СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Целостная система работы с одаренными детьми»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Целостная система работы с одаренными детьми»»

«Целостная система работы с одаренными детьми»

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности.В нашей стране в рамках президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.

Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностьюсовременного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.

Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

В чем сущность подходов, на основе которых выстраивается соответствующая практика работы с одаренными детьми? Как может быть организован процесс развития и обучения детей «с признаками одаренности» в условиях общеобразовательной школы? Что понимают под целостной системой? Это, прежде всего целевые (цели), содержательные (содержание материала, отраженное в учебных планах, программах, учебниках и других нормативных документах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии).

Какого же ребенка можно считать одаренным?

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности.

Одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организациипрактической работы с одаренными детьми.Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков. Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы не было основания их предполагать. Почему такое возможно? Во-первых, зачастую признаки одаренности просто не удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще многого не знают и не умеют. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, «вспыхнуть» и «разгореться» при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах. В-третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено. В-четвертых, никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности, а также от особенностей реализации личности.

Английский ученый Г. Ревеш считает, что раньше всего в ребенке просыпаются, развиваются способности к музыке, затем к математике, а что касается ИЗО – к концу периода зрелости к началу второй половины юношеского возраста, то есть к возрасту между 17–20 годами.

Процесс выявления способностей детей достаточно сложный. Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Поэтому задача учителя – выявление склонностей, а затем в процессе их совершенствования – развитие способностей.

Мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь ряд отличий от содержания образования их «нормальных» сверстников, не вызывает никаких сомнений. Одаренные дети, различаясь между собой, обладают при этом некоторыми общими особенностями, которые необходимо учитывать при разработке содержания образования. Этот подход полностью оправдан в условиях спецклассов (например, профильных, гимназических, с углубленным изучением некоторых предметов). Создание таких классов в нашей школе позволяет на деле, а не на словах решать проблему обучения детей с признаками одаренности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются:

– выявление одаренных детей;

– создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:

– обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

– знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

– выявления, мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

– периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.

После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись двумя группами педагогов:

1) учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности, стимулирующими и поддерживающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;

2) наставниками, которые:

– выполняют функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником;

– координируют индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;

– обеспечивают необходимое одаренному учащемуся общение;

– осуществляют связь с родителями одаренного учащегося.

Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или приглашенные для этой цели специалисты.

Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с наставником.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:

– соотнести количество предоставляемой информации и отбор умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);

– минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);

– не стремиться реагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.)

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, поскольку научный руководитель:

– обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся теме научного исследования;

– поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;

– создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;

– способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области.

3. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того что:

– целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможного дисбаланса в личностном развитии;

– предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе РЕБЕНКА.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!