Статья "работа с одаренными детьми"
Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Система нашей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Портрет одарённого ребёнка
- 1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
- 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- 3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- 4. Склонен к рискованным действиям.
- 5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- 7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- 8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
- 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- 10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Выделяют три категории одаренных в умственном отношение детей :
-дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одаренности
- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Условия успешной работы
Учитель должен быть :
- увлечён своим делом
- профессионально грамотным
- способным к экспериментальной,
научной и творческой деятельности
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным
- владеть передовыми педагогическими технологиями
- психологом, воспитателем и умелым организатором
В начале года составляется план работы МО с одаренными детьми. Затем каждый учитель составляет план работы на свой класс.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ
№
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций
|
Регулярно
|
Зам. директора по УВР
|
2
|
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей
|
Ежегодно
|
Учителя начальной школы
|
3
|
Организация проектно- исследовательской деятельности, участие в конкурсе «Зерде»
|
Ежегодно
|
Учителя 1-4 классов
|
4
|
Участие младших школьников в международных конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Британский бульдог» и др.
|
Ежегодно
|
Учителя 2-4 классов
|
5
|
Участие младших школьников врайонных, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, смотрах разных уровней
|
Ежегодно
|
Метод совет, зам по УВР
|
6
|
Составление диагностических карт на одаренных детей
|
Системат.
|
Классные руководители 1-4 классов
|
7
|
Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми
|
Ежегодно
|
Зам. директора по УВР
|
8
|
Освещение результатов работы с одаренными детьми в прессе
|
Регулярно
|
Учителя начальной школы
|
9
|
Развитие одаренных детей в процессе внеурочной деятельности
|
Ежегодно
|
Учителя начальной школы
|
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ГКУ СШ № 7
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п
|
Мероприятия
|
Дата
|
Ответственные
|
1.
|
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.
|
в течение года
|
Зам. директора по УВР
|
2.
|
Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.
|
в течение года
|
Психолог
Учителя 0-4 классов
|
3.
|
Создание списка данных по одарённым детям
СШ № 7
|
сентябрь
|
Зам. директора по УВР,
Руководитель МО
|
4.
|
Проведение работы с родителями одарённых детей.
|
в течение года
|
Учителя начальных классов
|
5.
|
Выступление учителей, успешно работающих с одарёнными детьми, на совещаниях при директоре и педсоветах.
|
в течение года
|
Зам. директора по УВР, учителя
|
6.
|
Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.
|
в течение года
|
Учителя начальных классов
|
7.
|
Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 2-4 классов.
|
октябрь
|
Прядко Е. П.,
учителя начальных классов
|
8.
|
Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Британский бульдог» и др.
|
в течение года
|
Учителя начальных классов
|
9.
|
Участие в районных олимпиадах младших школьников по русскому языку и математике.
|
март
|
Учителя начальных классов
|
10.
|
Участие в дистанционных олимпиадах по русскому языку, математике, литературе, познанию мира. ОБЖ
|
2 полугодие
|
Учителя начальных классов
|
11.
|
Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с ыработкой рекомендаций.
|
январь-апрель
|
Методсовет
|
12.
|
Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.
|
в течение года
|
Учителя 1-4 классов
|
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок- путешествие, урок-игра и др), новизна приемов ( работа в парах, групповая работа) – очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.
Подбирая задания для домашней работы, одаренным детям предлагаю самим составить задания для соседа по определенной теме или задания по выбору.
Презентация «Дятел»
Большой интерес у таких детей вызывают и задания, связанные с составлением ребусов, кроссвордов, шарад. (Кроссворд “Глагол»)
БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. БЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА. БЕРЁЗА БЕРЗА, БЕР = «светлый, ясный, белый».
Однокоренные слова: берёзка, березник, берёзовик, берёзонька, березняк, подберёзовик, березина, берёзовый.
Фразеологизм:
ДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ – наказать розгами, выпороть, высечь.
Пословицы и поговорки:
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Каковы берёзки, таковы и отростки.
– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.
– Прочитайте тему урока.
Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».
Склонение – изменение имен существительных по падежам
На уроках русского языка и математике детям, которые успешно усвоили материал, я даю карточки с более разнообразными заданиями
4-2-1 КАРТОЧКА №1 Ф.И. ____________________________________________
Реши задачи.
№1 Масса кенгуру 130 кг, это на 100 кг меньше, чем масса буро медведя.
Какова масса бурого медведя?
№2 Самой большой скоростью обладает голохвостый стриж. Его скорость 170 км/ч, а скорость голубя - на 120 км/ч меньше. Какова скорость у голубя?
№3 Заяц может пригнуть в длину на 3 м, кенгуру - на 20 м больше, чем заяц, а барс - на 8 м меньше, чем кенгуру. На какую длину может пригнуть барс?
4-2-1 КАРТОЧКА №2 Ф.И. ____________________________________________
Реши задачи.
№1 Самой скорой среди рыб является тихоокеанский парусник. Его скорость - 109 км/ч, это на 8 км/ч больше, чем скорость самого быстрого животного - гепарда. Какова скорость у гепарда?
№2 У волка - 42 зуба, у медведя - столько же, а у ежика на 6 зубов меньше, чем у лисицы. Сколько зубов у ежика, если у лисицы столько зубов, как и у медведя?
№3 У лебедя на теле около 25000 перьев (из которых 20 тыс. - на голове и шее), у воробьев - на 22000 меньше, а у некоторых колибри на 2000 перьев меньше, чем у воробьев. Сколько перьев у колибри?
Карточка № 1 (4-2-9) Ф.И. ____________________________________________
Папа купил мне цветные карандаши. Я решил нарисовать нашего к...тёнка Ваську. Он спал в уг...лке на пушистом к...вре. Я взял чистый лист бумаги и сел за стол. К...тишка проснулся. Он выб...жал во двор и спрятался в кустах. Как мне его рисовать?
Какой совет ты дашь мальчику?
___________________________________________________________________________
Какие безударные гласные пропущены в словах? Устно подбери к ним проверочные слова. Выдели корни. Над прилагательными обозначь род.
Карточка № 2 (4-2-9) Ф.И. __________________________________________
В сонной тишине,
И горят снежинки,
И стоит берёза
В золотом огне.
С. А. Есенин
__________________________________________
__________________________________________
Переставь строчки так, чтобы получились стихи. Запиши стихотворный текст. Поставь в словах ударения. Подчеркни безударные гласные. Над прилагательными обозначь род.
Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный, как сказано выше, требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах.
Факультативные занятия немало способствуют развитию творческих способностей и интереса к определенному предмету.
Одной из форм организации работы на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Проекты неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу. Основной миссией учителя считается развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.
В конкурсе «Зерде» были подготовлены 4 проекты «Цветочные часы», «Чудесный напиток», «Фруктово-ягодная азбука» и «Мороженое. Польза или вред?» (Презентации)
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.
Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.
Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.
Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости.
Необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Работа с одаренными детьми» Учитель МБОУ СОШ № 99 Прядко Елена Петровна»
Статья «Работа с одаренными детьми»
Учитель МБОУ СОШ № 99
Прядко Елена Петровна
Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Система нашей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Выделяют три категории одаренных в умственном отношение детей :
-дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одаренности
- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Условия успешной работы
Учитель должен быть :
научной и творческой деятельности
интеллектуальным, нравственным и эрудированным
владеть передовыми педагогическими технологиями
психологом, воспитателем и умелым организатором
В начале года составляется план работы МО с одаренными детьми. Затем каждый учитель составляет план работы на свой класс.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ
№ | Мероприятие | Сроки | Исполнители |
1. | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций | Регулярно | Зам. директора по УВР |
2 | Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей | Ежегодно | Учителя начальной школы |
3 | Организация проектно- исследовательской деятельности, участие в конкурсе «Зерде» | Ежегодно | Учителя 1-4 классов |
4 | Участие младших школьников в международных конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Британский бульдог» и др. | Ежегодно | Учителя 2-4 классов |
5 | Участие младших школьников врайонных, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, смотрах разных уровней | Ежегодно | Метод совет, зам по УВР |
6 | Составление диагностических карт на одаренных детей | Системат. | Классные руководители 1-4 классов |
7 | Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
8 | Освещение результатов работы с одаренными детьми в прессе | Регулярно | Учителя начальной школы |
9 | Развитие одаренных детей в процессе внеурочной деятельности | Ежегодно | Учителя начальной школы |
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ГКУ СШ № 7
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. | в течение года | Зам. директора по УВР |
2. | Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. | в течение года | Психолог Учителя 0-4 классов |
3. | Создание списка данных по одарённым детям СШ № 7 | сентябрь | Зам. директора по УВР, Руководитель МО |
4. | Проведение работы с родителями одарённых детей. | в течение года | Учителя начальных классов |
5. | Выступление учителей, успешно работающих с одарёнными детьми, на совещаниях при директоре и педсоветах. | в течение года | Зам. директора по УВР, учителя |
6. | Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам. | в течение года | Учителя начальных классов |
7. | Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 2-4 классов. | октябрь | Прядко Е. П., учителя начальных классов |
8. | Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Британский бульдог» и др. | в течение года | Учителя начальных классов |
9. | Участие в районных олимпиадах младших школьников по русскому языку и математике. | март | Учителя начальных классов |
10. | Участие в дистанционных олимпиадах по русскому языку, математике, литературе, познанию мира. ОБЖ | 2 полугодие | Учителя начальных классов |
11. | Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с ыработкой рекомендаций. | январь-апрель | Методсовет |
12. | Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. | в течение года | Учителя 1-4 классов |
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок- путешествие, урок-игра и др), новизна приемов ( работа в парах, групповая работа) – очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.
Подбирая задания для домашней работы, одаренным детям предлагаю самим составить задания для соседа по определенной теме или задания по выбору.
Презентация «Дятел»
Большой интерес у таких детей вызывают и задания, связанные с составлением ребусов, кроссвордов, шарад. (Кроссворд “Глагол»)
БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. БЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА. БЕРЁЗА БЕРЗА, БЕР = «светлый, ясный, белый».
Однокоренные слова: берёзка, березник, берёзовик, берёзонька, березняк, подберёзовик, березина, берёзовый.
Фразеологизм:
ДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ – наказать розгами, выпороть, высечь.
Пословицы и поговорки:
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Каковы берёзки, таковы и отростки.
– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.
– Прочитайте тему урока.
Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».
Склонение – изменение имен существительных по падежам
На уроках русского языка и математике детям, которые успешно усвоили материал, я даю карточки с более разнообразными заданиями
4-2-1 КАРТОЧКА №1 Ф.И. ____________________________________________
Реши задачи.
№1 Масса кенгуру 130 кг, это на 100 кг меньше, чем масса буро медведя.
Какова масса бурого медведя?
№2 Самой большой скоростью обладает голохвостый стриж. Его скорость 170 км/ч, а скорость голубя - на 120 км/ч меньше. Какова скорость у голубя?
№3 Заяц может пригнуть в длину на 3 м, кенгуру - на 20 м больше, чем заяц, а барс - на 8 м меньше, чем кенгуру. На какую длину может пригнуть барс?
4-2-1 КАРТОЧКА №2 Ф.И. ____________________________________________
Реши задачи.
№1 Самой скорой среди рыб является тихоокеанский парусник. Его скорость - 109 км/ч, это на 8 км/ч больше, чем скорость самого быстрого животного - гепарда. Какова скорость у гепарда?
№2 У волка - 42 зуба, у медведя - столько же, а у ежика на 6 зубов меньше, чем у лисицы. Сколько зубов у ежика, если у лисицы столько зубов, как и у медведя?
№3 У лебедя на теле около 25000 перьев (из которых 20 тыс. - на голове и шее), у воробьев - на 22000 меньше, а у некоторых колибри на 2000 перьев меньше, чем у воробьев. Сколько перьев у колибри?
Карточка № 1 (4-2-9) Ф.И. ____________________________________________
Папа купил мне цветные карандаши. Я решил нарисовать нашего к...тёнка Ваську. Он спал в уг...лке на пушистом к...вре. Я взял чистый лист бумаги и сел за стол. К...тишка проснулся. Он выб...жал во двор и спрятался в кустах. Как мне его рисовать?
Какой совет ты дашь мальчику?
___________________________________________________________________________
Какие безударные гласные пропущены в словах? Устно подбери к ним проверочные слова. Выдели корни. Над прилагательными обозначь род.
Карточка № 2 (4-2-9) Ф.И. __________________________________________
В сонной тишине,
И горят снежинки,
И стоит берёза
В золотом огне.
С. А. Есенин
__________________________________________
__________________________________________
Переставь строчки так, чтобы получились стихи. Запиши стихотворный текст. Поставь в словах ударения. Подчеркни безударные гласные. Над прилагательными обозначь род.
Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный, как сказано выше, требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах.
Факультативные занятия немало способствуют развитию творческих способностей и интереса к определенному предмету.
Одной из форм организации работы на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Проекты неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу. Основной миссией учителя считается развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.
В конкурсе «Зерде» были подготовлены 4 проекты «Цветочные часы», «Чудесный напиток», «Фруктово-ягодная азбука» и «Мороженое. Польза или вред?» (Презентации)
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.
Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.
Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.
Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости.
Необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.