Тема урока "Разложение многочлена на множители способом группировки"
Тип урока: закрепление нового материала (третий урок по данной теме). или комплексное применение знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Орг. момент
Проверьте, все ли приготовили к уроку: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, дневник.
Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Разложение многочлена на множители способом группировки.
А зачем нам нужно изучение этой темы? ……..
Чтобы применять этот способ в преобразованиях различных выражений
ТОГДА
КАКОВА ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА?
ХОРОШО МОЛОДЦЫ (записываем число, классная работа и тему урока)
В листах самооценки даны темы, подчеркните те, которые вам известны
что такое одночлен, (выражения, содержащие числа, переменные и их степени)
что называется, многочленом, (сумма одночленов)
как умножить одночлен на многочлен, (нужно умножить одночлен на каждый член многочлена и всё сложить)
как умножить многочлен на многочлен, (каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить)
что значит разложить на множители многочлен, (представить многочлен в виде произведения двух или нескольких многочленов)
какие способы разложения на множители вам известны, (вынесение общего множителя и способ группировки)
существует ли алгоритм разложения многочлена на множители способом группировки? (Да. 1) сгруппируем его члены так, чтобы слагаемые имели общий множитель; 2) вынести в каждой группе общий множитель в виде одночлена за скобки; 3) Вынести в каждой группе общий множитель в виде многочлена за скобки)
СЕЙЧАС ПРИМЕНЕНЯЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ РЕШИМ НЕКОТОРЫЕ ЗАДАНИЯ
II. Работа в группах (каждой группе предлагается задание на повторение)
1 группа. Задание на вынесение общего множителя за скобки
2 группа. Задание на вынесение общего множителя за скобки
3 группа. Разложить на множители
4 группа. Разложить на множители.
По одному ученику у доски от группы, решают и садятся. Потом все проверяют, и из других групп задают вопросы по решению заданий. ЧТО МЫ ПОВТОРИЛИ?
Задание. Решить уравнение х2 + 6х + 5 = 0
МОЖЕМ ЛИ МЫ РЕШИТЬ ЭТО УРАВНЕНИЕ ? ПОКА НЕТ
ДАВАЙТЕ ОБРАТИМСЯ К ИСТОРИИ, ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО РЕШИТЬ НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ ЗАДАНИЙ И ОТГАДАТЬ ИМЯ УЧЕНОГО
III. Историческая справка
Фамилию великого ученого вы узнаете, если правильно выполните задания
№ п/п | Разложите на множители | Ответ | Буква |
1 | 32х-8а | 8(4х-а) | Д |
2 | 4х2+36х3 | 4х2(1+9х) | И |
3 | 15с(а+в)+8(а+в) | (а+в)(15с+8) | О |
4 | 4ас+4аd-в(с+d) | (с+d)(4а-в) | Ф |
5 | ах-3х+4а-12 | (а-3)(х+4) | А |
6 | 23са+23св | 23с(а+в) | Н |
7 | 24х- 24а | 23с(а+в) | Т |
4х2(1+9х) | (а-3)(х+4) | 23с(а+в) | (с+d)(4а-в) | 8(4х-а) | (а+в)(15с+8) | 24(х-а) |
И | А | Н | Ф | Д | О | Т |
| | | | | | |
Ученик рассказывает о Диофанте.
Диофант представляет одну из наиболее трудных загадок в истории науки. Нам не известно ни время, когда он жил, ни предшественники, которые работали бы в той же области.
Промежуток времени, когда мог жить Диофант, составляют полтысячелетия! Нижняя грань определяется без труда: в своей книге о многоугольных числах Диофант неоднократно упоминает математика Гипсикла Александрийского который жил в середине 2-ого в. до н.э.
До наших дней дошли два произведения Диофанта, оба не полностью. Это «Арифметика» и отрывки из трактата «О многоугольных числах». Но о самом авторе не известно почти ничего. Его «Арифметика» стала поворотным пунктом в развитии алгебры и теории чисел. Именно здесь произошёл окончательный отказ от геометрической алгебры. В начале своего труда Диофант поместил краткое введение, ставшее первым изложением основ алгебры. В нём строится поле рациональных чисел и вводится буквенная символика. Там же формулируются правила действий с многочленами и уравнениями. Труды Диофанта имели фундаментальное значение для развития алгебры и теории чисел. С именем этого учёного связано появление и развитие алгебраической геометрии, проблемами которой впоследствии занимались Леонард Эйлер, Карл Якоби и другие авторы.
В X веке «Арифметика» была переведена на арабский язык, после чего математики стран ислама (Абу Камил и другие) продолжили некоторые исследования Диофанта. В Европе интерес к «Арифметике» возрос после того, как Рафаэль Бомбелли обнаружил это сочинение в Ватиканской библиотеке и опубликовал 143 задачи из его в своей «Алгебре» (1572 года). В 1621 году появился классический, подробно прокомментированный латинский перевод «Арифметики». Методы Диофанта оказали огромное влияние на Франсуа Виета и Пьера Ферма, впрочем, в Новое время неопределенные уравнения обычно решаются в целых числах, а не в рациональных, как это делал Диофант.
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПРЕДСТАВИМ СЕБЯ УЧЕНЫМИ И РЕШИМ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
IV. Работа в группах
1 группа. Представьте в виде произведения многочлен
2 группа. Чему равно значение выражения
3 группа. Вычислить значения выражения
4 группа. Разложите на множители трехчлен.
По одному ученику у доски. Потом вопросы от группы группе.
ИТОГИ ОБЯЗАТЕЛЬНО
ГОТОВЫ РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ?
х2 + 6х + 5 = 0 Теперь мы можем решить наше уравнение.
V. Самостоятельная работа по вариантам
На «3», на «4» и на «5»
VI. Завершаем наш урок и записываем д/з
Рефлексия
- Ребята, достигли мы сегодня цели урока?
……………………………………………………………………….
А теперь в листе самооценки напишите своё мнение, что было легко, а что не очень легко