СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллектуальных психических процессов учащихся через уроки химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на МО учителей

 

Развитие интеллектуальных психических процессов учащихся через уроки химии

Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Результаты соц.опросакакой школьный предмет самый трудный, следующие:                                                    

 2%-математика

4%- Русский язык

4% -английский

54% -физика

33% - химия

3% -другие предметы

Сегодня наиболее острые проблемы обучения связаны, как считают психологи , с демотивированностью учащихся. У детей  отсутствуют потребности, намерения, цели, интересы, стремления.Следовательно  снижаются  базовые показатели  обученности  и воспитанности. Я изучала мотивацию к учебной деятельности учащихся своей школы. Анкеты  составлены психологами и включают в себя 5 содержательных блоков: личностный смысл учения, виды мотивов учения, целеполагание, реализация мотивов в поведение, эмоциональный компонент мотивации учения.

Выяснилось, что  высокую  мотивацию имеет  более 50 %учеников и только  10 % детей имеют низкую мотивацию. В  выборах мотивов преобладают познавательные  и социальные мотивы. Выяснилось, что учебные мотивы реализуются в поведение довольно редко.

Трудности восприятия химических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей изучения химии.

Но уроки химии имеют высочайший развивающий потенциал. Содержание теоретического материала и формируемые параллельно  умения и навыки эффективно способствуют становлению и развитию интеллектуальных психических процессов. Исключительно важно, чтобы учитель постоянно ориентировался на интеллектуальное развитие учеников как на важнейшую цель уроков химии.

Опыт преподавания химии позволяет сделать вывод, что с  первых уроков важно формировать именно интеллектуальный интерес, привычку постоянно мыслить, , анализировать учебные и бытовые ситуации, самостоятельно делать выводы и обосновывать свою точку зрения.

Ведущим методом обучения с первых уроков становится проблемный диалог  и– не говорить за ученика того, что он в состоянии сказать сам и создавать на уроке ситуации развивающие интеллектуальные способности учащихся.

Через участие в проблемном диалоге ученик осознает, что химия – неотъемлемая часть его жизни ,он способен активно участвовать в процессе познания и через грамотное применение химических знаний может улучшать качество собственной жизни, так как именно на химической теории основаны принципы здорового образа жизни, экологической безопасности и рациональной организации быта. Теоретические выводы, сделанные учеником самостоятельно, усваиваются очень эффективно. При этом важно, чтобы теория излагалась учителем грамотно и четко, с оптимальным сочетанием научности и доступности, чтобы были созданы условия для ее усвоения. Для этого организуются демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы, видеоиллюстрации, создание электронных презентаций учебного материала.  Необходимо максимально использовать возможности расчетных и качественных задач для усвоения теоретических понятий, так как работа с химическими задачами существенно способствует развитию мыслительных операций.

Педагог должен быть организатором мыслительной деятельности учащихся. Все многообразие приемов и методов должно быть подчинено главной цели – научить учиться. Конкретные знания в области науки можно забыть, а умение мыслить остается с человеком

 

Приемы, направленные на развитие мышления

Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая  форма творческой активности человека. В психологии различают следующие основные его

формы: продуктивное (творческое), репродуктивное (нетворческое), теоретическое,

практическое, наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое

Развитие мышления учащегося существенно зависит от природных задатков и социальных условий его жизнедеятельности.

 

Тема «Строение и классификация органических веществ»

 

 

Понятие (от слова понимать) – это то, о чем мы думаем и что обозначается словами. Понятия бывают общими и частными.

Любое общее понятие включает в себя несколько частных понятий.

Определение – это объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл понятия.

Например:

Понятие                                                       Определение

Органическая химия                                    - это химия углеводородов …

Гомологический ряд                                    - это ряд веществ…

Изомерия                                                      - это явление …

 

 

Обобщить понятие – значит, подобрать к нему более общее

                                    понятие.

Ограничить понятие – значит, подобрать к нему частное, более узкое понятие. Например:

        Общее понятие                                        Частное понятие

углеводороды                                                       алкены

ароматические углеводороды                            бензол

органические вещества                                      предельные                      

                                                                              углеводороды

ациклические вещества                                       алканы

 

Расположи данные понятия в следующем порядке:

           общее – менее общее – частное.

  • Пропен, углеводород, алкен, непредельный углеводород.
  • Органическое вещество, толуол, углеводород, арены,  вещество.
  • Ациклические вещества, предельные вещества, органические вещества.
  •  Мономер, полимер, структурное звено.
  • Циклоалканы, предельные углеводороды, циклические вещества, углеводороды

 

Соотнесите понятия с определениями.

 

Гомологи             - связи, лежащие вне плоскости,   соединяющей ядра атомов;

δ- связи               - процесс выравнивания орбиталей;

Изомеры              - траектория движения электрона;              

Орбиталь             - разные вещества, члены одного   гомологического ряда;

Гибридизация     - вещества, с одинаковой молекулярной  формулой;

Π-связи                - связи, лежащие в плоскости соединяющей ядра атомов;

 

Найдите ошибки в определениях, исправьте их.

•      Органические вещества можно расположить в ряды сходных по составу, строению и свойствам веществ – изомеров.

•      Атомы в молекулах органических веществ соединены последовательно, согласно их степени окисления.

•      Во всех органических соединениях валентность углерода равна двум.

•      Причиной многообразия органических веществ являются гомологические ряды.

•      Свойства органических веществ зависят только от качественного и количественного состав

Прочитайте зашифрованную фразу.

Льокотлпесоороупонгутрадвяопятлеясналтат. Певдер!

 

Задание на обоснование.

 

А. Обоснуйте следующие утверждения, используя существенные признаки понятия «электролит».

1. NaCI, HNO3, Ba(OH)2  являются  электролитами , так как ….

2. Сахар , спирт, глицерин, не являются электролитами , так как ….

3. Только одна из двух кислот – H2SO4, H2SiO3 – в водном растворе является электролитом, так как ….

4. Только одно из двух соединений – NaOH, AI(OH)3 – в водном растворе является электролитом , так как ….

Задание на доказательство

 

А. Докажите возможность существования пятивалентного фосфора. Почему азот не может быть пятивалентным?

Б. Докажите опытным путем, что канцелярский силикатный клей содержит силикаты натрия и калия.

 

Задание на развитие творческого мышления.

 

Логогриф -  химическая загадка, в которой загаданное слово меняет смысловое значение при прибавлении к нему (или отнятии от него) букв.

Примеры:

От названия благородного металла отбросьте  первый слог и получите название настольной игры ( золото – лото)

 

Метаграмма – загадка , в которой новое слово можно получить , заменив в исходное слове лишь одну букву на другую.

Примеры:

  1. В названии химического элемента замените последнюю букву и получите слово, обозначающее физическое тело со способностью притягивать железные предметы ( магний – магнит)

 

 

 

Анаграмма – загадка, в которой новое слово получают из данного путем переставления букв и слогов, а также при обратном чтении ( справа на лево).

Примеры:

  1. В названии химического элемента переставьте первую букву в конец слова и получите название одного из видов четырехугольника (бром- ромб)

2.Решите ребус и узнаете название химического элемента

 

 

Шестиклеточныйлогикон – загадка на нахождение логической связи    между верхними и нижними рядами на основе анализа информации в пяти клетках и заполнение шестой клетки.

Пример:

 

HCI

Cu(OH)2

NaCI

К

О

?

 

Ответ: с- соль.

 

Ломоносов

Менделеев

Бутлеров

Д

Т

?

 

Ответ :Ч – Чистополь

 

 

 

Приемы, направленные на развитие внимания.

Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком – либо объекте. 

 

Задания на развитие внимания учащихся

 

«Школьники привыкли глотать разжеванное,  не задают вопросов преподавателю, не имеют эффективно конспектировать. Добиться активной работы в классе  трудно. Внимание школьников висит на тонком волоске.Поддержать внимание можно общением, т.е. часто общаться с вопросами и добывать на их ответы. Взаимодействие должно быть непрерывным. Вот полезный прием – в каждой формуле пропускать один значок и спрашивать, что здесь должно быть?»

На пропуски  элементов

А. Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций. Где возможно, укажите окислитель и восстановитель.

1)  2HNO3  +  . . .  =    Cu(NO3 )2 +2 H2O

2)   Cu   +   4HNO3  (конц)     = Cu(NO3 )2       +2 NO2    + . . .

3)   4HNO 3 (р-р) +  3Ag  =  3Ag NO3 +. . . + 2H2O

4)   2HNO 3    + . . .        = 2 NaNO3     +CO2          +H2O

 

  1. На лишние данные.

А. Задание «Исключите лишнее»

 

а) углевод, алмаз, карбид, графит, карбин;

б) известняк, мел, мрамор, малахит;

в) кристаллическая сода, мрамор, поташ, каустик;

г) известковое молоко,  гашеная известь, известняк, известняковая вода;

Б. Найдите ошибку в высказывании: «По составу минеральных солей мед почти идентичен крови человека. Мед содержит 450 микроэлементов, из которых половина встречается только в меде»

 

Приемы, направленные на развитие памяти

Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Поэтому развитие памяти в процессе химического образования требует реализации приемов запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки учащимися химической и другой информации:

  1. Запоминание без записей. Приучать учащихся запоминать различного рода информацию (факты, имена выдающихся химиков мира, новые химические термины, названия и т.п.), не прибегая к записям, воспроизводить ее устно. Такого рода задания способствуют к тому же и развитию речи учащихся.

 

Задания на развитие памяти и речевых навыков учащихся

 

А. Составьте рассказ на тему «Cкорость химической реакции », используя слова и словосочетания  для каждой из трех частей рассказа, озаглавьте их.

 

1. Химическая реакция, хаотическое движение частиц, столкновение частиц, определенная ориентация частиц, достаточный запас энергии взаимодействующих частиц.

 

2. Изменение концентрации реагирующих  (образующихся) веществ в единицу времени ,  Y=?C/ ?t

 

3. Температура, поверхность реагирующих веществ, катализаторы и ингибиторы.

 

Система условных обозначений при решении задач.

А)Порция вещества. Если не считать нахождения относительной молекулярной массы, то первые вычисления школьного курса химии связаны с величинами, характеризующими порцию вещества: массой, объемом, числом молекул и новой величиной - количеством вещества.

Из определения количества вещества прежде всего уясняется связь этой величины с числом структурных частиц (молекул или др.) через постоянную Авогадро. Затем устанавливается связь количества вещества с массой и объемом с помощью молярной массы или молярного объема.

Все эти взаимосвязи можно выразить общей формулой (1), а для их изображения на структурной схеме используется обозначение, называемое "куст расчетов для порции вещества" (рис. 1). Направление расчетов  показывается стрелками, так на рисунке 1 показано, что сначала по массе некоторой порции найдено количество вещества, а затем объем этого вещества в газообразном состоянии. В некоторых задачах масса и количество вещества используются для нахождения его молярной массы, т.е. основная "веточка" разворачивается в "листик" (рис. 1а).

 

 

 

 

 

Сложная система. Сложными называются системы, состоящие из двух или более компонентов: растворы, механические смеси, природные объекты и т.п. При описании таких систем кроме массы, объема, количества вещества, надо еще как-то характеризовать их состав. В школьном курсе химии для этого обычно используется величина "массовая доля" (формула 2).

Соответствующее условное обозначение называется "треугольник массовой доли" (рис.2), в котором по любым двум известным величинам можно найти третью. Аналогичен, хотя и реже используется "треугольник объемной доли" (рис. 2а).

 

 

 

               5. Осмысленное запоминание –  система приемов, основанная на   осмысленном            восприятии, образном представлении и ассоциировании с известными химическими фактами, понятиями, теоретическими положениями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

естественно-математического цикла

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных психических процессов учащихся через уроки химии»



Развитие интеллектуальных психических процессов учащихся через уроки химии

Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Результаты соц.опросакакой школьный предмет самый трудный, следующие:

2%-математика

4%- Русский язык

4% -английский

54% -физика

33% - химия

3% -другие предметы

Сегодня наиболее острые проблемы обучения связаны, как считают психологи , с демотивированностью учащихся. У детей отсутствуют потребности, намерения, цели, интересы, стремления.Следовательно снижаются базовые показатели обученности и воспитанности. Я изучала мотивацию к учебной деятельности учащихся своей школы. Анкеты составлены психологами и включают в себя 5 содержательных блоков: личностный смысл учения, виды мотивов учения, целеполагание, реализация мотивов в поведение, эмоциональный компонент мотивации учения.

Выяснилось, что высокую мотивацию имеет более 50 %учеников и только 10 % детей имеют низкую мотивацию. В выборах мотивов преобладают познавательные и социальные мотивы. Выяснилось, что учебные мотивы реализуются в поведение довольно редко.

Трудности восприятия химических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей изучения химии.

Но уроки химии имеют высочайший развивающий потенциал. Содержание теоретического материала и формируемые параллельно умения и навыки эффективно способствуют становлению и развитию интеллектуальных психических процессов. Исключительно важно, чтобы учитель постоянно ориентировался на интеллектуальное развитие учеников как на важнейшую цель уроков химии.

Опыт преподавания химии позволяет сделать вывод, что с первых уроков важно формировать именно интеллектуальный интерес, привычку постоянно мыслить, , анализировать учебные и бытовые ситуации, самостоятельно делать выводы и обосновывать свою точку зрения.

Ведущим методом обучения с первых уроков становится проблемный диалог и– не говорить за ученика того, что он в состоянии сказать сам и создавать на уроке ситуации развивающие интеллектуальные способности учащихся.

Через участие в проблемном диалоге ученик осознает, что химия – неотъемлемая часть его жизни ,он способен активно участвовать в процессе познания и через грамотное применение химических знаний может улучшать качество собственной жизни, так как именно на химической теории основаны принципы здорового образа жизни, экологической безопасности и рациональной организации быта. Теоретические выводы, сделанные учеником самостоятельно, усваиваются очень эффективно. При этом важно, чтобы теория излагалась учителем грамотно и четко, с оптимальным сочетанием научности и доступности, чтобы были созданы условия для ее усвоения. Для этого организуются демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы, видеоиллюстрации, создание электронных презентаций учебного материала. Необходимо максимально использовать возможности расчетных и качественных задач для усвоения теоретических понятий, так как работа с химическими задачами существенно способствует развитию мыслительных операций.

Педагог должен быть организатором мыслительной деятельности учащихся. Все многообразие приемов и методов должно быть подчинено главной цели – научить учиться. Конкретные знания в области науки можно забыть, а умение мыслить остается с человеком


Приемы, направленные на развитие мышления

Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. В психологии различают следующие основные его

формы: продуктивное (творческое), репродуктивное (нетворческое), теоретическое,

практическое, наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое

Развитие мышления учащегося существенно зависит от природных задатков и социальных условий его жизнедеятельности.



Тема «Строение и классификация органических веществ»



 

Понятие (от слова понимать) – это то, о чем мы думаем и что обозначается словами. Понятия бывают общими и частными.

Любое общее понятие включает в себя несколько частных понятий.

Определение – это объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл понятия.

Например:

Понятие Определение

Органическая химия - это химия углеводородов …

Гомологический ряд - это ряд веществ…

Изомерия - это явление …



Обобщить понятие – значит, подобрать к нему более общее

понятие.

Ограничить понятие – значит, подобрать к нему частное, более узкое понятие. Например:

Общее понятие Частное понятие

углеводороды алкены

ароматические углеводороды бензол

органические вещества предельные

углеводороды

ациклические вещества алканы



Расположи данные понятия в следующем порядке:

общее – менее общее – частное.

  • Пропен, углеводород, алкен, непредельный углеводород.

  • Органическое вещество, толуол, углеводород, арены, вещество.

  • Ациклические вещества, предельные вещества, органические вещества.

  • Мономер, полимер, структурное звено.

  • Циклоалканы, предельные углеводороды, циклические вещества, углеводороды



Соотнесите понятия с определениями.



Гомологи - связи, лежащие вне плоскости, соединяющей ядра атомов;

δ- связи - процесс выравнивания орбиталей;

Изомеры - траектория движения электрона;

Орбиталь - разные вещества, члены одного гомологического ряда;

Гибридизация - вещества, с одинаковой молекулярной формулой;

Π-связи - связи, лежащие в плоскости соединяющей ядра атомов;


Найдите ошибки в определениях, исправьте их.

  • Органические вещества можно расположить в ряды сходных по составу, строению и свойствам веществ – изомеров.

  • Атомы в молекулах органических веществ соединены последовательно, согласно их степени окисления.

  • Во всех органических соединениях валентность углерода равна двум.

  • Причиной многообразия органических веществ являются гомологические ряды.

  • Свойства органических веществ зависят только от качественного и количественного состав

Прочитайте зашифрованную фразу.

Льокотлпесоороупонгутрадвяопятлеясналтат. Певдер!


Задание на обоснование.


А. Обоснуйте следующие утверждения, используя существенные признаки понятия «электролит».

1. NaCI, HNO3, Ba(OH)2 являются электролитами , так как ….

2. Сахар , спирт, глицерин, не являются электролитами , так как ….

3. Только одна из двух кислот – H2SO4, H2SiO3 – в водном растворе является электролитом, так как ….

4. Только одно из двух соединений – NaOH, AI(OH)3 – в водном растворе является электролитом , так как ….

Задание на доказательство


А. Докажите возможность существования пятивалентного фосфора. Почему азот не может быть пятивалентным?

Б. Докажите опытным путем, что канцелярский силикатный клей содержит силикаты натрия и калия.


Задание на развитие творческого мышления.


Логогриф - химическая загадка, в которой загаданное слово меняет смысловое значение при прибавлении к нему (или отнятии от него) букв.

Примеры:

От названия благородного металла отбросьте первый слог и получите название настольной игры ( золото – лото)


Метаграмма – загадка , в которой новое слово можно получить , заменив в исходное слове лишь одну букву на другую.

Примеры:

  1. В названии химического элемента замените последнюю букву и получите слово, обозначающее физическое тело со способностью притягивать железные предметы ( магний – магнит)




Анаграмма – загадка, в которой новое слово получают из данного путем переставления букв и слогов, а также при обратном чтении ( справа на лево).

Примеры:

  1. В названии химического элемента переставьте первую букву в конец слова и получите название одного из видов четырехугольника (бром- ромб)

  2. Решите ребус и узнаете название химического элемента


Шестиклеточныйлогикон – загадка на нахождение логической связи между верхними и нижними рядами на основе анализа информации в пяти клетках и заполнение шестой клетки.

Пример:


HCI

Cu(OH)2

NaCI

К

О

?


Ответ: с- соль.


Ломоносов

Менделеев

Бутлеров

Д

Т

?


Ответ :Ч – Чистополь




Приемы, направленные на развитие внимания.

Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком – либо объекте.


Задания на развитие внимания учащихся


«Школьники привыкли глотать разжеванное, не задают вопросов преподавателю, не имеют эффективно конспектировать. Добиться активной работы в классе трудно. Внимание школьников висит на тонком волоске.Поддержать внимание можно общением, т.е. часто общаться с вопросами и добывать на их ответы. Взаимодействие должно быть непрерывным. Вот полезный прием – в каждой формуле пропускать один значок и спрашивать, что здесь должно быть?»

На пропуски элементов

А. Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций. Где возможно, укажите окислитель и восстановитель.

1) 2HNO3 + . . . = Cu(NO3 )2 +2 H2O

2) Cu + 4HNO3 (конц) = Cu(NO3 )2 +2 NO2 + . . .

3) 4HNO 3 (р-р) + 3Ag = 3Ag NO3 +. . . + 2H2O

4) 2HNO 3 + . . . = 2 NaNO3 +CO2 +H2O


  1. На лишние данные.

А. Задание «Исключите лишнее»


а) углевод, алмаз, карбид, графит, карбин;

б) известняк, мел, мрамор, малахит;

в) кристаллическая сода, мрамор, поташ, каустик;

г) известковое молоко, гашеная известь, известняк, известняковая вода;

Б. Найдите ошибку в высказывании: «По составу минеральных солей мед почти идентичен крови человека. Мед содержит 450 микроэлементов, из которых половина встречается только в меде»


Приемы, направленные на развитие памяти

Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Поэтому развитие памяти в процессе химического образования требует реализации приемов запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки учащимися химической и другой информации:

  1. Запоминание без записей. Приучать учащихся запоминать различного рода информацию (факты, имена выдающихся химиков мира, новые химические термины, названия и т.п.), не прибегая к записям, воспроизводить ее устно. Такого рода задания способствуют к тому же и развитию речи учащихся.


Задания на развитие памяти и речевых навыков учащихся


А. Составьте рассказ на тему «Cкорость химической реакции », используя слова и словосочетания для каждой из трех частей рассказа, озаглавьте их.


1. Химическая реакция, хаотическое движение частиц, столкновение частиц, определенная ориентация частиц, достаточный запас энергии взаимодействующих частиц.


2. Изменение концентрации реагирующих (образующихся) веществ в единицу времени , Y=∆C/ ∆t


3. Температура, поверхность реагирующих веществ, катализаторы и ингибиторы.



Система условных обозначений при решении задач.

А)Порция вещества. Если не считать нахождения относительной молекулярной массы, то первые вычисления школьного курса химии связаны с величинами, характеризующими порцию вещества: массой, объемом, числом молекул и новой величиной - количеством вещества.

Из определения количества вещества прежде всего уясняется связь этой величины с числом структурных частиц (молекул или др.) через постоянную Авогадро. Затем устанавливается связь количества вещества с массой и объемом с помощью молярной массы или молярного объема.

Все эти взаимосвязи можно выразить общей формулой (1), а для их изображения на структурной схеме используется обозначение, называемое "куст расчетов для порции вещества" (рис. 1). Направление расчетов показывается стрелками, так на рисунке 1 показано, что сначала по массе некоторой порции найдено количество вещества, а затем объем этого вещества в газообразном состоянии. В некоторых задачах масса и количество вещества используются для нахождения его молярной массы, т.е. основная "веточка" разворачивается в "листик" (рис. 1а).





Сложная система. Сложными называются системы, состоящие из двух или более компонентов: растворы, механические смеси, природные объекты и т.п. При описании таких систем кроме массы, объема, количества вещества, надо еще как-то характеризовать их состав. В школьном курсе химии для этого обычно используется величина "массовая доля" (формула 2).

Соответствующее условное обозначение называется "треугольник массовой доли" (рис.2), в котором по любым двум известным величинам можно найти третью. Аналогичен, хотя и реже используется "треугольник объемной доли" (рис. 2а).



5. Осмысленное запоминание – система приемов, основанная на осмысленном восприятии, образном представлении и ассоциировании с известными химическими фактами, понятиями, теоретическими положениями.















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей