СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению УМК "Гармония" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе:

-основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ №2 г. Зеленокумска»

-авторской программы по литературному чтению О. В.Кубасовой.

                Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формированию базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным  государственным  образовательным  стандартом второго поколения по литературному чтению и авторской программой О. В.Кубасовой «Литературное чтение» 1- 4 классы Смоленск «Ассоциация XXI век» 2014 год.

 

Цели программы

•      1. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

•      Развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно - познавательными текстами;

Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран, формирование «талантливого читателя» т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

 

Задачи программы

 

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу, литературного вкуса, расширение читательского кругозора. (Мотивационная сторона читательской деятельности.) 2.Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.) Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

3. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.) Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.) Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

 

 

Объем программы (в год и количество часво в неделю)

 

 

Рабочая программа по литературному чтению  рассчитана на  140 часов в соответствии с календарным планом (4 часа в неделю)

Материально-техническое обеспечение курса

•      Печатные пособия

1. Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В четырёх частях. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2014г.                                                                       

2.Кубасова О.В. Литературное чтение. Тетрадь к учебнику «Любимые страницы» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск «Ассоциация XXI век». 2014г.                                                           

 3.Кубасова О.В. Любимые страницы Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы 4 класс. Смоленск. «Ассоциация XXI век» 2014г.

Демонстрационные пособия

•       Иллюстрированные материалы (таблицы, комплекты открыток и др.).

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Магнитная доска

Мультимедийный проектор

Сканер, принтер

Учебно-практическое оборудование:

 Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

 

Цифровые образовательные ресурсы

-Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы).

-Видеофильмы, аудиозаписи.

•       

        

  Содержание программы «Литературное чтение»  4 класс:

    С. Михалков. Гимн РФ (1ч)

   Что за прелесть эти сказки!.. (26ч).

И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».

О доблестях, о подвигах, о славе... Былины (5 ч).

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина)

Уж сколько раз твердили миру... Басни (5ч).

Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».

Оглянись вокруг. Рассказы (26ч).

М. Пришвин,  «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенкевич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».

Золотая колесница. Мифы Древней Греции (5 ч).

«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».

   В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания (10 ч).

Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка  А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц» (15ч).

«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».

Мир — театр, люди — актеры... Пьесы (7ч).

С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе  дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок».

Мир волшебных звуков. Поэзия (16ч).

В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомская, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».

Когда, зачем и почему? Познавательная литература (24 ч).

Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константи-новский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».

 

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.

  • Обучающийся научится:
  •  осознавать место и роль литературного чтения в позна­нии окружающего мира, понимать значение литературного чте­ния для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эсте­тической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценно­стные ориентации, нравственный выбор);
  • применять анализ, сравнение, сопоставление для опреде­ления жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художе­ственном, учебном, научно-популярном текстах;

             работать со справочно-энциклопедическими изданиями

 

Обучающийся  получит возможность научиться:

– выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;

– выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;

– использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение);

– накопить разнообразные видо-жанровые представления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения)

 

Результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты:

  • понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
  • работать с толковым словарем;
  • использовать в речи средства интонационной выразительности;
  • составлять образ слова по его элементам;
  • овладевать способом чтения «по догадке»;
  • делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;
  • озаглавливать иллюстрации и тексты;
  • составлять простой план произведения;
  • пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески;
  • выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах;
  • ставить вопросы к прочитанному;
  • самостоятельно делать подборку книг на заданную тему;
  • выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, повтор, олицетворение, звукопись и определять их функции в художественной речи;
  • выделять художественные особенности сказок, их структуру;
  • подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;
  • освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины, произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутой драматизации;
  • подготовить творческий пересказ;
  • составить диафильм к небольшому тексту;
  • принимать участие в конкурсе чтецов;

составлять собственные высказывания на основе прочитанного

Метапредметные результаты:

На основе раз­ных видов текстов определяет специфические умения: учас­твовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобрази­тельно-выразительные средства языка для создания собственно­го устного высказывания); воплощать свои жизненные впечат­ления в словесном образе, выстраивать композицию собствен­ного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Восприни­мать изобразительно-выразительные средства языка художест­венного произведения, научно-популярного текста (без исполь­зования терминологии); воссоздавать картины жизни, представ­ленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; пони­мать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя).

Знакомство ребенка младшего школьного воз­раста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справоч­ной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типа­ми книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую де­ятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсце­нирование, драматизация. Особое внимание уделяется созда­нию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по ана­логии).

Познавательные УУД:

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Выделение познавательной цели.

Выбор наиболее эффективного способа решения.

Смысловое чтение.

  • Анализ объектов.
  • Синтез как составление частей
  • Целого.
  • Доказательство.
  • Установление причинно-следст
  • венных связей.
  • Построение логической цепи
  • Рассуждений.
  • понимать прочитанное, находить в тексте  нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова,  интересоваться  их значением; выделять главное;  составлять   план;  ориентироваться в одной книге   и в группе книг, в Интернете  (П-1.);  устанавливать элементарную  логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;  выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;    обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать  (П-2.).

 

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

 

понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;  осуществлять   самоконтроль  и элементарный контроль

 

Коммуникативные УУД:

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли 
  • Полно и точно.
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера

 

Личностные результаты:

Смыслополагание.

положительная мотивация     к обучению в школе,   к урокам  литературного чтения  и к чтению книг;  основы смыслообразования и самоопределения;  гражданская идентичность;   нравственно-этическая ориентация в читаемом;   развитие дружеского  отношения  к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!