-Исследовательский метод обучения.
-Технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения - игровые технологии, проблемное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала, компьютерные (новые информационные) технологии;
-Технология здоровьесбережения и др.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Результаты: предметный, метапредметный, личностный | Темы, проблемы и основные вопросы тематических блоков | Кол - во часов | Дата проведения | Понятийный аппарат |
По плану | По факту |
1 четверть |
Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч) |
Уметь создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья); - наблюдать, сравнивать, сопоставлять, выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев)находить и наблюдать линии и их ритм в природе). | 1. Изображения всюду вокруг нас. Что я умею и люблю рисовать. (Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства.) | 1 | 08.09 | | Мастер Изображения. Предмет «Изобразительное искусство». Художественная мастерская |
Уметь различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния, выявлять геометрическую форму простого плоского тела. | 2. Урок путешествие Мастер Изображения учит видеть. Изображение сказочного леса.( Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма».) | 1 | 15.09. | | Линия горизонта, пропорции |
Уметь различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния, выявлять геометрическую форму простого плоского тела. | 3. Урок - исследование Изображать можно пятном. Изображение зверушки из произвольно сделанного пятна.( Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). | 1 | 22.09. | | Пятно. |
Уметь изображать предметы различной формы (изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином), эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира. | 4. Урок - конкурс Изображать можно в объеме. Лепка птицы.( Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.) | 1 | 29.09. | | Объем, объемные изображения, целостность формы. |
Уметь создавать с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов, -передавать эмоциональное состояние природы, человека, животного. | 5.Изображать можно линией.( Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости.) | 1 | 06.10. | | Линия. Графика. Фотография. |
Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. | 6.Разноцветные краски. Проба красок – создание красочного коврика. (Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). | 1 | 13.10. | | Краски. Гуашь. Цвет. |
Уметь переносить художественные образы с одного вида искусства на другое; -получать фантастические образы путём трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Выбирать средства выразительности для создания живого образа в соответствии с поставленными задачами. | 7-8.Изображать можно и то, что невидимо. Изображение радости и грусти.( Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.) | 1 | 20.10._ 27.10. | | Понятия: «живая природа», понятие «неживая природа» |
2 четверть |
Уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать, уметь обсуждать и анализировать. | 9.Художники и зрители Обобщение темы четверти.( Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников.) | 1 | 17.11 | | Произведение искусства. Картина. Скульптура. Цвет и краски в произведениях художников |
Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения(7 ч) |
Уметь использовать декоративные элементы, геометрические, придумыватьсвой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью эскиз на листе бумаги; растительные узоры для украшения своих изделий. | 10.Мир полон украшений Украшение – роспись цветов-заготовок.( Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.) | 1 | 24.11. | | Мастер Украшения. Фотографии цветов. Разнообразие форм, окраски, узорчатых деталей цветов. |
Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения, передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. | 11.Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях бабочки.( Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. | 1 | 1.12 | | Симметричный узор. Художественные материалы: гуашь, тушь, акварель и т. д. |
Уметь использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации, выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа. | 12.Красоту надо уметь замечать. Украшения птиц. Объемная аппликация(Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, фантазийный узор. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии) | 1 | 8.12 | | Материал разной фактуры. Коллаж. |
Уметь понимать условность и субъективность художественного образа, выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла, осмысливать эстетические и нравственные ценности природы высказывать собственное суждение. | 13.Узоры, которые создали люди. Создание орнамента.( Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.) | 1 | 15.12. | | Орнамент Природные и изобразительные мотивы в орнаменте |
Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета овладевать на практике основами цветоведения, осмысливать эстетические и нравственные ценности природы высказывать собственное суждение. | 14.Как украшает себя человек.( Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.) | 1 | 22.12. | | Связь человека с украшениями. Иллюстрации с персонажами известных сказок |
3 четверть. |
Уметь выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от музыкального или литературного произведения, устанавливать взаимосвязь междулитературным произведениям и иллюстрацией, -создавать сказочные и фантастические образы. | 15-16.Мастер Украшения помогает сделать праздник(Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую) | 2 | 12.01._ 19.01 | | Художественные материалы. Новый год |
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки(9 ч) |
Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения, выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа. | 17.Постройки в нашей жизни. Изображение сказочного дома.( Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.Соотношение форм и их пропорций.) | 1 | 26.01. | | Мастер Постройки. Архитектура и дизайн |
Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения, передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние. | 18.Домики, которая построила природа. Лепка сказочного домика(Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.. | 1 | 2.02 | | Постройки в природе: птичьи гнезда, раковины |
Уметь использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации, передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы | 19-20.Дом снаружи и внутри(Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора) | 2 | 9.02_ 02.03 | | Понятия: «внутри» и «снаружи» Внешний вид дома |
Уметь различать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве, понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | 21-22.Строим город. Постройка образа города из разных материалов.( Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.) | 2 | 9.3._ 16.03 | | Архитектура. Художник-архитектор. |
Уметь различать традиции своего народа, народности , региона, семьи, запечатленные в искусстве. | 23.Все имеет свое строение.( Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?) | 1 | 23.03. | | Конструкция (построение предмета) |
Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения, выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа. | 24.Постройка предметов (Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно.) | 1 | 6.04 | | Дизайнер. Предметы дизайна |
Уметь передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства. | 25.Город, в котором мы живем. | 1 | 13.04 | | Памятники архитектуры. Образ города. |
4 четверть |
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу(8 ч) |
Уметь передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, видеть разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду - сравнивать конструктивные и декоративные особенности, анализировать предлагаемые задания. | 26.Совместная работа трех Братьев – Мастеров. «Разноцветные жуки»( Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы.) | 1 | 20.04. | | Изображение. Украшение. Постройка. |
Уметь наблюдать за природой и природными явлениями, -различать их характер и эмоциональное состояние, видеть разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. | 27-28.«Сказочная страна». Создание панно.( Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно.) | 2 | 27.04._ 4.05 | | Иллюстрация. Панно. |
Уметь передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства. Выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа. | 29 -30. «Праздник весны». Конструирование из бумаги (Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты) | 2 | 11.05._18.05 | | Понятия: «теплые цвета» и «холодные цвета». Пейзаж. Настроение в рисунке. |
Уметь передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства. Выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа. | 31.Урок любования. Умение видеть. Экскурсия в природу.( Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников.) | 1 | 25.05. | | Пейзаж |
Уметь передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства. Выбирать средства художественной выразительности для создания живописного образа. | 32-33.«Здравствуй, лето!»( Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников.) | 2 | резерв | | Композиция «Образ лета». |
1.Неменский Б.М., Изобразительное искусство и художественный труд. Методическое пособие. – М.: «Просвещение». 2012
2.Неменская Л.А., Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь, строишь: учебник для 1 класса . – Москва: Просвещение,2012, 112с.:ил.
3.НеменскаяЛ.А., Твоя мастерская: 1 кл. Р/т. (УМК "Школа России") (ФГОС),под руководством Неменского Б.М.,- М.: Просвещение, 2012, 40с.:ил.
1. Бушкова Л.Ю., Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2011- 144с.
2. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия -2007» -DVD.
3. Дроздова С.Б., Лободина Н.В. , Изобразительное искусство 3-4 классы: поурочные планы по программе Неменского Б.М., (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2012г
4. «Мировая художественная культура» - библиотека электронных наглядных пособий 5 -11 кл, -Министерство образования РФ, 2008г. - DVD.
5. Николай Ли, «Основы учебного академического рисунка»: учебник./– М.:Эксмо, 2009. - 480 с.: ил.
6. Свиридова О.В., «Изобразительное искусство» 1-8 классы: проверочные и контрольные тесты / -Волгоград: Учитель, 2008. - 93с.
1. Алёхин А.Д., «Когда начинается художник»: кн. для учащихся / – М. «Просвещение», 1993. – 160с., ил.
2. Иванов А.Б., «Рассказы о русских художниках»: кн. для учащихся / –М. «Просвещение». 1998. – 128с., ил.
3.НеменскаяЛ.А., Твоя мастерская: 1 кл. Р/т. (УМК "Школа России") (ФГОС),под руководством Неменского Б.М.,- М.: Просвещение, 2015, 40с.:ил.