СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "КОНФЛИКТ. ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В жизни каждого человека наступает ответственный момент, когда он должен сам решать сложные задачи, определяющие успешность его дальнейшего жизненного пути. Новому обществу нужны новые люди. Конкурентоспособная личность – это личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности. Умение профессионально решать конфликты, выходить из них с продуктивными результатами – также учение хорошего лидера в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами. Становиться лидерами, быть конкурентоспособными, уметь грамотно выходить их конфликтных ситуаций – этому и многому другому учит инновационная образовательная программа «Основы лидерства».

 

Просмотр содержимого документа
«ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "КОНФЛИКТ. ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Пора перестать ждать неожиданных подарков

От жизни, а самому делать жизнь.

Л.Н. Толстой


В повседневной жизни люди почти ежедневно сталкиваются с различными конфликтными ситуациями, жестокостью, агрессивностью. Этому в немалой степени способствуют средства массовой информации, суровые законы рыночной экономики, равнодушное отношение окружающих к проявлениям жестокости в семье и в обществе.

Дети – наиболее восприимчивая, наиболее чувствительная к любым эмоциональным проявлениям часть общества. Дети, в то же время, наиболее беззащитны перед лицом конфликтов, участниками или свидетелями которых они часто становятся. Детская душа ранима, психика очень уязвима. Как уменьшить уязвимость детей и сделать пространство вокруг них более спокойным и комфортным? Научить понимать явления жизни и попытаться управлять ими.

В жизни каждого человека наступает ответственный момент, когда он должен сам решать сложные задачи, определяющие успешность его дальнейшего жизненного пути. Новому обществу нужны новые люди. Конкурентоспособная личность – это личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности. Умение профессионально решать конфликты, выходить из них с продуктивными результатами – также учение хорошего лидера в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами. Становиться лидерами, быть конкурентоспособными, уметь грамотно выходить их конфликтных ситуаций – этому и многому другому учит инновационная образовательная программа «Основы лидерства».


Лучше всего для практики – хорошая теория.


Цикл занятий «КОНФЛИКТ. ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ» знакомит учащихся 9 класса, занимающихся по программе «Основы лидерства» как с самим понятием «конфликт», так и с видами конфликтов, способами выхода из конфликтов, стилями поведения человека в конфликте. Практическая работа (ролевые игры, инсценировки, моделирование ситуаций, творческие работы) помогут учащимся использовать полученную теоретическую информацию при конструировании своего поведения в конфликтных ситуациях.

Цели курса занятий «Конфликт. Пути решения конфликтов»:

  1. Показать исторический путь развития конфликта в человеческом обществе.

  2. Познакомить учащихся со стилями поведения человека в конфликте.

  3. Познакомить школьников со способами решения конфликтов.

  4. Дать представление о том, что конфликт - явление (не всегда негативное) изучаемое, конструктивное, решаемое.

  5. Выработать навыки разрешения конфликта, используя принципы позитивной коммуникации.

  6. Формирование личных ценностных ориентаций в отношениях с людьми и окружающим миром на основе принципов культуры мира.



Цикл занятий сопровождается авторской презентацией «Конфликт. Пути решения конфликтов». В качестве иллюстративного материала на занятиях используется компьютерная лекция «Культура мира»

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ «КОНФЛИКТ. ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»


- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сережа! Опять ты начинаешь?! Закрой рот, пожалуйста, не мешай работать!

- Это не я сейчас разговаривал.

- А я, по-твоему, не вижу и не слышу что ли?

- Ну, честно, не я!

- Опять пререкаешься, сколько можно?! Каждый день одно и то же! Как мне все это надоело!

- Почему, если что, все время обязательно я?

- Потому что ты не умеешь себя вести, всем мешаешь, а потом еще и сваливаешь на других.

- Это несправедливо!

- Ах, ты меня еще и обвиняешь в несправедливости???


ЭПИГРАФ: Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим. Б Вул, американский психолог.


ДИСКУССИЯ (в скобках наиболее интересные ответы учащихся)

УЧИТЕЛЬ: Как можно назвать инцидент, который произошел между мной и Сережей? (взаимное непонимание, конфликт, ссора)

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, почему произошел этот конфликт? (не слышали друг друга; не приняли точку зрения друг друга; ни один из участников конфликта не остановился и не прекратил перепалку; и ученик и учитель были раздражены, никто не сохранил спокойствия; ситуация вышла из-под контроля; не смогли договориться).


РАБОТА В ГРУППАХ

УЧИТЕЛЬ: Смоделируйте и проиграйте ситуации. Одна группа усугубит конфликт, продолжит его. Вторая группа попытается погасить конфликт. Время для подготовки – 5 минут.


ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

- Какими могут быть последствия конфликта? (озлобление, разрушение отношений между людьми; разрушение гармонии внутри человека; недовольство собой, другими людьми, миром; душевная дисгармония; боль; потеря жизненных ориентиров, веры в людей)

- Стоит ли затягивать конфликт, когда ситуация выходит из-под контроля? (когда люди не владеют собой, своими эмоциями, они не могут прийти к соглашению, без этого невозможно исчерпать конфликт; если конфликт неконструктивный, не имеет смысла его продолжать; если конфликт возник, то пусть он будет как можно короче, пока он не превратится в неразрешимый конфликт; я вообще не люблю конфликтов и считаю, что нужно стараться обходиться без них)

- Как у ребят из второй группы получилось погасить конфликт? (один из участников конфликта должен остановиться; кто умнее, тот вовремя поймет, что не стоит затягивать конфликт; есть люди, которые понимают, что худой мир лучше доброй ссоры; ученик оказался воспитанным и не стал перечить учителю, а учитель вовремя понял, что погорячился, и попросил прощения у ученика)

- Можно ли прожить жизнь без конфликтов? (нет, не получится, потому что у каждого человека своя точка зрения, свой взгляд на мир, который все равно отличается от других; нет, нельзя, так как невозможно нравиться всем людям, которые нас окружают; бывают бесконфликтные люди, но это один из миллиона, поэтому конфликты – это неизбежное явление, можно сказать, естественное)


УЧИТЕЛЬ: теперь традиционная работа: написать небольшое эссе – ваши раздумья и рассуждения на тему «ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ВОЙНЫ». 10-12 минут пишем, затем

ЧТЕНИЕ НЕКОТОРЫХ РАБОТ И ОБСУЖДЕНИЕ.


УЧИТЕЛЬ: А теперь мы с вами поиграем. Игру проведет Ильшат.

ИГРА-АКТИВАТОР «ПОСТРОИТЬСЯ ПО…»

Ведущий дает команду, и ученики в свободном от стульев месте стараются как можно быстрее построиться в порядке возрастания по ряду сменяющихся признаков:

- по росту;

- по дням рождения (с января по декабрь);

- по длине волос;

- в алфавитном порядке по именам.

УЧИТЕЛЬ: Хорошо, мы повеселились вволю. Понравилась вам игра? Почему? (у нас все получалось; задания выполнялись четко; мы старались делать все быстро; мы хорошо знаем друг друга; мы слаженная команда).

УЧИТЕЛЬ: Почему у вас сложилось ощущение слаженности, чувство единой команды? (мы много лет вместе и понимаем друг друга с полуслова; мы умеем договариваться)

УЧИТЕЛЬ: Сейчас прозвучала, на мой взгляд, ключевая фраза: «Мы умеем договариваться». Но часто случается так, что люди не могут или не хотят договариваться. И тогда возникает конфликт. Я предлагаю вам повести расследование. Давайте выясним, что такое конфликт, в чем причины его возникновения и какие способы разрешения конфликтов существуют.


ДИСКУССИЯ

ОБСУЖДАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

- Ребята, есть ли среди вас такие люди, которые никогда в жизни не конфликтовали? (нет, все становились участниками различных конфликтов в той или иной степени)

- Что такое конфликт?

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Слово «конфликт» происходит от латинского глагола, который в переводе означает «противоборствовать». Споры между людьми неизбежны, конфликтовать умеют все. Ни в школе, ни дома, ни в трудовом коллективе, ни в любой другой ячейке общества конфликтов не избежать при любом старании. Невозможно жить без ссор даже двум любящим друг друга людям, ни самым близким друзьям. Психологи всего мира единодушно утверждают, что конфликт – это обязательный атрибут взаимоотношений.

- Ребята, подумайте и скажите, что следует нам уяснить для себя в первую очередь в связи с утверждением психологов о неизбежности конфликтов? (раз их невозможно избежать, надо смириться с этим; надо для себя понять, что это, хоть и неприятное, но обычное явление; надо научиться находить способы выходить из конфликта; надо учиться быть терпимым; надо поставить себе за правило самому не разжигать конфликты; давайте учиться на практике, как грамотно выходить из конфликтов)

- Всегда ли конфликт – это плохо?

Следует понимать, что конфликт несет в себе как минусы, так и плюсы. Главное – уметь увидеть положительное, извлечь уроки, научиться управлять конфликтной ситуацией, как вы и говорили. К сожалению, большинство людей не могут найти достойный выход из спорных ситуаций. Тогда у людей эмоциональных, искренне переживающих неприятности происходят нервные срывы.

- К чему это может привести? (к тяжелым душевным болезням, к истерикам, к увольнениям на работе, к потере близких друзей, к разводам, к войнам; конфликт ведет в любом случае к разрушению личности и к потере здоровья, а этого допускать нельзя)

- Какие положительные стороны конфликта вы можете назвать? (в споре нередко рождается истина; иногда только конфликт помогает людям высказать то, о чем они в обычной ситуации предпочитают молчать; иногда в пылу ссоры можно узнать о себе нелицеприятную правду, которая может помочь человеку взглянуть на себя с другой стороны; конфликт помогает приоткрыть для себя мир другого человека; учит людей уступать, примиряться с другими мнениями)


А сейчас готовимся к заданию с очень конфликтный названием

ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ПОЕДИНОК «К БАРЬЕРУ!»

Задания помните: 3 минуты на подготовку, 1 минута на выступление представителя команды, 1 минута – лаконичные, аргументированные ответы на вопросы оппонента.

ТЕМЫ: «Всегда старайтесь избегать конфликтов» - «Бывают ситуации, когда конфликты необходимы и даже полезны»

УЧИТЕЛЬ: Чья точка зрения оказалась наиболее убедительной? (Я поняла, что, действительно, бывают такие ситуации, когда конфликт обращает внимание многих на серьезную проблему или помогает отстоять непререкаемую истину. Мне понравились примеры оратора (забастовки трудящихся, выступления членов организации «Грин пис», заступничество за слабых). Я как человек миролюбивый согласен с точкой зрения первого выступающего. Его доводы (беречь здоровье и нервы, уважать себя) убедили меня в его правоте. Мне до сих пор удавалось решать все проблемы мирным путем).


УЧИТЕЛЬ: А теперь внимание:

ФОТОСЕССИЯ! Наш фотокорреспондент получил задание запечатлеть гримасы конфликтующих людей и сделать небольшой фотоклип.под названием «Гримасы конфликта». Давайте вместе взглянем, как выглядят наши лица во время конфликта. Этот же фотокор сделал небольшую подборку фотографий наших учеников в состоянии покоя и умиротворенности. Смотрим и сравниваем: когда мы выглядим красивее, достойнее и человечнее.

УЧИТЕЛЬ: Кто хочет высказаться по поводу фотосессии? (лица раздраженных, злых людей некрасивы; в следующий раз, прежде чем начнешь ругаться, подумаешь, как мы отталкивающе выглядим во время ссор и раздоров; когда в душе гармония и лица наши привлекательны и одухотворены)


УЧИТЕЛЬ: Давайте сейчас порассуждаем о причинах возникновения конфликтных ситуаций. Каковы они? (чаще всего конфликты возникают, когда люди не согласны друг с другом; человек не может доказать свою точку зрения и начинает горячиться и кричать, оппонент же, вместо того, чтобы помочь ему, начинает раздражаться; я думаю, что человек поведет себя определенным образом, а он не оправдывает моих надежд; бывает так, что я злюсь на себя, а свой гнев обращаю на других, как правило, на близких родственников)

УЧИТЕЛЬ: Итак, причины возникновения конфликтов таковы:

- разность характеров;

- нетерпимое отношение друг к другу;

- неуважение к чувствам друг друга;

- неумение слушать и слышать человека;

- конкуренция;

- неспособность, нежелание или неумение каждого участника конфликта преодолеть внутреннее

Я, стремление любым способом отстоять свою позицию, доказать свою правоту, достигнуть

желаемого.


- Какие виды конфликтов вы, ребята, можете назвать? (межличностный; внутриличностный; между членами коллектива; между коллективами; межрелигиозный)

- А конфликтны ли вы сами, ребята? Давайте выясним это на практике при помощи теста.

ТЕСТ «КОНФЛИКТНАЯ ЛИ ВЫ ЛИЧНОСТЬ?»

В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее соответствующему вашему поведению. Помните наше правило: если я хочу узнать правду, то я ДОЛЖЕН быть объективным


  1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

А. не принимаю участие;

Б. кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

В. активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя»;


  1. Выступаете ли вы на классных часах (на собраниях) с критикой?

А. нет;

Б. только если для этого есть веские обстоятельства;

В. критикую по любому поводу;


  1. Часто ли вы спорите в друзьями?

А. только если это необидчивые люди;

Б. лишь по принципиальным вопросам;

В. споры – моя стихия;


  1. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

А. не буду поднимать бучу из-за пустяков;

Б. молча возьму солонку;

В. не удержусь от замечаний;


  1. Если на улице или в транспорте вам наступили на ногу:

А. с возмущением посмотрю на обидчика;

Б. сухо сделаю замечание;

В. выскажусь, не стесняясь в выражениях;


  1. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась:

А. промолчу;

Б. ограничусь коротким тактичным замечанием;

В. устрою скандал;


  1. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?

А. постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в лотерее;

Б. не скрою досаду, но отнесусь к происходящему с юмором, пообещав взять реванш;

В. проигрыш надолго испортить настроение.


ИНТЕРПРИТАЦИЯ ТЕСТА:

Оценить полученные результаты: каждый ответ А – 4 балла, Б – 2 балла, В – 0 баллов, подсчитать количество баллов.

20-28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Может, поэтому иногда вас называют приспособленцем.

10-18 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к вам уважение.

0-8 баллов. Конфликты и споры – это ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С вами трудно как в школе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.


ИГРА «ПОЙМИ МЕНЯ БЕЗ СЛОВ»

Класс делится на 4 команды. Каждая из команд получает на карточках задание инсценировать, как люди решали конфликты

- в первобытном обществе;

- в античные времена;

- в эпоху Средневековья;

- в 18-19 веках.

Затем команда в течение 1-2 минут показывает инсценировку, а зрители должны понять и прокомментировать увиденное действо.


УЧИТЕЛЬ: Да, конфликт вместе с человечеством прошел длинный исторический путь. И каждый новый век, каждая эпоха привносили в это явление жизни что-то новое, особенное (изгнание из племени, бойкот, третейский суд, жестокие казни и пытки, дуэли, договор). Радует, что в современном мире люди все чаще и чаще пытаются решать конфликты мирным путем, конструктивно.

Давайте, ребята, вместе подумаем, как нам вести себя в конфликте, чтобы он не перерос в обыкновенную потасовку или ругань? (необходимо попытаться услышать другого; если ты критикуешь что-то, предлагай иной, более хороший вариант; не раздражайся, не кричи; никогда нельзя переходить на оскорбление противной стороны; в первую очередь надо подумать, не прав ли твой оппонент; если ты горячишься, посчитай до 10 и т.д.)


УЧИТЕЛЬ: Вы совершенно правы. Я, конечно, хорошо вас знаю как ребят дружелюбных и толерантных, но в жизни может случиться всякое. Поэтому я за вас спокойна, по крайней мере, в теории, вы достаточно хорошо преодолеваете конфликты.

Итак, существует алгоритм разрешения конфликтных ситуаций, предложенный популярными психологами Ш. и Г. Боуэр. Он состоит из 4 ступеней.

1 ступень – максимально конкретно и объективно опиши человеку, вовлеченному в конфликт, ситуацию, которая тебя не устраивает.

2 ступень – расскажи о своих мыслях и чувствах по поводу ситуации.

3 ступень – предложи свой вариант поведения в данной ситуации.

4 ступень – сообщи (но не в виде ультиматума), как ты видишь последствия развития данной ситуации: положительные в случае успешного разрешения конфликта, или отрицательные, если ничего не изменится.


ОБСУЖДЕНИЕ

УЧИТЕЛЬ: Что происходит с оппонентами, когда они «двигаются» друг к другу через эти 4 ступени? (они слушают друг друга и начинают понимать, чего добивается другая сторона; я, например, буду рад узнать, что человек не просто так конфликтует, а вправду хочет что-то изменить к лучшему; никто не кричит и не обзывается; люди с уважением относятся к мнению друг друга; приятная картина – люди просто решают проблемы; даже если люди не договорятся, они не будут ненавидеть друг друга, потому что они узнали о чувствах соперника).

Неразрешимых ситуаций практически не бывает, поэтому мы сегодня научимся находить конструктивные выходы из конфликта, выбирать конструктивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта предполагает:

- понимание обеими сторонами различий, недоразумений;

- устранение агрессивных позиций;

- поиск компромисса, умение идти на уступки друг другу.


ТЕАТР ПРОТИВ КОНФЛИКТОВ

УЧИТЕЛЬ: А сейчас мы окажемся в бесконфликтном театре. В настоящем театре это было бы, пожалуй, малоинтересно, а для нас как раз будет очень полезно. Делимся на три труппы, каждая труппа получает свою ситуацию и готовит миниатюру на 1-2 минуты. Попытайтесь придерживаться четырехступенчатой схемы разрешения конфликта. Число участников не ограничено, время для подготовки – 3 минуты. Начали!

Ситуации:

- родители ругают дочь (или сына) за то, что она поздно пришла домой с прогулки, хотя обещала прийти вовремя.

- родители пришли домой с работы уставшие, а дети ничего не сделали по хозяйству, да и уроков не приготовили.

- подруга клятвенно заверяла, что придет на день рождения, а пошла к другой девочке, которая и близкой подругой-то ей не является.


ОБСУЖДЕНИЕ:

УЧИТЕЛЬ: Спасибо всем актером за прекрасные мини-спектакли. А теперь поговорим, насколько удалось каждой труппе решить достойно конфликт.


УЧИТЕЛЬ; Каждый человек или коллектив ведут себя в конфликте по-разному в зависимости от того, какими ресурсами обладают (время, власть, поддержка коллектива, сила характера, коммуникативные особенности, ораторское искусство), какие цели преследуют, какими морально-нравственными качествами обладают. Но психологи выделяют несколько моделей поведения в конфликтных ситуациях:

УКЛОНЕНИЕ (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда человек не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для человека не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у человека не хватает власти или сил для решения конфликта в свою пользу.


ПРОТИВОБОРСТВО, конкуренция характеризуется активной борьбой человека за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается человека как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.


УСТУПЧИВОСТЬ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ. Действия человека направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад человека не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для данного человека. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у человека мало шансов на победу.


СОТРУДНИЧЕСТВО означает, что человек активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.


ПРИ КОМПРОМИССЕ действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.


ОБСУЖДЕНИЕ

УЧИТЕЛЬ: Ребята, какой стиль поведения вам кажется наиболее приемлемым и для каких ситуаций?

А теперь МОЗГОВОЙ ШТУРМ. В течение 5 минут вы попробуете составить ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЕДЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ


- Сдерживайте отрицательные эмоции! Помните, что именно улыбка стирает их с лица.

- Проявляйте выдержку и спокойствие в конфликтной ситуации.

- Не втягивайте других людей в конфликт.

- Не угрожайте оппоненту..

- Не стремитесь доминировать в общении. Будьте диалогичны.

- Используйте конфликт как теоретическую возможность выхода на новый уровень задач и взаимоотношений.

- Обсуждайте проблему с точки зрения нужд и потребностей каждого.

- Соблюдайте правила продуктивного слушания.

- Думайте не только о том, что сказать, но и о том, как это сказать. Используйте тактику вопросов.

- Ищите добрые намерения за фасадом недоброго поведения.

- если не удается договориться, обратитесь к третьей стороне. Со стороны зачастую легче видны ошибки, или решение конфликта оказывается на поверхности для стороннего человека.

- Создавайте взаимоотношения на равных – только вместе, рядом, дружно.

- Разбейте проблему на более мелкие проблемы и их легче будет решить.

- Владейте разными стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Используйте оптимальный для конкретного случая стиль.

- Помните об «Эффекте трёх Д»: добросовестность, доброжелательность, доступность в общении.

- Помните о четырехступенчатой схеме разрешения конфликта.

- Прощайте себя и других.

- Не смакуйте конфликт, обиду, месть к оппоненту. Предложите общение тому, с кем еще вчера конфликтовали.

- Помните, все, что происходит с нами в жизни хорошего и ценного, происходит от правильного образа жизни.

- Берегите здоровье, меньше конфликтуйте. Жизнь прекрасна и удивительна, не тратьте ее на конфликты.


УЧИТЕЛЬ: На этом цикл занятий, посвященных конфликтам и путям решения конфликтных ситуаций, мы заканчиваем. Большое всем спасибо. Давайте поделимся впечатлениями о новых знаниях, которые мы получили, что показалось вам наиболее значимым и полезным.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3 группы получают задание - снять социальный видеоролик (3-5 минут) на любую из заинтересовавших вас тем: «Жизнь без конфликтов», «Давайте договоримся», «Спокойствие, только спокойствие», «Как преодолеть конфликт в классном коллективе», «Посеешь конфликт – пожнешь войну». Режиссерский и операторский опыт у вас уже есть, взаимодействуете в команде вы хорошо, это показали занятия «Навыки работы в команде». Помните, что нужно четко спланировать работу, распределить роли и обязанности по способностям и желаниям. Я надеюсь, что вы, ребята, сможете, снимая фильм о конфликтах, избежать самих конфликтов. Желаю вам удачи, успехов и интересной совместной работы.














Использованная литература:

Л.А. Богатова. Сборник психологических тестов: личность, общение, здоровье.

А.Я. Азаров. Конфликтология в школе.

Т.В. Барлас. Популярная психология: от конфликтов к обретению «я».

Д.Г. Скотт. Конфликты. Пути их преодоления.

О.Н. Лукашонок, Н.Е. Щуркова. Конфликтологический этюд для учителя.

А.Н. Сизанов. Психологические игры: какие мы на работе и дома.

В.М. Шепель. Конфликтология в школе.

МО РТ, В.Н. Касаткин. Предупреждение насилия в школе.

Джон Адаир. Психология лилерства.

Г.В. Степанова. Творческое воспитание школьников.

МО РТ, ИРО РТ, Е.К. Кустобаева. Встреча с самим собой: школа профессионального самоопределения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!