Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Канютинская основная школа»
Холм-Жирковского района Смоленской области
Программа
«Одарённые дети»
по физической культуре
Составитель: учитель физической культуры
Андрианова Елена Винальевна
2016 год
Пояснительная записка
Программа «Одаренные дети» предназначена для выявления, обучения, воспитания и поддержку одарённых детей, повышения социального статуса творческой личности, а также направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Выявление одаренных детей должно начинаться с наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Целью программы является формирование условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в сфере физического воспитания.
Основными задачами программы являются:
выявление одаренных детей с использованием различных диагностик;
совершенствование системы выявления и осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
создание механизмов поддержки одаренных детей;
отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют физическому развитию;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, региональных, всероссийских олимпиадах, в соревнованиях и конкурсах различного уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы
Данная программа призвана способствовать:
развитию общих способностей одаренных детей;
развитию физических способностей одаренных детей;
социальной и психической поддержке одаренных детей;
повышению качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
повышению качества образования и воспитания школьников;
формированию банка технологий и программ для диагностики способных и одарённых детей;
Основные мероприятия программы
Основными мероприятиями программы являются:
проведение семинаров для педагогов в области «Организация работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях»;
проведение круглого стола по обмену опытом работы с одаренными детьми;
разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для работы с одарёнными детьми;
организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;
приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;
приобретение научной и учебно-методической литературы;
Обоснование проблемы
Анализ ее исходного состояния
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети».
Согласно учебному плану школы организованны занятия спортивно-оздоровительной направленности:
секция ОФП (1 час в неделю)- учащиеся 5-9 классов;
внеурочная деятельность: «Здоровейка», «Здоровое поколение», «Игровое ГТО», «Танцевальная ритмика» для учащихся 1-4 классов
летний оздоровительный лагерь
Ежегодно проводятся школьные, муниципальные олимпиады и соревнования;
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели | Задачи |
1. Выявление одаренных детей | 1.Знакомство педагога с данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение педагога через методическую и научную литературу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей. | 1.Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. |
| |
Формы работы с одаренными учащимися:
развивающее обучение, работа в малых группах;
игровые технологии;
спортивные секции;
задания творческого и нестандартного характера;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
спортивные соревнования.
План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети»
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации |
2016 | 2017 | 2018 |
1 | Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания | + | - | - |
2 | Разработка и утверждение документальной базы | + | - | - |
3 | Участие в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах | + | + | + |
4 | Участие в школьных, муниципальных и региональных соревнованиях. | + | + | + |
5 | Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей | + | + | + |
6 | Организация в каникулярное время занятий для одаренных детей | + | + | + |
7 | Участие в конкурсах исследовательских работ | + | + | + |
| | | | | |
8 | Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей. | + | + | + |
9 | Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей. | + | + | + |
10 | Подведение итогов реализации программы | - | - | + | |
| | | | |
План работы с одарёнными детьми
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности | Сентябрь | Учитель физкультуры |
2 | Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь-октябрь | Учитель физкультуры |
3 | Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь | Учитель физкультуры |
4 | Организация и проведение Всероссийской олимпиады школьников (школьный тур)по физической культуре | Октябрь | Учитель физкультуры |
5 | Подготовка учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный тур)по физической культуре | Ноябрь | Учитель физкультуры |
6 | Подготовка учащихся к участию во всероссийских, международных конкурсах, олимпиадах по физической культуре | В течение года согласно плана | Учитель физкультуры |
7 | Участие в семинарах для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися | | Учитель физкультуры |
8 | Организация работы одарённых учащихся | В течение года | Учитель физкультуры |
9 | Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимися | В течение года | Учитель физкультуры |
10 | Создание банка данных результатов работы одарённых детей | В течение года | Учитель физкультуры |
11 | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года | Учитель физкультуры |
12 | Проведение предметной недели с активным участием одарённых детей | Февраль | Учитель физкультуры |
13 | Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьми | В течение года | Учитель физкультуры |
14 | Подведение итогов работы с одарёнными детьми | Апрель-май | Учитель физкультуры |
16 | Поощрение и стимулирование одарённых учащихся. | Май - июнь | Учитель физкультуры |
Ожидаемые результаты:
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей рамках образовательного учреждения на основе:
повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;
поиска оптимального соотношения между универсальностью и профильностью образования школьников;
достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;
привлечения социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость образовательного пространства школы. В результате реализации программы должны быть сформированы умения
применять знания на практике;
проводить наблюдения и измерения;
формулировать проблему и видеть пути ее решения, проводить научный эксперимент;
моделировать реальные объекты и процесс
Мониторинг физической подготовленности и теоретических знаний
Спортивные секции, кружки
Работа с одаренными детьми
Участие в исследовательской и проектной деятельности
Участие в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах