СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г.К.Андерсен "Дикие лебеди"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: _________________

Класс: 5

Тема урока: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный  солдатик»

Цели  урока: 

  • познакомить детей с биографическими фрагментами из жизни писателя;
  • ознакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный  солдатик», ее особенностью;
  • развивать читательскую память, внимание, правильную речь, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать;
  • совершенствовать навыки грамотного  осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в тексте;
  • развивать интерес к сказкам зарубежных писателей;
  • пополнять словарный  запас учащихся;
  • направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.
  • помочь понять настроение автора.

Материально-техническое обеспечение урока: презентация урока, иллюстрации,  учебник,  Толковый словарь, «Физминутка».

Ход урока.

Ι. Организационный момент. Эмоциональный настрой:

 

Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво,  Поздоровались учтиво.  Тихо сели, спинки прямо.  Мы легонечко вздохнём.  Урок чтения начнём.

 

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся. Работа с интерактивной доской.

− С какой сказкой мы познакомились на прошедших уроках?

− Какая это сказка: авторская или народная? Докажите.

− Кто автор этой сказки?

− Давайте вспомним эту сказку и расположим на интерактивной доске иллюстрации по этому произведению по порядку следования событий.

(Уч-ся по одному подходят к доске и ставят картинки по порядку)

− Молодцы, ребята.  Вспомнили сказку. Продолжаем наш урок.

ΙΙΙ. Речевая разминка.

− Прочитайте с разной интонацией предложения.

Мы любим сказки? (с удивлением)            Мы любим сказки! (с восторгом)

− А теперь прочтите предложение, делая ударение на разных словах.

Мы любим сказки?      Мы любим сказки?       Мы любим сказки?

ΙV. Сообщение цели урока.

−  Угадайте, произведение какого автора мы будем сегодня читать. Помогут вам в этом названия его книг.

 «Огниво», «Дюймовочка», «Снежная Королева», «Русалочка» , «Оле-Лукойе», «Гадкий утёнок», «Свинопас», «Принцесса на горошине»

(Дети отвечают и на доске открывается портрет Х.К.Андерсена)

V. Изучение нового материала.

1. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена. 

− Перед вами портрет великого сказочника.

− А что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

− Попробуйте по опорным словам (на доске) составить небольшой рассказ о жизни Андерсена.

2 апреля1805 г. – 4 августа 1875 г.

отец - сапожник, мать – прачка

город Оденз - страна Дания

город Копенгаген - университет

поэт, писатель, драматург, сказочник

(Уч-ся пробуют рассказывать о писателе)

2. Рассказ подготовленного ученика о Х.К.Андерсене.

Ханс Кристиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе (показывается на карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ханс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.

3. Слово учителя.

− А знаете ли вы, что всего Андерсен написал 170 сказок! Сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли. Они  учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство с его сказками - это праздник. Вот что писал   К. Г. Паустовский в своём рассказе "Великий сказочник"

4. Чтение отрывка из рассказа К.Г.Паустовского "Великий сказочник".

( читает уч-ся …)

«… около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки  Христиана  Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…». 

5. Сообщение темы урока. 

− Вот сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Толчком к тому, чтобы появилась  сказка  про стойкого оловянного солдатика, послужил один случай, который был на улице  Копенгагена, столице Дании. (иллюстрация на доске)

6. Чтение  текста.

«… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в чёрном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал.

Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…»

− Может быть,  именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку. 

7. Словарная работа. Работа с толковым словарём.

− Как вы понимаете значение «стойкий»?

 стойкий - прочный, неослабевающий.

 стойкий - непоколебимый, упорный, твёрдый духом

− Что означает слово «оловянный»?

олово – химический элемент, мягкий, ковкий, серебристо-белый металл.)

Физкультминутка

 

А сейчас, ребята, сказка Даст нам отдохнуть. Отдохнём и снова в путь. Нам сказала балерина: "Станет талия осиной, Если будем наклоняться, Влево - вправо, десять раз". Вот Дюймовочки слова: "Чтоб была спина пряма Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам». Крот ребятам даст совет: «Посмотрите вы на свет!»  

 

Попробуйте поймать солнечного зайчика!

8. Подготовка к восприятию текста.

− Рассмотрите иллюстрации. Что можно предположить о сюжете сказки? (Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным).

− По иллюстрации и названию определите, какая это сказка - грустная или весёлая?

(Учитель показывает рисунки к сказке)

9. Постановка проблемного вопроса.

− Перед нами стоит сейчас проблема – «В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою?»  Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

10. Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик» на с. _____учебника.  (учитель – ученик).

− Постарайтесь уловить, понять настроение автора.

11. Беседа после прочтения.

- В каком настроении вы остались после прочтения? Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

- Почему вам стало грустно?

- Кто передал вам эту грусть? (Автор)

- Кто понравился в этой сказке?

- Чем был интересен этот солдатик?

- Кто вызвал антипатию? Почему?

- Встретили ли вы кульминационные моменты при чтении?

- Почему испытывали тревогу за солдатика?

- Что сближало солдатика и танцовщицу?

- Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей? (Зародились таинственная и       бескорыстная любовь)

- Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)

- Как солдатик выдержал испытания? (Достойно, с честью, стойко)

- Почему он не стал кричать и звать на помощь?

12. Дискуссия.

- Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий? ( Можно сказать, что он стойкий: 1 значение - стоит на 1 ноге, 2 значение - характер, сила духа)

- Чтобы вы сказали о нашем героя? (Выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный) 

Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать чертёнок, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно доброе отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому чертёнку из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".

13. Чтение заключительного абзаца сказки.

«… На другой день служанка стала  выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко…». 

− Почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко"?

(Предполагаемые ответы детей:

  • Комочек олова лежал возле обгорелой брошки, как будто солдатик и танцовщица остались вместе.
  • Комочек олова похож на сердце, ведь это сердце солдатика. Он всё время любил балерину. Его сердце не сгорело.
  • Комочек похож на сердце - это любовь солдатика к балерине.)

− Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?         

− Любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает. Вот оно - это сердечко, посмотрите. (дети передают оловянное сердечко по цепочке).

VΙ. Итог урока.

− Маленькое сердечко осталось нерасплавленным, а что осталось в ваших сердцах от знакомства с этой сказкой?

− Итак, мы вновь подошли к вопросу.

В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою? 

Вывод: в этой сказке двойной смысл: Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения

− Какую мысль автор спрятал между строк?

− А урок наш заканчивается песней сказочника «Город золотой». Мне кажется, что слова и мелодия этой песни созвучны настроению, в котором оставила нас прочитанная сказка.

(звучит песня «Город золотой»)

−Я вам хочу, друзья мои, признаться. Что не хочу я с этой сказкой расставаться, Со сказками встречайтесь вновь и вновь, И в сердце каждого пускай живет любовь.

VΙΙ. Рефлексия.

− А сейчас выберите начало фразы и продолжите её.

      Сегодня я узнал …

      Было интересно…

      Я понял, что…

      Меня удивило…

      Мне захотелось…

      Урок дал мне для жизни…

VΙΙΙ. Задание на дом:

− Прочитайте ещё раз сказку Андерсена (с. ________________). Нарисуйте иллюстрацию.

 

Просмотр содержимого документа
«Г.К.Андерсен "Дикие лебеди"»

Дата: _________________

Класс: 5

Тема урока: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный  солдатик»

Цели  урока: 

  • познакомить детей с биографическими фрагментами из жизни писателя;

  • ознакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный  солдатик», ее особенностью;

  • развивать читательскую память, внимание, правильную речь, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать;

  • совершенствовать навыки грамотного  осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в тексте;

  • развивать интерес к сказкам зарубежных писателей;

  • пополнять словарный  запас учащихся;

  • направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.

  • помочь понять настроение автора.

Материально-техническое обеспечение урока: презентация урока, иллюстрации, учебник, Толковый словарь, «Физминутка».

Ход урока.

Ι. Организационный момент. Эмоциональный настрой:

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво. 
Тихо сели, спинки прямо. 
Мы легонечко вздохнём. 
Урок чтения начнём.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся. Работа с интерактивной доской.

− С какой сказкой мы познакомились на прошедших уроках?

− Какая это сказка: авторская или народная? Докажите.

− Кто автор этой сказки?

− Давайте вспомним эту сказку и расположим на интерактивной доске иллюстрации по этому произведению по порядку следования событий.

(Уч-ся по одному подходят к доске и ставят картинки по порядку)

− Молодцы, ребята.  Вспомнили сказку. Продолжаем наш урок.

ΙΙΙ. Речевая разминка.

− Прочитайте с разной интонацией предложения.

Мы любим сказки? (с удивлением)            Мы любим сказки! (с восторгом)

− А теперь прочтите предложение, делая ударение на разных словах.

Мы любим сказки?      Мы любим сказки?       Мы любим сказки?

ΙV. Сообщение цели урока.

−  Угадайте, произведение какого автора мы будем сегодня читать. Помогут вам в этом названия его книг.

«Огниво», «Дюймовочка», «Снежная Королева», «Русалочка» , «Оле-Лукойе», «Гадкий утёнок», «Свинопас», «Принцесса на горошине»

(Дети отвечают и на доске открывается портрет Х.К.Андерсена)

V. Изучение нового материала.

1. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена. 

− Перед вами портрет великого сказочника.

− А что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

− Попробуйте по опорным словам (на доске) составить небольшой рассказ о жизни Андерсена.

2 апреля1805 г. – 4 августа 1875 г.

отец - сапожник, мать – прачка

город Оденз - страна Дания

город Копенгаген - университет

поэт, писатель, драматург, сказочник

(Уч-ся пробуют рассказывать о писателе)

2. Рассказ подготовленного ученика о Х.К.Андерсене.

Ханс Кристиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе (показывается на карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ханс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.

3. Слово учителя.

− А знаете ли вы, что всего Андерсен написал 170 сказок! Сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли. Они  учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство с его сказками - это праздник. Вот что писал   К. Г. Паустовский в своём рассказе "Великий сказочник"

4. Чтение отрывка из рассказа К.Г.Паустовского "Великий сказочник".

( читает уч-ся …)

«… около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки  Христиана  Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…». 

5. Сообщение темы урока. 

− Вот сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Толчком к тому, чтобы появилась  сказка  про стойкого оловянного солдатика, послужил один случай, который был на улице  Копенгагена, столице Дании. (иллюстрация на доске)

6. Чтение  текста.

«… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в чёрном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал.

Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…»

− Может быть,  именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку. 

7. Словарная работа. Работа с толковым словарём.

− Как вы понимаете значение «стойкий»?

 стойкий - прочный, неослабевающий.

 стойкий - непоколебимый, упорный, твёрдый духом

− Что означает слово «оловянный»?

олово – химический элемент, мягкий, ковкий, серебристо-белый металл.)

Физкультминутка

А сейчас, ребята, сказка
Даст нам отдохнуть.
Отдохнём и снова в путь.
Нам сказала балерина:
"Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево - вправо, десять раз".
Вот Дюймовочки слова:
"Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам».
Крот ребятам даст совет:
«Посмотрите вы на свет!»

Попробуйте поймать солнечного зайчика!

8. Подготовка к восприятию текста.

− Рассмотрите иллюстрации. Что можно предположить о сюжете сказки? (Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным).

− По иллюстрации и названию определите, какая это сказка - грустная или весёлая?

(Учитель показывает рисунки к сказке)

9. Постановка проблемного вопроса.

− Перед нами стоит сейчас проблема – «В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою?»  Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

10. Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик» на с. _____учебника.  (учитель – ученик).

− Постарайтесь уловить, понять настроение автора.

11. Беседа после прочтения.

- В каком настроении вы остались после прочтения? Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

- Почему вам стало грустно?

- Кто передал вам эту грусть? (Автор)

- Кто понравился в этой сказке?

- Чем был интересен этот солдатик?

- Кто вызвал антипатию? Почему?

- Встретили ли вы кульминационные моменты при чтении?

- Почему испытывали тревогу за солдатика?

- Что сближало солдатика и танцовщицу?

- Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей? (Зародились таинственная и       бескорыстная любовь)

- Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)

- Как солдатик выдержал испытания? (Достойно, с честью, стойко)

- Почему он не стал кричать и звать на помощь?

12. Дискуссия.

- Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий? ( Можно сказать, что он стойкий: 1 значение - стоит на 1 ноге, 2 значение - характер, сила духа)

- Чтобы вы сказали о нашем героя? (Выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный) 

Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать чертёнок, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно доброе отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому чертёнку из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".

13. Чтение заключительного абзаца сказки.

«… На другой день служанка стала  выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко…». 

− Почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко"?

(Предполагаемые ответы детей:

  • Комочек олова лежал возле обгорелой брошки, как будто солдатик и танцовщица остались вместе.

  • Комочек олова похож на сердце, ведь это сердце солдатика. Он всё время любил балерину. Его сердце не сгорело.

  • Комочек похож на сердце - это любовь солдатика к балерине.)

− Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?         

− Любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает. Вот оно - это сердечко, посмотрите. (дети передают оловянное сердечко по цепочке).

VΙ. Итог урока.

− Маленькое сердечко осталось нерасплавленным, а что осталось в ваших сердцах от знакомства с этой сказкой?

− Итак, мы вновь подошли к вопросу.

В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою? 

Вывод: в этой сказке двойной смысл: Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения

− Какую мысль автор спрятал между строк?

− А урок наш заканчивается песней сказочника «Город золотой». Мне кажется, что слова и мелодия этой песни созвучны настроению, в котором оставила нас прочитанная сказка.

(звучит песня «Город золотой»)

−Я вам хочу, друзья мои, признаться.
Что не хочу я с этой сказкой расставаться,
Со сказками встречайтесь вновь и вновь,
И в сердце каждого пускай живет любовь.

VΙΙ. Рефлексия.

− А сейчас выберите начало фразы и продолжите её.

      Сегодня я узнал …

      Было интересно…

      Я понял, что…

      Меня удивило…

      Мне захотелось…

      Урок дал мне для жизни…

VΙΙΙ. Задание на дом:

− Прочитайте ещё раз сказку Андерсена (с. ________________). Нарисуйте иллюстрацию.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!