Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения. | - Ребята, прежде чем приступить к изучению нового, давайте повторим пройденное. - Откройте тетради. Запишите число и классная работа. - Посмотрите на интерактивную доску. - Выполним задание. -Как называются выражения, которые вы видите? Вставьте числа в «окошки», чтобы равенства стали верными. …+6=13 …+4=11 14-…=8 13-…=8 …-5=12 …-9=9 16-…=8 17-…=9 …+9=14 …-5=6 - Как называются компоненты при сложении? - Как называются компоненты при вычитании? - Решите следующие равенства. 16 - 9 = 8 +… = 11 Х + 5 = 11 - С каким примером возникли трудности? - Как называется запись? - Ребята, данная запись называется уравнение. В уравнениях обычно есть один и более неизвестных компонентом, обозначенных буквой. Например, как в данном случае латинской буквой «х». Как вы думаете, что в математике делают с уравнениями? - Как можно решить уравнение x+5=11? - Абсолютно верно, можно решить уравнение методом подбора. - Вы уже догадались, какова тема нашего урока? | - примеры\равенства 7+6=13 7+4=11 14-6=8 13-5=8 17-5=12 18-9=9 16-8=8 17-8=9 5+9=14 11-5=6 - Слагаемое, слагаемое, сумма. - Уменьшаемое, вычитаемое, разность. 16 – 9 = 7 8 + 3 = 11 ??? - С последним. - Не знаем. - Решают их. Находят неизвестные компоненты. - Можно подставить какое-либо число, подобрать его. - Уравнения. Метод подбора. |
Реализация построенного проекта выхода из затруднения | И так, вернемся к нашему уравнению. - Внимательно посмотрите на данную запись Х + 5 = 11 -Что нам говорит знак «=»? -Какое равенство? Все ли числа в нем известны? -Что неизвестно? -Как оно обозначено? -Если оно неизвестно, перед нами какая встает задача? - Найдите это число, чтобы равенство было верным. Почему так? -А знаете, что вы сейчас сделали? Вы решили уравнение Х + 5 = 11. -Давайте сделаем вывод. Уравнение это (показываю на знак «=») …, которое содержит ( показываю на Х) … . Решить уравнение – значит … -Молодцы ребята. Вы отлично справились. Откройте учебник на странице 80. Посмотрите, у нас выделено определение. Посмотрите, верно ли вы самостоятельно его сформулировали? - Посмотрите на номер 1, стр. 80. Прочитайте задание. - Решим его устно. При желании ответить – поднимайте руку. Вместе разберем первое уравнение. 9+х=14. Решим методом подбора. Подставим сначала на место х число 7, потом 5, 1 и 3. Какое число подходит, чтобы равенство стало верным? Теперь попробуйте вы. - Отлично. Вызвало ли задание у вас сложности? Вы большие молодцы. Откройте страницу 82 №1. Прочитайте задание под цифрой 1. Какая запись является уравнение? - …, выходите к доске. Один решает первое уравнение на правой стороне доски, другой решает второе уравнение на левой стороне доски. Остальной класс решает оба уравнения у себя в тетрадях. - Расскажите, как вы решали? Какое получил ответ? Выполнена ли вы проверка? - Молодцы, садитесь. | - Это равенство. - Нет. - Первое число. - Латинской буквой. - Найти, какое это число. - Это число 6. Потому что 6+5=11. - Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число. - Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство стало верным. - Да. - Из чисел 7, 5, 1, 3 подбери для каждого уравнения такое значение х, при котором получится верное равенство. 9+7=16 16≠14 9+5=14 14=14 9+1=10 10≠14 9+3=12 12≠14 - Число 5. *Выполняют задание* Ответы: Х+7=10 х=3 7-Х=2 х=5 5-Х=4 х=1 Х-1=0 х=1 10-Х=5 х=5 Х+5=6 х=1 Х+3=4 х=1 - Нет. 1) Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши. 60+х=90 Х-8=10 *Два учащихся решают у доски* 60+х=90 Х=30 60+30=90 Х-8=10 Х=18 18-8=10 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Я предлагаю вам немного размяться. Встаем. Повторяйте движения за мной. Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. *Физминутка* Продолжим работу с номером 1 на странице 82. Нам необходимо сравнить уравнения. Для начала найдем, чему равен х в каждом из случаев. Как мы это сделаем? Давайте сделаем это устно. Чем они похожи? Чем различаются? Работаем с номером 4, стр. 81. Запиши и проверь, что: 1) Сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел; 2) Разность чисел 30 и 1 равна сумме чисел 20 и 9. Как проверить, верны ли равенства и неравенства? Запишите сумму и разность чисел 9 и 6, пропустив клетку для знака сравнения. Можно сразу сравнить? Чему равна сумма чисел? Чему равна разность? Какой вывод можно сделать? Второе выражение составьте сами и проверьте, верное оно или нет. | *Физминутка* Х+8=48 х=40 40+8=48 48-х=8 х=40 48-40=8 8=8 - В обоих случаях х=40. - В первом сложение, во втором вычитание. - найти значение каждой части. - (9+6 9-6.) - нет, сначала надо вычислить. - 15 - 3 - 153, значит, сумма больше разности. Неравенство верное. - 30-1=20+9, 29=29. Верно. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Я предлагаю каждому из вас проверить, как вы запомнили изученное на уроке. Для этого вам необходимо самостоятельно решить задание на странице 82, которое находится внизу под розовой чертой и задачу номер 4, на этой же странице. Выполняем самостоятельно в тетради. №4. В одной канистре осталось 7 л бензина, а в другой – 6 л. Сколько литров бензина осталось в двух канистрах? В конце урока я соберу у вас тетради. Каждый получит оценку. | *Выполняют задания* Х-8+12 х+3=10 Х=20 х=7 20-8=12 7+3=10 12=12 10=10 №4. I – 7л ? II – 6л. Решение. 7+6=13 (л) – бензина. Ответ: 13 литров бензина осталось в двух канистрах. |
Включение в систему знаний и повторение | И так, какова была тема урока? - Что нового вы узнали? - Чем мы занимались? Откройте дневники, запишите домашнее задание: с.82 №3(1), №5. | - Уравнения. Решение методом подбора. - Мы узнали, что такое уравнение, как его решать. - Решали равенства, уравнения, задачи. Работали устно и письменно. |