СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Память сердца, опаленная Великой Отечественной войной» для детей 6–7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Название проекта: «Память сердца, опаленная Великой Отечественной войной».

Образовательная область: познавательное развитие

Продолжительность проекта: январь – май 2023 года.

Тип проекта:  групповой, познавательный

Участники проекта: воспитатели, музыкальный работник, инструктор по ФИЗО, краеведческий музей, родители воспитанников, дети.

Оборудование и материал: экран, медиапроектор, ноутбук, презентация

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа, своих близких.

Задачи проекта:

Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников, о подвигах земляков в Великую Отечественную войну и в мирное время.

Расширить знания дошкольников о городе – воинской славы Вязьма, Вяземском сражении, его значении в ходе Велико Отечественной войне. Расширение знаний детей о подвигах земляков в Великую Отечественную войну и в мирное время.

Развитие творческих способностей детей, умение использовать полученные знания в рассказах, рисунках, развитие  интереса к истории Отечества, любознательности.

Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины, чувства любви к своей родной стране осознание воспитанниками нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, воспитание гордости и любви к родному городу, уважения к его истории и жителям.  

Этапы реализации проекта:

1. Выделение проблемы и планирование работы (узнать как можно больше о Великой Отечественной войне: прочитать в книгах, просмотреть фильмы на военную тематику, расспросить своих родственников, знакомых, ветеранов войны).

2. Сбор информации.

3. Обзор литературы на военную тематику.

4. Коллективное чтение и обсуждение стихов и рассказов на военную тематику.

5. Просмотр фронтовых фотографий и писем, документальных хроник и художественных фильмов.

6. Создание мини-музея в группе.

7. Проведение цикла занятий о Великой Отечественной Войне.

8. Посещение краеведческого музея г. Вязьмы.

9. Оформление проектной работы.

Рисунки на тему «Чтобы помнили…».

Конкурс стихов, посвящённый 78годовщине Великой Победы.

Выставка «Семейные реликвии» (фотографии, фронтовые письма, награды, предметы, добытые на раскопках).

Презентация проекта – интегрированное занятие «Вязьма - город воинской славы»

 

Актуальность проекта:

Не забывай кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край.

И как на землю падали солдаты убитыми…

Живой, не забывай!

Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее; готовность к защите Родины.

В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю страны, трудно переоценить значение патриотического воспитания детей, укрепления связей поколений. 78 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родилось и возмужало несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, будучи совсем ребёнком,  ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов,  книг и фильмов, как это было у нашего поколения.  В ходе беседы с детьми старшей группы, выяснилось, что они имеют ничтожно малое представление о Великой Отечественной  войне, но самое страшное – большинство) из них не знали, какой  след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал,   погиб или был ранен, какие  имел награды.

Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины, великой Отечественной войне.

Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, она, память, является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. О жизни этого поколения дети тоже почти ничего не знают. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших  на фронт у заводского станка, у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее, шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос.

Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломиться, не ожесточиться, стать достойными людьми? «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно привить человеку лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Это можно сделать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своего народа.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек.  Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению,  её ветеранов остается с каждым годом все меньше.  Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы,  и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Формы реализации проекта:

Проведение с детьми старшего дошкольного возраста тематических занятий, бесед: «Великая Отечественная война», «Что такое героизм», «Подвиг на войне», «Дети в годы войны», «Мы помним героев», «История георгиевской ленточки», «Г. К. Жуков - великом полководец», «Оборона Брестской крепости в 1941 году».

В группе был организован уголок книг «Детям о войне». Ребята просят прочитать их снова и снова, стараясь представить себе те далёкие события. Серьезные детские лица, внимательные взгляды… Затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя о подвигах юных героев, павших в годы войны: Лени Голикова, Зины Портновой, Володи Дубинина, Толи Шумова и многих других.

Коллективное чтение и обсуждение стихов и рассказов на военную тематику.

Мини-выставка репродукций картин, фотографии военных лет, документальные хроники помогают детям представить себе героизм и мужество наших солдат во время сражений, понять опасность фронтовой жизни, почувствовать момент радости и ликования, когда над рейхстагом взвился флаг Победы.

  Посещение дошкольниками краеведческого музея, где целый зал посвящён боевой славе нашего народа, что усиливает наглядное и эмоциональное восприятие событий Великой Отечественной.

Создание презентаций на темы: «Как это было», «Брестская крепость», «Блокада Ленинграда», «Города - герои», «Поклонимся великим тем годам», «Юные герои войны», «Знамя Победы», «Символы Победы - ордена, медали и знамена».

Просмотр фронтовых фотографий и писем, документальных хроник и художественных фильмов о Великой отечественной войне, выступление Ю. Левитана о нападении фашистской Германии.

Выставка детских рисунков на тему: «Чтобы помнили». Всем известно, что одно из любимых занятий детей - рисование. В детском рисунке все: впечатления, эмоции, пожелания. Рисунки наполнены детской искренностью, непосредственностью и необычной для этого возраста серьезностью.

«Военные реликвии» - мини-музей, созданный в группе с помощью родителей. В глазах детей- удивление и восторг: вот они какие - военные фотографии, письма- треугольники, медали и ордена прадедушек и прабабушек.

Музыкально-литературный салон  «Песни, с которыми мы победили»: «Священная  война» сл. В.  Лебедева - Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, В. Алкина «Прощание славянки», «Три танкиста», «Синенький скромный платочек», К. Симонов «Жди меня», «Вечный огонь» муз. Филимонова, «Наследники Победы» муз. Зарицкой, сл. Шумилина, «Журавли» муз. Я. Френкеля, «Катюша» Муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский, «Реквием» Р. Рождественский.

Организация и проведение мероприятий военно-спортивной и патриотической направленности - военно-спортивная игра «Зарничка»,

Физкультурный досуг: «Соревнования сильнейших», «Спортивным рекордам ваши славные имена». (С участием мальчиков подготовительных групп).

Организация детского конкурса рисунка на асфальте на территории ДОУ «Мы помним - мы гордимся!»; «Миру – мир!».

Организация фотовыставки: «Вязьма в годы Великой Отечественной войны», «Женщины в годы Великой Отечественной войны», «Никто не забыт и нечто не забыто», «Слава героям-землякам!».

Экскурсии к местам боевой славы. Наш город хранит память о том трудном времени. Понять и осознать это помогает нашим детям экскурсия к памятнику генерал - лейтенанта Ефремова, к обелиску Марины Расковой, нашей землячке, к вечному огню, возложение цветов, аллее Славы. Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов к Мемориалу Славы воинам, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны.

В ослепительно белых нарядах цветущие сады. В воздухе легкий сиреневый аромат. Мы преклоняем колено пред памятью павших, и ложатся на гранитные плиты алые тюльпаны. Дети, отдавая дань памяти всем погибшим в той, такой далекой для них войне, произносят: «Поклонимся великим тем годам…».

Чтение художественной литературы: С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Митяев «Мешок овсянки», «Письмо с фронта», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне», С. Михалков «День Победы».

Вернисаж детского творчества: «Салют над городом в честь праздника Победы», «Мы голосуем за мир!»

Изготовление поздравительных открыток: «Спасибо за Мир!» ветеранам ВОВ, детям войны, труженикам тыла.

История моей семьи. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи. (Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ).

Консультация для родителей: «Как рассказать ребёнку о войне

В центрах детского развития, в уголках для родителей оформить тематические выставки: «Никто не забыт и нечто не забыто», «Слава героям-землякам!», «Летопись военных лет», «9 мая день Победы».

Оформление тематических альбомов: «Города-герои», «Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ», «Блокада Ленинграда и дорога жизни», «Летопись военных лет».

Создание «Книги памяти» с рассказами детей, семейными фотографиями, фотоматериалами по теме: «Герои –вязьмичи», с рассказами, почему мы помним о них. (Майор М. М. Раскова, М. Г Ефремов).

Оформление стенда  «Чтим и помним», на котором разместили  фотографии военных лет.

Рассматривание картин: А. В. Кочевин «До Берлина», А. В. Кочевин «Бой», иллюстраций «Хроника военных лет».

Дидактические игры для старшего возраста: «Великая Отечественная война. Победа!». Игра состоит из разрезных картинок. Необходимо собрать картинки по темам: «Вещи войны», «Оружие победы».

Игра «Найди по описанию», «Отгадай загадку, найди отгадку», «Проследи путь».

Игра «Военная фуражка». Ребята стоят в кругу. Выбирают водящего. Ведущая даёт кому-то из игроков военный головной убор (фуражку, пилотку, берет, и дети начинают под музыку передавать его друг другу. Как только музыка остановится, тот из детей, у кого в этот момент оказалась фуражка, надевает её на себя и проходит по кругу военным маршем, как солдат, под дружное хлопанье ладошками игроков.

«Военные реликвии» - мини-музей, созданный в группе с помощью родителей. В глазах детей - удивление и восторг: вот они какие - военные фотографии, письма- треугольники, медали и ордена прадедушек и прабабушек.

Разучивание пословиц о Родине.

Конкурс стихов, посвящённый Великой Победе.

Презентация проекта – интегрированное занятие «Поклонимся великим тем годам…».

Ожидаемые результаты: в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне. Дети знают, какой ценой была достигнута  Победа, насколько трудными были шаги к ней.

Дети знакомы  с главными событиями и памятными датами в истории нашего города в период Великой Отечественной войны.

Дети имеют представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей.

Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.

Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, составлении и оформлении «Книги памяти».

Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления.

Продукт проектной деятельности - «Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны, выставка рисунков «Мир глазами детей». Презентация проекта.

 

 

 

Планирование мероприятий

 

занятия

месяц

количество занятий

1

«22 июня, ровно в 4 часа…».

Цель: Знакомство с Великой Отечественной Войной, как с величайшим историческим событием в истории нашей Родины. Чтение «Героической азбуки».

январь

2 занятия

 

2

«Вязьма – город воинской славы».

Цель: рассказать детям о героической обороне нашего города. Воспитание чувства гордости за свою  малую Родину, за наш народ. Чтение книг о Вязьме.  Прослушивание песен военных лет.

 

февраль

1

           2 занятие

3

«Солдатская слава смолян».

Цель: расширить знания  детей о подвигах земляков в Великую Отечественную войну. Воспитание чувства гордости за  наш народ и героические страницы истории России на примере героического прошлого дедов и прадедов.

февраль

3 занятие

4

«Вяземский котёл.  Богородицкое поле памяти»

Цель: Дать детям знания о том, что большая часть соединений Красной Армии оказалась в окружении , что много наших бойцов и офицеров отдали тогда свои жизни, защищая Родину; что  неподалеку от Вязьмы  под деревней Богородицкое, где прошли наиболее ожесточенные бои,   было создано поле Памяти. Его никогда не пашут и не засеивают зерном. Там была воздвигнута церковь и мемориал в честь павших там красноармейцев.   

март

3 занятия

5

 Экскурсия к мемориалу «Дулаг – 184».

Цель: Дать детям знания о том, что в  годы Великой Отечественной войны в Вязьме нацистами был открыт пересыльный лагерь для пленных людей. Дать детям возможность возложить цветы и почтить память людей, погибших от фашистов. 

март

1 занятие

6

 

 

«Ленинград. Блокада. Подвиг»

Цель: рассказать детям о подвиге ленинградцев. Объяснить значение слова «блокада». Чтение «Дневника Тани Савичевой». Просмотр документальных хроник блокадного Ленинграда.

апрель

 

 

3 занятия

 

 

7

 

«Брестская крепость»

Цель: рассказать детям о подвиге защитников Брестской крепости. Рассмотреть фотографии: «Мемориал – Брестская крепость». Чтение «Героической азбуки».

май

2 занятия

8

 

«Хатынь»

Цель: рассказать детям о трагедии белорусской деревни. Чтение «Героической азбуки». Виртуальная экскурсия по мемориалу «Хатынь»

(Интернет источники).

апрель

1 занятие

9

«Город – герой Сталинград»

Цель: рассказать детям о героической обороне Сталинграда. Рассказ об участнике Сталинградской битвы Кузовникове П.М. Рассматривание наград, военных хроник. Прослушивание песен военных лет.

апрель

1 занятия

10

Цикл занятий «Юные герои Великой Отечественной  войны»

Цель: рассказать о подвиге пионеров – героев. Чтение книг из одноимённой серии.

апрель

2 занятие

11

Экскурсия в Мемориальный парк

Цель: продолжать воспитывать чувство уважения и благодарности к старшим поколениям, отстоявшим независимость нашей Родины. Возложение цветов.

май

1 занятие

12

Конкурс стихов, посвящённый 78-летию Победы

Цель: воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. Вызвать желание выражать свои чувства в стихах о ВОВ.

Презентация проекта «Поклонимся великим тем годам…»

май

2 занятия

 

 

 

Итог:

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти. И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешными тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, воспитатели, можем многое сделать для формирования интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно – интереса к прошлому своей Родины, своей семьи, своих близких людей, их участию в событиях такого масштаба, каким является Великая Отечественная война. Вести такую работу нужно постоянно, а не только к юбилейным датам. Считаем, что наш проект «Поклонимся великим тем годам…» стал важным шагом на пути к этой цели.

Учебно-методическое обеспечение: Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников» – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

Еремеева В. Д. «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному» – учебная литература, 2008. – 160 с.

Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2006г. - 192 с

Нечаева В. Г., Макарова Т. А. «Нравственное воспитание в детском саду»– М.: Просвещение, 1984г. – 272 с.

Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда. - М., Дрофа. 2003г.

Алексеев С., Гайдар А., Кассиль Л. Баруздин С. «Рассказы об армии». – Стрекоза. 2010г.

Бахревский В. А. «Героическая азбука». Московия. 2009г.

Дерягина Л. Наглядное пособие «Этот День Победы». – СПб. Политиздат ТМ. 2010г.

Джалиль М. «Стихи». М., Художественная литература. 1966г.

Коллектив авторов. «Пионеры – герои». М., Малыш. 1979г.

Кондратьев В., Политов З. «Говорят погибшие герои». – М., Политиздат. 1979г.

Митяев А. «Рассказы о Великой Отечественной Войне». – М., Дрофа – плюс. 2010г.

Персесов Я., Волков В. «Война народная». – М., Белый город. 2009г.

Печерская А. «Дети – герои». – М., Дрофа – плюс. 2010г.

Чуйков В., Рябов С. «Великая Отечественная». – М., Планета. 1985г.   И. А. Смирнов «Вязьма – старинный русский город», М.,1988.

Владимир Высоцкий «Стихи и песни» – М.: Искусство, 1988г.

 «Город Вязьма над Вязьмою-речкой…» /Сост. А. Я. Ларченков.– Смоленск: Москва, 1989 г.

Аудиозаписи:

«Поклонимся великим тем годам» сл. М. Львов, муз. А. Пахмутова.

«Так бывает в дни войны» сл. М. Матусовский, муз. А. Петров

Запись выступления Ю. Левитана по Советскому радио 22.06.1941 года.

Слайд – шоу фотографий военных лет.

Литература для чтения детям:

Алексеев С. «Рассказы об обороне Ленинграда». - М., Дрофа. 2003.

Алексеев С., Гайдар А., Кассиль Л. Баруздин С. «Рассказы об армии». – Стрекоза. 2010.

Бахревский В. А. «Героическая азбука». Московия. 2009.

Дерягина Л. Наглядное пособие «Этот День Победы». – СПб. Политиздат ТМ. 2010.

Кондратьев В., Политов З. «Говорят погибшие герои». – М., Политиздат. 1979.

Митяев А. «Рассказы о Великой Отечественной Войне». – М., Дрофа – плюс. 2010.

Персесов Я., Волков «В. Война народная». – М., Белый город. 2009.

Печерская А. «Дети – герои». – М., Дрофа – плюс. 2010.

Чуйков В., Рябов С. «Великая Отечественная». – М., Планета. 1985.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Презентация проекта «Вязьма - город воинской славы»

 

Зал оформлен плакатами, посвященными 78- летию Великой Победы, расположена выставка книг и картин на военную тематику.

 

                                             Ход  мероприятия.

 

 

Сегодня будет день воспоминаний

         И в сердце тесно от высоких слов.

         Сегодня будет день напоминаний

         О подвиге и доблести отцов!

 

Включается запись песни «Поклонимся великим тем годам» (припев) сл. М. Львов, муз. А. Пахмутова.

Воспитатель: О чём эта песня? Каким годам мы должны поклониться?

(ответы детей)

- А когда была эта война? (ответы детей)

Воспитатель: Великая Отечественная Война - горе ворвалось в каждый дом нашей огромной Родины. Смерть, голод, ужас, бомбежки, пожары…

-Ребята, мы с вами много говорили о войне. Что такое война в вашем понимании? (ответы детей)

Фашисты бомбили города: взрывались жилые дома, детские сады, школы, больницы, заводы. Обстреливали и сжигали деревни вместе со стариками, женщинами, детьми. Они шли по нашей родной земле, уничтожая на ней жизнь. Стон и плачь, стоял по всей России.

Воспитатель: Вот уже 78 лет как отгремела эта война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Однако, страшное слово «война» по — прежнему живёт в памяти нашего народа. Сегодня мы вспомним, какой ценой нам досталась Победа, насколько был долог путь к ней и  о том, как наша многострадальная Вязьма была практически стёрта с лица Земли.

С 1941 по 1943 год на территории Смоленщины произошло немало тяжелейших сражений, и было совершено много подвигов. Это и бои за Смоленск, и знаменитая Соловьева переправа, и героическая Ельня, где родилась советская гвардия, всего не перечесть. У каждого города и каждого посёлка земля обильно полита кровью защитников нашей Родины. Но сегодня мы хотим рассказать вам о героизме нашего города в те страшные годы.

В общем, строю советских людей, сражавшихся с фашистскими захватчиками, были и вязьмичи. Многие из них в первые дни войны ушли на фронт, чтобы в рядах Красной Армии отбивать бешеный натиск вооруженного до зубов противника, другие в тылу делали все для того, чтобы срывать вражеские замыслы. (Показ слайда).

В городе и районе были сформированы истребительные отряды, которые охраняли заводы, фабрики и другие важные объекты. Старшеклассники и студенты ушли строить оборонительные сооружения. Работать приходилось под вражескими бомбежками, пулеметными обстрелами. (Показ слайда).

Вязьма приобрела особое стратегическое значение. Через нее на запад, к линии фронта, страна отправляла воинские эшелоны, а на восток двигались составы с эвакуированным населением и промышленным оборудованием. (Показ слайда). Понимая важность Вязьмы на Московском направлении, фашистское командование решило стереть с лица земли древний русский город с его железнодорожной станцией.

Когда враг ворвался на нашу землю, его силы намного превосходили силы нашей Армии. У них было больше оружия, танков, самолетов, орудий, боеприпасов. (Показ слайда).

А фашисты рвались к столице нашей Родины, собирая огромные силы на ее захват.

-Ребята, как называется столица нашей Родины?

А на пути к Москве - Вязьма! Наш родной город!

-Началась война 22 июня, а осенью враг уже был под Вязьмой!

 Под Вязьмой были страшные бои! Был дан приказ, как можно дольше задержать врага, пока укрепляют подступы Москвы.

Сотни тысяч солдат и офицеров ценой своих жизней закрыли врагу дорогу на Москву! Целых две недели держали врага под Вязьмой! (Показ слайда).

          Они под Вязьмой полегли,

          А сколько точно - кто же знает?

          Стояли на смерть, как могли,    

          Москву собою заслоняя.

Здесь произошла страшная трагедия. В историю она вошла под названием «Вяземский котел».

Немецкое командование рассчитывал за два дня подавить оборону окружённых и продолжить поход на войну. Но эти расчёты провалились.  Несмотря на то, что враг обрушил на оборонявшихся солдат удар невероятной силы, они не дрогнули. Держались на занятых позициях до последних сил. Враг прорвал линию фронта и окружил наши войска. Люди понимали, погибнут или попадут в плен. И было решено идти на прорыв по трем направлениям! И здесь произошло чудо!

Это было накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

- Ребята, кто такая  Богородица? (ответы детей)

- Что за праздник Покрова? (ответы детей)

- Ребята, к кому обращается человек, когда ему трудно? (ответы детей)

-Когда вам плохо, у кого вы просите помощи, к кому идете со своей бедой? (Маме, папе)

-А когда ни мама, ни папа не в силах помочь? Или человек уже взрослый, и нет у него ни мамы, ни папы, к кому он обращается? (к  Богу, к Божией Матери!)

Воспитатель: Наверняка, кто-то из бойцов молил Бога, Божию Матерь о спасении и  Она откликнулась на молитвы, видя как сотни солдат готовы отдать свои жизни ради других. Послушайте, как это было…

«Солдаты лежали в окопах недалеко от села  Богородицкое, на вечер был назначен прорыв немецкой линии. Огонь с немецкой стороны не прекращался. Артиллерия, пулеметные очереди - казалось, голову от земли поднять невозможно. Вдруг, откуда-то появилась женщина в темной одежде. Пошла по кустарнику и рукой звала за собой. Пригнувшись, солдаты побежали за ней. Пробежали так несколько километров. Она шла не торопясь, а солдаты еле поспевали за ней. Потом она остановилась и стала медленно исчезать, поднимаясь в небо. Бойцы оглянулись: линия фронта была позади. Они вышли из окружения. Солдаты, обсуждая, что с ними произошло, поняли, что сама Божия Матерь спасла их. Эту историю чудесного спасения узнал от своего сослуживца молодой солдат Виктор Балаев, который освобождал наш город от фашистов. У него на груди был крестик, который ему дала мама, провожая его на фронт, поэтому ему сослуживец и доверил эту удивительную историю.  

 Война Отчизну Вязьмой испытала.

Там милл

Просмотр содержимого документа
««Память сердца, опаленная Великой Отечественной войной» для детей 6–7 лет»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 г. Вязьмы Смоленской области











«Память сердца, опаленная Великой Отечественной войной»

для детей 6–7 лет










Составила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Катакова М.Ю.









2023г.











г. Вязьма



Название проекта: «Память сердца, опаленная Великой Отечественной войной».

Образовательная область: познавательное развитие

Продолжительность проекта: январь – май 2023 года.

Тип проекта:  групповой, познавательный

Участники проекта: воспитатели, музыкальный работник, инструктор по ФИЗО, краеведческий музей, родители воспитанников, дети.

Оборудование и материал: экран, медиапроектор, ноутбук, презентация

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа, своих близких.

Задачи проекта:

Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников, о подвигах земляков в Великую Отечественную войну и в мирное время.

Расширить знания дошкольников о городе – воинской славы Вязьма, Вяземском сражении, его значении в ходе Велико Отечественной войне. Расширение знаний детей о подвигах земляков в Великую Отечественную войну и в мирное время.

Развитие творческих способностей детей, умение использовать полученные знания в рассказах, рисунках, развитие интереса к истории Отечества, любознательности.

Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины, чувства любви к своей родной стране осознание воспитанниками нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, воспитание гордости и любви к родному городу, уважения к его истории и жителям.

Этапы реализации проекта:

1. Выделение проблемы и планирование работы (узнать как можно больше о Великой Отечественной войне: прочитать в книгах, просмотреть фильмы на военную тематику, расспросить своих родственников, знакомых, ветеранов войны).

2. Сбор информации.

3. Обзор литературы на военную тематику.

4. Коллективное чтение и обсуждение стихов и рассказов на военную тематику.

5. Просмотр фронтовых фотографий и писем, документальных хроник и художественных фильмов.

6. Создание мини-музея в группе.

7. Проведение цикла занятий о Великой Отечественной Войне.

8. Посещение краеведческого музея г. Вязьмы.

9. Оформление проектной работы.

Рисунки на тему «Чтобы помнили…».

Конкурс стихов, посвящённый 78годовщине Великой Победы.

Выставка «Семейные реликвии» (фотографии, фронтовые письма, награды, предметы, добытые на раскопках).

Презентация проекта – интегрированное занятие «Вязьма - город воинской славы»


Актуальность проекта:

Не забывай кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край.

И как на землю падали солдаты убитыми…

Живой, не забывай!

Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее; готовность к защите Родины.

В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю страны, трудно переоценить значение патриотического воспитания детей, укрепления связей поколений. 78 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родилось и возмужало несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, будучи совсем ребёнком, ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов, книг и фильмов, как это было у нашего поколения. В ходе беседы с детьми старшей группы, выяснилось, что они имеют ничтожно малое представление о Великой Отечественной войне, но самое страшное – большинство) из них не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды.

Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины, великой Отечественной войне.

Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, она, память, является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. О жизни этого поколения дети тоже почти ничего не знают. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт у заводского станка, у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее, шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос.

Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломиться, не ожесточиться, стать достойными людьми? «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно привить человеку лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Это можно сделать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своего народа.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек.  Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению,  её ветеранов остается с каждым годом все меньше.  Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы,  и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Формы реализации проекта:

Проведение с детьми старшего дошкольного возраста тематических занятий, бесед: «Великая Отечественная война», «Что такое героизм», «Подвиг на войне», «Дети в годы войны», «Мы помним героев», «История георгиевской ленточки», «Г. К. Жуков - великом полководец», «Оборона Брестской крепости в 1941 году».

В группе был организован уголок книг «Детям о войне». Ребята просят прочитать их снова и снова, стараясь представить себе те далёкие события. Серьезные детские лица, внимательные взгляды… Затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя о подвигах юных героев, павших в годы войны: Лени Голикова, Зины Портновой, Володи Дубинина, Толи Шумова и многих других.

Коллективное чтение и обсуждение стихов и рассказов на военную тематику.

Мини-выставка репродукций картин, фотографии военных лет, документальные хроники помогают детям представить себе героизм и мужество наших солдат во время сражений, понять опасность фронтовой жизни, почувствовать момент радости и ликования, когда над рейхстагом взвился флаг Победы.

Посещение дошкольниками краеведческого музея, где целый зал посвящён боевой славе нашего народа, что усиливает наглядное и эмоциональное восприятие событий Великой Отечественной.

Создание презентаций на темы: «Как это было», «Брестская крепость», «Блокада Ленинграда», «Города - герои», «Поклонимся великим тем годам», «Юные герои войны», «Знамя Победы», «Символы Победы - ордена, медали и знамена».

Просмотр фронтовых фотографий и писем, документальных хроник и художественных фильмов о Великой отечественной войне, выступление Ю. Левитана о нападении фашистской Германии.

Выставка детских рисунков на тему: «Чтобы помнили». Всем известно, что одно из любимых занятий детей - рисование. В детском рисунке все: впечатления, эмоции, пожелания. Рисунки наполнены детской искренностью, непосредственностью и необычной для этого возраста серьезностью.

«Военные реликвии» - мини-музей, созданный в группе с помощью родителей. В глазах детей- удивление и восторг: вот они какие - военные фотографии, письма- треугольники, медали и ордена прадедушек и прабабушек.

Музыкально-литературный салон  «Песни, с которыми мы победили»: «Священная  война» сл. В. Лебедева - Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, В. Алкина «Прощание славянки», «Три танкиста», «Синенький скромный платочек», К. Симонов «Жди меня», «Вечный огонь» муз. Филимонова, «Наследники Победы» муз. Зарицкой, сл. Шумилина, «Журавли» муз. Я. Френкеля, «Катюша» Муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский, «Реквием» Р. Рождественский.

Организация и проведение мероприятий военно-спортивной и патриотической направленности - военно-спортивная игра «Зарничка»,

Физкультурный досуг: «Соревнования сильнейших», «Спортивным рекордам ваши славные имена». (С участием мальчиков подготовительных групп).

Организация детского конкурса рисунка на асфальте на территории ДОУ «Мы помним - мы гордимся!»; «Миру – мир!».

Организация фотовыставки: «Вязьма в годы Великой Отечественной войны», «Женщины в годы Великой Отечественной войны», «Никто не забыт и нечто не забыто», «Слава героям-землякам!».

Экскурсии к местам боевой славы. Наш город хранит память о том трудном времени. Понять и осознать это помогает нашим детям экскурсия к памятнику генерал - лейтенанта Ефремова, к обелиску Марины Расковой, нашей землячке, к вечному огню, возложение цветов, аллее Славы. Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов к Мемориалу Славы воинам, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны.

В ослепительно белых нарядах цветущие сады. В воздухе легкий сиреневый аромат. Мы преклоняем колено пред памятью павших, и ложатся на гранитные плиты алые тюльпаны. Дети, отдавая дань памяти всем погибшим в той, такой далекой для них войне, произносят: «Поклонимся великим тем годам…».

Чтение художественной литературы: С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Митяев «Мешок овсянки», «Письмо с фронта», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне», С. Михалков «День Победы».

Вернисаж детского творчества: «Салют над городом в честь праздника Победы», «Мы голосуем за мир!»

Изготовление поздравительных открыток: «Спасибо за Мир!» ветеранам ВОВ, детям войны, труженикам тыла.

История моей семьи. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи. (Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ).

Консультация для родителей: «Как рассказать ребёнку о войне?»

В центрах детского развития, в уголках для родителей оформить тематические выставки: «Никто не забыт и нечто не забыто», «Слава героям-землякам!», «Летопись военных лет», «9 мая день Победы».

Оформление тематических альбомов: «Города-герои», «Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ», «Блокада Ленинграда и дорога жизни», «Летопись военных лет».

Создание «Книги памяти» с рассказами детей, семейными фотографиями, фотоматериалами по теме: «Герои –вязьмичи», с рассказами, почему мы помним о них. (Майор М. М. Раскова, М. Г Ефремов).

Оформление стенда «Чтим и помним», на котором разместили фотографии военных лет.

Рассматривание картин: А. В. Кочевин «До Берлина», А. В. Кочевин «Бой», иллюстраций «Хроника военных лет».

Дидактические игры для старшего возраста: «Великая Отечественная война. Победа!». Игра состоит из разрезных картинок. Необходимо собрать картинки по темам: «Вещи войны», «Оружие победы».

Игра «Найди по описанию», «Отгадай загадку, найди отгадку», «Проследи путь».

Игра «Военная фуражка». Ребята стоят в кругу. Выбирают водящего. Ведущая даёт кому-то из игроков военный головной убор (фуражку, пилотку, берет, и дети начинают под музыку передавать его друг другу. Как только музыка остановится, тот из детей, у кого в этот момент оказалась фуражка, надевает её на себя и проходит по кругу военным маршем, как солдат, под дружное хлопанье ладошками игроков.

«Военные реликвии» - мини-музей, созданный в группе с помощью родителей. В глазах детей - удивление и восторг: вот они какие - военные фотографии, письма- треугольники, медали и ордена прадедушек и прабабушек.

Разучивание пословиц о Родине.

Конкурс стихов, посвящённый Великой Победе.

Презентация проекта – интегрированное занятие «Поклонимся великим тем годам…».

Ожидаемые результаты: в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне. Дети знают, какой ценой была достигнута  Победа, насколько трудными были шаги к ней.

Дети знакомы с главными событиями и памятными датами в истории нашего города в период Великой Отечественной войны.

Дети имеют представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей.

Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.

Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, составлении и оформлении «Книги памяти».

Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления.

Продукт проектной деятельности - «Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны, выставка рисунков «Мир глазами детей». Презентация проекта.




Планирование мероприятий


занятия

месяц

количество занятий

1

«22 июня, ровно в 4 часа…».

Цель: Знакомство с Великой Отечественной Войной, как с величайшим историческим событием в истории нашей Родины. Чтение «Героической азбуки».

январь

2 занятия


2

«Вязьма – город воинской славы».

Цель: рассказать детям о героической обороне нашего города. Воспитание чувства гордости за свою  малую Родину, за наш народ. Чтение книг о Вязьме. Прослушивание песен военных лет.



февраль

1

2 занятие

3

«Солдатская слава смолян».

Цель: расширить знания детей о подвигах земляков в Великую Отечественную войну. Воспитание чувства гордости за наш народ и героические страницы истории России на примере героического прошлого дедов и прадедов.

февраль

3 занятие

4

«Вяземский котёл. Богородицкое поле памяти»

Цель: Дать детям знания о том, что большая часть соединений Красной Армии оказалась в окружении , что много наших бойцов и офицеров отдали тогда свои жизни, защищая Родину; что неподалеку от Вязьмы  под деревней Богородицкое, где прошли наиболее ожесточенные бои,   было создано поле Памяти. Его никогда не пашут и не засеивают зерном. Там была воздвигнута церковь и мемориал в честь павших там красноармейцев.   

март

3 занятия

5

Экскурсия к мемориалу «Дулаг – 184».

Цель: Дать детям знания о том, что в годы Великой Отечественной войны в Вязьме нацистами был открыт пересыльный лагерь для пленных людей. Дать детям возможность возложить цветы и почтить память людей, погибших от фашистов. 

март

1 занятие

6




«Ленинград. Блокада. Подвиг»

Цель: рассказать детям о подвиге ленинградцев. Объяснить значение слова «блокада». Чтение «Дневника Тани Савичевой». Просмотр документальных хроник блокадного Ленинграда.

апрель




3 занятия




7


«Брестская крепость»

Цель: рассказать детям о подвиге защитников Брестской крепости. Рассмотреть фотографии: «Мемориал – Брестская крепость». Чтение «Героической азбуки».

май

2 занятия

8


«Хатынь»

Цель: рассказать детям о трагедии белорусской деревни. Чтение «Героической азбуки». Виртуальная экскурсия по мемориалу «Хатынь»

(Интернет источники).

апрель

1 занятие

9

«Город – герой Сталинград»

Цель: рассказать детям о героической обороне Сталинграда. Рассказ об участнике Сталинградской битвы Кузовникове П.М. Рассматривание наград, военных хроник. Прослушивание песен военных лет.

апрель

1 занятия

10

Цикл занятий «Юные герои Великой Отечественной войны»

Цель: рассказать о подвиге пионеров – героев. Чтение книг из одноимённой серии.

апрель

2 занятие

11

Экскурсия в Мемориальный парк

Цель: продолжать воспитывать чувство уважения и благодарности к старшим поколениям, отстоявшим независимость нашей Родины. Возложение цветов.

май

1 занятие

12

Конкурс стихов, посвящённый 78-летию Победы

Цель: воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. Вызвать желание выражать свои чувства в стихах о ВОВ.

Презентация проекта «Поклонимся великим тем годам…»

май

2 занятия




Итог:

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти. И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешными тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, воспитатели, можем многое сделать для формирования интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно – интереса к прошлому своей Родины, своей семьи, своих близких людей, их участию в событиях такого масштаба, каким является Великая Отечественная война. Вести такую работу нужно постоянно, а не только к юбилейным датам. Считаем, что наш проект «Поклонимся великим тем годам…» стал важным шагом на пути к этой цели.

Учебно-методическое обеспечение: Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников» – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

Еремеева В. Д. «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному» – учебная литература, 2008. – 160 с.

Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2006г. - 192 с

Нечаева В. Г., Макарова Т. А. «Нравственное воспитание в детском саду»– М.: Просвещение, 1984г. – 272 с.

Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда. - М., Дрофа. 2003г.

Алексеев С., Гайдар А., Кассиль Л. Баруздин С. «Рассказы об армии». – Стрекоза. 2010г.

Бахревский В. А. «Героическая азбука». Московия. 2009г.

Дерягина Л. Наглядное пособие «Этот День Победы». – СПб. Политиздат ТМ. 2010г.

Джалиль М. «Стихи». М., Художественная литература. 1966г.

Коллектив авторов. «Пионеры – герои». М., Малыш. 1979г.

Кондратьев В., Политов З. «Говорят погибшие герои». – М., Политиздат. 1979г.

Митяев А. «Рассказы о Великой Отечественной Войне». – М., Дрофа – плюс. 2010г.

Персесов Я., Волков В. «Война народная». – М., Белый город. 2009г.

Печерская А. «Дети – герои». – М., Дрофа – плюс. 2010г.

Чуйков В., Рябов С. «Великая Отечественная». – М., Планета. 1985г.   И. А. Смирнов «Вязьма – старинный русский город», М.,1988.

Владимир Высоцкий «Стихи и песни» – М.: Искусство, 1988г.

 «Город Вязьма над Вязьмою-речкой…» /Сост. А. Я. Ларченков.– Смоленск: Москва, 1989 г.

Аудиозаписи:

«Поклонимся великим тем годам» сл. М. Львов, муз. А. Пахмутова.

«Так бывает в дни войны» сл. М. Матусовский, муз. А. Петров

Запись выступления Ю. Левитана по Советскому радио 22.06.1941 года.

Слайд – шоу фотографий военных лет.

Литература для чтения детям:

Алексеев С. «Рассказы об обороне Ленинграда». - М., Дрофа. 2003.

Алексеев С., Гайдар А., Кассиль Л. Баруздин С. «Рассказы об армии». – Стрекоза. 2010.

Бахревский В. А. «Героическая азбука». Московия. 2009.

Дерягина Л. Наглядное пособие «Этот День Победы». – СПб. Политиздат ТМ. 2010.

Кондратьев В., Политов З. «Говорят погибшие герои». – М., Политиздат. 1979.

Митяев А. «Рассказы о Великой Отечественной Войне». – М., Дрофа – плюс. 2010.

Персесов Я., Волков «В. Война народная». – М., Белый город. 2009.

Печерская А. «Дети – герои». – М., Дрофа – плюс. 2010.

Чуйков В., Рябов С. «Великая Отечественная». – М., Планета. 1985.




   






















Презентация проекта «Вязьма - город воинской славы»


Зал оформлен плакатами, посвященными 78- летию Великой Победы, расположена выставка книг и картин на военную тематику.


Ход мероприятия.



Сегодня будет день воспоминаний

         И в сердце тесно от высоких слов.

         Сегодня будет день напоминаний

         О подвиге и доблести отцов!


Включается запись песни «Поклонимся великим тем годам» (припев) сл. М. Львов, муз. А. Пахмутова.

Воспитатель: О чём эта песня? Каким годам мы должны поклониться?

(ответы детей)

- А когда была эта война? (ответы детей)

Воспитатель: Великая Отечественная Война - горе ворвалось в каждый дом нашей огромной Родины. Смерть, голод, ужас, бомбежки, пожары…

-Ребята, мы с вами много говорили о войне. Что такое война в вашем понимании? (ответы детей)

Фашисты бомбили города: взрывались жилые дома, детские сады, школы, больницы, заводы. Обстреливали и сжигали деревни вместе со стариками, женщинами, детьми. Они шли по нашей родной земле, уничтожая на ней жизнь. Стон и плачь, стоял по всей России.

Воспитатель: Вот уже 78 лет как отгремела эта война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Однако, страшное слово «война» по — прежнему живёт в памяти нашего народа. Сегодня мы вспомним, какой ценой нам досталась Победа, насколько был долог путь к ней и о том, как наша многострадальная Вязьма была практически стёрта с лица Земли.

С 1941 по 1943 год на территории Смоленщины произошло немало тяжелейших сражений, и было совершено много подвигов. Это и бои за Смоленск, и знаменитая Соловьева переправа, и героическая Ельня, где родилась советская гвардия, всего не перечесть. У каждого города и каждого посёлка земля обильно полита кровью защитников нашей Родины. Но сегодня мы хотим рассказать вам о героизме нашего города в те страшные годы.

В общем, строю советских людей, сражавшихся с фашистскими захватчиками, были и вязьмичи. Многие из них в первые дни войны ушли на фронт, чтобы в рядах Красной Армии отбивать бешеный натиск вооруженного до зубов противника, другие в тылу делали все для того, чтобы срывать вражеские замыслы. (Показ слайда).

В городе и районе были сформированы истребительные отряды, которые охраняли заводы, фабрики и другие важные объекты. Старшеклассники и студенты ушли строить оборонительные сооружения. Работать приходилось под вражескими бомбежками, пулеметными обстрелами. (Показ слайда).

Вязьма приобрела особое стратегическое значение. Через нее на запад, к линии фронта, страна отправляла воинские эшелоны, а на восток двигались составы с эвакуированным населением и промышленным оборудованием. (Показ слайда). Понимая важность Вязьмы на Московском направлении, фашистское командование решило стереть с лица земли древний русский город с его железнодорожной станцией.

Когда враг ворвался на нашу землю, его силы намного превосходили силы нашей Армии. У них было больше оружия, танков, самолетов, орудий, боеприпасов. (Показ слайда).

А фашисты рвались к столице нашей Родины, собирая огромные силы на ее захват.

-Ребята, как называется столица нашей Родины?

А на пути к Москве - Вязьма! Наш родной город!

-Началась война 22 июня, а осенью враг уже был под Вязьмой!

 Под Вязьмой были страшные бои! Был дан приказ, как можно дольше задержать врага, пока укрепляют подступы Москвы.

Сотни тысяч солдат и офицеров ценой своих жизней закрыли врагу дорогу на Москву! Целых две недели держали врага под Вязьмой! (Показ слайда).

          Они под Вязьмой полегли,

          А сколько точно - кто же знает?

          Стояли на смерть, как могли,    

          Москву собою заслоняя.

Здесь произошла страшная трагедия. В историю она вошла под названием «Вяземский котел».

Немецкое командование рассчитывал за два дня подавить оборону окружённых и продолжить поход на войну. Но эти расчёты провалились.  Несмотря на то, что враг обрушил на оборонявшихся солдат удар невероятной силы, они не дрогнули. Держались на занятых позициях до последних сил. Враг прорвал линию фронта и окружил наши войска. Люди понимали, погибнут или попадут в плен. И было решено идти на прорыв по трем направлениям! И здесь произошло чудо!

Это было накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

- Ребята, кто такая  Богородица? (ответы детей)

- Что за праздник Покрова? (ответы детей)

- Ребята, к кому обращается человек, когда ему трудно? (ответы детей)

-Когда вам плохо, у кого вы просите помощи, к кому идете со своей бедой? (Маме, папе)

-А когда ни мама, ни папа не в силах помочь? Или человек уже взрослый, и нет у него ни мамы, ни папы, к кому он обращается? (к Богу, к Божией Матери!)

Воспитатель: Наверняка, кто-то из бойцов молил Бога, Божию Матерь о спасении и Она откликнулась на молитвы, видя как сотни солдат готовы отдать свои жизни ради других. Послушайте, как это было…

«Солдаты лежали в окопах недалеко от села Богородицкое, на вечер был назначен прорыв немецкой линии. Огонь с немецкой стороны не прекращался. Артиллерия, пулеметные очереди - казалось, голову от земли поднять невозможно. Вдруг, откуда-то появилась женщина в темной одежде. Пошла по кустарнику и рукой звала за собой. Пригнувшись, солдаты побежали за ней. Пробежали так несколько километров. Она шла не торопясь, а солдаты еле поспевали за ней. Потом она остановилась и стала медленно исчезать, поднимаясь в небо. Бойцы оглянулись: линия фронта была позади. Они вышли из окружения. Солдаты, обсуждая, что с ними произошло, поняли, что сама Божия Матерь спасла их. Эту историю чудесного спасения узнал от своего сослуживца молодой солдат Виктор Балаев, который освобождал наш город от фашистов. У него на груди был крестик, который ему дала мама, провожая его на фронт, поэтому ему сослуживец и доверил эту удивительную историю.

 Война Отчизну Вязьмой испытала.

Там миллион отважных сыновей

 Земля родная кровью записала

 В страницы скорбной памяти своей…

Воспитатель: Сотни тысяч людей отдали свои жизни на Вяземской земле!

Клин белых журавлей по небу проплывает,

В печальном сумраке их голоса слышны.

Глядим им в след и молча вспоминаем

 Всех тех, кто не пришел с войны…

       Танец « Журавли»

Но несмотря на героические действия наших солдат фашисты заняли Вязьму. (Показ слайда)

С первых дней оккупации в городе начали действовать подпольные организации. Подпольщики развешивали листовки с советскими  песнями, подрывали железную дорого, что бы вражеские солдаты не могли доехать до мест сражений, пускали под откос поезда боеприпасами и военной техникой, провизией.  Так же на территории и в районе города действовали и партизанские отряды. К. С. Заслонов был организатором и командиром партизанского отряда. (Показ слайда)

За время оккупации, продолжавшейся 17 месяцев, в городе погибло около 30 тысяч жителей. В Вязьме существовали два немецких лагеря для военнопленных и мирного населения СССР - Дулаг №184 и Дулаг №230. В лагере содержались заключённые - попавшие в плен советские воины. Пленных зачастую не кормили и не давали воды. Зимой 1941-1942 годов смертность в лагере составляла до 300 человек в день. Люди помещались в полуразрушенных зданиях без крыш, окон и дверей. Часто многие из тех, кто ложился спать, уже не просыпались - они замерзали. В Вязьме истощённых, оборванных, еле плетущихся людей - советских военнопленных - немцы гоняли на непосильно тяжёлые работы. (Показ слайда)

Перед нашими войсками была поставлена боевая задача, нанести  удар по немецко-фашистскому сопротивлению в районе Вязьмы. И осуществить этот удар предстояла воинам 33-й армии под командованием  генерал-лейтенанта Михаил Григорьевич Ефремов. Соединения армии перешли в наступления на Вязьму.  Наступление наших соединений на Вязьму характеризовалось смелостью, мужеством и отвагой воинов участвовавших в этой операции. Но взять город сходу не удалось. Наши войска попали в тяжёлое положение. Немцам удалось отсечь соединения,  прорвавшиеся к Вязьме.  Находясь во вражеском кольце, наша армия во взаимодействии с партизанами в течение двух месяцев вели мужественную борьбу с врагом. Они отвлекали  на себя крупные силы противника, причинили серьёзный урон. Наши воины совершили в тылу врага много боевых операций. (Показ слайда)

В первых числах апреля немецкое командование сосредоточило крупные силы, предприняло решительную попытку ликвидировать  окружённые советские войска. Ценой больших потерь им удалось разделить армию генерала Ефремова. Ее части и подразделения начали самостоятельно пробираться из вражеского окружения. Сам же генерал Ефремов был трижды ранен и что бы не попасть в плен к врага, покончил с собой. Немцы похоронили генерала Ефремова с почестями и один из командиров немецких войск сказал: «Сражайтесь за Германию так, как сражался за Россию генерал Ефремов».   

Весной 1943 года наши войска возобновили наступательные действия с земли Российской. ( Видео «Освобождение Вязьмы»)

Сражаются за каждую деревню, за каждый город и, даже, за каждый дом в нем. Враг не хотел отдавать наш город и сражался ожесточенно. (Показ слайда).

Фашисты заняли позицию на Соборном холме, где стоит храм Святой Троицы. На этом холме расположился фашистский пулеметчик. Перед солдатами поставлена задача – переправиться через речку Вязьма, взять высоту и уничтожить огневую точку.

Среди этих солдат был и Виктор Балаев, о котором я вам рассказывала раньше. Задача была очень сложная. Уже две роты солдат полегло от смертельного огня врага. Посмотрите, с этой высоты видна вся местность, и врагу было легко отбивать атаки. А высоту отбить у врага надо! Солдаты понимали, что немногие из них переберутся на другой берег реки и останутся в живых в этом бою. « Господи, останусь жив - пойду в монахи !» - сказал себе Виктор и пошел в атаку. Тогда ему было всего 18 лет. Когда он перебрался на другой берег реки, лег в окоп и оглянулся, то увидел,  что до берега добежало только двое человек из 100, остальные остались лежать на тонком мартовском льду реки.«Так Господь спас меня», - вспоминал Виктор.

Воспитатель: Освобождая дом за домом, улицу за улицей, советские воины приближались к центру города. Чтобы затруднить их продвижение, немцы начали взрывать и поджигать дома. Над городом заполыхало пламя. Но никакие препятствия не остановили наших бойцов.

2 марта - особенный день для нашего города! В этот день в 1943 году наш город Вязьма был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

Город был освобожден, но враг, уходя , превратил его в груды развалин. В городе уцелело только 20 домов. ( Видео « Вязьма после освобождения»)

Воспитатель: Ребята, как в нашем городе чтят память героев войны?

Вязьма была внесена в список 15 древнейших российских городов, требующих немедленного восстановления. Уже в 1946 году на центральной площади был установлен памятник генералу Ефремову. 

В нашем городе и его окрестностях есть много памятников, которые служат нам напоминание о тех страшных событиях, и какую цену нам пришлось заплатить за Победу.  В нашем городе чтят память героев войны. Их именами названы улицы: Марины Расковой, Заслонова; площадь Ефремова и вечный огонь на этой площади. 

На 237 км автомагистрали Москва – Минск был сооружен мемориальный комплекс воинам ополченцам – бауманцам. (противотанковый ров, железобетонные надолбы, дзот и отлит из меди фигура солдата, замахнувшегося гранатой). (Показ слайда)

В селе Богородицкое  был установлен памятник-обелиск в память о героически сражавшихся при выходе из окружения воинам народного ополчения и моряках. 

На привокзальной площади памятник машинистам. (Показ слайда)

Памятник жертвам немецкого пересыльного лагеря Дулаг-184 (Показ слайда)

Указом президента России Дмитрия Медведева  27 апреля 2009 года городу Вязьме присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы», за мужество, стойкость и героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Родины. На Советской площади памятник стела в честь присвоения городу Вязьмы звание «Город воинской славы» (Показ слайда)

 - Сколько городов было удостоено этого почётного звания? (ответы детей)

При въезде в город стоит памятник «Т-34»,  в память о жестоких танковых сражений за  Вязьму в годы Великой Отечественной войны. (Показ слайда)

Прошло 78 лет, и в память о военных событиях «Вяземского котла»

Недалеко от Вязьмы стал воздвигнут Спасо – Богородицкий Одигитриевский монастырь – первый в нашей стране монастырь поминовения воинов. (Показ слайда)

- Что значить поминать? (Это через молитвы благодарить воинов). Ведь у Бога все живы!

Этот монастырь воздвигнут в месте прорыва из окружения , о котором я вам рассказывала; на втором направлении прорыва расположен скит монастыря; в третьем – Богородицкое поле памяти . Вот какое это святое место! (Показ слайда)

На территории монастыря возведен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Те события, когда Божия Матерь вывела солдат из окружения происходили накануне праздника 14 октября- Покрова Пресвятой богородицы. В этом храме находится удивительная икона Одигитрия (Путеводительница), «Вяземская Ратная». (Показ слайда). Она здесь одна из самых чтимых икон, а написание этой иконы благословил тот самый солдат Виктор Балаев,  который освобождал наш город и чудом остался жив, обещав Господу стать монахом. Спустя несколько лет после войны он стал монахом в Троице – Сергиевой лавре с именем Михаил.

- Давайте рассмотрим эту икону. Кто изображен в центре иконы? (Божия Матерь .)

- Кто у нее на руках ? ( Младенец Иисус Христос.) Она стоит в рост на облаке.

- Что расположено внизу иконы ? (Река…) Внизу- две реки – земная и небесная. Здесь тысячи солдат, идущих на смерть ради жизни других людей, изображены в военных плащ-палатках, без оружия, с крестами в руках, как мученики. Справа от них -  река, уносящая их души на небо. Давайте запомним, как она называется. («Вяземская Ратная»)

Всем солдатам воевавшим

  Низкий наш поклон…

  По солдатам , в битве павшим,

  Колокольный звон…

- Ребята, уважаемые гости, давайте под молебный звон колокола скажем слова благодарности всем солдатам, что мы живы. (Звон колокола)

Мемориальный комплекс «Поле памяти» находится в 12 км от Вязьмы. (Показ слайда)

Прошли годы: наш родной город возродился. Заросли травой, лесами места былых сражений, но осталось неизменным одно – это память. Память о тех , кто сражался за Родину!

Память о войне живет неугасимо

В войнами растерзанной стране,

И никто отнять не в силах у России

Память о войне.

Кровью и слезами ты полита,

Русская земля – моя святыня.

Память – это вечная молитва,

Не умрет она и не остынет.

- Ребята, мы с вами много говорили о войне, многое сегодня узнали. Почему так важно помнить об этом? (ответы детей)

- Чтобы не было войны, чтобы не погибали люди, чтобы мы оставались людьми, берегли своих родных, свои семьи, друг друга, чтобы беречь мир , в котором мы живем.

- А для этого мы не должны допускать в свои сердца что? (Зло.)

Хранить в своем сердце мир и добро! И если надо будет ( если задумает враг прийти к нам со злом, с войной ) встать на защиту своей Родины, как это делали наши прадеды!

Мир начинается в душе!

Чтоб на земле исчезли войны,

В согласьи, в мире будем жить.

Святую Русь хранить достойно

И верой нашей дорожить.

Песня «Вязьма - мой город родной» муз. Клеменкова, сл. Комарова (Дети становятся полукругом )

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

 Память светлую о них!

 Нет! – заявляем мы войне,

Всем злым и чёрным силам.

Должна трава зелёной быть,

А небо синим – синим!

Нам нужен разноцветный мир,

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на земле

Все пули и снаряды.

Мы хотим, чтоб люди мирно жили,

Чтоб дети разных стран дружили,

Чтоб леса, поляны зеленели,

Чтобы птицы в небе звонко пели.

Мы должны помнить всегда, какой ценой досталась Победа над врагом, и расти достойной сменой и чтить традиции старшего поколения.





   


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!