Упражнения, направленные на развитие навыков чтения
1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.
1 класс
Кто самый внимательный? Развивает зоркость внимание к слову.
Слова, написание которых отличаются одной буквой:
козы - коса | | друг-враг | | ветер-вечер |
травы - травка | | след-следы | | дедушка-девушка |
город-горох-грохочет
вьют – вьюн - вьюга
жалеть-желтеть, жилет, желать.
ест-есть | | угол-уголь | | мел-мель |
полка-полька | | крыло - крылья | | галка-галька |
мел-мель | | лист - листья | | |
развел-развесил | | прогибать - пробегают |
побежал-полежал | | прихлопнуть - притопывать |
(для слабо читающих) | | (для быстро читающих) |
салазках | | колючий | | соседи | | небесами | | простые | | лесок |
сказках | | случай | | медведи | | коврами | | золотые | | голосок |
веселый | | олени | | лебедями | | смешные | | снежок | | |
лиловый | | тюлени | | тополями | | зеленые | | лужок | | |
Слова желательно печатать на доске или на плакатах и выбирать из разбираемых на уроках произведениях.
Читай быстро целыми словами. Направлено на развитие «поля» и способа чтения. Начинать надо с простых слов, с малого «поля» чтения. Слоговые трудности надо наращивать постепенно.
ус | | крот | | брат | | вдруг | | хруст |
уж | | глаз | | волк | | гвоздь | | взять |
душ | | двор | | внук | | дрозд | | брат |
нос | | круг | | полк | | класс | | хвост |
рот | | порт | | гость | | гром | | взгляд |
рог | | стул | | крот | | треск | | дрожь |
день | | квас | | пень | | слон | | блеск |
петь | | двор | | день | | кран | | ткач |
зима | | доктор | | деревья |
поле | | валенки | | травинки |
кусты | | пестрый | | подумал |
земля | | снежок | | навстречу |
сучок | | стряхнул | | бабушки |
каждый | | прикрыл | | кормушка |
страна | | трактор | | настала |
бег – бежать – бегство | | море – моряк - морской |
вода - водный – водяной | | чисто - чистить – чистильщик |
ключ-родник
забор - изгородь-плетень
стеречь - охранять - караулить- сторожить
храбрый – смелый - отважный.
дед да баба | | грачи прилетели |
весна - красна | | кататься на санках |
медведь в берлоге | | заяц- беляк |
последний снег | | жили-были |
2 класс
Во втором классе в упражнения связанные со зрительным восприятием вводятся слова с наращиванием для быстрого чтения.
Наблюдает-соблюдает.
Срывают-скрывают.
Зелень – зеленело - зазеленело.
Двигать – двигаются – подвигаются.
Догореть – догорать - догонять.
Бархат – бархан – бронхит.
Медведица с медвежатами.
Лисица с лисятами.
Птицы улетают на юг.
Огромные лужи воды.
Пестрый ковер из листьев.
Родной - родимый, знакомый, близкий.
Смелый - зрелый, плохой, увядший.
Готовить-варить, стряпать, есть.
2. Упражнения, совершенствующие произношения. Они направлены на работу над дикцией и в определенной последовательности орфоэпическим произношением.
Эта группа упражнений способствует более правильному и выразительному чтению. Речь пришедших детей очень часто страдает недостатками. Дети не замечают своих ошибок, так как привыкают к своей повседневной речи. Упражнения в произношении делает речевой аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется.
1 класс
и, а, э, у, ы
и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э - и
а - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о – у.
э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и;
А-Я аист, март, сахар, яма, яблоко;
О-Е нос, нес, мороз, лед, замерз;
У-Ю пух стул, клюв, уютно, южный;
Ш - школа, шалаш, кувшин, карандаш
Ж - лыжи, флажок, желудь, жаворонок, ужи, ежи
Щ - плащи, клещи вещи, щенок
С - зима, зеленый, звон, язык, здоровье
Ц - цапля палец, царапина, мельница.
З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.
У Сени и Сани в гостях сом с усами.
Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Проворонила ворона вороненка.
Наш Полкан, попал в капкан.
Во 2 классе произношение слов произносится с заданием:
произноси медленно;
произноси чуть быстрее;
произноси чуть выше;
произносите тихо.
Упражнения в произношении ряда слов и скороговорок произносятся с понижением и повышением голоса и в различных темпах:
упражнения, в произношении сочетаний звуков «чн»: скучно, конечно, скворечник, прачечная;
упражнения в произношении звонких, перед глухими согласными: Ст- дрозд, ш -ложка, подружка, ф -вправо.
упражнения «говорите правильно»: лягу, ляжешь, случай; носки-носков, чулки- чулок; сапоги-сапог.
3. Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания. Они направлены на быстрое овладение слов в процессе чтения. Понимание содержания произведения и его смысла раскрывается через понимание значения слов.
чиж, грач, сова, стриж, ласточка;
ножницы, клещи, молоток, грабли, пила;
шарф, варежки, шапка, пальто.
коза корова, соловей, овца, сорока;
заяц, огурец, капуста, ежик, горох;
апельсин автобус, абрикос, яблоко, трамвай.
река | | муравей | | голубь |
ручей | | ель | | воробей |
лейка | | ольха | | синица |
озеро | | береза | | клест |
пруд | | осина | | верблюд |
Во 2 классе основная масса ребят уже читают целыми словами, понимание значение слова осуществляется в процессе чтения, часто возникает правильная догадка о значении последующего слова и вся работа переносится на содержание текста. На третьем и четвертом годах обучения идет наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Для формирования беглости чтения необходимо обеспечить на уроках многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ с текстом:
чтение текста про себя;
чтение текста ответы на вопросы предложенные учителем;
чтение текста подготовка вопросов по его содержанию;
выборочное чтение;
выборочное чтение слов автора выражающее главную мысль произведения;
чтение нахождение выразительных средств языка, употребленных для точности характеристики;
нахождение и чтение отрывков, которые могут служить подписями для данных иллюстраций;
нахождение и чтение отрывков по ролям.
Упражнения для развития навыков чтения
Упражнение «пирамидка». Она строится из слов произведения, которое читается на уроке, каждое следующее слово в столбике больше другого на несколько букв. Сначала ребята прочитывают слова про себя, затем вслух.
Выплыло зайчик
Рассыпалось привольно
встрепенулся захлопал крыльями
Упражнение «буксир». Учитель читает громко текст, варьируя скорость чтения в соответствии с намеченным планом в пределах скорости чтения учеников класса. Дети читают тот же текст шёпотом, стараясь поспевать за учителем. Можно остановиться на любом абзаце и предложить самим ребятам закончить чтение. Каждому хочется выступить в роли «буксира», потянуть класс за собой.
«Ловушка» Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
«Прыжки» Чтение через слово.
«Фотоглаз»
За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:
ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ
Чтение до первой ошибки – ученик читает текст произведения до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно и продолжает чтение. Такая работа повышает ответственность и внимание каждого ученика.
Чтение текста с неполными словами:
Сегодня должны прочитать рассказ, но сделать это невозможно. Ночью приходил дед Буквоед и съел буквы в некоторых словах. Попробуйте дописать нужные буквы и прочитать текст.
В поле стоит ер… . Она точно жив… , вся трепещет на ер… зелён… листоч…
Берёзов… роща весн… звенит от птичь.. пес… . Походишь по березово… ле… , потрогаешь белые стволы и клейкие лист…., послушаешь как поёт скво…, и станет лег… и радост… .
Зимой ер… заблес… , загорит… на ер… сереб… . И зимой и лет… хоро… ер… .
Пропавшие слова
Читаю рассказ, но некоторые в нём потерялись. Попробуйте догадаться, какие.
Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую ________ . Быстро мчатся с _______ санки. Резкий ________ бьёт детям в ______.
Приём многократного чтения.
Чтение одного предложения из рассказа в таком порядке:
раз - медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов.
раз - повторное прочтение без учителя.
раз - плавное слитное чтение слов.
раз - чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это предложение друг другу)
,6, 7 - разы предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове.
8, 9, 10 - разы темп чтения доводится до уровня скороговорки.
Игра «Кто быстрее?» (игра в скорочтение)
На доске столбики слов из произведения. Задания:
кто быстрее прочитает 1-е, 2-е слово в правом столбике сверху?
кто быстрее прочитает последнее слово в левом ст.?
кто быстрее прочитает слова с «б» в середине, в начале, в конце?
кто быстрее прочитает слово, в котором гласные идут в следующем порядке: а-у, е-а, а-и-е? (барсук, белка, кабинет)
кто быстрее прочитает слова в правом ст. сверху вниз и наоборот?
Эту работу можно проводить и с текстом.
Упражнения со словами
- чтение слов, отличающихся одной буквой.
- чтение слов с одинаковыми частями слова.
- чтение «перевёртышей»: лев ел волов.
- словарная работа и т.д.