Педагогическое сопровождение детей с высокой мотивацией к обучению.
Богомолова Н.В.учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 г.Йошкар-Олы»
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, а обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создавая условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует продолжать, развивая традиции начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Поэтому учителя основной школы должны продолжать создание развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.
Задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.
внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.
расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах.
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Этапы:
I этап – аналитический: выявление одаренных детей, учет их успехов в какой-либо деятельности.
Индивидуальная работа с учеником 5 класса Кладовым Артемом началась с обнаружения ее интереса к урокам русского языка и литературы, увлечения стихосложением, желания активно участвовать во внеклассных занятиях по гуманитарным предметам, привлечения к участию в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников. Важным моментом стала победа на школьном этапе олимпиады по русскому языку с высоким результатом.
II этап – диагностический: на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Активность и самостоятельность ученицы под руководством учителя принесла первый положительный результат: победа на всероссийском конкурсе по МХК «Золоте руно».
III этап - углубление и дальнейшее развитие способностей учащихся.
На этом этапе предполагается вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, создание проектов.
Работа в рамках НПК «Мир вокруг нас», участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах, викторинах и др.
IV этап- определение оценки и самооценки успехов воспитанника.
Участие в городском конкурсе портфолио, «Ученик года».
Планируемый результат:
поддержание высокой мотивации к обучению, повышение активности участия в интеллектуальных конкурсах,
высокие показатели по итогам участия в интеллектуальных конкурсах.
Таким образом, формирование успешной личности, способной к творческой (исследовательской) деятельности.