СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся решать конфликты

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учимся решать конфликты»

Учимся решать конфликты

Психологическое занятие час в 4 классе

        

Цель: 1.Способствовать формированию  у  учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.

        2. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.

Оборудование:

  1. Демонстрационные плакаты:

а) Тема: «Конфликты»;

б) причины возникновения конфликтов;

                  в) положительное и отрицательное разрешение конфликтов;

                  г) способы поведения в конфликтной ситуации;

                  д) правила доброты, вежливости, честности.

  1. Карточки с описанием конфликтных ситуаций.

  2. Рисунок солнца, тучи, молнии.

        

Ход классного часа

  1. Организационный момент.                                                                                      

  Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.

  • Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем классном часе.            



Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу"                                                                                                               

Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего  классного часа, я хочу вам рассказать об одном случае, который наблюдала в нашей школе.

Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».

«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника

Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.

-  Что же произошло между мальчиками?

             (Спор,  ссора, драка, конфликт )

-  Правильно, произошел конфликт.

   Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей)

    Слайд              (На доске вывешивается плакат «Конфликты»).

-  А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?

        (Ответы детей)

Слайд «Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон».

- Ребята, а как вы думаете,  почему  происходят конфликты между людьми, в чем причина? (Ответы детей записываются на доске).

   - Посмотрите на доску, как много  предположений. А которое из них верное? Значит,   целью нашего занятия будет что?  (Узнать причины возникновения конфликтови как его правильно разешить).

- Ребята, а для чего нам нужно знать причины возникновения конфликтов? (Ответы детей).

Правильно,  чтобы  предотвратить конфликты, а если они произошли, то определить способы их разрешения. Это и будет нашей  задачей урока.


III. Содержательный компонент классного часа.

        Поисковая деятельность.

        1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.          

  -  Для этого вернемся к случаю  о мальчиках и ответим на вопросы:

А)  Какую цель преследовал каждый из мальчиков?

Б)  Из-за чего возник конфликт?

В)  Почему же все-таки возник конфликт?

Г)  Главное,  чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).

(На доске выставляется плакат  «Причины возникновения конфликтов: а) неумение договориться).

Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь.

Слайд Два козла

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один боднул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Учитель: Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей)

- Как вы думаете, хорошо ли поступают те, кто выясняет отношения с кулаками?

УченикиСвободные высказывания детей.

Учитель: А как бы вы назвали такое общение?

(Свободные высказывания учащихся: ссора, драка и т.д.).


Тренинговое упражнение

В станьте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили? (Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)

Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам (Приложение1)

Затем детям предлагается разделиться на группы, проанализировать конфликты, определить причины их возникновения. После этого,  представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить  результаты своей работы.

А)  Карточка № 1.                                                                                                                            – Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?

Б) Карточка № 2.                                                                  

На соревнованиях  мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

- Как вы считаете, почему возник конфликт?  В чем причина?

В) Два мальчика не могут решить: кто первым будет кататься на велосипеде.

- Как вы считаете им моно договориться, чтобы не поссориться и

остаться друзьями?

  1. Вывод.  

После совместного разбора  ситуации учащимися    определяются основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать,

  • непонимание;

  • неумение договориться;

  • несдержанность.

На доске вывешивается плакат. Учащимся сообщается, что это лишь некоторые  причины возникновения конфликтов. Предлагается подумать и  назвать другие.


Поиск способов разрешения конфликтов. Работа в группах.

  • Ребята, а теперь посмотрите и скажите, что изображено на плакате? (Вывешивается плакат с рисунком тучи).

  • Как вы думаете, что может предвещать эта  туча? (Ответы детей).  

      Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. (Выставляется рисунок молнии в виде стрелы и солнышка).

       - Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.

        Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, то, наверное, сможете назвать и способы их разрешения.         

        

Для этого я предлагаю по очереди из каждой команды выбрать (На доске прикрепляется   плакат со словами: (Уступать, разгневаться, промолчать, договориться,  ударить,  упрямиться, понять).

        - Ребята, как вы думаете, есть ли еще другие способы поведения, положительно разрешающие конфликтную ситуацию? (Ответы детей)

«Я – задание».  Индивидуальная работа.

- У нас есть дерево, на котором всего один листок. “Что он чувствует? Каковы его желания?”

Дети пожеланию отвечают на вопросы.

- Мы можем помочь листочку, подбодрив его пожеланиями.

Пожелание нужно написать на листочке фломастером, а затем приклеить его на наше дерево.

Дети пишут пожелания. Приклеивают их на дерево. (Звучит музыка)

- Что теперь чувствует листок?


- Перечислите, какими положительными способами разрешения конфликтных ситуаций, если будет нужно, вы будете пользоваться в жизни?

Правила бесконфликтного общения.

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

  2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

  3. В споре будь сдержан и тактичен.

  4. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

  5. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе

8. Итог классного часа.

- Ребята, а  что хотели бы вы пожелать друг другу, себе по нашей теме?  (Пожелания детей).  

-  А  я желаю всем вам и  себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А  если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны? (Да.)

Спасибо за активное сотрудничество,  умение серьезно думать, рассуждать.

                                                                        

Приложение 1

Карточка № 1.                                                                                                                                      – Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?





_____________________________________________________________________________

Карточка № 2.                                                                                                                                

  На соревнованиях  мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

- Как вы считаете, почему возник конфликт?  В чем причина?





Карточка №3.

Два мальчика не могут решить: кто первым будет кататься на велосипеде.

- Как вы считаете им можно договориться, чтобы не поссориться и

остаться друзьями?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!