СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения, направленные на развитие навыков чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения, направленные на развитие навыков чтения

Просмотр содержимого документа
«Упражнения, направленные на развитие навыков чтения»

Упражнения, направленные на развитие навыков чтения

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.

1 класс

Кто самый внимательный? Развивает зоркость внимание к слову.

 Слова, написание которых отличаются одной буквой:

козы - коса

 

друг-враг

 

ветер-вечер

травы - травка

 

след-следы

 

дедушка-девушка

  • Чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:

город-горох-грохочет
вьют – вьюн - вьюга
жалеть-желтеть, жилет, желать.

  • Чтение слов с твердой и мягкой согласной:

ест-есть

 

угол-уголь

 

мел-мель

полка-полька

 

крыло - крылья

 

галка-галька

мел-мель

 

лист - листья



  • Чтение разных слов с одинаковой приставкой:

развел-развесил

 

прогибать - пробегают

побежал-полежал

 

прихлопнуть - притопывать

(для слабо читающих)

 

(для быстро читающих)

  • Чтение слов с одинаковым окончанием:

салазках

 

колючий

 

соседи

 

небесами

 

простые

 

лесок

сказках

 

случай

 

медведи

 

коврами

 

золотые

 

голосок

веселый

 

олени

 

лебедями

 

смешные

 

снежок



лиловый

 

тюлени

 

тополями

 

зеленые

 

лужок



Слова желательно печатать на доске или на плакатах и выбирать из разбираемых на уроках произведениях.

Читай быстро целыми словами. Направлено на развитие «поля» и способа чтения. Начинать надо с простых слов, с малого «поля» чтения. Слоговые трудности надо наращивать постепенно.

  • Чтение односложных слов:

ус

 

крот

 

брат

 

вдруг

 

хруст

уж

 

глаз

 

волк

 

гвоздь

 

взять

душ

 

двор

 

внук

 

дрозд

 

брат

нос

 

круг

 

полк

 

класс

 

хвост

рот

 

порт

 

гость

 

гром

 

взгляд

рог

 

стул

 

крот

 

треск

 

дрожь

день

 

квас

 

пень

 

слон

 

блеск

петь

 

двор

 

день

 

кран

 

ткач

  • Чтение двусложных и трехсложных слов:

зима

 

доктор

 

деревья

поле

 

валенки

 

травинки

кусты

 

пестрый

 

подумал

земля

 

снежок

 

навстречу

сучок

 

стряхнул

 

бабушки

каждый

 

прикрыл

 

кормушка

страна

 

трактор

 

настала

  • Чтение однокоренных слов (эту группу слов надо включать в урок, когда «поле» чтения будет не менее 5-7 букв):

бег – бежать – бегство

 

море – моряк - морской

вода - водный – водяной

 

чисто - чистить – чистильщик

  • Чтение слов – синонимов:

ключ-родник
забор - изгородь-плетень
стеречь - охранять - караулить- сторожить
храбрый – смелый - отважный.

  • Чтение словосочетаний с предлогом и без предлога;

дед да баба

 

грачи прилетели

весна - красна

 

кататься на санках

медведь в берлоге

 

заяц- беляк

последний снег

 

жили-были

2 класс

Во втором классе в упражнения связанные со зрительным восприятием вводятся слова с наращиванием для быстрого чтения.

  • Слова трехсложные и четырехсложные:

Наблюдает-соблюдает.
Срывают-скрывают.

  • Слова с наращиванием, на карточках для быстрого чтения:

Зелень – зеленело - зазеленело.
Двигать – двигаются – подвигаются.

  • Более трудные слова, написание которых, включает несколько одинаковых букв:

Догореть – догорать - догонять.
Бархат – бархан – бронхит.

  • Словосочетания и предложения:

Медведица с медвежатами.
Лисица с лисятами.
Птицы улетают на юг.
Огромные лужи воды.
Пестрый ковер из листьев.

  • Группа слов синонимов для быстрого чтения:

Родной - родимый, знакомый, близкий.
Смелый - зрелый, плохой, увядший.
Готовить-варить, стряпать, есть.

2. Упражнения, совершенствующие произношения. Они направлены на работу над дикцией и в определенной последовательности орфоэпическим произношением.

Эта группа упражнений способствует более правильному и выразительному чтению. Речь пришедших детей очень часто страдает недостатками. Дети не замечают своих ошибок, так как привыкают к своей повседневной речи. Упражнения в произношении делает речевой аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется.

1 класс

  • Упражнения, направленные на отработку артикуляции отдельных звуков с разной интонацией:

и, а, э, у, ы
и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э - и
а - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о – у.

  • Упражнения в чтении букв парами:

э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и;
А-Я аист, март, сахар, яма, яблоко;
О-Е нос, нес, мороз, лед, замерз;
У-Ю пух стул, клюв, уютно, южный;

  • Упражнения, в чтении согласных:

Ш - школа, шалаш, кувшин, карандаш
Ж - лыжи, флажок, желудь, жаворонок, ужи, ежи
Щ - плащи, клещи вещи, щенок
С - зима, зеленый, звон, язык, здоровье
Ц - цапля палец, царапина, мельница.

  • Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове:

З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.
У Сени и Сани в гостях сом с усами.
Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.

  • Произношение скороговорок и чистоговорок:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Проворонила ворона вороненка.
Наш Полкан, попал в капкан.

Во 2 классе произношение слов произносится с заданием:

  • произноси медленно;

  • произноси чуть быстрее;

  • произноси чуть выше;

  • произносите тихо.

Упражнения в произношении ряда слов и скороговорок произносятся с понижением и повышением голоса и в различных темпах:

  • упражнения, в произношении сочетаний звуков «чн»: скучно, конечно, скворечник, прачечная;

  • упражнения в произношении звонких, перед глухими согласными: Ст- дрозд, ш -ложка, подружка, ф -вправо.

  • упражнения «говорите правильно»: лягу, ляжешь, случай; носки-носков, чулки- чулок; сапоги-сапог.

3. Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания. Они направлены на быстрое овладение слов в процессе чтения. Понимание содержания произведения и его смысла раскрывается через понимание значения слов.

  • Упражнения, в подборе обобщающего слова:

чиж, грач, сова, стриж, ласточка;
ножницы, клещи, молоток, грабли, пила;
шарф, варежки, шапка, пальто.



  • Разделение слов на группы:

коза корова, соловей, овца, сорока;
заяц, огурец, капуста, ежик, горох;
апельсин автобус, абрикос, яблоко, трамвай.

  • Найти лишние слова:

река

 

муравей

 

голубь

ручей

 

ель

 

воробей

лейка

 

ольха

 

синица

озеро

 

береза

 

клест

пруд

 

осина

 

верблюд

Во 2 классе основная масса ребят уже читают целыми словами, понимание значение слова осуществляется в процессе чтения, часто возникает правильная догадка о значении последующего слова и вся работа переносится на содержание текста. На третьем и четвертом годах обучения идет наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Для формирования беглости чтения необходимо обеспечить на уроках многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ с текстом:

  • чтение текста про себя;

  • чтение текста ответы на вопросы предложенные учителем;

  • чтение текста подготовка вопросов по его содержанию;

  • выборочное чтение;

  • выборочное чтение слов автора выражающее главную мысль произведения;

  • чтение нахождение выразительных средств языка, употребленных для точности характеристики;

  • нахождение и чтение отрывков, которые могут служить подписями для данных иллюстраций;

  • нахождение и чтение отрывков по ролям.

















Упражнения для развития навыков чтения

Упражнение «пирамидка». Она строится из слов произведения, которое читается на уроке, каждое следующее слово в столбике больше другого на несколько букв. Сначала ребята прочитывают слова про себя, затем вслух.

Выплыло зайчик

Рассыпалось привольно

встрепенулся захлопал крыльями

Упражнение «буксир». Учитель читает громко текст, варьируя скорость чтения в соответствии с намеченным планом в пределах скорости чтения учеников класса. Дети читают тот же текст шёпотом, стараясь поспевать за учителем. Можно остановиться на любом абзаце и предложить самим ребятам закончить чтение. Каждому хочется выступить в роли «буксира», потянуть класс за собой.

«Ловушка» Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

«Прыжки» Чтение через слово.

«Фотоглаз»

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:

ОРЕХ   РУЧЕЙ   ПЕРЬЯ   РАЗОГНАЛСЯ  ТРОПИЧЕСКИЕ  ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

Чтение до первой ошибки – ученик читает текст произведения до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно и продолжает чтение. Такая работа повышает ответственность и внимание каждого ученика.

Чтение текста с неполными словами:

  • Текст у ребят на отдельных листочках или может быть написан на доске.

Сегодня должны прочитать рассказ, но сделать это невозможно. Ночью приходил дед Буквоед и съел буквы в некоторых словах. Попробуйте дописать нужные буквы и прочитать текст.

В поле стоит ер… . Она точно жив… , вся трепещет на ер… зелён… листоч…

Берёзов… роща весн… звенит от птичь.. пес… . Походишь по березово… ле… , потрогаешь белые стволы и клейкие лист…., послушаешь как поёт скво…, и станет лег… и радост… .

Зимой ер… заблес… , загорит… на ер… сереб… . И зимой и лет… хоро… ер… .

Пропавшие слова

Читаю рассказ, но некоторые в нём потерялись. Попробуйте догадаться, какие.

Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую ________ . Быстро мчатся с _______ санки. Резкий ________ бьёт детям в ______.


Приём многократного чтения.

Чтение одного предложения из рассказа в таком порядке:

  1. раз - медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов.

  2. раз - повторное прочтение без учителя.

  3. раз - плавное слитное чтение слов.

  4. раз - чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это предложение друг другу)

  5. ,6, 7 - разы предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове.

8, 9, 10 - разы темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Игра «Кто быстрее?» (игра в скорочтение)

На доске столбики слов из произведения. Задания:

  1. кто быстрее прочитает 1-е, 2-е слово в правом столбике сверху?

  2. кто быстрее прочитает последнее слово в левом ст.?

  3. кто быстрее прочитает слова с «б» в середине, в начале, в конце?

  4. кто быстрее прочитает слово, в котором гласные идут в следующем порядке: а-у, е-а, а-и-е? (барсук, белка, кабинет)

  5. кто быстрее прочитает слова в правом ст. сверху вниз и наоборот?

Эту работу можно проводить и с текстом.

Упражнения  со  словами

- чтение  слов, отличающихся  одной  буквой.

- чтение  слов  с  одинаковыми  частями  слова.

- чтение  «перевёртышей»: лев ел волов.

- словарная  работа  и  т.д.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!