СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Формирование навыка чтения в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация «Формирование  навыка  чтения  в  начальной  школе»

В презентации даны : Упражнения для совершенствования навыка выразительного чтения.

Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения.

Упражнения для развития навыка беглого чтения.

Упражнения, направленные на формирование динамического чтения, т.е. чтения блоками.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Формирование навыка чтения в начальной школе»»

Формирование навыка чтения в начальной школе            

Формирование навыка чтения

в начальной школе

 

 Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, учениками при изучении всех учебных предметов.   Прочитай текст снизу вверх и справа налево В чём актуальность развития навыка чтения ?

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, учениками при изучении всех учебных предметов.

Прочитай текст снизу вверх и справа налево

В чём актуальность развития навыка чтения ?

Прочитай текст В чём актуальность развития навыка чтения ? По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1  – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Прочитай текст

В чём актуальность развития навыка чтения ?

По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Какие советы даёте в таком случае? Ребёнок медленно читает, не понимает, о чём текст, возвращается к одним и тем же строчкам снова и сно- ва, не умеет выделять главные мысли и отвечать на вопросы. В результате — не успевает по многим пред- метам, долго и мучительно выполняет домашнее за- дание, сильно утомляется и испытывает отвращение к книгам и чтению. Знакомая ситуация, не правда ли? Родители часто обращаются с такими проблемами.             

Какие советы даёте в таком случае?

Ребёнок медленно читает, не понимает, о чём текст,

возвращается к одним и тем же строчкам снова и сно-

ва, не умеет выделять главные мысли и отвечать на

вопросы. В результате — не успевает по многим пред-

метам, долго и мучительно выполняет домашнее за-

дание, сильно утомляется и испытывает отвращение

к книгам и чтению. Знакомая ситуация, не правда ли?

Родители часто обращаются с такими проблемами.

 

Информация к размышлению Прочитай, наложив рамку на текст.  Для сравнения приведу немного статистики . В США норма для учащихся начальных классов —158 слов в минуту, средних классов — 175–204, старших классов — 214–250, для студентов — 250–280, для взрослых — 340–620 слов в минуту. Усвоение содержания текста не менее 70%.  В Германии средний уровень чтения 250–280 слов в минуту; быстрое чтение — 400–500 слов в минуту.  По данным ЮНЕСКО, США занимают 1-е место в мире по количеству ежегодно выпускаемых книг; Россия — 4-е место. В США 68% населения посещают общественные библиотеки. Заядлым читателем, который за год читает более двадцати книг, можно назвать каждого пятого американца; 16% населения читают от одиннадцати до двадцати книг, 20% — три-пять книг, 14% — не более двух книг в год.

Информация к размышлению

Прочитай, наложив рамку на текст.

Для сравнения приведу немного статистики .

В США норма для учащихся начальных классов —158 слов в минуту, средних классов — 175–204, старших классов — 214–250, для студентов — 250–280, для взрослых — 340–620 слов в минуту. Усвоение содержания текста не менее 70%.

В Германии средний уровень чтения 250–280 слов в минуту; быстрое чтение — 400–500 слов в минуту.

По данным ЮНЕСКО, США занимают 1-е место в мире по количеству ежегодно выпускаемых книг; Россия — 4-е место. В США 68% населения посещают общественные библиотеки. Заядлым читателем, который за год читает более двадцати книг, можно назвать каждого пятого американца; 16% населения читают от одиннадцати до двадцати книг, 20% — три-пять книг, 14% — не более двух книг в год.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества:  правильность,  беглость,  осознанность,  выразительность.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества:

  • правильность,
  • беглость,
  • осознанность,
  • выразительность.
Работа над сознательностью чтения Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной работы, одновременно с накоплением знаний, жизненного опыта и развитием логического мышления. Работа над развитием логического мышления на уроках чтения состоит главным образом в знакомстве детей с новыми для них понятиями и в установлении различных связей между ними. Связь знаний, полученных детьми при чтении, с жизненным опытом, является одним из способов, способствующих формированию сознательного чтения.

Работа над сознательностью чтения

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного.

Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной работы, одновременно с накоплением знаний, жизненного опыта и развитием логического мышления.

Работа над развитием логического мышления на уроках чтения состоит главным образом в знакомстве детей с новыми для них понятиями и в установлении различных связей между ними.

Связь знаний, полученных детьми при чтении, с жизненным опытом, является одним из способов, способствующих формированию сознательного чтения.

Для развития сознательности чтения:  беседа по прочитанному  работа над планом прочитанного  произведения;  различные виды словарной работы;  Творческий пересказ;  работа с деформированными текстами и  неоконченными рассказами.

Для развития сознательности чтения:

  • беседа по прочитанному
  • работа над планом прочитанного

произведения;

  • различные виды словарной работы;
  • Творческий пересказ;
  • работа с деформированными текстами и

неоконченными рассказами.

Словарная работа  При проведении словарной работы на уроке для выяснения смысла слова могут быть использованы следующие приёмы :   Демонстрация предмета или изображения его на картине. Экскурсия с целью наблюдения этого предмета. Рассказ учителя о предмете, явлении. Полное логическое определение понятия. Описание предмета. Подведение частного понятия под общее. (Антилопа – животное из породы оленей.) Расчленение общего понятия на частные (Сельскохозяйственные орудия – сеялки, бороны.) Обращение к составу слова. Обращение к контексту. Среди неизвестных детям слов есть такие, которые, отдельно взятые, непонятны детям, но смысл их в контексте становится ясным.

Словарная работа

При проведении словарной работы на уроке для выяснения смысла слова могут быть использованы следующие приёмы :

  • Демонстрация предмета или изображения его на картине.
  • Экскурсия с целью наблюдения этого предмета.
  • Рассказ учителя о предмете, явлении.
  • Полное логическое определение понятия.
  • Описание предмета.
  • Подведение частного понятия под общее. (Антилопа – животное из породы оленей.)
  • Расчленение общего понятия на частные (Сельскохозяйственные орудия – сеялки, бороны.)
  • Обращение к составу слова.
  • Обращение к контексту. Среди неизвестных детям слов есть такие, которые, отдельно взятые, непонятны детям, но смысл их в контексте становится ясным.
Выразительность чтения  Большое значение имеет правильно поставленное обучение выразительному чтению. Читать выразительно самому и учить выразительно читать детей – не одно и тоже. Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения, в образ слова.

Выразительность чтения

Большое значение имеет правильно поставленное обучение выразительному чтению. Читать выразительно самому и учить выразительно читать детей – не одно и тоже. Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения, в образ слова.

Выразительность чтения  Средствами речевой выразительности являются следующие  компоненты звучащей речи:    сила голоса (громко – тихо);  темп чтения;  тембр чтения;  паузы;  логическое ударение;  повышение или понижение интонации.

Выразительность чтения

Средствами речевой выразительности являются следующие

компоненты звучащей речи:

  • сила голоса (громко – тихо);
  • темп чтения;
  • тембр чтения;
  • паузы;
  • логическое ударение;
  • повышение или понижение интонации.
Эти умения отрабатываются с помощью следующих приёмов:   Дыхательная гимнастика.  Дыхательная гимнастика.  Дыхательная гимнастика.  Разноголосое чтение. ( « Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока » ).  Разноголосое чтение. ( « Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока » ).  Разноголосое чтение. ( « Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока » ).  Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим  Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим  Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим  громко, тихо, шепотом).  Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).  Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).  Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).  Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).  Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).  Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).  Приём подражания учителю.

Эти умения отрабатываются с помощью

следующих приёмов:

  • Дыхательная гимнастика.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Разноголосое чтение. ( « Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока » ).
  • Разноголосое чтение. ( « Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока » ).
  • Разноголосое чтение. ( « Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока » ).
  • Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим
  • Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим
  • Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим

громко, тихо, шепотом).

  • Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).
  • Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).
  • Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).
  • Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).
  • Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).
  • Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).
  • Приём подражания учителю.
 Упражнения для совершенствования навыка выразительного чтения.

Упражнения для совершенствования навыка выразительного чтения.

Дыхательная гимнастика 1. « Задуйте свечу».  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Отработка дикции и Тренировка речевого аппарата темпа чтения Интонационная разминка 2. «В лифте». Считай этажи на выдохе. 1. Прочитай предложение с разными интонациями: радостно, печально, ласково, гневно, шуточно.  1. «Лошадка». Цоканье. 1. С енька  с С анькой  вёз  С оньку на  с анках.  Наступила осень.  2. Прочитай. Выдели голосом выделенное слово. 2. ра-ра-ра – начинается игра,  ры-ры-ры – у нас в руках шары,  ру-ру-ру – бью рукою по шару. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15  2. «Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте чистим зубки.  Подай  мне   деревянную ложку!  Подай  мне   деревянную ложку!  Подай мне  деревянную   ложку! 3. «Качели». Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад   

Дыхательная гимнастика

1. « Задуйте свечу». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.

Отработка дикции и

Тренировка речевого аппарата

темпа чтения

Интонационная разминка

2. «В лифте». Считай этажи на выдохе.

1. Прочитай предложение с разными интонациями: радостно, печально, ласково, гневно, шуточно.

1. «Лошадка». Цоканье.

1. С енька с С анькой вёз С оньку на с анках.

Наступила осень.

2. Прочитай. Выдели голосом выделенное слово.

2. ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

2. «Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте чистим зубки.

Подай мне деревянную ложку!

Подай мне деревянную ложку!

Подай мне деревянную ложку!

3. «Качели». Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад

 

Правильность чтения  Причины ошибочного чтения: 1) малое поле зрения при чтении; 2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата; З) нехватка дыхания; 4) незнание орфоэпических норм; 5) незнание лексического значения слова; 6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

Правильность чтения

Причины ошибочного чтения:

1) малое поле зрения при чтении;

2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

З) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических норм;

5) незнание лексического значения слова;

6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения.  Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы). 2) Предупреждение ошибок чтения:  подготовка к чтению,  вводная беседа,  работа с разрезной азбукой (1 класс),  разбор трудного слова по составу,  хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).  Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение  «про себя», образцовое чтение учителя.

Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения.

Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

2) Предупреждение ошибок чтения:

  • подготовка к чтению,
  • вводная беседа,
  • работа с разрезной азбукой (1 класс),
  • разбор трудного слова по составу,
  • хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение 

«про себя», образцовое чтение учителя.

Беглость чтения  Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи: развитие оперативной памяти; развитие периферического зрения (угла зрения); развитие умения антиципации памяти; формирование устойчивого внимания; предупреждение повторов при чтении; пополнение словарного запаса ученика; развитие артикуляционного аппарата.

Беглость чтения

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.

Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

  • развитие оперативной памяти;
  • развитие периферического зрения (угла зрения);
  • развитие умения антиципации памяти;
  • формирование устойчивого внимания;
  • предупреждение повторов при чтении;
  • пополнение словарного запаса ученика;
  • развитие артикуляционного аппарата.
 Упражнения для развития навыка беглого чтения.

Упражнения для развития навыка беглого чтения.

Игры на развитие кратковременной памяти «Фотограф» . В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями.

Игры на развитие кратковременной памяти

«Фотограф» . В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями.

«Кто самый внимательный» . Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом. Дети должны за это время успеть прочесть слово. мак рак сок зонтик рама зимний день лесные жители

«Кто самый внимательный» . Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом. Дети должны за это время успеть прочесть слово.

мак

рак

сок

зонтик

рама

зимний день

лесные жители

«Разведчики».  На столе учителя лежат предметы (около 20). Рассматриваем их. После этого закрываем предметы листом бумаги, дети записывают по памяти.

«Разведчики». На столе учителя лежат предметы (около 20). Рассматриваем их. После этого закрываем предметы листом бумаги, дети записывают по памяти.

«Найди слова» Задание: слова спрятались среди букв. Попробуй их найти. О К Р СО М Д Л Ю сом А А В Г Н О Г А Ь У Е нога

«Найди слова»

Задание: слова спрятались среди букв. Попробуй их найти.

О К Р СО М Д Л Ю

сом

А А В Г Н О Г А Ь У Е

нога

С Т Ъ Ш И Т Р А В А Й трава Т О П Е Н А Л Ж В Г Ь пенал

С Т Ъ Ш И Т Р А В А Й

трава

Т О П Е Н А Л Ж В Г Ь

пенал

Система тренировочных упражнений на развитие оперативного поля (угла зрения).

Оперативное поле – широкое поле одновременного восприятия, но не поле видения – видит ребёнок достаточно широко, целиком страницу, но одновременно за одну фиксацию его взгляда не воспринимает её содержание.

Начинать работу по развитию оперативного поля у детей надо с гимнастики для глаз . Её введение можно начать ещё при обучении грамоте. Время проведения 1-2 минуты, т.е. 2-3 упражнения за занятие.

Гимнастика для глаз. (Все упражнения выполняются в положении сидя за партой).

  • Откинуться на спинку стула, прикрыть веки, крепко, как только можно, зажмурить глаза, открыть глаза. Повторять 5-6 раз.
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  • Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговое движение против часовой стрелки.
  • Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, затем перенести вор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторять 5-6 раз.
  • Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения .
Чтение «пирамидок слогов и слов».   Задание: смотри на цифру. Читай слоги, слова.    С  1  А М 2 У Н 3 О П 4 Ы Л 5 И  КО  1 МАР  ПАР  2  ТА  КАР  3  ТА  БАЛ  4  КОН ДОС  5  КА

Чтение «пирамидок слогов и слов».

Задание: смотри на цифру. Читай слоги, слова.

С 1 А

М 2 У

Н 3 О

П 4 Ы

Л 5 И

КО 1 МАР

ПАР 2 ТА

КАР 3 ТА

БАЛ 4 КОН

ДОС 5 КА

«Собери слова». Задание: соедините слоги первого и второго столбиков так, чтобы получились слова. СЛО З  ГЛА М СТО Б ГРИ Л СТУ Н

«Собери слова».

Задание: соедините слоги первого и второго столбиков так, чтобы получились слова.

СЛО З

ГЛА М

СТО Б

ГРИ Л

СТУ Н

Упражнения на развитие умения антиципации памяти 1.Закончи пословицы: Делу время – потехе час . гуляй смело. Кончил дело – 2. Соедини части пословиц между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу. Готовь сани летом торопись делом. Не торопись языком не поспеешь босиком . За твоим языком телегу зимой.

Упражнения на развитие умения антиципации памяти

1.Закончи пословицы:

Делу время –

потехе час .

гуляй смело.

Кончил дело –

2. Соедини части пословиц между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу.

Готовь сани летом

торопись делом.

Не торопись языком

не поспеешь босиком .

За твоим языком

телегу зимой.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте

Упражнения, направленные на формирование динамического чтения, т.е. чтения блоками.   «Буксир».  Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот же текст «про себя», стараясь поспеть за учителем. «Молния».  По команде «Молния» дети начинают читать на максимальной скорости, а по какому-либо сигналу (например, удар карандаша по столу) дети продолжают читать текст, но уже «про себя».

Упражнения, направленные на формирование динамического чтения, т.е. чтения блоками.

«Буксир».

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот же текст «про себя», стараясь поспеть за учителем.

«Молния».

По команде «Молния» дети начинают читать на максимальной скорости, а по какому-либо сигналу (например, удар карандаша по столу) дети продолжают читать текст, но уже «про себя».

«Спринт».   Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают «про себя» текст. При этом в процессе всего чтения им нужно плотно сжимать губы и зубы. У учителя должен быть контрольный вариант каждого текста с просчитанным количеством слов.  После прекращения чтения, учитель проходит по рядам и отмечает то слово, на котором остановился каждый ученик, затем задаёт вопросы на осознание прочитанного. Памятка для чтения – спринт: Плотно сожми губы и зубы. Читай только глазами. Читай как можно быстрее. Ответь на вопросы к тексту.

«Спринт».

Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают «про себя» текст. При этом в процессе всего чтения им нужно плотно сжимать губы и зубы. У учителя должен быть контрольный вариант каждого текста с просчитанным количеством слов.

После прекращения чтения, учитель проходит по рядам и отмечает то слово, на котором остановился каждый ученик, затем задаёт вопросы на осознание прочитанного.

Памятка для чтения – спринт:

  • Плотно сожми губы и зубы.
  • Читай только глазами.
  • Читай как можно быстрее.
  • Ответь на вопросы к тексту.
 Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю очень большое внимание. Помогает в этом методика авторов И.Т.Федоренко и В.Н.Зайцева. На каждом уроке использую следующие приемы:    чтение за диктором; чтение в парах, групповое чтение; чтение с ускорением темпа; самозамер скорости чтения.

Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю очень большое внимание. Помогает в этом методика авторов И.Т.Федоренко и В.Н.Зайцева. На каждом уроке использую следующие приемы:

  • чтение за диктором;
  • чтение в парах, групповое чтение;
  • чтение с ускорением темпа;
  • самозамер скорости чтения.
“ Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания”  А. Герцен

Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания”

А. Герцен


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!