СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 90. ВО СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с кратным сравнением чисел, с отношением «во сколько раз больше или меньше?»; совершенствовать навыки нахождения доли от числа; способствовать формированию вычислительных навыков; развивать внимание, логическое мышление и умение обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 90. ВО СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?»

Урок 90. ВО СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с кратным сравнением чисел, с отношением «во сколько раз больше или меньше?»; совершенствовать навыки нахождения доли от числа; способствовать формированию вычислительных навыков; развивать внимание, логическое мышление и умение обобщать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: выполнять кратное сравнение чисел; узнавать, во сколько раз одно число больше или меньше другого; называть одну или несколько долей данного числа и числа по его доле; воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; получат возможность научиться: выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – сопоставлять объекты по одному (нескольким) признакам, выявлять сходство и различие объектов; коммуникативные – строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; регулятивные – удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок!

Сообщают
о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: организовывают рабочее место

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Вставьте числа в «окошки».

Отвечают на вопросы по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

– Решите задачи.

1) Приготовили 9 оправ для очков. Сколько потребуется стекол, чтобы изготовить очки?

2) Если разложить пирожные в коробки по 6 штук, потребуется 8 коробок. Сколько всего пирожных?

Решают задачи

Фронтальная

Устные ответы

– Работаем с геометрическим материалом.

1) Уберите 2 палочки так, чтобы квадратов не осталось.




2) Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

3) Уберите одну палочку так, чтобы среди оставшихся фигур был только один квадрат. Какие еще остались многоугольники? Сколько их?

4) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата.

5) Уберите три палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. Какой еще остался многоугольник?

Работают

с геометрическим материалом

Фронтальная

Устные ответы

– Что изменилось?

Находят различия

Фронтальная

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите рисунок на доске.

▲▲▲

– Каких фигур больше? (Кругов.)

– На сколько кругов больше, чем треугольников?

(6 – 3 = 3.)

– Каких фигур меньше?

– На сколько треугольников меньше, чем кругов?

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым отношением – «во сколько раз больше или меньше?»

Слушают
и обсуждают тему урока.

Отвечают

на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Подготовительные упражнения

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

1. У Миши 3 ореха (выкладывает фишки), у Пети – 2 раза по столько орехов (выкладывает орехи Пети фишками другого цвета).

2. Предлагается рисунок, на котором изображено, например, 3 зеленых и 12 красных яблок, и задаются вопросы:

– Сколько зеленых яблок? Сколько раз по столько нарисовано красных яблок?

Ответ на второй вопрос находится практическим путем: каждые 3 красных яблока обводятся замкнутой линией
(«кладем» по 3 яблока на блюдца). Получается, что красных яблок 4 раза по столько, сколько зеленых. (Иллюстрировать задачи можно на доске в классе, используя вырезанные картинки животных, растений, игрушек, плодов и др.)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы учителя

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более
сложные приборы (циркуль); осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять,
возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения
на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

работа по учебнику
(с. 64)

– Рассмотрите рисунок в учебнике.

– Сколько синих воздушных шариков нарисовал художник? (2.)

– А сколько раз по 2 он нарисовал красных шариков? (3 раза по 2.)

– Красных шариков больше, чем синих. Их в 3 раза больше, чем синих, потому что их 3 раза по столько, сколько синих. О синих шариках можно сказать, что их в 3 раза меньше, чем красных

Выполняют кратное сравнение по рисункам

Фронтальная

Устные ответы

Задание 1
(с. 64)

Организует работу по вопросам.

Рисунок 1.

– Посмотрите на рисунок. Какие предметы изображены на рисунке? (Мячи и кубики.).

– Сколько всего мячей? (Три.)

– Обратите внимание, кубики сложены в башенки. Сколько кубиков в каждой башенке? (Тоже три.)

– Сколько всего башенок по 3 кубика? (Четыре.)

– Значит, кубиков 4 раза по столько, сколько мячиков. Делаем вывод: кубиков в 4 раза больше, чем мячиков, а мячиков – в 4 раза меньше, чем кубиков.

(Если у учащихся будут возникать затруднения, можно использовать модели – фишки.)

Рисунок 2.

– Что изображено на втором рисунке? (Ежики и гриб-
ки.)

– Сколько всего ежиков? (Два.)

– Сколько всего грибков? (Четыре.)

– Мысленно разбейте грибки на группы по 2 грибка в каждой, то есть в каждой группе должно быть по столько грибков, сколько всего ежиков. Сколько групп получилось? (Две.)

– Значит, у нас грибков 2 раза по столько, сколько ежиков. Делаем вывод: грибков в 2 раза больше, чем ежиков, а ежиков в 2 раза меньше, чем грибков.

Рисунок 3.

– Рассмотрите рисунок (с. 65). На нем изображены тарелки с фруктами. Какие фрукты разложены по тарелкам? (Сливы и груши.)

– По сколько фруктов на каждой тарелке? (По 4 сливы или груши.)

– Значит, фруктов на каждой тарелке поровну – по 4 штуки.

– Сколько тарелок со сливами? (5 тарелок.)

– Сколько тарелок с грушами? (1 тарелка.)

– Значит, слив у нас 5 раз по столько, сколько груш. Делаем вывод: слив в 5 раз больше, чем груш; а груш в 5 раз меньше, чем слив

Участвуют в беседе, отвечают

на вопросы. Формулируют вывод

Фронтальная

Устные ответы

Задание 2
(с. 65)

Учащиеся устно вставляют пропущенные слова в предложения («больше» или «меньше»)

Заканчивают предложение

Фронтальная

Устные ответы

Задание 3
(с. 65)

– Объясните смысл каждого предложения в задании

Объясняют смысл предложений

Фронтальная

Устные ответы

Задание 4
(с. 65)

– Прочитайте новые предложения:

• Воробьев в 3 раза больше, чем ворон.

• Юбок в 4 раза больше, чем блузок.

• Стаканов в 8 раз меньше, чем чашек.

• Гвоздик в 6 раз меньше, чем роз

Составляют новые предложения

Фронтальная

Устные ответы

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 1

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

чертеж:

– Во сколько раз длина красного отрезка больше длины зеленого? (В 4 раза больше.)

– Во сколько раз длина зеленого отрезка меньше длины красного? (В 4 раза меньше.)

Выполняют кратное сравнение отрезков

с помощью циркуля

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учи-

теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленном правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

используют в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль); корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли

сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 2

чертеж:

– Сколько кругов изображено на рисунке? (4.)

– Изобразите 3 раза по столько треугольников, сколько кругов.

– Сколько получилось треугольников? (4 ∙ 3 = 12.)

– Во сколько раз их больше, чем кругов? (В 3 раза больше.)

Выполняют рисунок

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради. Устные ответы

Задание 4

– Решите задачу. Что известно?

– Придумайте и запишите такой вопрос к задаче, чтобы она решалась делением. (Во сколько раз больше наклеек у Кати, чем у Юли?)

– Решите задачу.

Решение: 24 : 8 = 3 (раза).

Ответ: в 3 раза

Придумывают вопрос к условию задачи. Решают задачу

Фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

Задание 18

(с. 69)

– Как найти третью часть числа? пятую часть числа? шестую часть числа?

Запись:

30 : 3 = 10 30 : 5 = 6 30 : 6 = 5

Находят третью часть числа и т. п.

Фронтальная

Выполнение

задания

в тетради

Задание 19

(с. 69)

Учитель может предложить карточки-помощницы.

– По каждой схеме составьте выражения.

Например:

а)

7 ∙ 9 = 63.

Ответ: 63.

б)

6 ∙ 9 = 54.

Ответ: 54.

в)

8 ∙ 9 = 72

Ответ: 72

Выполняют вычисления

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 20

(с. 69)

– Выполните работу самостоятельно в парах

Работают

в парах

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое действие необходимо выполнить, чтобы узнать, во сколько раз больше (меньше) число?

– Как найти долю от числа?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Все в твоих руках».

– На листе бумаги обведите левую руку. Каждый па-
лец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

– Большой – для меня было важным и интересным…

– Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

– Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

– Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

– Мизинец – для меня было недостаточно…

– За что бы вы себя могли похвалить?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого выска-

зывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание учащихся за работу
на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 21 (учебник); задания № 9, 11 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!