Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми.»
Работа с одаренными детьми
Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей обучающихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, само реализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети:
Имеют более высокие, по сравнению с большинством сверстников, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления.
Имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность.
Испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
Дети с признаками умственной одаренности в определенной области наук и конкретными способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада.
Цель работы:
выявление, обучение, развитие, воспитание одаренных детей.
создание условий для оптимального развития одаренных детей, а так же способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие способностей.
Задачи:
выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а так же интересы и способности обучающегося на первом этапе в начальной школе.
Проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие обучающимся проявить свои способности.
Предоставлять возможность совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем через самостоятельную работу.
Воспитывать целеустремленность, активность обучающихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении.
Поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Использовала следующие формы работы с одаренными детьми:
Индивидуальный подход на уроках, использование элементов дифференцированного обучения, проведение уроков нестандартной формы.
Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка их к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссиям. Консультации по возникающим проблемам.
Участие в школьных, районных, всероссийских и международных олимпиадах по предметам.
Участие в конкурсах, интеллектуальных играх, концертной деятельности, фестивалях, спортивных соревнованиях.
Использование современных средств информацтии. (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Работа с родителями.
На родительских собраниях, в индивидуальных беседах пыталась донести до родителей важность того, что семья должна:
Учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей.
Родители должны оказывать помощь в создании семейного микроклимата, должны повышать образовательный уровень семьи.
Формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (в семье, среди сверстников, педагогов).
Также привлекала родителей к подготовке мкроприятий различного направления. Одно из родительских собраний было посвящено вопросу воспитания одаренных детей.
-
Мероприятия:
№ п/п | Основные мероприятия |
1 | Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списка одаренных детей. |
2 | Участие в конкурсе-игре «Кенгуру», «Русский медвежонок- языкознание для всех». |
3 | Индивидуальные консультации по проведению исследований и оформлению проектов. |
4 | Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад. |
5 | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей. |
6 | Сбор и систематизация материалов по работе с одаренными детьми из разных информационных источников. |
7 | Работа с родителями одаренных детей |
На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в классе были выявлены следующие категории одаренных детей:
2015 – 2016 учебный год
Дети с высокими общими интеллектуальными способностями. | Рогожинский Владислав |
Дети с признаками умственной одаренности в определенной области наук и конкретными способностями. | Барыгин Иван Шестакова Виктория |
Дети с высокими творческими (художественными) способностями. | Прачук Алиса |
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. | Ботнарь Артем Ольшанский Даниил |
Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада. | Крылова Екатерина |
2015 – 2016 учебный год
Дети с высокими общими интеллектуальными способностями. | Евграфов Леонид Драчев Николай |
Дети с признаками умственной одаренности в определенной области наук и конкретными способностями. | Абрамков Никита Филиппов Лев |
Дети с высокими творческими (художественными) способностями. | Воронина Ксения Федорова Анастасия |
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. | Деменев Даниил |
Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада. | Мухин Алексей Коробков Даниил |
Результаты реализации работы:
Создание системы взаимодействия с родителями обучающихся.
Развитие потенциала детей.
Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
В целом, работа с одаренными детьми представляется довольно интересной и перспективной, направленной на развитие школы. Эта деятельность повышает конкурентоспособность нашего образовательного учреждения, вносит вклад в формирование его положительного имиджа.