МОО « ОШИ №2 г. Енакиево»
Воспитательный час на тему:
« Эти вредные конфликты»
Подготовила
Воспитатель
Е.А.Дзенис
Цель: Формирование основных знаний по предупреждению конфликтов и конфликтных ситуаций.
Задачи:
Формировать практические умения выхода из конфликтных ситуаций.
Знакомить воспитанников с понятиями «конфликт» и «конфликтные ситуации».
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, мнению окружающих.
Развивать связную устную речь через игру.
Ожидаемый результат:
Положительный:
- расширится кругозор воспитанников о своём психологическом здоровье;
- будут знать способы предупреждения конфликтов;
Методы: Беседа, проблемная ситуация, незаконченное предложение, тест, игра
Форма проведения: коллективная, групповая, парная.
Оформление: презентация «Эти вредные конфликты», командные задания, карточки- тесты, листы для тестирования, памятки для детей .
Время: 45 мин.
Предварительная подготовка: С воспитанниками до мероприятия воспитатель анализирует взаимоотношения в группе, в школе. Подготовка табличек к игре.
Технологическая карта воспитательного мероприятия
№ | этап | Деятельность педагога | время | Деятельность воспитанников |
1. | Организационный момент | Организует, сообщает тему и цель мероприятия | 2мин. | Организуются, слушают |
2. | Притча «Бог дружбы» | Читает, задаёт вопросы | 7мин. | Слушают, отвечают |
3. | Вводная беседа | Рассказывает, задаёт вопросы | 7мин. | Слушают, отвечают |
4. | Тест «выявление конфликтности» | Объясняет, контролирует | 10мин. | Слушают, выполняют |
5. | Игра с группами «Поведение в конфликтной ситуации» | Выдаёт таблички, читает описание, контролирует, подводит итог | 7мин. | Слушают, показывают правильный ответ |
6. | Игра «контакты и конфликты» | Даёт задания группам, контролирует, задает вопрос | 7мин. | слушают инсценируют отвечают |
7. | Подведение итога | Задаёт вопросы | 5мин | Слушают и отвечают |
Ход мероприятия:
1. Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой.
- Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас.
Давайте встанем в круг и скажем: «Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).
Скажем: «Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).
Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.
- Молодцы, ребята!
2. Притча “Бог Дружбы”.
Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья, бог богатства и бог дружбы.
Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его, и сказали:
– Человек ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой.
Человек задумался, и ответил:
– Пусть со мной останется бог дружбы, – сказал человек и лег спать.
Наутро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов.
Человек удивленно спросил:
– Почему Вы все остались.
– Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, – ответили ему боги.
3.Вводная беседа
(слайд 1)
Воспитатель: Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?
Примерные ответы детей:
Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.
Воспитатель:. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?
Воспитанники: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке, с которым невозможно договориться.
Воспитатель:. Прочитайте эпиграф к мероприятию. Как бы вы объяснили его значение?
Воспитанники:
Те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации.
Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.
Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
Воспитатель: Если нет дружбы, взаимопонимания, то постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.
Как их избежать?
Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время нашего мероприятия.
Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……" (слайд 3)
Ответы воспитанников:
Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании.
У нас совершенно разные характеры.
Мне не понравилось его поведение.
Мы стали болеть за разные футбольные команды
И т.п.
Воспитатель: Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
А что такое конфликт? ( слайд 4)
Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Итак, давайте проверим, насколько вы конфликтный человек?
4.Проведём тест на выявление конфликтности у воспитанников . (воспитанники участвуют в тестировании) ( слайд 5)
Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»
ОТВЕТЫ:
1.Угрожаю или дерусь.
2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3.Ищу компромиссы.
4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5.Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему...
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров»
«Б» - это «демократичный» стиль
«В» - «компромиссный» стиль
«Г» - «мягкий» стиль
«Д» - «уходящий» стиль
Как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает конфликтология
(слайд 13)
С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах :
Приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество (слайд 14)
Стратегии поведения при конфликтах
Приспособление | Избегание | Соперничество | Сотрудничество |
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого | Уклонение от принятия решения | Стремление добиться своего за счёт другого | Поиск решения, устраивающего обе стороны |
Мирные, уступчивые люди | Люди, неуверенные в себе | Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные | Сильные, зрелые, уверенные в себе люди |
5. Игра с группами. (воспитанники делятся на группы)
( группам выдаются таблички с 4- мя стратегиями)- они показывают правильный ответ )
Задание: определите по описанию результативности, о какой стратегии идёт речь. (читаю описание)
1.Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешён, а только притушен. (избегание)
2.Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и даёт взаимные выводы . (сотрудничество)
3.Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. (соперничество)
4.Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. (приспособление)
Считаем, у кого сколько правильных ответов.
Воспитатель. Таким образом, при избегании ни одна сторона не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает . И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.
Воспитатель: Как же выглядят эти стратегии в конкретных жизненных ситуациях?
6. Ролевая игра «Контакты и конфликты» (слайд 15)- распечатки стратегий перед участниками
Инсценируют двое воспитанников
Задание группам. Спрогнозируйте последствия конфликтной ситуации при разных вариантах развития конфликта. Противоположная команда угадывает стратегию.
1 гр. А) если оба будут настаивать на своём (соперничество)
Б)если одна из сторон захочет уклониться от конфликта ( избегание)
2 гр. А) если оба захотят погасить конфликт ( сотрудничество)
Б) если одна из сторон подчиниться обстоятельствам ( приспособление)
Вопрос зрителям: какая из стратегий на ваш взгляд, самая удачная при решении этого конфликта?
Для предотвращения конфликта надо применять золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты бы хотел бы, чтобы другие поступали с тобой. (слайд 16)
Какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу?
Надо быть культурным, разумным человеком, гибко использовать все виды стратегий. В одних случаях - жёстко настоять на своём, в других – уступить, в третьих – найти компромисс. А для того, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, нужен жизненный опыт, мудрость и знания.
В чём же вред таких конфликтов? ( слайд 17)
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
Неразрешимых ситуаций в жизни нет, надо только постараться спокойно все обдумать, если есть возможность, с кем-то посоветоваться, и после этого принять нужное решение. (слайд 18)
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
7. Подведение итога
Воспитатель: Какое впечатление оставило мероприятие?
Прибавилось ли уверенности в своих в своих целях?
Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов.
Примерные ответы детей:
- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов.
- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее.
- Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов.
- Я уверена, что смогу избежать конфликтов.
- Умный человек никогда не доведет дела до конфликта.
Заключительное слово.
Воспитатель : В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. И пусть эти вредные конфликты не портят нам жизнь.