СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Поклонимся великим тем годам…» (для детей 6 -7 лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитатель Высшей  квалификационной категории Катакова Марина Юрьевна

г.Вязьма

 

Не забывай кровавые закаты,

         Когда в руинах был родимый край.

   И как на землю падали солдаты убитыми…

Живой, не забывай!

Цель:

   Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа,         своих близких.

Задачи проекта:

1.Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе   углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Воспитание чувства  благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины. 3. Развитие творческих способностей детей, умение использовать полученные знания в рассказах, рисунках.

Введение:

Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее; готовность к защите Родины.

В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю страны, трудно переоценить значение патриотического воспитания детей, укрепления связей поколений. Эту работу нужно вести очень деликатно, так как любой нажим может вызвать противодействие, прямо противоположный эффект.

С детьми старшего дошкольного возраста мы решили реализовать проект, посвященный памятной дате - 65-летию Великой Победы. Этапы реализации проекта предполагает использование знаний отечественной истории на занятиях с детьми. Хотелось «зажечь» в сердцах детей огонёк желания узнавать о событиях  Великой Отечественной Войны  из  книг, кинофильмов, рассказов взрослых, членов семьи.

У каждого поколения – своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Нагорный Карабах, Чечня… Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Но Великая Отечественная – это важнейшая страница  в истории нашей страны, показавшая всему миру силу духа и несгибаемость советского народа.

Современное поколение часто упрекают в том, что оно не знает прошлого нашей страны, в том числе и событий Великой Отечественной войны. Для многих нынешних детей и подростков эта война и в самом деле далекая история…

 Великая Победа... Все, что стоит за этими словами, понятно людям старшего поколения. А как объяснить дошкольникам, что та­кое Великая Отечественная вой­на, как донести до их понимания величие и самоотверженность нашего народа, завоевавшего Победу?

Конечно же, мы обрати­лись к тому материалу, что хра­нит воспоминания о прошлом. А это: песни, книги, картины, музеи, встречи, общение с очевидцами событий.

 Цикл бесед, занятий, отражаю­щие важнейшие события войны, дали детям знания о военном времени.

В группе был организован уголок книг «Детям  о вой­не». Ребята просят прочитать их снова и снова, стараясь представить себе те далёкие события. Серьезные детские лица, внимательные взгляды… Затаив дыха­ние, дети слушают рассказ воспитателя о подвигах юных героев, павших в годы войны: Лени Голикова, Зины Портновой, Володи Дубинина, Толи Шумова и многих – многих других.

 Мини-выставка репродукций картин, фотографии военных лет, документальные хроники помогают детям представить себе героизм и мужество наших солдат во время сражений, понять опасность фронтовой жизни, почувст­вовать момент радости и ликования, когда над рейхстагом взвился флаг Победы.

 Посещение дошкольниками краеведческого музея, где целый зал посвящён боевой славе нашего народа, что  усиливает наглядное и эмо­циональное восприятие событий Великой Оте­чественной.

 Военные песни… Ласковые и нежные, тор­жественные и тревожные - они близки и по­нятны детям. Дети поют о Смуглянке, о журавлях, о легендарной Катюше.

 Всем известно, что одно из любимых заня­тий детей - рисование. В детском рисунке все: впечатления, эмоции, пожелания. А тема одна - «Чтобы помнили...». Выставка этих работ заслуживает внимания. Рисунки напол­нены детской искренностью, непосредствен­ностью и необычной для этого возраста серь­езностью.

 «Военные реликвии» - мини-музей, создан­ный в группе с помощью родителей. В глазах детей - удивление и восторг: вот они какие - военные фотографии, письма- треугольники, медали и орде­на прадедушек и прабабушек.

А как город хранит память о том трудном времени? Понять и осознать это помогает нашим детям экскурсия к памятнику генерал-лейтенанта  Ефремова, к обелиску Марины Расковой, нашей землячке, к вечному огню, возложение цветов, аллее Славы.

 9 Мая… В ослепительно белых нарядах цве­тущие сады. В воздухе легкий сиреневый аро­мат. Мы преклоняем колено пред памятью павших, и ложатся на гранитные плиты алые тюльпаны. Дети, отдавая дань памяти всем погибшим в той, такой далекой для них войне, произносят: «Поклонимся великим тем годам…».

Актуальность проекта:

73 года, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родилось и возмужало несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, будучи совсем ребенком ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко ( лишь в канун праздника Победы ) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. А оставшиеся  в живых,  из-за возраста и болезней, к сожалению, всё реже и реже встречаются с детьми.  Ребёнок, который узнаёт о войне из книг,  воспринимает ее лишь как одно из многих в бесконечной цепи исторических событий, а не как нечто чрезвычайное, имеющее отношение ко всем и каждому, и что не имеет срока давности. В ходе  беседы с детьми старшей группы и учениками первого класса выяснилось, что они имеют ничтожно малое представление  о Великой Отечественной войне, либо, не имеют его вообще. Но самое страшное – большинство (!) из них не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды.

 Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне. Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, она, память, является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам, воспитателям, не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших воспитанников, а ныне являющимися их бабушками и дедушками. О жизни этого поколения дети тоже почти ничего не знают. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им  пришлось заменить ушедших на фронт  у заводского станка, у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее, шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос.  Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломиться, не ожесточиться, стать достойными людьми? « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно привить человеку лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Это можно сделать на примере старших поколений, на уважении к прошлому  своего народа.

Участники проекта:

    1. Воспитатель МДОУ д/с №7 : Катакова М. Ю.                   

    2. Ученики 1 класса средней школы № 4 г. Вязьма (7 – 8 лет).

    3. Дети подготовительной  группы детского сада (6 - 7 лет).                       Продолжительность проекта: январь – апрель 2017 года.  Этапы реализации проекта: 1. Выделение проблемы и планирование работы (узнать как можно больше о Великой            Отечественной войне: прочитать в книгах, просмотреть фильмы на военную тематику,  расспросить своих  родственников, знакомых, ветеранов войны).

2. Сбор информации.

 3.Обзор литературы на военную тематику.  4. Коллективное чтение и обсуждение стихов и рассказов на военную тематику.

5. Просмотр фронтовых фотографий и писем, документальных хроник и          художественных фильмов.

6.Создание мини-музея в группе. 7.Проведение цикла занятий о Великой Отечественной Войне. 8. Встреча с ветеранами, беседа с бабушками и дедушками, другими родственниками о      военных годах.  9.Посещение краеведческого музея г. Вязьмы.

10. Оформление проектной работы.  Рисунки на тему «Чтобы помнили…».

Конкурс стихов, посвящённый 65 годовщине Великой Победы.  Выставка «Семейные реликвии» ( фотографии, фронтовые письма, награды, предметы, добытые на раскопках ).

Презентация проекта – интегрированное занятие «Поклонимся  великим тем годам…».

Итоги: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

    Патриотизм и другие нравственные качества вряд ли можно воспитать даже многими самыми удачными проектами и воспитательными мероприятиями. Нельзя измерить уровень их сформированности тестами и графиками. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешными тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, воспитатели, можем многое сделать для формирования интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно – интереса к прошлому своей Родины, своей семьи, своих близких людей, их участию в событиях такого масштаба, каким является Великая Отечественная война. Вести такую работу нужно постоянно, а не только к юбилейным датам.  Считаем, что наш проект «Поклонимся великим тем годам…» стал важным шагом на пути к этой цели.

Мы уверены, что отныне ребята знают, какой ценой были полу­чены боевые награды, какое уважение они, дети, должны оказывать пожилым людям, ве­теранам войны и труда.

Планирование мероприятий

занятия

месяц

количество занятий

1

«22 июня, ровно в 4 часа…»

Цель: Знакомство с Великой Отечественной Войной, как с величайшим историческим событием в истории нашей Родины. Чтение «Героической азбуки».

январь

2 занятия

 

2

«Брестская крепость»

Цель: Рассказать  детям о подвиге защитников Брестской крепости. Рассмотреть фотографии: «Мемориал – Брестская крепость». Чтение «Героической азбуки».

январь

февраль

1 занятие

           1 занятие

3

«Песни военных лет»

Цель: Прослушивание песен времён войны. Беседа.

февраль

1 занятие

4

«Хатынь»

Цель: Рассказать детям о трагедии белорусской деревни. Чтение «Героической азбуки». Виртуальная экскурсия по мемориалу «Хатынь»

(Интернет источники).

февраль

2 занятия

5

Цикл занятий «Пионеры - герои»

Цель: Рассказать о подвиге пионеров – героев. Чтение книг из одноимённой серии. Прослушивание песен военных лет.

февраль

3 занятия

6

 

 

«Ленинград. Блокада. Подвиг»

Цель: Рассказать детям о подвиге ленинградцев. Объяснить значение слова «блокада». Чтение «Дневника Тани Савичевой». Просмотр документальных хроник  блокадного Ленинграда.

март

 

 

3 занятия

 

 

7

 

«Вязьма - город – герой »

Цель: Рассказать детям о героической обороне нашего города. Чтение книг о Вязьме.  Прослушивание песен военных лет.

март

2 занятия

8

 

Экскурсия в краеведческий музей. Зал Боевой Славы.

Цель: Встреча и беседа детей с ветераном ВОВ …. Рассматривание «находок» времен Великой Отечественной Войны.

апрель

1 занятие

9

Конкурс стихов, посвящённый 65-летию Победы

Цель: Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. Вызвать желание выражать свои чувства в стихах о ВОВ.

апрель

1 занятие

10

«Город – герой Сталинград»

Цель: Рассказать детям о героической обороне Сталинграда. Рассказ об участнике Сталинградской битвы  Кузовникове П.М. Рассматривание наград, военных хроник. Прослушивание песен военных лет.

апрель

2 занятия

11

Конкурс рисунков

Цель: Привлечь родителей с детьми к участию в конкурсе  «Чтобы помнили…».

 

апрель

1 занятие

12

Экскурсия в Мемориальный парк

Цель: Продолжать воспитывать чувство уважения и благодарности к старшим поколениям, отстоявшим независимость нашей Родины. Возложение цветов.

 

май

1 занятие

13

Презентация проекта «Поклонимся великим тем годам…»

май

 

                                             Презентация проекта.

Зал оформлен плакатами, посвященными 65–летию Великой Победы, расположена выставка книг и картин на военную тематику.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: (подзывает ребят к себе) Ребята, посмотрите, как много книг на нашей выставке.

- Они вам знакомы? (ответы детей)

- О чём они? (ответы детей)

- Верно. Садитесь поудобнее на стулья. Именно о ней, о Великой Отечественной Войне, пойдёт сегодня речь.

Включается запись песни «Поклонимся великим тем годам» (припев) сл. М.Львов, муз. А. Пахмутова.

Воспитатель: О чём эта песня? Каким годам мы должны поклониться?

(ответы детей)

- А когда была эта война? (ответы детей)

- Что же случилось 22 июня 1941 года? (ответы детей)

- А что значит – обманом? (ответы детей)

Воспитатель: Наша страна огромна, но люди быстро узнали о начале войны. Как? Каким образом? (предположительные ответы детей про Ю.Левитана)

Да, ребята, Юрий Борисович Левитан был знаменитый диктор, который первым известил всю страну о начале войны и в течение 4-х лет передавал важные сообщения по радио.

- А давайте послушаем, как это было?!

Включается запись голоса Ю.Левитана.

Да, фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину и вся страна, все от мала до велика встали на защиту Отечества. Наравне со взрослыми с немецкими захватчиками сражались и дети.

А вы знаете детей-героев?  (ответы детей)

Кто хочет рассказать о ком-нибудь из них?

Дети выходят к доске и рассказывают о юных героях.

(магнитная доска, на ней расположены звёздочки, на обратной стороне которых написаны имена детей-героев)

Воспитатель: А сегодня, откуда мы с вами узнаём о событиях тех лет?(ответы детей)

Воспитатель: Верно, из книг. Давайте подойдём к нашей выставке и рассмотрим иллюстрации.

- Посмотрите, что изображено вот на этой картине?

- А на этой?

- А вот здесь, посмотрите! (ответы детей)

Воспитатель: О войне мы узнаём из литературы. О событиях тех лет были написаны повести, рассказы, стихи. Садитесь поудобнее, а я прочитаю вам одно из стихотворений.

Муса Джалиль «Волки»

Воспитатель: В этом стихотворении мы увидели, насколько жестоки, беспощадны фашисты. Ведь даже волки не тронули раненого бойца, а немецкие захватчики отняли у беззащитного солдата самое дорогое - жизнь.

Включается запись песни «Так бывает в дни войны» (отрывок) сл. М.Матусовский, муз.А.Петров

- А вы ведь тоже знаете стихи о войне. Давайте, их почитаем.

Дети читают стихи.

Воспитатель: За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с фашистами, звание героя присваивалось не только людям, но и городам.

- Сколько городов было удостоено этого почётного звания? (ответы детей)

- А вы знаете их? Дети называют города-герои. 

- Ребята, а кто из вас помнит, что пережил Ленинград и его жители в эти суровые годы?

Воспитатель: Я много раз видала рукопашный,

Не наяву, а только лишь - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

Мы знаем, что ныне лежит на весах, И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

Включается запись звуков боя.

Сценка «На поле боя»

Воспитатель: О Великой Отечественной войне было написано множество песен. А какие песни военных лет вам знакомы? (ответы детей)

- А давайте споём одну из них?!

Кто  сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

Дети исполняют песню «Пора в путь дорогу» сл. С.Фогельсон, муз. В.Соловьёв-Седой

Воспитатель: Важным, переломным моментом в войне стала Сталинградская битва. Я хочу вам рассказать об одном из участников этого сражения.

«Это мой дед – Кузовников Павел Матвеевич. Он ушёл на фронт в 1942 году и сразу же попал под Сталинград. Он рассказывал, что это было жесточайшее сражение, победу в котором одержали мужественные Советские солдаты. Под Сталинградом мой дед был тяжело ранен, лечился в госпитале, а затем вновь ушёл на фронт. В последствие он получил ещё 4 ранения, 2  из которых были тяжёлыми. Мой дед,  Павел Матвеевич, вернулся с войны живым, прожил много лет и не раз праздновал День Победы. К сожалению, его сейчас нет в живых, но я горжусь своим дедом, и память о нём навсегда останется в моём сердце» (после рассказа закрепляет фотографию на магнитной доске)

Я знаю, что сегодня некоторые из вас принесли фотографии своих близких и тоже хотели бы рассказать о них.

Дети выходят, рассказывают о своих родных и прикрепляют на доску их фотографии.

Воспитатель: Тяжёлые потери понесла наша страна, но Советская Армия выстояла и победила.

- Почему наша Армия победила, ведь в первые годы войны немецкая армия была сильнее ?

- А когда закончилась война? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте, в честь тех, кому мы обязаны жизнью, зажжём «свечу памяти» и почтим их подвиг минутой молчания (зажигает свечу). Звучит музыка Шуман «Грезы»

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда–то,

А превратились в белых журавлей.

Просмотр слайд-шоу фотографий военных лет.

Воспитатель: 9 мая стал днём памяти воинов, Днём Победы нашего народа над страшным и жестоким врагом – фашистской Германией.

Если в этот день вы встретите на улицах города ветеранов, не забудьте поздравить их с праздником и поблагодарить за Победу! А чтобы вы всегда помнили и гордились их подвигом, я хочу вам подарить «Георгиевские ленточки» (воспитатель прикрепляет на грудь каждому ребенку «Георгиевскую ленту»).

Включается запись песни «Поклонимся великим тем годам» сл. М.Львов, муз. А.Пахмутова.

Литература:

 Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда. - М., Дрофа. 2003.

Алексеев С., Гайдар А., Кассиль Л.. Баруздин С.  Рассказы об армии. – Стрекоза. 2010.

Бахревский В.А. Героическая азбука. Московия. 2009.

Дерягина Л. Наглядное пособие Этот День Победы. – СПб. Политиздат ТМ. 2010.

Джалиль М. Стихи. М., Художественная литература. 1966

Коллектив авторов. Пионеры – герои. М., Малыш. 1979.

Кондратьев В., Политов З. Говорят погибшие герои. – М., Политиздат. 1979.

Митяев А. Рассказы о Великой Отечественной Войне. – М., Дрофа – плюс. 2010.

Персесов Я., Волков В. Война народная. – М., Белый город. 2009.

Печерская А. Дети – герои. – М., Дрофа – плюс. 2010.

Чуйков В., Рябов С. Великая Отечественная. – М., Планета.1985.

Аудиозаписи:

«Поклонимся великим тем годам» сл. М.Львов, муз. А. Пахмутова.

«Так бывает в дни войны» сл. М. Матусовский, муз. А.Петров

Запись выступления Ю.Левитана по Советскому радио 22.06.1941 года.

Слайд – шоу фотографий военных лет.

 

Воспитатель Высшей  квалификационной категории Катакова Марина Юрьевна

г.Вязьма

 

Не забывай кровавые закаты,

         Когда в руинах был родимый край.

   И как на землю падали солдаты убитыми…

Живой, не забывай!

Цель:

   Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа,         своих близких.

Задачи проекта:

1.Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе   углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Воспитание чувства  благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины. 3. Развитие творческих способностей детей, умение использовать полученные знания в рассказах, рисунках.

Введение:

Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее; готовность к защите Родины.

В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю страны, трудно переоценить значение патриотического воспитания детей, укрепления связей поколений. Эту работу нужно вести очень деликатно, так как любой нажим может вызвать противодействие, прямо противоположный эффект.

С детьми старшего дошкольного возраста мы решили реализовать проект, посвященный памятной дате - 65-летию Великой Победы. Этапы реализации проекта предполагает использование знаний отечественной истории на занятиях с детьми. Хотелось «зажечь» в сердцах детей огонёк желания узнавать о событиях  Великой Отечественной Войны  из  книг, кинофильмов, рассказов взрослых, членов семьи.

У каждого поколения – своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Нагорный Карабах, Чечня… Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Но Великая Отечественная – это важнейшая страница  в истории нашей страны, показавшая всему миру силу духа и несгибаемость советского народа.

Современное поколение часто упрекают в том, что оно не знает прошлого нашей страны, в том числе и событий Великой Отечественной войны. Для многих нынешних детей и подростков эта война и в самом деле далекая история…

 Великая Победа... Все, что стоит за этими словами, понятно людям старшего поколения. А как объяснить дошкольникам, что та­кое Великая Отечественная вой­на, как донести до их понимания величие и самоотверженность нашего народа, завоевавшего Победу?

Конечно же, мы обрати­лись к тому материалу, что хра­нит воспоминания о прошлом. А это: песни, книги, картины, музеи, встречи, общение с очевидцами событий.

 Цикл бесед, занятий, отражаю­щие важнейшие события войны, дали детям знания о военном времени.

В группе был организован уголок книг «Детям  о вой­не». Ребята просят прочитать их снова и снова, стараясь представить себе те далёкие события. Серьезные детские лица, внимательные взгляды… Затаив дыха­ние, дети слушают рассказ воспитателя о подвигах юных героев, павших в годы войны: Лени Голикова, Зины Портновой, Володи Дубинина, Толи Шумова и многих – многих других.

 Мини-выставка репродукций картин, фотографии военных лет, документальные хроники помогают детям представить себе героизм и мужество наших солдат во время сражений, понять опасность фронтовой жизни, почувст­вовать момент радости и ликования, когда над рейхстагом взвился флаг Победы.

 Посещение дошкольниками краеведческого музея, где целый зал посвящён боевой славе нашего народа, что  усиливает наглядное и эмо­циональное восприятие событий Великой Оте­чественной.

 Военные песни… Ласковые и нежные, тор­жественные и тревожные - они близки и по­нятны детям. Дети поют о Смуглянке, о журавлях, о легендарной Катюше.

 Всем известно, что одно из любимых заня­тий детей - рисование. В детском рисунке все: впечатления, эмоции, пожелания. А тема одна - «Чтобы помнили...». Выставка этих работ заслуживает внимания. Рисунки напол­нены детской искренностью, непосредствен­ностью и необычной для этого возраста серь­езностью.

 «Военные реликвии» - мини-музей, создан­ный в группе с помощью родителей. В глазах детей - удивление и восторг: вот они какие - военные фотографии, письма- треугольники, медали и орде­на прадедушек и прабабушек.

А как город хранит память о том трудном времени? Понять и осознать это помогает нашим детям экскурсия к памятнику генерал-лейтенанта  Ефремова, к обелиску Марины Расковой, нашей землячке, к вечному огню, возложение цветов, аллее Славы.

 9 Мая… В ослепительно белых нарядах цве­тущие сады. В воздухе легкий сиреневый аро­мат. Мы преклоняем колено пред памятью павших, и ложатся на гранитные плиты алые тюльпаны. Дети, отдавая дань памяти всем погибшим в той, такой далекой для них войне, произносят: «Поклонимся великим тем годам…».

Актуальность проекта:

73 года, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родилось и возмужало несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, будучи совсем ребенком ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко ( лишь в канун праздника Победы ) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. А оставшиеся  в живых,  из-за возраста и болезней, к сожалению, всё реже и реже встречаются с детьми.  Ребёнок, который узнаёт о войне из книг,  воспринимает ее лишь как одно из многих в бесконечной цепи исторических событий, а не как нечто чрезвычайное, имеющее отношение ко всем и каждому, и что не имеет срока давности. В ходе  беседы с детьми старшей группы и учениками первого класса выяснилось, что они имеют ничтожно малое представление  о Великой Отечественной войне, либо, не имеют его вообще. Но самое страшное – большинство (!) из них не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды.

 Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне. Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, она, память, является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам, воспитателям, не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших воспитанников, а ныне являющимися их бабушками и дедушками. О жизни этого поколения дети тоже почти ничего не знают. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им  пришлось заменить ушедших на фронт  у заводского станка, у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее, шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос.  Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломиться, не ожесточиться, стать достойными людьми? « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно привить человеку лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Это можно сделать на примере старших поколений, на уважении к прошлому  своего народа.

Участники проекта:

    1. Воспитатель МДОУ д/с №7 : Катакова М. Ю.                   

    2. Ученики 1 класса средней школы № 4 г. Вязьма (7 – 8 лет).

    3. Дети подготовительной  группы детского сада (6 - 7 лет).                       Продолжительность проекта: январь – апрель 2017 года.  Этапы реализации проекта: 1. Выделение проблемы и планирование работы (узнать как можно больше о Великой            Отечественной войне: прочитать в книгах, просмотреть фильмы на военную тематику,  расспросить своих  родственников, знакомых, ветеранов войны).

2. Сбор информации.

 3.Обзор литературы на военную тематику.  4. Коллективное чтение и обсуждение стихов и рассказов на военную тематику.

5. Просмотр фронтовых фотографий и писем, документальных хроник и          художественных фильмов.

6.Создание мини-музея в группе. 7.Проведение цикла занятий о Великой Отечественной Войне. 8. Встреча с ветеранами, беседа с бабушками и дедушками, другими родственниками о      военных годах.  9.Посещение краеведческого музея г. Вязьмы.

10. Оформление проектной работы.  Рисунки на тему «Чтобы помнили…».

Конкурс стихов, посвящённый 65 годовщине Великой Победы.  Выставка «Семейные реликвии» ( фотографии, фронтовые письма, награды, предметы, добытые на раскопках ).

Презентация проекта – интегрированное занятие «Поклонимся  великим тем годам…».

Итоги: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постаратьс

Просмотр содержимого документа
«Проект «Поклонимся великим тем годам…» (для детей 6 -7 лет)»

Проект «Поклонимся великим тем годам…» (для детей 6 -7 лет)

Воспитатель I квалификационной категории Катакова Марина Юрьевна

г.Вязьма



Не забывай кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край.

И как на землю падали солдаты убитыми…

Живой, не забывай!

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа, своих близких.

Задачи проекта:

1.Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
3. Развитие творческих способностей детей, умение использовать полученные знания в рассказах, рисунках.

Введение:

Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее; готовность к защите Родины.

В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю страны, трудно переоценить значение патриотического воспитания детей, укрепления связей поколений. Эту работу нужно вести очень деликатно, так как любой нажим может вызвать противодействие, прямо противоположный эффект.

С детьми старшего дошкольного возраста мы решили реализовать проект, посвященный памятной дате - 65-летию Великой Победы.
Этапы реализации проекта предполагает использование знаний отечественной истории на занятиях с детьми. Хотелось «зажечь» в сердцах детей огонёк желания узнавать о событиях Великой Отечественной Войны из книг, кинофильмов, рассказов взрослых, членов семьи.

У каждого поколения – своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Нагорный Карабах, Чечня… Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Но Великая Отечественная – это важнейшая страница в истории нашей страны, показавшая всему миру силу духа и несгибаемость советского народа.

Современное поколение часто упрекают в том, что оно не знает прошлого нашей страны, в том числе и событий Великой Отечественной войны. Для многих нынешних детей и подростков эта война и в самом деле далекая история…

 Великая Победа... Все, что стоит за этими словами, понятно людям старшего поколения. А как объяснить дошкольникам, что та­кое Великая Отечественная вой­на, как донести до их понимания величие и самоотверженность нашего народа, завоевавшего Победу?

Конечно же, мы обрати­лись к тому материалу, что хра­нит воспоминания о прошлом. А это: песни, книги, картины, музеи, встречи, общение с очевидцами событий.

Цикл бесед, занятий, отражаю­щие важнейшие события войны, дали детям знания о военном времени.

В группе был организован уголок книг «Детям о вой­не». Ребята просят прочитать их снова и снова, стараясь представить себе те далёкие события. Серьезные детские лица, внимательные взгляды… Затаив дыха­ние, дети слушают рассказ воспитателя о подвигах юных героев, павших в годы войны: Лени Голикова, Зины Портновой, Володи Дубинина, Толи Шумова и многих – многих других.

Мини-выставка репродукций картин, фотографии военных лет, документальные хроники помогают детям представить себе героизм и мужество наших солдат во время сражений, понять опасность фронтовой жизни, почувст­вовать момент радости и ликования, когда над рейхстагом взвился флаг Победы.

Посещение дошкольниками краеведческого музея, где целый зал посвящён боевой славе нашего народа, что усиливает наглядное и эмо­циональное восприятие событий Великой Оте­чественной.

Военные песни… Ласковые и нежные, тор­жественные и тревожные - они близки и по­нятны детям. Дети поют о Смуглянке, о журавлях, о легендарной Катюше.

Всем известно, что одно из любимых заня­тий детей - рисование. В детском рисунке все: впечатления, эмоции, пожелания. А тема одна - «Чтобы помнили...». Выставка этих работ заслуживает внимания. Рисунки напол­нены детской искренностью, непосредствен­ностью и необычной для этого возраста серь­езностью.

«Военные реликвии» - мини-музей, создан­ный в группе с помощью родителей. В глазах детей - удивление и восторг: вот они какие - военные фотографии, письма- треугольники, медали и орде­на прадедушек и прабабушек.

А как город хранит память о том трудном времени? Понять и осознать это помогает нашим детям экскурсия к памятнику генерал-лейтенанта Ефремова, к обелиску Марины Расковой, нашей землячке, к вечному огню, возложение цветов, аллее Славы.

9 Мая… В ослепительно белых нарядах цве­тущие сады. В воздухе легкий сиреневый аро­мат. Мы преклоняем колено пред памятью павших, и ложатся на гранитные плиты алые тюльпаны. Дети, отдавая дань памяти всем погибшим в той, такой далекой для них войне, произносят: «Поклонимся великим тем годам…».

Актуальность проекта:

73 года, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родилось и возмужало несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, будучи совсем ребенком ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко ( лишь в канун праздника Победы ) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. А оставшиеся в живых, из-за возраста и болезней, к сожалению, всё реже и реже встречаются с детьми.
Ребёнок, который узнаёт о войне из книг, воспринимает ее лишь как одно из многих в бесконечной цепи исторических событий, а не как нечто чрезвычайное, имеющее отношение ко всем и каждому, и что не имеет срока давности. В ходе беседы с детьми старшей группы и учениками первого класса выяснилось, что они имеют ничтожно малое представление о Великой Отечественной войне, либо, не имеют его вообще. Но самое страшное – большинство (!) из них не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды.

Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне.
Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, она, память, является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам, воспитателям, не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших воспитанников, а ныне являющимися их бабушками и дедушками. О жизни этого поколения дети тоже почти ничего не знают. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт у заводского станка, у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее, шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос.
Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломиться, не ожесточиться, стать достойными людьми? « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно привить человеку лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Это можно сделать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своего народа.

Участники проекта:

1. Воспитатель МДОУ д/с №7 : Катакова М. Ю.

2. Ученики 1 класса средней школы № 4 г. Вязьма (7 – 8 лет).

3. Дети подготовительной группы детского сада (6 - 7 лет).
Продолжительность проекта: январь – апрель 2017 года.
Этапы реализации проекта:
1. Выделение проблемы и планирование работы (узнать как можно больше о Великой Отечественной войне: прочитать в книгах, просмотреть фильмы на военную тематику, расспросить своих родственников, знакомых, ветеранов войны).

2. Сбор информации.

3.Обзор литературы на военную тематику.
4. Коллективное чтение и обсуждение стихов и рассказов на военную тематику.

5. Просмотр фронтовых фотографий и писем, документальных хроник и художественных фильмов.

6.Создание мини-музея в группе.
7.Проведение цикла занятий о Великой Отечественной Войне.
8. Встреча с ветеранами, беседа с бабушками и дедушками, другими родственниками о военных годах.
9.Посещение краеведческого музея г. Вязьмы.

10. Оформление проектной работы.
Рисунки на тему «Чтобы помнили…».

Конкурс стихов, посвящённый 65 годовщине Великой Победы.
Выставка «Семейные реликвии» ( фотографии, фронтовые письма, награды, предметы, добытые на раскопках ).

Презентация проекта – интегрированное занятие «Поклонимся великим тем годам…».

Итоги:
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Патриотизм и другие нравственные качества вряд ли можно воспитать даже многими самыми удачными проектами и воспитательными мероприятиями. Нельзя измерить уровень их сформированности тестами и графиками. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешными тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, воспитатели, можем многое сделать для формирования интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно – интереса к прошлому своей Родины, своей семьи, своих близких людей, их участию в событиях такого масштаба, каким является Великая Отечественная война. Вести такую работу нужно постоянно, а не только к юбилейным датам. Считаем, что наш проект «Поклонимся великим тем годам…» стал важным шагом на пути к этой цели.

Мы уверены, что отныне ребята знают, какой ценой были полу­чены боевые награды, какое уважение они, дети, должны оказывать пожилым людям, ве­теранам войны и труда.

Планирование мероприятий

занятия

месяц

количество занятий

1

«22 июня, ровно в 4 часа…»

Цель: Знакомство с Великой Отечественной Войной, как с величайшим историческим событием в истории нашей Родины. Чтение «Героической азбуки».

январь

2 занятия


2

«Брестская крепость»

Цель: Рассказать детям о подвиге защитников Брестской крепости. Рассмотреть фотографии: «Мемориал – Брестская крепость». Чтение «Героической азбуки».

январь

февраль

1 занятие

1 занятие

3

«Песни военных лет»

Цель: Прослушивание песен времён войны. Беседа.

февраль

1 занятие

4

«Хатынь»

Цель: Рассказать детям о трагедии белорусской деревни. Чтение «Героической азбуки». Виртуальная экскурсия по мемориалу «Хатынь»

(Интернет источники).

февраль

2 занятия

5

Цикл занятий «Пионеры - герои»

Цель: Рассказать о подвиге пионеров – героев. Чтение книг из одноимённой серии. Прослушивание песен военных лет.

февраль

3 занятия

6




«Ленинград. Блокада. Подвиг»

Цель: Рассказать детям о подвиге ленинградцев. Объяснить значение слова «блокада». Чтение «Дневника Тани Савичевой». Просмотр документальных хроник блокадного Ленинграда.

март




3 занятия




7


«Вязьма - город – герой »

Цель: Рассказать детям о героической обороне нашего города. Чтение книг о Вязьме. Прослушивание песен военных лет.

март

2 занятия

8


Экскурсия в краеведческий музей. Зал Боевой Славы.

Цель: Встреча и беседа детей с ветераном ВОВ …. Рассматривание «находок» времен Великой Отечественной Войны.

апрель

1 занятие

9

Конкурс стихов, посвящённый 65-летию Победы

Цель: Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. Вызвать желание выражать свои чувства в стихах о ВОВ.

апрель

1 занятие

10

«Город – герой Сталинград»

Цель: Рассказать детям о героической обороне Сталинграда. Рассказ об участнике Сталинградской битвы Кузовникове П.М. Рассматривание наград, военных хроник. Прослушивание песен военных лет.

апрель

2 занятия

11

Конкурс рисунков

Цель: Привлечь родителей с детьми к участию в конкурсе «Чтобы помнили…».


апрель

1 занятие

12

Экскурсия в Мемориальный парк

Цель: Продолжать воспитывать чувство уважения и благодарности к старшим поколениям, отстоявшим независимость нашей Родины. Возложение цветов.


май

1 занятие

13

Презентация проекта «Поклонимся великим тем годам…»

май


Презентация проекта.

Зал оформлен плакатами, посвященными 65–летию Великой Победы, расположена выставка книг и картин на военную тематику.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: (подзывает ребят к себе) Ребята, посмотрите, как много книг на нашей выставке.

- Они вам знакомы? (ответы детей)

- О чём они? (ответы детей)

- Верно. Садитесь поудобнее на стулья. Именно о ней, о Великой Отечественной Войне, пойдёт сегодня речь.

Включается запись песни «Поклонимся великим тем годам» (припев) сл. М.Львов, муз. А. Пахмутова.

Воспитатель: О чём эта песня? Каким годам мы должны поклониться?

(ответы детей)

- А когда была эта война? (ответы детей)

- Что же случилось 22 июня 1941 года? (ответы детей)

- А что значит – обманом? (ответы детей)

Воспитатель: Наша страна огромна, но люди быстро узнали о начале войны. Как? Каким образом? (предположительные ответы детей про Ю.Левитана)

Да, ребята, Юрий Борисович Левитан был знаменитый диктор, который первым известил всю страну о начале войны и в течение 4-х лет передавал важные сообщения по радио.

- А давайте послушаем, как это было?!

Включается запись голоса Ю.Левитана.

Да, фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину и вся страна, все от мала до велика встали на защиту Отечества. Наравне со взрослыми с немецкими захватчиками сражались и дети.

А вы знаете детей-героев? (ответы детей)

Кто хочет рассказать о ком-нибудь из них?

Дети выходят к доске и рассказывают о юных героях.

(магнитная доска, на ней расположены звёздочки, на обратной стороне которых написаны имена детей-героев)

Воспитатель: А сегодня, откуда мы с вами узнаём о событиях тех лет?(ответы детей)

Воспитатель: Верно, из книг. Давайте подойдём к нашей выставке и рассмотрим иллюстрации.

- Посмотрите, что изображено вот на этой картине?

- А на этой?

- А вот здесь, посмотрите! (ответы детей)

Воспитатель: О войне мы узнаём из литературы. О событиях тех лет были написаны повести, рассказы, стихи. Садитесь поудобнее, а я прочитаю вам одно из стихотворений.

Муса Джалиль «Волки»

Воспитатель: В этом стихотворении мы увидели, насколько жестоки, беспощадны фашисты. Ведь даже волки не тронули раненого бойца, а немецкие захватчики отняли у беззащитного солдата самое дорогое - жизнь.

Включается запись песни «Так бывает в дни войны» (отрывок) сл. М.Матусовский, муз.А.Петров

- А вы ведь тоже знаете стихи о войне. Давайте, их почитаем.

Дети читают стихи.

Воспитатель: За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с фашистами, звание героя присваивалось не только людям, но и городам.

- Сколько городов было удостоено этого почётного звания? (ответы детей)

- А вы знаете их? Дети называют города-герои.

- Ребята, а кто из вас помнит, что пережил Ленинград и его жители в эти суровые годы?

Воспитатель: Я много раз видала рукопашный,

Не наяву, а только лишь - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Включается запись звуков боя.

Сценка «На поле боя»

Воспитатель: О Великой Отечественной войне было написано множество песен. А какие песни военных лет вам знакомы? (ответы детей)

- А давайте споём одну из них?!

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

Дети исполняют песню «Пора в путь дорогу» сл. С.Фогельсон, муз. В.Соловьёв-Седой

Воспитатель: Важным, переломным моментом в войне стала Сталинградская битва. Я хочу вам рассказать об одном из участников этого сражения.

«Это мой дед – Кузовников Павел Матвеевич. Он ушёл на фронт в 1942 году и сразу же попал под Сталинград. Он рассказывал, что это было жесточайшее сражение, победу в котором одержали мужественные Советские солдаты. Под Сталинградом мой дед был тяжело ранен, лечился в госпитале, а затем вновь ушёл на фронт. В последствие он получил ещё 4 ранения, 2 из которых были тяжёлыми. Мой дед, Павел Матвеевич, вернулся с войны живым, прожил много лет и не раз праздновал День Победы. К сожалению, его сейчас нет в живых, но я горжусь своим дедом, и память о нём навсегда останется в моём сердце» (после рассказа закрепляет фотографию на магнитной доске)

Я знаю, что сегодня некоторые из вас принесли фотографии своих близких и тоже хотели бы рассказать о них.

Дети выходят, рассказывают о своих родных и прикрепляют на доску их фотографии.

Воспитатель: Тяжёлые потери понесла наша страна, но Советская Армия выстояла и победила.

- Почему наша Армия победила, ведь в первые годы войны немецкая армия была сильнее ?

- А когда закончилась война? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте, в честь тех, кому мы обязаны жизнью, зажжём «свечу памяти» и почтим их подвиг минутой молчания (зажигает свечу). Звучит музыка Шуман «Грезы»

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда–то,

А превратились в белых журавлей.

Просмотр слайд-шоу фотографий военных лет.

Воспитатель: 9 мая стал днём памяти воинов, Днём Победы нашего народа над страшным и жестоким врагом – фашистской Германией.

Если в этот день вы встретите на улицах города ветеранов, не забудьте поздравить их с праздником и поблагодарить за Победу! А чтобы вы всегда помнили и гордились их подвигом, я хочу вам подарить «Георгиевские ленточки» (воспитатель прикрепляет на грудь каждому ребенку «Георгиевскую ленту»).

Включается запись песни «Поклонимся великим тем годам» сл. М.Львов, муз. А.Пахмутова.

Литература:

Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда. - М., Дрофа. 2003.

Алексеев С., Гайдар А., Кассиль Л.. Баруздин С. Рассказы об армии. – Стрекоза. 2010.

Бахревский В.А. Героическая азбука. Московия. 2009.

Дерягина Л. Наглядное пособие Этот День Победы. – СПб. Политиздат ТМ. 2010.

Джалиль М. Стихи. М., Художественная литература. 1966

Коллектив авторов. Пионеры – герои. М., Малыш. 1979.

Кондратьев В., Политов З. Говорят погибшие герои. – М., Политиздат. 1979.

Митяев А. Рассказы о Великой Отечественной Войне. – М., Дрофа – плюс. 2010.

Персесов Я., Волков В. Война народная. – М., Белый город. 2009.

Печерская А. Дети – герои. – М., Дрофа – плюс. 2010.

Чуйков В., Рябов С. Великая Отечественная. – М., Планета.1985.

Аудиозаписи:

«Поклонимся великим тем годам» сл. М.Львов, муз. А. Пахмутова.

«Так бывает в дни войны» сл. М. Матусовский, муз. А.Петров

Запись выступления Ю.Левитана по Советскому радио 22.06.1941 года.

Слайд – шоу фотографий военных лет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!