СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл презентаций на тему "Частицы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пять презентаций на блок "Частицы".

Просмотр содержимого презентации
«Различение на письме частиц»

РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ЧАСТИЦ НИ И НЕ Урок русского языка в 7 классе. Гимназия № 33 г. Ульяновск. Учитель: Князькин Владимир Николаевич

РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ЧАСТИЦ НИ И НЕ

Урок русского языка в 7 классе. Гимназия № 33 г. Ульяновск.

Учитель: Князькин Владимир Николаевич

Цель нашего урока: Научиться различать на письме частицы Ни и Не , верно определять написание этих частиц. Узнать, какой смысл может передавать частица. На практике отработать правописание этих частиц.

Цель нашего урока:

Научиться различать на письме частицы Ни и Не , верно определять написание этих частиц. Узнать, какой смысл может передавать частица. На практике отработать правописание этих частиц.

Частицы НЕ и НИ являются самыми употребительными в речи. Трудность заключается в том, что эти частицы не имеют ударения и потому могут смешиваться при письме:

Частицы НЕ и НИ являются самыми употребительными в речи.

Трудность заключается в том, что эти частицы не имеют ударения и потому могут смешиваться при письме:

е Что за тишь! Н клонит ветер н былинки, н  цветочка. Н дождешься ты такого благодатного денёчка!  (А. Плещеев.) и и е

е

Что за тишь! Н клонит ветер н былинки, н

цветочка.

Н дождешься ты такого благодатного денёчка!

(А. Плещеев.)

и

и

е

Как узнать, какую частицу ( Не или Ни ) следует писать в том или ином случае? Чтобы верно определить написание, надо учитывать смысл, который передаёт частица.

Как узнать, какую частицу ( Не или Ни ) следует писать в том или ином случае?

Чтобы верно определить написание, надо учитывать смысл, который передаёт частица.

Частица Не чаще всего передаёт отрицание: Не я, не мог, не друг, не болен. Она пишется отдельно от слов, к которым относится

Частица Не чаще всего передаёт отрицание:

Не я, не мог, не друг, не болен.

Она пишется отдельно от слов, к которым относится

Частица Не может употребляться также в предложениях, которые не имеют отрицательного значения : При наличии двойного отрицания : Я не мог не знать (= я знал); В вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего значения типа: Кто не знает имён Толстого и Достоевского! (= все знают!)

Частица Не может употребляться также в предложениях, которые не имеют отрицательного значения :

При наличии двойного отрицания :

Я не мог не знать (= я знал);

В вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего значения типа:

Кто не знает имён Толстого и Достоевского! (= все знают!)

Частица Ни чаще всего усиливает отрицание, когда оно выражено частицей Не или словами нет, нельзя : Из-за темноты нельзя  было ни читать, ни писать. Усиливать отрицание – основная функция частицы Ни !

Частица Ни чаще всего усиливает отрицание, когда оно выражено частицей Не или словами нет, нельзя :

Из-за темноты нельзя было ни читать, ни писать.

Усиливать отрицание – основная функция частицы Ни !

Частица Ни , как и частица Не пишется отдельно от слов, к которым относится. Употребляясь при однородных членах , частица Ни приобретает значение союза И : Ни брат, ни сестра уезжать не хотели.  (= И брат, и сестра уезжать не хотели.)

Частица Ни , как и частица Не пишется отдельно от слов, к которым относится.

Употребляясь при однородных членах , частица Ни приобретает значение союза И :

Ни брат, ни сестра уезжать не хотели.

(= И брат, и сестра уезжать не хотели.)

Кроме своего основного назначения – усиливать отрицание , частица Ни употребляется и в других случаях:

Кроме своего основного назначения – усиливать отрицание , частица Ни употребляется и в других случаях:

1. В предложениях с отрицательным смыслом , но без отрицательных слов не, нет, нельзя : Ни звука, ни шороха... (подразумевается, что не слышно, нет ни звука, ни шороха ).

1. В предложениях с отрицательным смыслом , но без отрицательных слов не, нет, нельзя : Ни звука, ни шороха... (подразумевается, что не слышно, нет ни звука, ни шороха ).

2. В придаточной части предложения типа Сколько раз я ни приходил, его никогда не было дома. (= Хотя я приходил много раз, его дома не было.)

2. В придаточной части предложения типа

Сколько раз я ни приходил, его никогда не было дома.

(= Хотя я приходил много раз, его дома не было.)

3. В некоторых устойчивых выражениях : Ни больше ни меньше, ни жив ни мёртв, ни два ни полтора, ни ответа ни привета, ни пуха ни пера, ни свет ни заря, ни там ни сям, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, что ни говори и др.

3. В некоторых устойчивых выражениях :

Ни больше ни меньше, ни жив ни мёртв, ни два ни полтора, ни ответа ни привета, ни пуха ни пера, ни свет ни заря, ни там ни сям, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, что ни говори и др.

Запятая в  этих  выражениях  не ставится!

Запятая в

этих

выражениях

не ставится!

Выполним упражнение № 358.

Выполним упражнение № 358.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:  - УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: - УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС

Просмотр содержимого презентации
«Употребление частиц в речи»

Урок русского языка в 7 классе. Гимназия № 33 г. Ульяновск. Учитель: Князькин Владимир Николаевич   УПОТРЕБЛЕНИЕ   ЧАСТИЦ В РЕЧИ

Урок русского языка в 7 классе. Гимназия № 33 г. Ульяновск.

Учитель: Князькин Владимир Николаевич

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТИЦ В РЕЧИ

Сегодня мы должны: применить все те знания, которыми мы овладели по теме Частица, отработать свои знания на практике, научиться правильно употреблять частицы в речи.

Сегодня мы должны:

применить все те знания, которыми мы овладели по теме Частица, отработать свои знания на практике, научиться правильно употреблять частицы в речи.

Итак, давайте вспомним что же такое частица и для чего она может служить: частица – служебная часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий; не бывает членами предложения, не изменяется; вопрос к частице задать нельзя.

Итак, давайте вспомним что же такое частица и для чего она может служить:

частица служебная часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий; не бывает членами предложения, не изменяется; вопрос к частице задать нельзя.

Частицы служат для: 1. Для образования наклонений глагола: -- форма повелит. наклонения : Да здравствует солнце, да скроется тьма. --  форма сослагательного наклонения : То же слово, да не так бы молвил. Такие частицы называются формообразующими .

Частицы служат для:

1. Для образования наклонений глагола:

-- форма повелит. наклонения : Да здравствует солнце, да скроется тьма.

-- форма сослагательного наклонения : То же слово, да не так бы молвил.

Такие частицы называются формообразующими .

2. Для выражения различных оттенков значения в предложении: Ну что за шейка, что за глазки! ( восклицание ).

2. Для выражения различных оттенков значения

в предложении:

Ну что за шейка, что за глазки! ( восклицание ).

Для закрепления материала  обратимся к  упражнению № 369.

Для закрепления материала

обратимся к

упражнению

369.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Найдите в тексте частицы.

Найдите в тексте частицы.

Проверь себя:  - ка , характерна для разговорной речи.  ж , служит для выражения восклицания .

Проверь себя:

- ка , характерна для разговорной речи.

ж , служит для выражения восклицания .

Проведём морфологический разбор частиц:  скажи -ка ;  всё- таки .

Проведём морфологический разбор частиц:

скажи -ка ;

всё- таки .

Проверь себя:  I. (Скажи)- ка – частица, так как она вносит дополнительное значение смягчения требования; II. Морфолог. признаки: неизменяемое.  I. Всё -таки (она круглая.) – частица, так как она вносит дополнительное значение усиления; II. Морфолог. признаки: неизменяемое.

Проверь себя:

I. (Скажи)- ка – частица, так как она вносит дополнительное значение смягчения требования;

II. Морфолог. признаки: неизменяемое.

I. Всё -таки (она круглая.) – частица, так как она вносит дополнительное значение усиления;

II. Морфолог. признаки: неизменяемое.

Сделаем вывод о роли частиц в предложении: употребление частиц характерно для разговорной речи.

Сделаем вывод о роли частиц в предложении:

употребление частиц характерно для разговорной речи.

Выполним упражнение № 373

Выполним упражнение № 373

Проверь себя:  Лишь – ограничение; Как - восклицание; Не – отрицание; Ни – усиление отрицания; Как – восклицание; Бы – форма условного наклонения; Вот – указание . . .

Проверь себя:

Лишь – ограничение;

Как - восклицание;

Не – отрицание;

Ни – усиление отрицания;

Как – восклицание;

Бы – форма условного наклонения;

Вот – указание . . .

На земле х.роших людей (не) мало С.рдечных людей (не) мало И всё..таки лу.ше всех на земле – Мама. Моя мама.  (Р. Рождественский)

На земле х.роших людей (не) мало

С.рдечных людей (не) мало

И всё..таки лу.ше всех на земле –

Мама. Моя мама.

(Р. Рождественский)

Задание: списать стихотворение, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Задание: списать стихотворение, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

На земле хороших людей немало, Сердечных людей немало, И всё-таки лучше всех на земле – Мама. Моя мама.   (Р. Рождественский)

На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало,

И всё-таки лучше всех на земле –

Мама. Моя мама.

(Р. Рождественский)

Домашнее задание: упражнение № 376.

Домашнее задание:

упражнение

376.

Просмотр содержимого презентации
«Различение на письме частиц НИ и НЕ»

Различение на письме частиц НИ и НЕ Урок русского языка в 7 «Б» классе.

Различение на письме частиц НИ и НЕ

Урок русского языка в

7 «Б» классе.

Цель нашего урока: Научиться различать на письме частицы Ни и Не , верно определять написание этих частиц. Узнать, какой смысл может передавать частица. На практике отработать правописание этих частиц.

Цель нашего урока:

Научиться различать на письме частицы Ни и Не , верно определять написание этих частиц. Узнать, какой смысл может передавать частица. На практике отработать правописание этих частиц.

Частицы НЕ и НИ являются самыми употребительными в речи. Трудность заключается в том, что эти частицы не имеют ударения и потому могут смешиваться при письме:

Частицы НЕ и НИ являются самыми употребительными в речи.

Трудность заключается в том, что эти частицы не имеют ударения и потому могут смешиваться при письме:

е Что за тишь! Н клонит ветер н былинки, н  цветочка. Н дождешься ты такого благодатного денёчка!  (А. Плещеев.) и и е

е

Что за тишь! Н клонит ветер н былинки, н

цветочка.

Н дождешься ты такого благодатного денёчка!

(А. Плещеев.)

и

и

е

Как узнать, какую частицу ( Не или Ни ) следует писать в том или ином случае? Чтобы верно определить написание, надо учитывать смысл, который передаёт частица.

Как узнать, какую частицу ( Не или Ни ) следует писать в том или ином случае?

Чтобы верно определить написание, надо учитывать смысл, который передаёт частица.

Частица Не чаще всего передаёт отрицание: Не я, не мог, не друг, не болен. Она пишется отдельно от слов, к которым относится

Частица Не чаще всего передаёт отрицание:

Не я, не мог, не друг, не болен.

Она пишется отдельно от слов, к которым относится

Частица Не может употребляться также в предложениях, которые не имеют отрицательного значения : При наличии двойного отрицания : Я не мог не знать (= я знал); В вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего значения типа: Кто не знает имён Толстого и Достоевского! (= все знают!)

Частица Не может употребляться также в предложениях, которые не имеют отрицательного значения :

При наличии двойного отрицания :

Я не мог не знать (= я знал);

В вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего значения типа:

Кто не знает имён Толстого и Достоевского! (= все знают!)

Частица Ни чаще всего усиливает отрицание, когда оно выражено частицей Не или словами нет, нельзя : Из-за темноты нельзя  было ни читать, ни писать. Усиливать отрицание – основная функция частицы Ни !

Частица Ни чаще всего усиливает отрицание, когда оно выражено частицей Не или словами нет, нельзя :

Из-за темноты нельзя было ни читать, ни писать.

Усиливать отрицание – основная функция частицы Ни !

Частица Ни , как и частица Не пишется отдельно от слов, к которым относится. Употребляясь при однородных членах , частица Ни приобретает значение союза И : Ни брат, ни сестра уезжать не хотели. (= И брат, и сестра уезжать не хотели.)

Частица Ни , как и частица Не пишется отдельно от слов, к которым относится.

Употребляясь при однородных членах , частица Ни приобретает значение союза И :

Ни брат, ни сестра уезжать не хотели.

(= И брат, и сестра уезжать не хотели.)

Кроме своего основного назначения – усиливать отрицание , частица Ни употребляется и в других случаях:

Кроме своего основного назначения – усиливать отрицание , частица Ни употребляется и в других случаях:

1. В предложениях с отрицательным смыслом , но без отрицательных слов не, нет, нельзя : Ни звука, ни шороха... (подразумевается, что не слышно, нет ни звука, ни шороха ).

1. В предложениях с отрицательным смыслом , но без отрицательных слов не, нет, нельзя : Ни звука, ни шороха... (подразумевается, что не слышно, нет ни звука, ни шороха ).

2. В придаточной части предложения типа Сколько раз я ни приходил, его никогда не было дома. (= Хотя я приходил много раз, его дома не было.)

2. В придаточной части предложения типа

Сколько раз я ни приходил, его никогда не было дома.

(= Хотя я приходил много раз, его дома не было.)

3. В некоторых устойчивых выражениях : Ни больше ни меньше, ни жив ни мёртв, ни два ни полтора, ни ответа ни привета, ни пуха ни пера, ни свет ни заря, ни там ни сям, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, что ни говори и др.

3. В некоторых устойчивых выражениях :

Ни больше ни меньше, ни жив ни мёртв, ни два ни полтора, ни ответа ни привета, ни пуха ни пера, ни свет ни заря, ни там ни сям, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, что ни говори и др.

Запятая в  этих  выражениях  не ставится!

Запятая в

этих

выражениях

не ставится!

Выполним упражнение № 358.

Выполним упражнение № 358.

Просмотр содержимого презентации
«Разряды частиц»

Урок русского языка в 7 классе. Гимназия № 33  г. Ульяновск. Учитель: Князькин Владимир Николаевич Разряды частиц

Урок русского языка в 7 классе. Гимназия № 33

г. Ульяновск.

Учитель: Князькин Владимир Николаевич

Разряды частиц

Цели урока: 1. Мы должны научиться различать и правильно определять разряды частиц. 2. Должны правильно научиться употреблять их в речи. 3. Должны углубить знания о частице как части речи.

Цели урока:

1. Мы должны научиться различать и правильно определять разряды частиц.

2. Должны правильно научиться употреблять их в речи.

3. Должны углубить знания о частице как части речи.

Проверка домашнего задания Грянет (буря) – глагол, т. к. отвечает на вопрос что сделает? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: грянуть; II.Пост. морф., признаки: невозвр., сов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., ед. ч.. III. Буря (что сделает?) грянет . Здравствуют – глагол, т. к. отвечает на вопрос что делают? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: здравствовать; II.Пост. морф., признаки: невозвр., несов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., мн. ч.. III.

Проверка домашнего задания

Грянет (буря) – глагол, т. к. отвечает на вопрос что сделает? И обозначает действие предмета;

I.Н.ф.: грянуть;

II.Пост. морф., признаки: невозвр., сов. вид., переходн., I спр;

Непост.: повелит. накл., ед. ч..

III. Буря (что сделает?) грянет .

Здравствуют – глагол, т. к. отвечает на вопрос что делают? И обозначает действие предмета;

I.Н.ф.: здравствовать;

II.Пост. морф., признаки: невозвр., несов. вид., переходн., I спр;

Непост.: повелит. накл., мн. ч..

III.

Проверка домашнего задания Здравствовать - глагол, т. к. отвечает на вопрос что делать? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: здравствовать; II.Пост. морф., признаки: невозвр., несов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., ед. ч.. III. Растопчет - глагол, т. к. отвечает на вопрос что сделает? И обозначает действие предмета; I.Н.ф.: растоптать; II.Пост. морф., признаки: невозвр., сов. вид., переходн., I спр; Непост.: повелит. накл., ед.ч.. III.

Проверка домашнего задания

Здравствовать - глагол, т. к. отвечает на вопрос что делать? И обозначает действие предмета;

I.Н.ф.: здравствовать;

II.Пост. морф., признаки: невозвр., несов. вид., переходн., I спр;

Непост.: повелит. накл., ед. ч..

III.

Растопчет - глагол, т. к. отвечает на вопрос что сделает? И обозначает действие предмета;

I.Н.ф.: растоптать;

II.Пост. морф., признаки: невозвр., сов. вид., переходн., I спр;

Непост.: повелит. накл., ед.ч..

III.

Значения частиц: 1. Значение отрицания ( не таким толстым слоем); Какие ещё частицы? 2. Значение уточнения ( почти рядом со мной; как бы рассёк надвое); Какие ещё частицы? 3. Значение смягчения требования (Дай- ка друг мне лапу...); Какие ещё частицы? 4. Значение вопроса ( разве это для вас?); Какие ещё частицы? 5. Значение обобщения (как ни старались; куда ни кинь взор); Какие ещё частицы?

Значения частиц:

1. Значение отрицания ( не таким толстым слоем);

Какие ещё частицы?

2. Значение уточнения ( почти рядом со мной; как бы рассёк надвое);

Какие ещё частицы?

3. Значение смягчения требования (Дай- ка друг мне лапу...);

Какие ещё частицы?

4. Значение вопроса ( разве это для вас?);

Какие ещё частицы?

5. Значение обобщения (как ни старались; куда ни кинь взор);

Какие ещё частицы?

Значения частиц: 6. Значение усиления утверждения (я не мог не замереть); Какие ещё частицы? 7. Значение усиления ( всё-таки это была мёртвая зарплата); Какие ещё частицы? 8. Значение усиления отрицания ( ни одного цветка); Какие ещё частицы? 9. Значение ограничения ( почти весь этот асфальтовый лоскут). Какие ещё частицы?

Значения частиц:

6. Значение усиления утвержденияне мог не замереть);

Какие ещё частицы?

7. Значение усиления ( всё-таки это была мёртвая зарплата);

Какие ещё частицы?

8. Значение усиления отрицания ( ни одного цветка);

Какие ещё частицы?

9. Значение ограничения ( почти весь этот асфальтовый лоскут).

Какие ещё частицы?

Проверь себя... 1. Ужель (та самая Татьяна) – частица, т. к. она вносит дополнительное значение вопроса; 2. Морфологические признаки: модальная, неизменяемое слово.

Проверь себя...

1. Ужель (та самая Татьяна) – частица, т. к. она вносит дополнительное значение вопроса;

2. Морфологические признаки: модальная, неизменяемое слово.

Проверь себя... 1.  Неужели  (все сгорели) – частица, т. к. она вносит дополнительное значение вопроса; 2. Морфологические признаки: модальная, неизменяемое слово.

Проверь себя...

1. Неужели (все сгорели) – частица, т. к. она вносит дополнительное значение вопроса;

2. Морфологические признаки: модальная, неизменяемое слово.

1. Да (ты посмотри) – частица, т. к. она служит для образования повелительного наклонения; 2. Морфологические признаки: формообразующая, неизменяемое слово. Проверь себя...

1. Да (ты посмотри) – частица, т. к. она служит для образования повелительного наклонения;

2. Морфологические признаки: формообразующая, неизменяемое слово.

Проверь себя...

Проверь себя... 1. Что за  (прелесть) – частица, т. к. она вносит дополнительное значение восклицания; 2. Морфологические признаки: модальная, неизменяемое слово.

Проверь себя...

1. Что за (прелесть) – частица, т. к. она вносит дополнительное значение восклицания;

2. Морфологические признаки: модальная, неизменяемое слово.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!