Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок! | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: организовывают рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Вставьте числа в «окошки». | Отвечают на вопросы по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Решите задачи. 1) Приготовили 9 оправ для очков. Сколько потребуется стекол, чтобы изготовить очки? 2) Если разложить пирожные в коробки по 6 штук, потребуется 8 коробок. Сколько всего пирожных? | Решают задачи | Фронтальная | Устные ответы |
– Работаем с геометрическим материалом. 1) Уберите 2 палочки так, чтобы квадратов не осталось. 2) Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. 3) Уберите одну палочку так, чтобы среди оставшихся фигур был только один квадрат. Какие еще остались многоугольники? Сколько их? 4) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. 5) Уберите три палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. Какой еще остался многоугольник? | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
– Что изменилось? | Находят различия | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите рисунок на доске. ▲▲▲ – Каких фигур больше? (Кругов.) – На сколько кругов больше, чем треугольников? (6 – 3 = 3.) – Каких фигур меньше? – На сколько треугольников меньше, чем кругов? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке мы познакомимся с новым отношением – «во сколько раз больше или меньше?» | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Подготовительные упражнения | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. 1. У Миши 3 ореха (выкладывает фишки), у Пети – 2 раза по столько орехов (выкладывает орехи Пети фишками другого цвета). 2. Предлагается рисунок, на котором изображено, например, 3 зеленых и 12 красных яблок, и задаются вопросы: – Сколько зеленых яблок? Сколько раз по столько нарисовано красных яблок? Ответ на второй вопрос находится практическим путем: каждые 3 красных яблока обводятся замкнутой линией («кладем» по 3 яблока на блюдца). Получается, что красных яблок 4 раза по столько, сколько зеленых. (Иллюстрировать задачи можно на доске в классе, используя вырезанные картинки животных, растений, игрушек, плодов и др.) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль); осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
работа по учебнику (с. 64) | – Рассмотрите рисунок в учебнике. – Сколько синих воздушных шариков нарисовал художник? (2.) – А сколько раз по 2 он нарисовал красных шариков? (3 раза по 2.) – Красных шариков больше, чем синих. Их в 3 раза больше, чем синих, потому что их 3 раза по столько, сколько синих. О синих шариках можно сказать, что их в 3 раза меньше, чем красных | Выполняют кратное сравнение по рисункам | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 1 (с. 64) | Организует работу по вопросам. Рисунок 1. – Посмотрите на рисунок. Какие предметы изображены на рисунке? (Мячи и кубики.). – Сколько всего мячей? (Три.) – Обратите внимание, кубики сложены в башенки. Сколько кубиков в каждой башенке? (Тоже три.) – Сколько всего башенок по 3 кубика? (Четыре.) – Значит, кубиков 4 раза по столько, сколько мячиков. Делаем вывод: кубиков в 4 раза больше, чем мячиков, а мячиков – в 4 раза меньше, чем кубиков. (Если у учащихся будут возникать затруднения, можно использовать модели – фишки.) Рисунок 2. – Что изображено на втором рисунке? (Ежики и гриб- ки.) – Сколько всего ежиков? (Два.) – Сколько всего грибков? (Четыре.) – Мысленно разбейте грибки на группы по 2 грибка в каждой, то есть в каждой группе должно быть по столько грибков, сколько всего ежиков. Сколько групп получилось? (Две.) – Значит, у нас грибков 2 раза по столько, сколько ежиков. Делаем вывод: грибков в 2 раза больше, чем ежиков, а ежиков в 2 раза меньше, чем грибков. Рисунок 3. – Рассмотрите рисунок (с. 65). На нем изображены тарелки с фруктами. Какие фрукты разложены по тарелкам? (Сливы и груши.) – По сколько фруктов на каждой тарелке? (По 4 сливы или груши.) – Значит, фруктов на каждой тарелке поровну – по 4 штуки. – Сколько тарелок со сливами? (5 тарелок.) – Сколько тарелок с грушами? (1 тарелка.) – Значит, слив у нас 5 раз по столько, сколько груш. Делаем вывод: слив в 5 раз больше, чем груш; а груш в 5 раз меньше, чем слив | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Формулируют вывод | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 2 (с. 65) | Учащиеся устно вставляют пропущенные слова в предложения («больше» или «меньше») | Заканчивают предложение | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 3 (с. 65) | – Объясните смысл каждого предложения в задании | Объясняют смысл предложений | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 4 (с. 65) | – Прочитайте новые предложения: • Воробьев в 3 раза больше, чем ворон. • Юбок в 4 раза больше, чем блузок. • Стаканов в 8 раз меньше, чем чашек. • Гвоздик в 6 раз меньше, чем роз | Составляют новые предложения | Фронтальная | Устные ответы |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 2. Задание 1 | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. чертеж: – Во сколько раз длина красного отрезка больше длины зеленого? (В 4 раза больше.) – Во сколько раз длина зеленого отрезка меньше длины красного? (В 4 раза меньше.) | Выполняют кратное сравнение отрезков с помощью циркуля | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учи- теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленном правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль); корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 2 | чертеж: – Сколько кругов изображено на рисунке? (4.) – Изобразите 3 раза по столько треугольников, сколько кругов. – Сколько получилось треугольников? (4 ∙ 3 = 12.) – Во сколько раз их больше, чем кругов? (В 3 раза больше.) | Выполняют рисунок | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради. Устные ответы |
Задание 4 | – Решите задачу. Что известно? – Придумайте и запишите такой вопрос к задаче, чтобы она решалась делением. (Во сколько раз больше наклеек у Кати, чем у Юли?) – Решите задачу. Решение: 24 : 8 = 3 (раза). Ответ: в 3 раза | Придумывают вопрос к условию задачи. Решают задачу | Фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 18 (с. 69) | – Как найти третью часть числа? пятую часть числа? шестую часть числа? Запись: 30 : 3 = 10 30 : 5 = 6 30 : 6 = 5 | Находят третью часть числа и т. п. | Фронтальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 19 (с. 69) | Учитель может предложить карточки-помощницы. – По каждой схеме составьте выражения. Например: а) 7 ∙ 9 = 63. Ответ: 63. б) 6 ∙ 9 = 54. Ответ: 54. в) 8 ∙ 9 = 72 Ответ: 72 | Выполняют вычисления | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 20 (с. 69) | – Выполните работу самостоятельно в парах | Работают в парах | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какое действие необходимо выполнить, чтобы узнать, во сколько раз больше (меньше) число? – Как найти долю от числа? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Все в твоих руках». – На листе бумаги обведите левую руку. Каждый па- лец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. – Большой – для меня было важным и интересным… – Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. – Средний – мне было трудно (мне не понравилось)… – Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. – Мизинец – для меня было недостаточно… – За что бы вы себя могли похвалить? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого выска- зывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 21 (учебник); задания № 9, 11 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |