Елена Константиновна Лобанова, учитель иностранного языка
МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением социально-экономических дисциплин» г.Северодвинск
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» («SPOTLIGHT 2): СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ВТОРОКЛАССНИКОВ
Статья представляет собой обобщение опыта работы по УМК «Английский в фокусе». Рассмотрены трудности, связанные с обучением чтению на английском языке методом глобального чтения. В работе представлен комплекс упражнений направленных на развитие навыков чтения.
Ключевые слова: навыки чтения, комплекс упражнений, метод глобального чтения, английский язык, начальная школа, обучающийся.
Обучение чтению обучающихся начальных классов - это важный этап изучения английского языка в школе, потому что чтение является одним из основных видов коммуникативно-познавательной деятельности младших школьников, которая направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение развивает познавательные и речевые способности, формирует у школьников готовность к общению на английском языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.
Начиная работать по УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) с учащимися 2 класса, мы столкнулись с проблемой обучения чтению младших школьников. Во-первых, согласно замыслу авторов учебника во втором классе учащиеся знакомятся с алфавитом не традиционным способом, от буквы к звуку, а от звука к букве. Во-вторых, в данном УМК обучение чтению происходит по методу, который называется «глобальное чтение» (whole-word reading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова.
Авторами метода «глобального чтения», который родился примерно в 50-годы XX века, можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов [2, с.23].
В учебниках «Английский в фокусе» звучащее слово и его написание предъявляются ученику много раз (оно звучит на диске, написано в учебнике, рабочей тетради и на карточках). Дети, которые научились читать по такому методу, быстро овладевают чтением предложений, они редко делают орфографические ошибки.
После анализа учебников «Английский в фокусе» (для обучающихся начальных классов) можно условно подразделить процесс обучения чтению на три основных этапа: чтение букв алфавита, накопление зрительного образа слов и практическое применение полученных навыков чтения.
На первом этапе ставится задача обучения чтению букв алфавита, причем особое внимание уделяется чтению согласных букв и их буквосочетаний, так как именно они в большей степени отвечают за формирование зрительного образа слов и успешное запоминание их чтения. Основной принцип этого этапа – многократное повторение изучаемого материала и предоставление возможности каждому учащемуся продемонстрировать полученные знания и навыки.
На следующем этапе, опираясь на тематику модулей, дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов. Затем учащиеся закрепляют чтение слов в коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях [3].
Обучение чтению происходит от звука к букве, от слова к словосочетанию, а затем к предложению. При этом для успешного овладения учениками навыками чтения с использованием методики глобального чтения необходимо в системе применять тематические плакаты, карточки со звуками и транскрипционными знаками, флэш-карты с изображением изучаемого лексического материала, а также сигнальные карты с набором слов, которые отпечатаны крупным шрифтом по каждой теме учебника.
Мы хотели бы представить вам комплекс упражнений по чтению, который состоит из трех основных блоков: упражнения, направленные на изучение букв и звуков, лексических единиц и упражнения по чтению с изученными лексическими единицами.
1. Алфавит.
A, F, d, B, e, C, f, g, a, b, с, D, E, G.
H__, I__, J__, K __, L___, M___, N__, O__, P__
Aa, Bd, Cc, Db, Ee, Ff, Gg, Hn, Ij, Ji, Kk, Ll, Mm, Nh, Oo, Pp.
Hh, Xx, Kk, Ss, Uu, Cc, Pp, Nn, Aa, Zz, Ee, Dd, Bb, Ff, Jj, Mm, Oo, Rr.
Aa, Bb, Ss, Dd, Ff, Ee, Gg, Hh, Jj, Ii, Kk, Ll, Mm, Nn, Oo, Pp, Qq, Rr, Cc, Tt, Uu, Ww, Vv, Xx, Yy, Zz.
1) a, r, g, k, u, c, s, q
2) d, t, f, e, x, p, v, i
Данная игра используется для изучения букв и звуков. На доске закреплены карточки со словами, учитель называет букву/звук, обучающийся подходит к доске и прикладывает «монстра» к определенной букве/ звуку (данное пособие изготавливается в виде «монстра» с прорезанным отверстием для демонстрации букв).
Рифмовки, стихи (например, А is for Apples and Apple-trees, you can see apples on Apple-trees). Стихи и рифмовки способствуют лучшему усвоению языкового материала, в том числе букв и звуков английского алфавита.
2. Ознакомление и закрепление лексических единиц.
Есть различные варианты данного задания. Обучающиеся могут работать индивидуально или фронтально. Слова с пропущенными буквами на доске, у каждого ребенка комплект карточек с буквами, один работает у доски, остальные фронтально – поднимают карточки с пропущенной буквой.
Используются не только карточки со словами, разрезанные на части, но и специальный тренажер (на блоке закреплены вращающиеся диски с частями слов, поворачивая которые, обучающиеся составляют слова).
Стихи-договорки (например, У елки цвет всегда один,
зимой и летом - это …)
Мнемонические ассоциации (например, nest – гнездо, нестись в гнезде)
Игра Running game
Игра используется для закрепления аудиального и визуального образов слова. Группа обучающихся делится на две команды, дети садятся напротив друг друга, у каждого есть карточка со словом, слова в командах одинаковые. Учитель хаотично называет лексические единицы, дети, услышав слово, написанное на карточке, меняются местами.
Используется в парной работе. Обучающиеся по первым буквам узнают слово, называют его, переводят. Проверяют себя, открыв одну из строк.
3. Чтение с изученными лексическими единицами.
Составь слова из букв и закончи предложение
Прочитай текст и выполни задания к тексту
Прослушай диалог, вставь пропущенные слова и прочитай его по ролям
Игра «Что любят монстры»
Существуют различные игры для развития навыка чтения. Обучающиеся вставляют пропущенные слова из предложенного списка в диалог и читают по ролям [6, с.40-42].
Важно помнить, что для детей младшего школьного возраста подача материала должна быть разнообразной, яркой и интересной. При работе с иноязычными текстами следует вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, использовать разнообразные приемы работы с иноязычными текстами в процессе овладения чтением, учитывая индивидуальные и психологические особенности учащихся, развивать познавательный интерес учащихся к предмету, вовлекая их в различные игровые ситуации. Поскольку чтение осуществляется на письменно фиксированном тексте, это дает возможность вернуться к нему при непонимании и позволяет больше внимания уделить раскрытию содержания [1, с.10].
В результате обучения по методу «глобальное чтение» с применением представленного комплекса упражнений ребенок умеет:
- распознавать отдельные буквы (а также определять, какие звуки они обозначают в данном слове);
- читать целое слово;
- читать незнакомые слова по слогам;
- читать текст целыми словами с пониманием смысла прочитанного.
Обучающиеся овладевают навыками чтения на иностранном языке без затруднений, при этом технология глобального чтения позволяет устранить устойчивые ошибки у детей при чтении.
Литература
1. Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ 2003 №2 C. 7-10
2. Блохина С.А., Вайсбурд М.И. «Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как деятельности» // ИЯШ 1997 №1, 2 C. 23-26
3. Быкова Н.И., Поспелова М.Д., Дули Д., Эванс В. «Английский в фокусе» (“Spotlight”). 2 класс Книга для учителя
4. Лукъянчекова Н.В. «Обучение английскому языку на начальном этапе» // Начальная школа 2002 №2 C. 17-19
5. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф. и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка» // Справ. пособие, Выш. шк., 1996 C. 67-71
6. Сажнева М.А. «Игра как способ развития интереса к изучению иностранного языка» // ИЯШ 2001 №6 C. 40-47