Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края
«Согласовано» Руководитель ШМО учителей __________________________ __________________________ Протокол №_____ от «____» _________20 г. | «Согласовано» Председатель Методического совета МБОУ «Карамышевская СОШ» __________ Т.В. Литовка «____» _________ 20 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Карамышевская СОШ» _______О.В. Марковская приказ от «____» _______20 г. №__ |
Рабочая программа учебного курса
«Золотой век» русской литературы»
для 11 класса
среднего общего образования (базовый уровень)
на 2016 — 2017 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Крёкова Евгения Алексеевна
Карамышево, 2016
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.
Возраст учащихся 11-го класса и их гипотетическое духовное и интеллектуальное развитие позволяют надеяться на успешность их приобщения к литературному наследию 19 века-поры подлинного расцвета русской литературы 19 века. Но чем дальше бежит время, тем серьёзнее становятся опасения , потому что каждое новое поколение учеников, выросшее не просто в других, а в принципиально иных историко-культурных реалиях, будет ощущать всё большую пропасть между собственным образом жизни образом жизни людей 19 века, описанным А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым, А.Островским и И.Гончаровым, И.Тургеневым и Ф.Достоевским, Л.Толстым и А.Чеховым. Это - объективная реальность. Однако необходимо стремиться к том, чтобы культурная палитра России не поблекла, а нравственные ценности не потеряли свои главные отличительные черты - постоянство и незыблемость.
Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представление о динамике литературного процесса, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы и движением российской империи. В итоге у них должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой» (по выражению Ф.М.Достоевского) культуры, которая тесно связана с мировой культурной традицией и несёт в себе мощный гуманистический заряд.
Учебный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки. Основной принцип данного курса - изучение русской классической литературы в составе литературы мировой, прежде всего- европейской.
Целью учебного курса «Золотой век» русской литературы»- является создание условий для самостоятельного добывания знаний, совершенствование навыков работы с текстом, библиографией, справочным материалом.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями , ауди-и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Основные задачи курса:
-знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;
-развитие коммуникативных навыков;
-формирование литературной и культуроведческой компетенции;
- развитие самостоятельного творческого мышления.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный
Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основные виды занятий - практическое занятие, семинар. экскурсия
Важным компонентом учебной деятельности является контрольное измерение и оценка результатов обучения. В ходе изучения курса осуществляется система проверки знаний. которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Темы сообщений и докладов указаны в методическом комментарии.
Виды контроля:
Промежуточный и итоговый контроль проводится в форме защиты рефератов, проектов, тематическое тестирование
Планируемые образовательные результаты обучающихся на конец обучения в 11 классе
-овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;
-формирование навыков написания творческих работ в жанре эссе и сочинений-рассуждений в соответствии с требованиями ЕГЭ.
-развитие коммуникативных навыков речи, формирование корректного отношения к авторской позиции;
- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции.
Оценка знаний, умений, навыков
В ходе обучения осуществляется система проверки , которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Оценка результатов осуществляется в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений и письменных работ учащихся.
Содержание тем учебного курса
Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века, Представление о романтизме, сентиментализме. реализме. Специфика развития русской литературы, причины её «отставания» к 18 веку и особенности ускоренного развития.
Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.
А.С.Пушкин.
Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы. А.С.Пушкин и европеизация русской культуры. Белинский и Достоевский о Пушкине.
Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа с текстом «История Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении.
Теория литературы: интерпретация, точка зрения автора, точка зрения героя.
Н.В.Гоголь. «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя.
Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе.
Теория литературы: рассказчик-герой, лирические отступления, сатира
М.Ю.Лермонтов. Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва» , «Сон».
Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века.( «Герой нашего времени», лирика)
Теория литературы: образ художественный, лиризм, понятие об архитектонике.
Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа. Основные тенденции европейской литературы второй пол. 19 века. Литературное движение в России. Споры западников и славянофилов. Теория литературы: детерминизм, натурализм, реализм. модернизм.
«эстетическая», « органическая» и «реальная» критика.
А.Н.Островский. Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе.
Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского. ( на примере сказки «Снегурочка») Иллюстрация М.А. Врубеля и В.М. Васнецова . Сопоставление с фрагментами пьесы. Музыка П.А.Чайковского и Н.А.Римского- Корсакова..
Теория литературы: драматургический конфликт, экранизация.
И.А.Гончаров. Художественный мир писателя. Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине».
Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром.
И.С.Тургенев. Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»
(1859 г.)
Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»).Тургенев и европейская литература. Г.Флобер.
Теория литературы: психологизм.
Ф.И.Тютчев. Философия природы и человека в творчестве Тютчева.
Теория литературы: поэтический цикл
А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.
Н.А.Некрасов. Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви.( Сопоставление произведений музыки и литературы )
Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина ( сопоставление произведений живописи и литературы)
Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.
М.Е.Салтыков- Щедрин. М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции.
«Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика.
«Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами. («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»)
Теория литературы: комическое, юмор, сатира, антитеза. гипербола, гротеск, сарказм, ирония, пародия, аллегория.
Ф.М.Достоевский. Литературная философия Достоевского и христианские ценности.
Достоевский и Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия.
Теория литературы: художественное время, художественное пространство, психологизм.
Л.Н. Толстой. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни.
Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л..Н, Толстого «Война и мир»
Л.Н. Толстой. Нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой.
Теория литературы: мировая литература, литературный образ.
А.П.Чехов. Особенности художественного мироощущения Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества.
Литература и живопись. Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова.
А.П.Чехов- драматург. Новаторство в русской драматургии. Черты чеховской поэтики.
«Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность»
Теория литературы: новаторство и традиционализм, пафос литературного произведения, рассказчик в малой прозе.
Защита творческих проектов.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п\ п | Наименование раздела \ темы | Количество часов | Характеристика видов деятельности (контрольные лабораторные, практические, обобщающие уроки) | Дата по плану | Дата по факту |
Наименование раздела (количество часов) |
1 | Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. | 1 | | | |
2 | А.С.Пушкин Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы. | 1 | | | |
3 | А.С.Пушкин Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа с текстом «История Пугачёвского бунта» | 1 | | | |
4 | Н.В.Гоголь «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя. | 1 | | | |
5 | Н.В.Гоголь Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. | 1 | | | |
6 | М.Ю.Лермонтов Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва» , «Сон». | 1 | | | |
7 | М.Ю.Лермонтов Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века.( «Герой нашего времени», лирика) | 1 | | | |
8 | А.Н.Островский Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе. | 1 | | | |
9 | А.Н.Островский Анализ пьес | 1 | | | |
10 | И.А.Гончаров Художественный мир писателя. Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». | 1 | | | |
11 | И.С.Тургенев Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»). | 1 | | | |
12 | Ф.И.Тютчев Философия природы и человека в творчестве Тютчева. Теория литературы: поэтический цикл | 1 | | | |
13 | А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика. | 1 | | | |
14 | Н.А.Некрасов Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви. Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова. | 1 | | | |
15 | М.Е.Салтыков- Щедрин «Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами. | 1 | | | |
16 | Ф.М.Достоевский Литературная философия Достоевского и христианские ценности. | 1 | | | |
17 | Защита проектов, рефератов | 1,5 | | | |