СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одаренные дети: выявление, поддержка, развитие"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема одаренных и талантливых детей считается одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального и творческого потенциала людей. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно, целенаправленная работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более востребованной, так как в основу реформирования образования России положен принцип приоритета личности.

Программа «Одарённые дети: выявление, поддержка, развитие» Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области  на 2011 – 2015 г.»  определяет основные направления развития учреждения с одаренными детьми, направлена на формирование и реализацию государственной политики в области образования, на выявление, обучение, воспитание и поддержку одаренных детей, обучающихся в МБОУ педагогический лицей, и разработана в соответствии с Областной целевой программой «Модернизация системы общего образования в Ульяновской области на 2011 – 2015г.» и Образовательной инициативой «Наша новая школа».

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренные дети: выявление, поддержка, развитие"»


Утверждено приказом Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области

от _______20 ___ года № ____







Программа

«Одарённые дети: выявление, развитие, поддержка»

Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда

Ульяновской области

на 2011 – 2015 г.



Рассмотрено на заседании Педагогического совета

МБОУ педагогический лицей

от _______20 ___ года № ____









Содержание

стр.

1.

Паспорт программы

3




2.

Основные положения программы

6

2.1.

Введение

6

2.2.

Анализ реализации программы «Одаренные дети» (2008-2010 гг.) в МБОУ педагогический лицей

6


2.3.


2.4.




Концептуальные основы программы


Современные стратегии, подходы и механизмы работы с одаренными детьми в лицее



11


16

2.5.



Цели и задачи программы

23

2.6.


2.7.

Основные направления программы


Этапы реализации программы

24


24



2.8.

Ожидаемые результаты внедрения программы

25


3.


Основные мероприятия программы (система образовательных событий)








26


Паспорт

программы «Одарённые дети: выявление, поддержка, развитие» Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

города Димитровграда Ульяновской области

на 2011 – 2015 г.



1.1. Основание для разработки Программы

Областная целевая программа «Модернизация системы общего образования в Ульяновской области на 2011 – 2015г.»

Образовательная инициатива «Наша новая школа»


1.2. Дата и номер решения



1.3. Полное наименование программы

Программа «Одарённые дети: выявление, поддержка, развитие» Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области на 2011 – 2015 г.


1.4. Цели программы

  • создание благоприятных условий для выявления, развития, поддержки и саморазвития одаренных учащихся по направлениям интеллектуальной, физической и творческой деятельности в условиях МБОУ педагогический лицей;

  • создание материально-технических условий и кадрового потенциала для оптимального развития одаренных детей.


1.5. Заказчик

Педагогический совет и Общешкольный родительский комитет МБОУ педагогический лицей


1.6. Руководитель программы

Директор МБОУ педагогический лицей

Попова Наталья Александровна

Телефон 8(84235) 3-32-17

Телефакс 8(84235)4-85-26


1.7. Авторы и разработчики программы

Чистова Татьяна Викторовна, заместитель директора по НМР


1.8. Ответственные исполнители


Педагогический коллектив, Общешкольный родительский комитет МБОУ педагогический лицей


1.9. Сроки и этапы реализации программы


1 этап: 2011-2012 учебный год

2 этап: 2012-2013 учебный год, 2013- 2014 учебный год

3 этап: 2014-2015 учебный год

1.10. Перечень основных мероприятий






    1. Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Организационные мероприятия

  • Научно-методическое обеспечение

  • Психолого-педагогическое обеспечение

  • Ресурсное обеспечение

  • Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми


  • Закон РФ «Об образовании».

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

  • Устав МБОУ педагогический лицей.

  • Локальные акты МБОУ педагогический лицей по работе с одаренными детьми.


1.11. Объемы финансирования по источникам и срокам.

Финансирование программы осуществляется за счет средств областного, городского бюджетов и внебюджетных источников.


1.12.Ожидаемые результаты

  • создание системы выявления, поддержки и развития талантливых и одаренных детей;

  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • увеличение участия школьников в творческих конкурсах до 75 %;

  • создание системы инновационной работы, направленной на повышение уровня квалификации педагогических работников для работы с одарёнными детьми;

  • повышение процента педагогических работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию (до 80%);

  • создание условий для укрепления физического, психического и психологического здоровья одаренных детей;

  • повышение качества обучения школьников (до 80%).


1.13. Контроль за исполнением программы


Контроль за исполнением данной программы осуществляет непосредственно директор МБОУ педагогический лицей и заместитель директора по научно-методической работе

  1. Основные положения программы


    1. Введение

Тема одаренных и талантливых детей считается одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального и творческого потенциала людей. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно, целенаправленная работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более востребованной, так как в основу реформирования образования России положен принцип приоритета личности.

Программа «Одарённые дети: выявление, поддержка, развитие» Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области на 2011 – 2015 г.» определяет основные направления развития учреждения с одаренными детьми, направлена на формирование и реализацию государственной политики в области образования, на выявление, обучение, воспитание и поддержку одаренных детей, обучающихся в МБОУ педагогический лицей, и разработана в соответствии с Областной целевой программой «Модернизация системы общего образования в Ульяновской области на 2011 – 2015г.» и Образовательной инициативой «Наша новая школа».


    1. Анализ реализации программы «Одаренные дети» (2008-2010г.) в МБОУ педагогический лицей


Программа «Одаренные дети» (2008-2010 гг.) ставила основной целью выявление одаренных детей в лицее, создание условий для реализации их творческого потенциала.

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов деятельности лицея. Выявление одаренных детей в педагогическом лицее начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и продолжается в течение всего времени обучения ребенка в лицее. Проведенный анализ распределения одаренных детей по ступеням обучения показал, что число одаренных детей увеличивается к концу 11 класса в 1,2 раза.

В лицее создан банк данных «Одаренные дети», который ежегодно обновляется и пополняется. По итогам исследований в банк данных «Одаренные дети» на конец 2009-2010 учебного года внесено 246 учащихся (см. Приложение № 1).

По сферам проявления одаренности учащиеся распределились таким образом:

  • 32% от общего числа составляют те, кто проявляет себя в художественном творчестве (музыка, танцы, изобразительное искусство, прикладное творчество);

  • 22% обладают высокими интеллектуальными способностями;

  • 36% имеют достижения в области спорта;

  • 10% составляют лицеисты, отличающиеся высоким развитие коммуникативных и организаторских способностей.

Причем 15% из них имеют одаренность в двух и более сферах.

В результате разработки образовательной программы в лицее, направленной на развитие творческого потенциала одаренных детей:

  • возрос на 20% охват учащихся углубленным изучением отдельных предметов;

  • качество образования по предметам увеличилось в среднем на 11%, качество образования по результатам итоговой аттестации увеличилось на 3,5%;

  • число участников предметных олимпиад увеличилось от 45% в до 65,5%;

  • число поступающих в вузы по профилю увеличилось с 50,2% до 75%.

На протяжении трёх лет в лицее функционирует научное общество «Логос» (НОУ «Логос»). Это добровольное творческое объединение педагогов и школьников, в его состав входят творчески работающие педагоги и учащиеся 9 – 11 классов, увлеченные исследовательской и экспериментальной деятельностью. В секциях НОУ «Логос» учащиеся совер­шенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техни­ки и производства, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством учите­лей. Формами работы общества являются: научно-методические микрогруппы (учитель–ученик), учебно-методические семинары, творческие группы, предметные кружки в школе первой и второй ступеней обучения, деловые и ролевые игры, Дни самоуправления, научно-практические и научно-педагогические конференции, тренинговые занятия и т.д. Члены НОУ принимают участие в работе научно-методических семинаров, психологической службы, в проведении Дней открытых дверей, творческих отчетов лицея. За последние три года в лицее получило развитие клубное движение, члены НОУ «Логос» входят в состав Политического клуба «Проблемы века», «Английского клуба», «Клуба лингвистов», историко-литературногоо клуба «Городская и провинциальная жизнь России».

Участие старшеклассников в научном обществе показало хорошие результаты. За пять лет повысилось участие лицеистов в творческих и интеллектуальных конкурсах на 8,5%. Учащиеся лицея принимают участие не только в городских и областных конкурсах, но и общероссийских и международных, в которых достигают хороших результатов: призовые места в Международной филологической олимпиаде «Русский медвежонок», Международной игре-олимпиаде по математике «Кенгуру», в Международном молодежном чемпионате «Старт», организованном Центром одаренности молодежи г. Пермь, в Межвузовских олимпиадах, в городских олимпиадах, научно-практических конференциях и других интеллектуальных и творческих конкурсах.

Ежегодно лучшие ученики лицея награждаются золотыми и серебряными медалями, количество медалистов увеличилось на протяжении последних трех лет в 3,8 раза. 4 человека (Жуйков Е., Меметова Е., Фролова И. и Шевченко А.) награждены Дипломами губернатора на Областной ассамблее талантливой молодежи, они же награждены премией губернатор. Жуйкову Е. было предоставлено почетное право первому в области внести запись в Книгу отзывов об учителях.

Кроме того, большую работу с одаренными детьми проводят классные руководители по специально разработанным программам и планам.

Лицеисты принимают активное участие в спортивных секциях. Они показывают достаточно высокий уровень подготовки на соревнованиях по волейболу и баскетболу, занимают призовые места в туристических конкурсах, городских и областных спортивных соревнованиях, количество участников и призовых мест растет.

Гордостью лицея являются дети с художественно-эстетическими развитыми способностями. Из них 18% школьников принимают участие в городских танцевальных коллективах, среди наших учеников участники шоу-групп «Гармония», танцевального коллектива «Дуэт», которые являются призерами международных танцевальных конкурсов. 10% учеников лицея занимаются в музыкальных студиях и школах города Димитровграда. Среди них также много Лауреатов общероссийских и международных конкурсов. 4% - это ребята, проявляющие себя в художественном творчестве. Они участники городских проектов по улучшению дизайна города, участники и победители ежегодных выставок прикладного и технического творчества при ДИТУДе.

Значительная часть воспитательных мероприятий лицея направлена на выявление и поддержку талантливых детей: это соревнования по шашкам и шахматам, танцевальные конкурсы, конкурсы чтецов, рисунков, спортивные мероприятия. Руководит этой работой Совет Лидеров лицея. Разработана специальная программа «Звезды лицея» по работе с одаренными детьми во внеклассной деятельности.

Благодаря участию лицея в конкурсе Федеральных экспериментальных площадок, образовательному учреждению удается установить творческие контакты с общеобразовательными учреждениями других городов. В 2005 году на базе лицея впервые проведена научно-практическая конференция «Открытие», психологический марафон «Каким я вижу мир и себя в нем», гостями этих мероприятий были школьники не только из школ области, но и из лицеев городов Саранска и Нижнего Новгорода.

Психологической службой лицея проводится работа с учащимися, высокомотивированными на обучение. Подобран диагностический инструментарий для выявления талантливых детей, организуются и проводятся психологические тренинги для учащихся по выявлению интеллектуальных способностей и развитию творческого потенциала.

Программа работы психологов с одаренными детьми осуществляется в виде специальных уроков психологии и развивающих групповых занятий, где учащиеся:

  • осваивают способы и приемы проектной деятельности;

  • знакомятся с основными операциями логического мышления, формирования навыков их осознанного использования в проблемной ситуации;

  • осваивают основные технологии группового решения проблем интеллектуального сотрудничества;

  • изучают индивидуальные особенности мыслительных процессов, находят рациональные способы личной самоорганизации в учебной деятельности.

Учителями лицея осваиваются и активно внедряются в практику работы с одаренными детьми передовые педагогические технологии. Принципиальным является сохранение преемственности в использовании технологий в работе с детьми на разных ступенях обучения. Учителя лицея используют технологии, основанные на системно-деятельностном и компетентностном подходах. На уроках и во внеурочной деятельности широко используются материалы школьной и личной медиатеки, видео- и аудиоматериалы. Особая роль в последнее время отводится информационно-коммуникационным технологиям. Используются возможности лицея (с 2006 года в лицее 2 компьютерных класса), проводится тестирование школьников, начиная с начальной школы с помощью компьютеров, проводится защита проектов в форме презентаций. В начальной школе к этой деятельности привлекаются родителей учеников. Нередко проводятся занятия в разновозрастных группах для того, чтобы старшеклассники показали образцы своих проектов учащимся первой и второй ступеней обучения.

Важными являются организация руководства и отслеживание выполнения программных мероприятий: вопросы, касающиеся работы с одаренными детьми, поднимаются на совещании при директоре, совещании при заместителях директора, заседаниях МО, кафедр, НОУ «Логос», педагогических советах, психолого-медико-педагогических консилиумах, научно-методических семинарах, творческих отчетах и т.д.

Анализ проведенной работы позволяет выделить следующие проблемы:

  • отсутствует система выявления, поддержки и развития талантливых и одаренных детей;

  • недостаточно создано условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • недостаточное участие школьников в творческих конкурсах;

  • отсутствует система инновационной работы, направленной на повышение уровня квалификации педагогических работников для работы с одарёнными детьми;

  • недостаточная материально-техническая база для создания условий для укрепления физического, психического и психологического здоровья одаренных детей.

Для разрешения выявленных проблем необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Разработка специализированных образовательных программ, целью которых является обеспечение таких условий, при которых одаренный ребенок сможет достигнуть возможного для него уровня развития. Поэтому программы обучения должны быть ориентированы на универсальное образование, междисциплинарный подход в обучении, построены на теоретической и исследовательской основе, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса, ориентацию на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки. Эти программы должны быть нацелены на развитие творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и нравственных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

  2. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. Специфика такой подготовки специалистов подразумевает:

    • создание организационных, психолого-педагогических и методических условий для развития профессионального мастерства;

    • реализацию комплексного подхода к стимулированию и организации самообразования педагогов;

    • диагностику и создание условий для развития профессионально-личностных качеств, значимых для педагогической работы с одаренными детьми;

    • разработку системы консультирования и тренингов для педагогов, работающих с одаренными детьми с учетом индивидуальных условий труда и полученной подготовки по проблеме.

  1. Поиск из предложенных, отбор и апробирование технологий, направленных на создание ситуации самоопределения одаренных детей, на их самоутверждение, самореализацию, повышение самооценки одаренных детей, их мотивации к учению.

  2. Создание условия для выявления и поддержки профессиональных интересов, склонностей и намерений одаренных детей.

  3. Обучение педагогов по использованию в образовательном процессе с одарёнными детьми психологического инструментария педагоговПодготовка практических психологов, работающих с одаренными детьми.

  4. Создание системы взаимодействия педагогов и родителей по поддержке и развитию одаренных детей.

Проблемы, выявленные в ходе реализации предыдущей программы, доказывают необходимость создания новой программы «Одаренные дети», что позволит обеспечить системный характер работе лицея, направленный на поиск и развитие одаренных детей.


    1. Концептуальные основы программы

Концепция программы построена с учетом особенностей современной отечественной системы образования, с учетом разработок в современной психолого-педагогической науке по проблеме одаренности детей.

В педагогической науке детская одаренность рассматривается как высокий уровень развития способностей, позволяющих индивиду достигать определенных успехов в различных областях деятельности. Детская одаренность понимается и как умственный потенциал или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. Именно это определение является основанием для формулировки подходов ученых к феномену детской одаренности через основополагающие категории - способности, деятельность, достижения.

Под одаренностью понимается:

  • совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

  • качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяющее компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

  • общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

  • умственный потенциал, или интеллект – это целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

  • наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Следует выделить качественные критерии-признаки, по которым можно идентифицировать человека как одаренного:

  • критерий достижения, которые имеет ребенок в каких-либо видах деятельности;

  • критерий результативности в выполнении специальных заданий и тестов (психометрический критерий);

  • критерий потенциальных возможностей, определяемый на основе специальных методик;

  • критерий заинтересованности, увлеченности, потребности в какой-либо деятельности;

  • критерий креативности (нестандартности) принимаемых решений или выполняемых действий.

Анализ имеющихся теоретических взглядов позволил в качестве рабочих определений сформулировать следующие, сочетающие психологический, педагогический и социальный контексты:

  • одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера (при этом термин «одаренность» используется как обобщающий для всей шкалы одаренности: склонность – способность – одаренность – талант – гениальность);

  • одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.

Важной в практической деятельности является классификация типов одаренности на основании «степень развития»:

  • склонность (задатки) – генетически обусловленные свойства индивида, влияющие на возможность достижения высоких результатов (активность, работоспособность, свойства памяти и т.п.), задатки являются природными предпосылками способностей;

  • способность – возможность человека к достижению успеха в какой-либо деятельности, способности определяют легкость и скорость в овладении деятельностью;

  • одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей;

  • талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто;

  • гениальность – способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути.

Классификация типов одаренности осуществляется с учетом разных оснований.

В данной программе (работе педагогического коллектива) будет использована классификация видов одаренности, основанная на сферах и областях деятельности, в которых эти одаренности проявляются и развиваются:

  • интеллектуальная одаренность: предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая; инновационная;

  • спортивная одаренность: общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта);

  • художественно-творческая одаренность: литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;

  • коммуникативная одаренность: организационно-лидерская; ораторская;

  • духовно-ценностная одаренность, про­являющаяся в создании новых духовных ценно­стей и служении людям.

Основные идеи, предопределяющие систему работы с одаренными детьми:

    • способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;

    • одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;

    • одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей;

    • в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;

    • основополагающими элементами системы работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые потребности, но организованное в пространстве общеобразовательной школы); обогащенная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов, а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;

    • деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта, педагога-тьютора.

В процессе обучения и воспитания школьников используются в основном технологии личностно ориентированного обучения. В центре внимания их – уникальная целостность личности, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации помогают найти педагогам методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка, выявить склонности, способности, интересы детей и развивать их в дальнейшей работе. Использование личностно ориентированных технологий позволяет эффективней решать основную задачу современного учителя - формирование компетентностей школьников в различных сферах жизнедеятельности.

Деятельность педагогов в воспитании и развитии одарённых детей предусматривает:

  • реализацию личностно ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

  • создание системы развиваю­щего образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечи­вающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей воспитанников;

  • внедрение в образовательный процесс идеи гармониза­ции всего учебно-воспитательного процесса, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;

  • управление процессом развития интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

При реализации программы коллективом МБОУ педагогический лицей будет использован ряд принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли самостоятельной деятельности воспитанников при минимальном участии воспитателя;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

В работу с одаренными детьми должны привлекаться педагогические работники, обладающие следующими качествами:

    • педагог для одаренного ребенка является личностью, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

    • Педагог взаимодействует с одаренным учеником с целью оптимального развития его способностей, имеет характер помощи, поддержки.

    • Педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности.

    • Педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать.

    • Педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием, заниматься исследовательской, экспериментальной, научной деятельностью.


    1. Современные стратегии, подходы и механизмы работы с одаренными детьми в МБОУ педагогический лицей

К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие:

  • выявление и развитие потенциальных возможностей;

  • активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;

  • поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.

В рамках выявления одаренных детей используется комплексный подход, включающий широкий спектр разнообразных методов: метод наблюдения детей в различных ситуациях; психодиагностические тренинги и психодиагностические исследования с использованием психометрических диагностик; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями; включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание продуктов творческой деятельности детей профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера; метод портфолио, отражающий такие аспекты в деятельности учащегося, как способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, самовыражения.

Основные подходы к развитию одаренных детей в лицее можно сгруппировать в такие направления, как:

  • изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном материале) и технологиях работы с ним;

  • изменения в организации учебной, познавательной деятельности;

  • развитие личностных особенностей;

  • преодоление личностных проблем одаренных.

В качестве главных механизмов в работе с одаренными детьми используются ускорение, углубление, обогащение и проблематизация.

Ускорение предполагает выбор индивидуальной скорости прохождения программ, освоения содержательных единиц и способов деятельности, а это требует моделирования индивидуальных маршрутов, программ и учебных планов.

Углубление – механизм, направленный на большую конкретизацию содержательных компонентов или детализацию способов деятельности, возможно сочетание того и другого. Этому соответствуют образовательные программы углубленного изучения того или иного предмета, программы факультативных, элективных курсов.

Используются три вида обогащения содержания образования:

  • расширение круга интересов учащихся, для чего их знакомят с различными областями и предметами изучения, благодаря этому они могут более обоснованно выбрать определенную сферу деятельности, которую бы им хотелось изучить более глубоко;

  • развитие мышления учащихся: развитие мыслительных операций (анализа, синтеза и др.), наблюдательности, способности к самостоятельному выдвижению и проверке гипотез, что рассматривается как необходимая база для перехода к более сложным формам познавательной деятельности;

  • проведение самостоятельной исследовательской работы и решение творческих задач.

Проблематизация имеет межпредметный характер, поскольку здесь в качестве содержательных элементов рассматриваются проблемы и способы их разрешения, что реализуется при проблемном обучении, использовании метода проектов и развивающих образовательных технологий.

Любая образовательная деятельность, а значит и образовательная программа лицея, ориентированная на развитие одаренности включает три основных блока:

  • мотивационный – интерес к определенному виду деятельности, желание им заниматься;

  • операциональный блок – способности к деятельности, владение способами ее осуществления;

  • блок реализации – возможность воплотить в реальность свои достижения.


Работа с одаренными детьми ведется с начальной ступени обучения и на протяжении всего обучения ребенка в лицее. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.


Начальная (первая) ступень (1 – 4 год обучения)

Основная идея современной начальной школы - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора этого процесса.

При  выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической.

Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (в том числе одаренных детей) выдвигают на первый план проблему соотношения обучения и развития. Разнообразие аудиторной и внеурочной деятельности, система заданий разного уровня ложности, сочетание разнообразных организационных форм (индивидуальных, групповых, коллективных) позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого обучаемого на основе учета уровня его актуального развития и сформированных (формируемых) мотивов. Высокая степень дифференциации заданий и их количество позволяют обучающимся работать в зоне своего актуального развития, и создают возможности индивидуального продвижения вперед.

С 2011 года в связи с переходом лицея на новые государственные стандарты, в соответствии с особенностями обучающихся детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей в образовательное пространство начальной школы внедряются учебно-методические комплекты «Гармония», «Перспективная начальная школа» и развивающая система Л.В. Занкова.

Образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, ставит перед начальным образованием новые цели:

  • воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Программа по русскому языку значительно расширяет объем филологических знаний, умений, и навыков, предусматривает постепенное усложнение лингвистических понятий курса с учетом возрастных особенностей детей. Вводятся такие элементы методики, как сопутствующее повторение, опережающие обучение, систематизация полученных знаний.

Программа по чтению предполагает следующее: формирование навыков осознанного восприятия художественного текста, постоянное совершенствование техники чтения, обучение выразительному чтению, развитие творческих способностей учащихся.

Программа по математике ставит перед учителем такие задачи: максимальное развитие логического мышления школьников, усиление практической направленности в преподавании предмета, формирование осознанных, прочных навыков вычислений, формирование умений и навыков решения задач.

Особое внимание уделяется внеклассной работе с младшими школьниками. Творческий потенциал ребенка развивается в разных образовательных областях. В связи с этим необходимо организовать дополнительные занятия (кружки) с учащимися в «Детской академии развития», где начнут вырабатываться проектно-исследовательские навыки (проектная методика), будет организована организация исследовательской, экспериментальной и поисковой работы в рамках НОУ «Логос».


Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, формирование компетентностей и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах второй и третьей ступени.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.


Основная (вторая) ступень (5 – 9 классы)

Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры учащихся.

Приоритетным направлением в педагогической деятельности лицея остается углубленное изучение  предметов технической направленности. На   этом   этапе проводится индивидуальная оценка      познавательных,      творческих  возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

На основном этапе обучения необходим постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой учащиеся прилагают духовные, интеллектуальные и физические усилия.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.). На второй ступени обучения вводятся индивидуальные образовательные программы для работы с одаренными детьми. Цель дополнительных занятий с детьми, имеющими повышенный уровень мотивации, - расширение представлений учащихся об образовательных областях, овладение способами деятельности, характерными для данных областей знаний, предоставление учащимся возможности попробовать свои силы в привлекательной для них области образования, создание условий для осознанного выбора дальнейшего профиля обучения.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система вне­классной воспитательной работы в лицее, создающая ценностно-ориентированное коммуникативное пространство. Основой такой системы выступают – коллективные, диалоговые формы общения, находящие своё проявление в организации исследовательской, экспериментальной и поисковой работы в рамках НОУ «Логос».


Старшая (третья) ступень (10 – 11 классы).

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы знаний, умений и навыков к созданию условий для установления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

  • индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам);

  • выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика), организация исследовательской, экспериментальной и поисковой работы в рамках НОУ «Логос»;

  • самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (классы физико-химической, физико-математической, химико-биологической, социально-гуманитарной направленности).

На всех ступенях обучения применяются учебно-методические комплекты, включённые в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях. Учителями лицея создаются элективные курсы и индивидуальные образовательные программы для работы с одаренными детьми, которые проходят экспертную оценку в УИПК ПРО. Они сформированы с учетом следующих ведущих принципов:

  • гуманизации;

  • индивидуализации и дифференциации;

  • историзма;

  • научности;

  • системности;

  • доступности;

  • увлекательности;

  • вариативности;

  • экологизации.

В применении педагогических технологий в лицее сохраняется преемственность при переходе школьников с одной ступени обучении на другую.

В обучении и воспитании ведущими технологиями являются:

    • технологии развивающего обучения

    • обучение учащихся методам научно-исследовательской деятельности и социальных коммуникаций

    • информационные технологии (компьютерные – предметные кружки «Пресс клуб», «Программирование», «WEB -дизайн»», компьютерная поддержка исследовательских и проектных работ)

    • технологии, основанные на индивидуально - дифференцированном подходе к обучению (личностно ориентированное обучение);

    • технологии сотрудничества (игровые технологии – общешкольные интеллектуальные игры; технологии коллективных способов обучения и др.);

    • проектная деятельность;

    • технологии укрупнения дидактических единиц.

Воспитательная работа в лицее является составной частью образовательного процесса и направлена на:

    • формирование и поддержание устойчивой мотивации к обучению, положительного эмоционально-ценностного отношения к лицею;

    • формирование социальной и коммуникативной компетентностей;

    • предоставление каждому учащемуся возможностей интеллектуальной, творческой, социальной самореализации личности.

Поле возможностей учащихся лицея достаточно обширно и включает в себя:

  • программы дополнительного образования: кружки, студии, клубные объединения, среди которых:

предметные (история, география, литература и т.д.);

эстетические (хор, современные танцы, хореография, Театр Моды и т.д.);

декоративно-прикладного творчества;

оздоровительные (баскетбол, волейбол, народный мяч);

программы, реализуемые Клубом Интеллектуальных Игр в общешкольных играх- праздниках;

  • школьное научное общество «Логос», осуществляющее популяризацию достижений науки;

  • стимулирование личностных достижений учащихся

организация выставок работ учащихся в классах, библиотеке, школьном вестибюле, в рекреациях;

публикация работ учащихся в школьной газете «Четвертачок»;

оценка и общественное признание. Поощрение учащихся, награждение на лицейской Ассамблее Знаний, Областной Ассамблее талантливой молодежи, запись в «Книгу личностных достижений»;

представление лучших работ на городские конкурсы и олимпиады.


    1. Цели и задачи программы

Основной целью программы является:

  • создание благоприятных условий для выявления, развития, поддержки и саморазвития одаренных учащихся по направлениям интеллектуальной, физической и творческой деятельности в условиях МБОУ педагогический лицей.

Основными задачами программы являются:

  • создать систему поиска и диагностики талантливых и одаренных детей, подбор и проведение специальных методик, позволяющих определить наличие одаренности;

  • обеспечить раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к творческой и научно-исследовательской деятельности, развитие познавательной активности школьников, исследовательских умений, ознакомление с логикой и методами научного поиска;

  • разработать информационно-методическое обеспечение деятельности по работе с одарёнными детьми;

  • выбор из предложенных и применение инновационных технологий в образовательный процесс, в работу с одаренными детьми, которые способствуют развитию интеллектуальных, творческих и физических способностей, самостоятельности мышления и инициативности детей;

  • обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, знакомство педагогов и родителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми;

  • обеспечить социальную, правовую поддержку одаренных детей.


    1. Основные направления программы

  • Создание условий для выявления, развития, саморазвития одаренных детей

  • Осуществление адресной поддержки одаренных детей

  • Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и обучению одаренных детей, поддержка педагогов

  • Научно-методическое и информационное обеспечение работы с одарёнными детьми

  • Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми

  • Работа с родителями по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей

  • Совершенствование, пополнение, приведение в соответствии с требованиями ФГОС материальной базы лицея

  • Осуществление контроля за реализацией программы «Одарённые дети: выявление, поддержка, развитие» Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области на 2011 – 2015 г.


    1. Этапы реализации программы


1 этап (2011-2012 учебный год)

  • Теоретический анализ состояния проблемы в философских социологических, психологических и педагогических исследованиях.

  • Разработка концепции работы с одаренными детьми.

  • Разработка содержательных аспектов образовательного процесса, направленного на выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей разных возрастных групп в условиях педагогического лицея.

  • Разработка технологических аспектов образовательного процесса в педагогическом лицее, обеспечивающего выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей разных возрастных групп.

  • Подготовка диагностического инструментария и диагностика одаренных и талантливых детей.

  • Анализ результатов диагностики.


2 этап (2012-2013 учебный год, 2013 – 2014 учебный год)

  • Апробация образовательных и индивидуальных программ для учащихся повышенного образовательного уровня.

  • Мониторинг работы с одарёнными детьми.

  • Исполнение государственных принципов образования Закона РФ «Об образовании».

  • Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направленные на поддержку одаренных детей.

  • Ежегодный анализ состояния и результатов работы педагогических работников с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.


3 этап (2014-2015 учебный год)

  • Создание целостной системы по работе с одаренными детьми в условиях педагогического лицея.

  • Рефлексия, обобщение опыта и подведение итогов реализации программы.


    1. Ожидаемые результаты внедрения программы

  • Создание системы выявления, поддержки и развития талантливых и одаренных детей;

  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • увеличение участия школьников в творческих конкурсах до 75 %;

  • создание системы инновационной работы, направленной на повышение уровня квалификации педагогических работников для работы с одарёнными детьми;

  • повышение процента педагогических работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию (до 80%);

  • создание условий для укрепления физического, психического и психологического здоровья одаренных детей;

  • повышение качества обучения школьников (до 80%).

  1. Основные мероприятия программы


Задачи

Мероприятия

Сроки

Финансирование

(руб.)

Ожидаемые результаты

2011-2012

2012-2014

2014-2015


1.Создание условий для выявления, развития, самореализации одарённых детей.


    1. Создать эффективную и постоянно действующую систему выявления одарённых детей

1. Обновление и пополнение банка данных об одарённых детях в лицее

ежегодно

200,0

200,0

200,0

Банк данных об одаренных детях

2. Обеспечение лицея диагностическим материалом для выявления способностей учащихся

постоянно

500,0

500,0

500,0

Диагностический материал

3.Разработка и реализация программы экспериментальной работы по проблемам работы с одаренными детьми

в течение 3 лет

200,0

200,0

200,0

Программа эксперимента, результаты экспериментальной работы согласно этапам эксперимента

4.Организация работы психологической службы лицея по выявлению одаренных детей

постоянно

200,0

200,0

200,0

Результаты мониторинга

5.Приобретение методик диагностики одаренных и талантливых детей

постоянно

300,0

300,0

300,0

Методики диагностики

6.Создание потрфолио одаренных детей

1 раз в год

200,0

200,0

200,0

Портфолио одаренных детей

7.Приобретение развивающих программ и методик для работы с одаренными детьми

ежегодно

1000,0

1000,0

1000,0

Развивающие программы и методики для работ с одаренными детьми

1.2. Обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

1. Расширение сети классов с углублённым изучением отдельных предметов

ежегодно

1000,0

1000,0

1000,0

Классы с углубленным изучением отдельных предметов на 2 и 3 ступенях обучения

2. Внедрение предпрофильного и профильного обучения, увеличение элективных курсов

ежегодно

1000,0

1000,0

1000,0

Элективные курсы

3.Участие школьников в школьных олимпиадах, в городских, областных, зональных турах Всероссийской олимпиады школьников.

ежегодно

1000,0

1000,0

1000,0

Результаты участия школьников в олимпиадах

4. Организация работы научного общества учащихся «Логос», творческих лабораторий для учащихся и педагогов с привлечением преподавательского состава УлГПУ и филиала УГУ

постоянно

1000,0

1000,0

1000,0

Результаты работы творческих групп, лабораторий, творческие работы, проекты

5. Подготовка информационного буклета о проведении подготовительных курсов в вузах области и страны

в течение года

100,0

100,0

100,0

Обучение лицеистов на подготовительных курсах в вузах страны

6.Своевременное информирование учащихся о проведении Межвузовских олимпиад, творческих и интеллектуальных конкурсах

постоянно

100,0

100,0

100,0

Участие школьников в Межвузовских олимпиад, творческих и интеллектуальных конкурсах, результаты участия

7. Участие в школьных, городских, областных и общероссийских научно-практических конференциях, участие в научно-практических конференциях, организованных на базе вузов города и области

ежегодно

1000,0

1000,0

1000,0

Участие школьников в научно-практических конференциях, результаты участия

8. Участие в Международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок» и Международной юношеской олимпиаде «Старт» г. Пермь и других интеллектуальных и творческих конкурсах

постоянно

40000,0

40000,0

40000,0

Участие в Международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок» и Международной юношеской олимпиаде «Старт» г. Пермь и других интеллектуальных и творческих конкурсах, результаты участия

9. Расширение участия школьников в кружках, секциях и группах по развитию одарённых детей в учреждениях дополнительного образования.

ежегодно

1000,0

1000,0

1000,0

Увеличение числа лицеистов, занимающихся в в учреждениях дополнительного образования

10. Организация выездного отдыха для одарённых детей.

ежегодно



5000,0

8000,0

10000,0

Выезд в лагеря отдыха

11. Проведение психологического марафона, тренинговых занятий для молодых дарований, участие в Ярмарке идей, интеллектуальном марафоне, методических и предметных неделях

в течение года (по плану работы лицея)

1000,0

2000,0

2000,0

Участие детей в интеллектуальном и психологическом марафонах, Ярмарке идей, предметных и методических неделях, результаты участия

12. Обеспечить участие победителей городских конкурсов, смотров, спартакиад в Ассамблее талантливых детей и других мероприятиях областного и регионального уровней.

ежегодно

5000,0

5000,0

5000,0

Участие победителей конкурсов и олимпиад в областных и региональных мероприятиях

13.Расширение участия детей в выставке декоративно-прикладного и технического творчества

ежегодно

300,0

300,0

300,0

Участие в выставке декоративно-прикладного и технического творчества

14.Участие детей в спортивных соревнований

в течение года

300,0

300,0

300,0

Увеличение количества детей-участников спортивных соревнований

15. Установление творческих контактов с Дворцом книги, ДМШ и ДХШ, Академией семьи в г. Димитровграде и другими общественными организациями, занимающимися проблемами одаренных детей

постоянно

300,0

300,0

300,0

Договоры сотрудничества, планы совместной работы

16. Установление творческих контактов со школами города, области, страны, занимающимися проблемами одаренных детей

постоянно

1000,0

2000,0

3000,0

Материалы обмена опытом

17. Установление творческих связей с вузами города и области

постоянно

1000,0

2000,0

3000,0

Материалы обмена опытом


18. Организация творческих командировок педагогов лицея и учащихся старших классов для участия в Конференции-авангарде «Эврика» и Общероссийских образовательных форумах в г. Москва

не реже 2 раз в год

20000,0

25000,0

30000,0

Материалы обмена опытом, материалы конференций


2.Осуществление адресной поддержки одарённых детей.


2.1. Осуществить финансовую адресную поддержку одарённых детей.

1. Присуждение премии наиболее отличившимся учащимся

ежегодно

2000,0

2500,0

3000,0

Премии школьникам

2. Участие одаренных детей на приёмах у Главы города Димитровграда и Губернатора Ульяновской области

ежегодно

1000,0

1000,0

1000,0

Участие одаренных детей на приёмах у Главы города Димитровграда и Губернатора Ульяновской области


3.Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и обучению одарённых и талантливых детей, поддержка педагогов.


3.1. Способствовать повышению научно-теоретических знаний педагогов лицея по работе с одарёнными детьми и их родителей.




  1. Подготовка нормативно-правовой документации деятельности лицея по работе с одаренными детьми

постоянно

300,0

300,0

300,0

Локальные акты

2.Проведение тематических педагогических советов, научно-педагогических конференций, научно-методических семинаров, педагогических чтений по вопросам работы с одарёнными детьми.

ежегодно

300,0

300,0

300,0

Материалы педагогических советов, научно-педагогических конференций, научно-методических семинаров, педагогических чтений

3. Организация стажировки педагогов в ОУ области, работающих с одарёнными детьми.

ежегодно

10000,0

10000,0

10000,0

Стажировка педагогов в ОУ области, работающих с одарёнными детьми.

4. Работа педагогов в творческих группах по областям знаний

ежегодно

500,0

500,0

500,0

Материалы работы групп

5.Организация курсовой подготовки педкадров, работающих с одарёнными детьми

в течение года

10000,0

10000,0

10000,0

Курсовая подготовка педагогов

6.Разработка программы курсов повышения квалификации кадров по проблеме «Педагогическое сопровождение развития одаренных детей в условиях педагогического лицея»

2011-2012 г.

500,0

500,0

500,0

Программа курсов

7.Осуществление связи с вузами г.Димитровграда и Ульяновска для организации семинаров по общеобразовательным предметам с целью углубления знаний педагогов по узким темам программ по предметам.

ежегодно

5000,0

5000,0

5000,0

Договоры сотрудничества, материалы работы творческих групп

8.Проведение межпредметных методических объединений и заседаний кафедр по проблемам развития одарённых детей.

ежегодно

300,0

300,0

300,0

Материалы заседаний

9.Проведение заседаний методических объединений классных руководителей по вопросам воспитания одаренных детей

2 раза в год

200,0

200,0

200,0

Материалы заседаний

  1. Проведения заседаний Открытого профессионального клуба и Школы молодого учителя по вопросам работы с одаренными детьми

1 раз в год

200,0

200,0

200,0

Материалы работы клубов

3.2. Пропагандировать и распространять передовой педагогический опыт по работе с одарёнными детьми.

1. Организация работы педагогических мастерских, лабораторий по проектированию, моделированию работы с одарёнными детьми.

ежегодно

300,0

300,0

300,0

Материалы работы мастерских, лабораторий

2.Обобщение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми

постоянно, на НМС не реже 2 раз в год

300,0

300,0

300,0

Результаты обобщения опыта

3. Проведение открытой научно-практической конференции «Одарённый ребёнок» на базе лицея

1 раз в год

500,0

500,0

500,0

Материалы конференции

4. Проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов

ежегодно

500,0

500,0

500,0

Материалы конкурса

7. Осуществление обмена опытом по работе с одаренными детьми с педагогами школ-партнеров других городов страны

1 раз в год

500,0

500,0

500,0

Результаты обмена опытом

8. Оформление стендов по работе с одаренными детьми, организация выставок творческих работ, проектов учащихся

постоянно, обновлять не реже 3 раз в год

500,0

500,0

500,0

Стенды, выставки творческих работ, проекты

10.Оформление стендов, включающих информацию о медалистах, победителей творческих и интеллектуальных конкурсах, спортивных соревнований

постоянно

500,0

500,0

500,0

Стенды

11.Информирование участников образовательного процесса через СМИ по итогам реализации программы

в течение года

500,0

500,0

500,0

Материалы СМИ

3.3. Обеспечивать финансовую поддержку педагогов, работающих с одарёнными детьми.

1. Использовать формы материального поощрения педагогов, подготовивших победителей городского уровня, призёров и победителей областного, республиканского уровней.

ежегодно

20000,0

20000,0

20000,0

Положение о премиях и доплатах


4.Научно-методическое и информационное обеспечение программы.


4.1. Осуществлять научно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми

1. Разработка программы педагогического лицея «Одаренные дети»

20010 год

200,0

200,0

200,0

Программа «Одаренные дети»

  1. Разработка подпрограмм и педагогических проектов по проблеме развития одаренных и талантливых детей

2010-2011 гг.

300,0

300,0

300,0

Подпрограммы, проекты

3. Создание рабочих программ индивидуального развития одарённых учащихся

постоянно

300,0

300,0

300,0

Рабочие программы индивидуального развития одаренных детей, методические рекомендации

  1. Внедрение инновационных технологий по работе с одаренными детьми в образовательный процесс лицея

постоянно

300,0

300,0

300,0

Разработка, апробирование технологий, направленных на создание ситуации самоопределения одаренных детей, на их самоутверждение, самореализацию, повышение самооценки одаренных детей, формирование их мотивации к учению

  1. Внедрение инновационных технологий по работе с одаренными детьми по областям знаний

постоянно

300,0

300,0

300,0

Рабочие программы по областям знаний

  1. Разработка практических рекомендаций по организации системно-деятельностного подхода в работе с одарёнными детьми.

ежегодно

200,0

300,0

300,0

Рекомендации по организации системно-деятельностного подхода в работе с одарёнными детьми

  1. Формирование банка ППО по работе с одарёнными детьми


1 раз в год

200,0

200,0

200,0

Банк ППО по работе с одаренными детьми

  1. Подбор и приобретение литературы по проблеме

ежегодно

2000,0

2000,0

2000,0

Картотека научных и методических работ по проблеме выявления, поддержки и развития одаренных детей

  1. Организация информационных выставок.

ежегодно

300,0

300,0

300,0

Материалы выставок

  1. Приобретение диагностического материала и внедрение его в образовательное пространство лицея

в течение года




Методики диагностики


11.Организация и проведение экспериментальной работы на базе лицея

постоянно

1000,0

1000,0

1000,0

Программа эксперимента, результаты экспериментальной работы согласно этапам эксперимента


5.Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одарёнными детьми


5.1.Обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми между ДОУ и начальной школой, между начальной школой и школой 2 и 3 ступеней

1. Проведение совместных методических объединений педагогов подшефных ДОУ «Теремок» и «Звёздочка» и учителей начальных классов и учителей 2 и 3 ступеней обучения по вопросам работы с одарёнными детьми.

ежегодно

300,0

300,0

300,0

Материалы заседаний, работы творческих и проблемных групп

2.Организация в ДОУ ранней диагностики способностей детей, исходя из плана совместной работы.

ежегодно

200,0

200,0

200,0

Методики диагностики, результаты мониторинга

6. Работа с родителями по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей

6.1. Организация работы с родителями

1.Организация родительского всеобуча по проблемам выявления, развития и поддержке одаренности в условиях семьи, по проблемам взаимодействия семьи и лицея в решении данной проблемы

не реже 2 раз в год

200,0

200,0

200,0

Программа родительского всеобуча, материалы заседаний родительского комитета, конференций

2.Разработка совместных с родителями одаренных детей школьных мероприятий


не реже 2 раз в год

500,0

500,0

500,0

Конспекты мероприятий

3.Разработка системы поощрения родителей одаренных детей и внедрение ее в образовательное пространство лицея

в течение года

200,0

200,0

200,0

Положение о поощрении родителей одаренных детей


7. Развитие и поддержка материальной базы лицея.


7.1. Развитие, укрепление и поддержка материальной базы лицея

1.Укрепление материально-технической базы лицея (оборудование рабочего места педагогов, приобретение УМК, компьютерной техники)

ежегодно

100000,0

100000,0

100000,0



8.Осуществление контроля за реализацией программы.


8.1.Способствовать организации системно-деятельностного подхода в работе с одарёнными детьми.

1. Организация тематических проверок в лицее по проблеме «Система работы с одарёнными учащимися в лицее»

не реже 1 раза в год

100,0

100,0

100,0

Аналитические справки

2.Вынесение вопросов по работе с одаренными детьми на совещание при директоре и при заместителе директора

не менее 2 раз в год

100,0

100,0

100,0

Протоколы совещаний, аналитические справки

8.2. Осуществлять контроль за качеством учебно-методического обеспечения работы с одарёнными детьми.

1. Экспертиза рабочих программ по общеобразовательным предметам

ежегодно

100,0

100,0

100,0

Экспертиза программ

2 .Экспертиза программ факультативов и кружков, индивидуальных программ для работы с одарёнными учащимися.

ежегодно

100,0

100,0

100,0

Экспертиза программ





25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!