СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебные географические задачи и упражнения для формирования познавательного интереса школьников.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение географических задач - одно из направлений формирования предметных компетенций учащихся

Просмотр содержимого документа
«Учебные географические задачи и упражнения для формирования познавательного интереса школьников.»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА ГОРОДСКОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ








Учебные географические задачи и упражнения для формирования познавательного интереса школьников.







Скилевая Татьяна Семеновна,

учитель географии

муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №13 имени Н.И. Баранова»








Шахтерск, 2020

Опыт работы в школе показывает, что наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.

География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

Работа над проблемой формирования познавательного интереса к географическому материалу и активизации мыслительной деятельности школьников, побудила меня к поиску активных методов и приемов обучения географии.

Одним из приемов этой работы является создание «проблемных ситуаций» и географических задач, которые требуют от учащихся анализа материала и самостоятельного нахождения ответа. На уроках географии могут предлагаться: задачи, требующие проведения вычислительных операций (определение расстояний, использование масштаба); задачи, связанные с ориентировкой в пространстве; задания, требующие интерпретации полученных фактов. Решение географических задач и «проблемных ситуаций» способствует активному усвоению курса географии, формирует общеучебные и специальные географические навыки, позволяет использовать полученные знания на практике. Этот вид работы способствует формированию самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, способности доводить до конца начатое дело. При выполнении заданий данного вида ученики должны использовать знания, полученные при изучении других предметов (математики, естествознания, рисования и т. д.)



I. Задачи, формирующие ценностно-смысловое отношение

1.Этот российский мореплаватель впервые побывал в водах всех четырёх океанов нашей планеты и удостоился чести возглавить величайшую в истории земли по количеству участников и исследуемой территории географическую экспедицию. Но известность ему принесло последнее плавание, хотя он даже не ступил на берег, который увидел одним из первых европейцев и не смог доложить о своих открытиях.

Как звали мореплавателя и как называлась экспедиция. Какие открытия были сделаны. Какие географические объекты были названы в его честь.



II. Задачи, стимулирующие возникновение внутренней мотивации для поиска решения задач

1.В нашей стране недавно было принято решение о сокращении количества часовых поясов, но Россия всё же остаётся мировым лидером по их числу. Приведите до трёх аргументов в пользу сохранения в России большого число часовых поясов.

2.На гербе какого государства изображён географический объект, расположенный в другом государстве.



III. Задачи, вызывающие необходимость личностной оценки её значимости

1.Это важное политическое решение неоднократно принималось в различных странах: в Индии, Иране, Казахстане, Мьянме, Испании, Канаде, США. В России подобное политическое событие произошло в 1922 году в Республике Башкортостан. О каком решении идёт речь? Перечислите страны, в которых оно принималось дважды. Какие причины приводят к принятию подобных решений? Ответ подтвердите примерами, назвав для каждой выделенной вами причины хотя бы одну страну.



IV. Задачи, направленные на необходимость поиска альтернативного решения и определения собственной позиции

1. Строительство атомной электростанции в Мариуполе было прекращено по требованию учёных, опасавшихся возможной катастрофы. Объясните, чем было вызвано такое решение. Каковы возможные пути обеспечения работой бывших работников электростанции.



V. Задачи на усвоение причинно-следственных связей и закономерностей

1.При прокладке тоннелей Байкало-Амурской магистрали в горных районах Забайкалья строителям пришлось столкнуться с трудностями, которые значительно увеличили срок и стоимость строительства. Стенки тоннелей покрывались сетью трещин, которые заполнялись мелкодробленым щебнем и заливались водой; случались разрывы коммуникаций. С каким явлением связаны указанные проблемы и что является причиной этого явления.

2.В последние годы наблюдаются постоянные изменения рыночных цен на горючее (бензин, дизельное топливо). Как вы думаете, от чего зависит себестоимость горючего и отражаются ли изменения этих рыночных цен на социально-экономическом развитии стран. Спрогнозируйте экологические последствия.

3.Одно взрослое дерево липы “дает” 70 кг меда, 1 га липняка – 1 тонну меда, а 1 га гречихи – 70 кг меда. Где выгоднее собирать мед и почему.



VI. Задачи, связанные с различными источниками информации

1.Определите, в каких странах расположены географические объекты, являющиеся памятниками природы. Ответ оформите в виде таблицы. Памятники природы мирового значения: Гейзир, Калларг, Килауэа, Ленкорань, Нгоронгоро, Окаванго, Памуккале, Пантанал, Стромболи, Эверглейдс.

2.Расположите географические объекты в порядке с запада от линии перемены дат на восток: а) пролив Босфор; б) остров Ванкувер; в) озеро Байкал; г) гора Косцюшко; д) город Уфа; е) полуостров Пелопоннес; ж) остров Тайвань; з) Тибетское нагорье; и) гора Мак-Кинли.

3.В 1913 г. был открыт «закон Ауэрбаха», позднее переоткрытый Дж. З. Ципфом и носящий название «ранг-размер», который состоит в следующем: численность населения города с порядковым номером n в списке городов страны или крупного региона, составленного в порядке убывания, равна численности самого крупного (первого) города, делённого на n. Иными словами, если численность самого крупного города гипотетической страны (города с рангом «1») – 1 млн. чел., то расчётная численность второго города в идеале должна составлять 500 тыс. чел.; третьего – 33 тыс. чел. и т.д. Приведите свои примеры.



VII. Задачи, требующие понимания учебного материала, применения ранее усвоенных знаний в знакомой ситуации

1. С какой средней скоростью должен лететь вдоль параллели и без посадки самолет, вылетевший из Магадана в 12 ч по местному поясному времени, чтобы он приземлился в г. Москве в 12ч по местному поясному времени пункта посадки (с точностью о 10 км/ч)?

VIII. Задачи, формирующие умения видеть проблемы

осуществляется при выполнении заданий на: «оценивание ситуации с другой точки зрения» (для удобства туристов в пещере провели электричество. Оцените ситуацию с точки зрения летучих мышей); «восстановление текста» (… Так учёные доказали, что климат нашего края изменится, если течение Гольфстрим изменит направление своего течения); «нарисуйте или напишите сюжеты на определённую тему» (предложите, как обустроить стоянку для туристов).



IX. Задачи, формирующие умения вырабатывать гипотезы.

1. В конце 80-х годов XX века Американская академия наук опубликовала сообщение о том, что увеличивающееся содержание углекислого газа в атмосфере может вызвать глобальное потепление климата. Докажите правильность или ложность этого утверждения на примере своего региона.



X. Задачи, формирующие умения высказывать суждения и делать умозаключения

1. Газотурбинные станции зарекомендовали себя как самые безаварийные и экологически безопасные. В Барнауле строится газотурбинная станция. Следовательно, можно утверждать, что она будет работать безаварийно.



XI.Задачи, формирующие умения классифицировать и развивать у учащихся способности к комбинаторике.

1.Выберите критерии оценки летней засухи 2010 года и предложите на их основе программу мониторинга для стран в зоне Сахеля (для справки: мониторинг – система наблюдении, анализа и прогноза природных и социально-экономических прогнозов и явлений).

2.Разбейте перечисленные ниже страны на колониальные владения Великобритании (а), Франции (б) и США (в): Гибралтар, Новая Каледония, Гуам, Бермудские острова, Фолклендские (Мальвинские) Острова, Питкэрн.



XII. Задачи, формирующие умения экспериментировать (умение проводить какие-либо практические действия с целью проверки и сравнения).

1. Измерьте глубину водоёма в разные сезоны года и сделайте вывод о зависимости глубины от факторов окружающей среды.

2.На карте цифрами обозначены основные ареалы традиционной хозяйственной деятельности семи этносов. Определите названия этих этносов, используя дополнительную информацию на таблице. Соотнесите названия этносов с ландшафтами, особенностями одежды и питания и традиционными типами хозяйственной деятельности заполните пустые графы этой таблицы.

3.Рассчитайте показатель индекса человеческого развития для стран, находящихся на различных уровнях социально-экономического развития. Объясните связь между уровнем и качеством жизни.



XIII. Задачи, связанные с умением прогнозировать.

1. В связи с сокращением площадей неизмененных человеком ландшафтов становится всё более популярной идея создания «экологических коридоров», которые связывают между собой различные охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки), что даёт возможность диким животным свободно перемещаться на больших пространствах. Используя карты атласа и дополнительную информацию, спроектируйте систему «экологических коридоров» для поддержания популяции снежного барса.

2.В результате резкого многолетнего увеличения мощности течения Гольфстрим следует ожидать в Республике Башкортостан изменение процесса, явления, величины в сторону:

а) увеличения, б) уменьшения, в) практически не меняется

Выбрать устраивающий Вас ответ и в каждом вопросе (1-1о) обвести только один соответствующий буквенный индекс.

1. Циклоническая активность зимой

2. Антициклональные условия летом

3. Средняя температура января

4. Средняя температура июля

5. Годовое количество атмосферных осадков

6. Неравномерность годового хода атмосферных осадков

7. Годовая величина К увлажнения

8. Доля дождевого питания в жизни рек

9. Выраженность весеннего половодья

10.Продолжительность периода ледостава



XV.Задачи, требующие внедрения полученных результатов

1.В настоящее время проводятся работы по проектированию международного природно-исторического парка Берингия на стыке крайнего Северо-востока России и Северо-запада Америки. Представьте, что вам поручено разработать всевозможные варианты туристических маршрутов для посетителей, занимающихся разными видами туризма.

2.Как известно, к демографическим показателям относятся: средняя ожидаемая продолжительность жизни, коэффициент рождаемости и смертности, коэффициент младенческой смертности, темпы роста населения, доля экономически активного населения. Предложите свои критерии оценки демографической ситуации.



XVI. Задачи, содержащие реальные проблемы, требующие нестандартных решений

1.Площадь Аральского моря-озера 40 000 кв. км, общий среднегодовой расход воды в устье рек Амударья и Сырдарья составляет 317 куб. м. Рассчитайте теоретическую величину ежегодного понижения уровня Арала (с точностью до 5 см) при принятии средних многолетних данных климатических условий над акваторией озера. Каковы, на Ваш взгляд, пути решения данной проблемы.

2. В настоящее время большое внимание уделяется нетрадиционным источникам энергии. К вам как специалисту по природным условиям и ресурсам обратились с просьбой указать наиболее и наименее благоприятные районы для сооружения ветровых, солнечных электростанций. Обоснуйте свой решение.


















Ситуационные задачи на уроках географии.


Ситуация системы есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов и связей между ними, которые состоят из постоянных и причинно-следственных отношений, зависящих от произошедших событий и протекающих процессов.

Применение ситуационных задач позволяет значительно расширить, активизировать и индивидуализировать процесс формирования навыков у каждого учащегося, позволяет перевести знания учащегося с репродуктивного (воспроизведение) на креативный (применение) уровень усвоения.

Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций

Метод был впервые применен в Гарварде в 1924 году.

Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения:

  • В процессе обучения

  • В процессе контроля

Развиваются:

  • Аналитические навыки. Умение выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять информацию.

  • Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.

  • Творческие навыки. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

  • Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих, защищать собственную точку зрения, составлять краткий, убедительный отчет.

  • Социальные навыки. В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.



















Ситуационная задача № 1.

Название

Быть или не быть человеку в городе?

Ситуация

Города служат центрами притяжения для людских и материальных ресурсов. Техногенное воздействие на земли: основное локальное загрязнение городских земель происходит под влиянием выбросов промышленных предприятий, транспорта, в местах несанкционированных свалок. Загрязнение сопровождается качественным изменением почв, снижением их продуктивности. Ухудшается здоровье населения, что проявляется в снижении его иммунного статуса, аллергизации, росте различных заболеваний.

Познавательный вопрос

Какие виды загрязнений наблюдаются в городской среде?

Информация

Химические вещества, выбрасываемые из заводских труб больших городов (например, тяжелые металлы), включаются в глобальный круговорот и выпадают на поверхность земли вплоть до ледников Антарктиды и Гренландии. Но наиболее существенное влияние города оказывают на свое непосредственное окружение.

В пределах города постоянно проявляется активность многих повреждающих агентов. Химическое загрязнение (при минимальной способности грунтов, почв и вод к самоочищению), запыленность, воздействие звука, ультразвука и инфразвука, активность электромагнитных и электростатических полей, уплотнение, переуплотнение и вибрация грунтов и почв, погруженность их под асфальтовый покров, локальное попеременное повышение и понижение температуры, освещения и влажности.

Вопросы и задания

  1. Ознакомление

Воздействие человека на природу. Основные причины нарушения городской природы.

  1. Понимание

Объясните причины:

химического загрязнения атмосферы;

химического загрязнения вод;

химического загрязнения почв;

шумового загрязнения;

радиационного загрязнения;

электромагнитного загрязнения.

  1. Применение

Составить схему загрязнения крупным промышленным предприятием городской среды.

  1. Анализ

Загрязнение характеризуется привнесением в среду или возникновением в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических и биологических агентов, также превышением в рассматриваемое время среднемноголетнего уровня концентрации перечисленных агентов в среде.

Возможные пути решения городских экологических проблем.

  1. Синтез

Город создает огромную антропогенную нагрузку на все составляющие природной среды.

Выход из ситуации.

  1. Оценка

Разработка мероприятий по уменьшению загрязнения атмосферы, внутренних водоемов, подземных вод и почвенно-растительного покрова представляет собой важнейшую экологическую проблему. Определите возможные мероприятия (перевод производств на новый путь технологий, найти рычаги экологического управления (воздействия) и т. д.).


Ситуационная задача № 2.

Название

Демографическая проблема глобальная проблема человечества


Ситуация

Каждую секунду рождается 4 человека, каждую минуту - 240, каждый час – 14,4 тыс. человек, каждые сутки – 350 тыс. человек, каждую неделю – 2,6 млн. человек каждый месяц – 12 млн. человек.


Познавательный вопрос

Грозит ли нам перенаселение человечества?


Информация

С древнейших исторических эпох до начала прошлого века численность населения мира колебалась в пределах 1 млрд. Только около 1830 г. Она достигла 1 млрд., затем произошло резкое увеличение населения Земли. Примерно через 100 лет после достижения миллиардного уровня (около 1930 г.) оно достигло 2 млрд. 30 лет спустя (1960 г) – 3 млрд., в 1987 – 5 млрд. человек, 1999 – 6 млрд. человек. Возник «демографический взрыв».


Вопросы и задания

  1. Ознакомление

Неравномерность расселения людей (отсюда продовольственные, медицинские и экологические проблемы, истощение почв, сведение лесов, нехватка чистой воды и др.)


  1. Понимание

Назвать:

Причины «демографического взрыва» в развивающихся странах?

Причины «демографического кризиса» в развитых странах?


«демографический взрыв»

«демографический кризис»




  1. Применение

Демографическая политика в разных странах зависит от существующих в них демографических проблем. Приведите примеры стран и проводимой политики.


  1. Анализ

Почему существуют региональные различия роста численности населения.


  1. Синтез

Составить схему взаимосвязи демографической проблемы с другими глобальными проблемами человечества.


  1. Оценка

А какова демографическая обстановка в России?




Ситуационная задача № 3

Атомная энергетика - решение энергетических проблем или серьезная проблема…

Атомная электростанция - АЭС – электростанция, на которой ядерная энергия преобразуется в электрическую. На АЭС тепло, выделяющееся в ядерном реакторе, используется для получения водяного пара, вращающего турбогенератор.

Первая в мире АЭС мощностью 5 МВт была пущена в СССР 27 июня 1954 года в городе Обнинске (Калужской области). За пределами СССР первая АЭС была введена в 1956 году в Великобритании.

Мировыми лидерами в производстве ядерной электроэнергии являются: США, Франция, Япония, Германия, Россия.


Установлено, что мировые энергетические ресурсы ядерного горючего (уран, плутоний и др.) существенно превышают энергоресурсы природных запасов органического топлива (нефть, уголь, природный газ и др.). Это открывает широкие перспективы для удовлетворения быстро растущих потребностей в топливе. Кроме того, необходимо учитывать всё увеличивающийся объём потребления угля и нефти для технологических целей мировой химической промышленности, которая становится серьёзным конкурентом тепловых электростанций. Несмотря на открытие новых месторождений органического топлива и совершенствование способов его добычи, в мире наблюдается тенденция к относительному увеличению его стоимости. Это создаёт наиболее тяжёлые условия для стран, имеющих ограниченные запасы топлива органического происхождения. Очевидна необходимость быстрейшего развития атомной энергетики, которая уже занимает заметное место в энергетическом балансе ряда промышленных стран мира.

Недостатки АЭС

  1. АЭС потенциально опасны

  2. Радиационное загрязнение территории, воды, воздуха и материалов, используемых в атомной энергетике

  3. Добыча урана, процессы обогащения, производство тепловыделяющих элементов.

  4. Взрывы ядерных устройств, аварии оказывают негативное влияние на здоровье людей, природу

  5. Захоронение радиоактивных отходов

Достоинства АЭС

Небольшой объём используемого топлива и возможность его повторного использования после переработки, высокая единичная мощность: 1000—1600 МВт на энергоблок; относительно низкая себестоимость энергии, особенно тепловой; возможность размещения в регионах, расположенных вдали от крупных водных ресурсов

Атомная энергетика в жизни общества? Каковы ее перспективы?

Сегодня около 15% энергии, вырабатываемой на нашей планете, приходится на долю атомных электростанции. В настоящее время в России на 10 действующих АЭС эксплуатируется 31 энергоблок. На начало 2004 года в мире действовал 441 энергетический ядерный реактор, Россия поставляет топливо для 75 из них.

Несмотря на указанные недостатки, атомная энергия представляется самой перспективной. Альтернативные способы получения энергии, за счёт энергии приливов, ветра, Солнца, геотермальных источников и др. на данный момент отличаются невысоким уровнем добываемой энергии и её низкой концентрацией. К тому же данные виды получения энергии несут в себе собственные риски (опасность ветряных станций для птиц, и т.п.).

Ещё более интересной, хотя и относительно отдалённой перспективой выглядит использование энергии ядерного синтеза. Термоядерные реакторы, по расчётам, будут потреблять меньше топлива на единицу энергии, и как само это топливо (дейтерий, литий, гелий-3), так и продукты их синтеза нерадиоактивны и, следовательно, экологически безопасны.

США и Япония ведут разработки мини-АЭС, с мощностью порядка 10-20 МВт для целей тепло- и электроснабжения отдельных производств, жилых комплексов. Малогабаритные реакторы создаются с использованием безопасных технологий, многократно уменьшающих возможность утечки ядерного вещества.

Энергетическая проблема выросла в ХХ1 веке в глобальную проблему всего человечества.

В результате решения задач у обучающихся будут сформированы представления о практической значимости географических знаний; расширены и углублены теоретические знания за счёт обогащения их конкретными данными, полученными собственными усилиями.

Кроме того, обучающиеся научатся выполнять практические задания, объяснять получаемые результаты, что позволит им за счёт установления причинно-следственных связей совершенствовать логическое мышление.

Использование разного рода самостоятельных, творческих и нестандартных заданий при изучении позволит усилить мотивацию к приобретению разносторонних знаний и стимулировать познавательный интерес к учебному предмету «География».

Обучающиеся овладеют специальными умениями: анализировать, описывать, проводить различные измерения, собирать данные, использовать различные приборы, составлять разного рода графики, схемы, диаграммы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!