СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный курс для 11 класса "Золотой век русской литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебный курс для 11 класса "Золотой век русской литературы"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края

«Согласовано»

Руководитель ШМО учителей __________________________

__________________________

Протокол №_____ от

«____» _________20 г.


«Согласовано»

Председатель Методического совета МБОУ «Карамышевская СОШ»

__________ Т.В. Литовка

«____» _________ 20 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Карамышевская СОШ»

_______О.В. Марковская

приказ от

«____» _______20 г. №__






Рабочая программа учебного курса

«Золотой век» русской литературы»

для 11 класса

среднего общего образования (базовый уровень)

на 2016 — 2017 учебный год






Составитель:

учитель русского языка и литературы

Крёкова Евгения Алексеевна



Карамышево, 2016

Пояснительная записка.


Данный курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.

Возраст учащихся 11-го класса и их гипотетическое духовное и интеллектуальное развитие позволяют надеяться на успешность их приобщения к литературному наследию 19 века-поры подлинного расцвета русской литературы 19 века. Но чем дальше бежит время, тем серьёзнее становятся опасения , потому что каждое новое поколение учеников, выросшее не просто в других, а в принципиально иных историко-культурных реалиях, будет ощущать всё большую пропасть между собственным образом жизни образом жизни людей 19 века, описанным А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым, А.Островским и И.Гончаровым, И.Тургеневым и Ф.Достоевским, Л.Толстым и А.Чеховым. Это - объективная реальность. Однако необходимо стремиться к том, чтобы культурная палитра России не поблекла, а нравственные ценности не потеряли свои главные отличительные черты - постоянство и незыблемость.

Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представление о динамике литературного процесса, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы и движением российской империи. В итоге у них должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой» (по выражению Ф.М.Достоевского) культуры, которая тесно связана с мировой культурной традицией и несёт в себе мощный гуманистический заряд.

Учебный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки. Основной принцип данного курса - изучение русской классической литературы в составе литературы мировой, прежде всего- европейской.

Целью учебного курса «Золотой век» русской литературы»- является создание условий для самостоятельного добывания знаний, совершенствование навыков работы с текстом, библиографией, справочным материалом.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями , ауди-и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Основные задачи курса:

-знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;

-развитие коммуникативных навыков;

-формирование литературной и культуроведческой компетенции;

- развитие самостоятельного творческого мышления.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный

Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основные виды занятий - практическое занятие, семинар. экскурсия

Важным компонентом учебной деятельности является контрольное измерение и оценка результатов обучения. В ходе изучения курса осуществляется система проверки знаний. которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Темы сообщений и докладов указаны в методическом комментарии.

Виды контроля:

Промежуточный и итоговый контроль проводится в форме защиты рефератов, проектов, тематическое тестирование

Планируемые образовательные результаты обучающихся на конец обучения в 11 классе

-овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;

-формирование навыков написания творческих работ в жанре эссе и сочинений-рассуждений в соответствии с требованиями ЕГЭ.

-развитие коммуникативных навыков речи, формирование корректного отношения к авторской позиции;

- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции.

Оценка знаний, умений, навыков

В ходе обучения осуществляется система проверки , которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Оценка результатов осуществляется в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений и письменных работ учащихся.


Содержание тем учебного курса

Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века, Представление о романтизме, сентиментализме. реализме. Специфика развития русской литературы, причины её «отставания» к 18 веку и особенности ускоренного развития.

Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.

А.С.Пушкин.

Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы. А.С.Пушкин и европеизация русской культуры. Белинский и Достоевский о Пушкине.

Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа с текстом «История Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении.

Теория литературы: интерпретация, точка зрения автора, точка зрения героя.

Н.В.Гоголь. «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя.

Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе.

Теория литературы: рассказчик-герой, лирические отступления, сатира

М.Ю.Лермонтов. Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва» , «Сон».

Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века.( «Герой нашего времени», лирика)

Теория литературы: образ художественный, лиризм, понятие об архитектонике.


Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа. Основные тенденции европейской литературы второй пол. 19 века. Литературное движение в России. Споры западников и славянофилов. Теория литературы: детерминизм, натурализм, реализм. модернизм.

«эстетическая», « органическая» и «реальная» критика.

А.Н.Островский. Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе.

Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского. ( на примере сказки «Снегурочка») Иллюстрация М.А. Врубеля и В.М. Васнецова . Сопоставление с фрагментами пьесы. Музыка П.А.Чайковского и Н.А.Римского- Корсакова..

Теория литературы: драматургический конфликт, экранизация.


И.А.Гончаров. Художественный мир писателя. Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине».

Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром.

И.С.Тургенев. Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»

(1859 г.)

Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»).Тургенев и европейская литература. Г.Флобер.

Теория литературы: психологизм.

Ф.И.Тютчев. Философия природы и человека в творчестве Тютчева.

Теория литературы: поэтический цикл

А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.

Н.А.Некрасов. Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви.( Сопоставление произведений музыки и литературы )

Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина ( сопоставление произведений живописи и литературы)

Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.

М.Е.Салтыков- Щедрин. М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции.

«Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика.

«Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами. («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»)

Теория литературы: комическое, юмор, сатира, антитеза. гипербола, гротеск, сарказм, ирония, пародия, аллегория.

Ф.М.Достоевский. Литературная философия Достоевского и христианские ценности.

Достоевский и Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия.

Теория литературы: художественное время, художественное пространство, психологизм.

Л.Н. Толстой. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни.

Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л..Н, Толстого «Война и мир»

Л.Н. Толстой. Нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой.

Теория литературы: мировая литература, литературный образ.

А.П.Чехов. Особенности художественного мироощущения Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества.

Литература и живопись. Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова.

А.П.Чехов- драматург. Новаторство в русской драматургии. Черты чеховской поэтики.

«Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность»

Теория литературы: новаторство и традиционализм, пафос литературного произведения, рассказчик в малой прозе.

Защита творческих проектов.


Календарно-тематическое планирование

№ урока п\ п

Наименование раздела \ темы


Количество часов

Характеристика видов деятельности

(контрольные лабораторные, практические, обобщающие уроки)

Дата по плану

Дата по факту

Наименование раздела (количество часов)

1

Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории.

1




2

А.С.Пушкин Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы.


1




3

А.С.Пушкин Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа с текстом «История Пугачёвского бунта»

1




4

Н.В.Гоголь «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя.


1




5

Н.В.Гоголь Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги.

1




6

М.Ю.Лермонтов

Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва» , «Сон».


1




7

М.Ю.Лермонтов

Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века.( «Герой нашего времени», лирика)


1




8

А.Н.Островский Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе.


1




9

А.Н.Островский Анализ пьес

1




10

И.А.Гончаров Художественный мир писателя.

Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история».

1




11

И.С.Тургенев Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»

Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»).


1




12

Ф.И.Тютчев Философия природы и человека в творчестве Тютчева.

Теория литературы: поэтический цикл

1




13

А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.

1




14

Н.А.Некрасов Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви.

Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.

1




15

М.Е.Салтыков- Щедрин

«Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами.

1




16

Ф.М.Достоевский

Литературная философия Достоевского и христианские ценности.


1




17

Защита проектов, рефератов

1,5







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!