмотрите на экран и продолжите эти предложения.

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я хочу похвалить себя за…

Я могу поблагодарить … за …

- А сейчас внимание на экран. Предлагаю послушать сказку в исполнении актёров.

(Прослушивание аудиозаписи сказки «Принцесса на горошине» )


- Принцесса на горошине.

- Бытовая сказка.

- Дети описывают героиню.

- Нет.

Дети рассуждают.

Дети приводят примеры.


Дети делают выводы.


Дети осуществляют самооценку своей деятельности на уроке.



Дети слушают аудиозапись сказки.


Задание на дом


- Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 197-200, пересказ.

- Спасибо вам за активную работу. Урок окончен.

Дети записывают задание в дневник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!