СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тропы и фигуры речи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для проведения в 7 классе практикума «Тропы и поэтические фигуры». В работе учащиеся найдут ответ на вопрос, чем различаются тропы и фигуры, дополнят знания новыми понятиями, смогут на практике определять средства художественной выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Тропы и фигуры речи»

ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ТРОПЫ

И

ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Что такое  полисемия  или многозначность слов?

Что такое полисемия или

многозначность слов?

В русском языке немного слов, которые имеют только одно значение. Обычно это термины : катет, медь, суффикс, целлюлоза.  Имеют одно значение некоторые слова, называющие конкретный предмет : табуретка, карандаш, тумбочка, телевизор.  Большинство же слов обладают не одним значением : иду домой; идет интересная передача; часы идут вперед; автобус туда не идет; эта шляпа тебе очень идет.

В русском языке немного слов, которые имеют только одно значение. Обычно это термины : катет, медь, суффикс, целлюлоза.

Имеют одно значение некоторые слова, называющие конкретный предмет : табуретка, карандаш, тумбочка, телевизор.

Большинство же слов обладают не одним значением : иду домой; идет интересная передача; часы идут вперед; автобус туда не идет; эта шляпа тебе очень идет.

Одно из значений многозначного слова является прямым  – это самое простое значение, не зависящее от контекста и самое употребительное. Все остальные значения называются переносными – конкретно определяются контекстом.

Одно из значений многозначного слова является прямым – это самое простое значение, не зависящее

от контекста и самое употребительное.

Все остальные значения называются переносными – конкретно определяются контекстом.

Распределите слова  на однозначные и многозначные СУФФИКС КОРЕНЬ ПРЕЛЕСТНЫЙ РУКАВ ВЕРХ ВЕТКА

Распределите слова на однозначные и многозначные

СУФФИКС

КОРЕНЬ

ПРЕЛЕСТНЫЙ

РУКАВ

ВЕРХ

ВЕТКА

Как вы поняли разницу в значении этих терминов?

Выделите необычные, образные определения.

Помогли ли они вам понять содержание терминов «троп» и «фигура»?

Фигу́ра  (от латинского слова figura — очертания, внешний вид, образ) — необычное построение словосочетания, предложения или группы предложений.

Фигуры  — любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественной» речи.

Фигуры  — это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата.

Фигуры  — это «узоры», по которым можно «вышивать» отдельные фразы либо сочетания фраз в тексте.

Троп  (от греческого слова tropos — поворот) — употребление слова или выражения в переносном значении. Тропы — это слова и обороты речи, которые усиливают её выразительность и основываются на использовании слов в переносном значении.

Троп  — это форма поэтического мышления, в основе которой лежит ассоциативная связь предметов и ситуаций. Троп представляет собой изменение основного значения слова, перенос названия с одного предмета на другой на основе наличия между ними смысловой связи, осознаваемой (ощущаемой) говорящим.

Тропы  — это тропинки в удивительном мире слова.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения, служащие для создания образной речи, усиления выразительности.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

Тропыобороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Стилистические фигурыэто особые синтаксические построения, служащие для создания образной речи, усиления выразительности.

Литота Олицетворение Синекдоха Перифраз Метонимия Сравнение Эпитет ТРОПЫ Гипербола Ирония Аллегория Метафора

Литота

Олицетворение

Синекдоха

Перифраз

Метонимия

Сравнение

Эпитет

ТРОПЫ

Гипербола

Ирония

Аллегория

Метафора

Тропы, которыми богата литература, позволяет сделать художественный текст воплощением поэтического мышления. Они помогают автору с легкостью жонглировать выражениями, создавая необычные сочетания слов.

Тропы, которыми богата литература, позволяет сделать художественный текст воплощением поэтического мышления. Они помогают автору с легкостью жонглировать выражениями, создавая необычные сочетания слов.

АЛЛЕГОРИЯ — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности, признаки которого помогают ярче представить это понятие, его основные черты.  Ты настоящий осел (о глупости); Весы – правосудие; Сердце – любовь. Сон – Царство Морфея Смерть – Объятия Аида Неприступность – Форт Нокс Слово «аллегория» имеет греческое происхождение. Этот термин буквально переводится «иносказание». Можно сказать, что аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Этот прием широко используется  в живописи, театральном искусстве, в литературе и других видах деятельности человека.

АЛЛЕГОРИЯ — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности, признаки которого помогают ярче представить это понятие, его основные черты. 

Ты настоящий осел (о глупости);

Весы – правосудие;

Сердце – любовь.

Сон – Царство Морфея

Смерть – Объятия Аида

Неприступность – Форт Нокс

Слово «аллегория» имеет греческое происхождение. Этот термин буквально переводится «иносказание». Можно сказать, что аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Этот прием широко используется  в живописи, театральном искусстве, в литературе и других видах деятельности человека.

ГИПЕРБОЛА – троп, основанный на чрезмерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления  сто лет не виделись; напугать до смерти; сто раз говорила; миллион извинений; В сто сорок солнц закат пылал.  (В.Маяковский)

ГИПЕРБОЛА троп, основанный на чрезмерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления

сто лет не виделись;

напугать до смерти;

сто раз говорила;

миллион извинений;

В сто сорок солнц закат пылал.

(В.Маяковский)

ИРОНИЯ — это употребление слова или оборота речи в противоположном значении с целью насмешки. зайдите в мои хоромы (приглашение зайти в небольшую квартиру); вот идет большой человек (о младенце, только научившемся ходить); Ирония, как троп, часто используется в художественной литературе в виде слов и словосочетаний с положительным значением для отрицательной характеристики человека, для создания сатирического образа. Можно утверждать, что ирония — это скрытое осуждение под видом похвалы. Она чаще всего выявляется в контексте и характеризуется яркой эмоциональной окраской. Из романа «Мертвые души» Николая Гоголя: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории».

ИРОНИЯ — это употребление слова или оборота речи в противоположном значении с целью насмешки.

  • зайдите в мои хоромы (приглашение зайти в небольшую квартиру);
  • вот идет большой человек (о младенце, только научившемся ходить);

Ирония, как троп, часто используется в художественной литературе в виде слов и словосочетаний с положительным значением для отрицательной характеристики человека, для создания сатирического образа. Можно утверждать, что ирония — это скрытое осуждение под видом похвалы. Она чаще всего выявляется в контексте и характеризуется яркой эмоциональной окраской.

Из романа «Мертвые души» Николая Гоголя: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории».

ЛИТОТА  — намеренное художественное преуменьшение предмета, явления или их количества.

Например, в повседневной жизни мы можем сказать: «Я сегодня только глаза закрыла, поспала одну минуту, и прозвенел будильник». Хоть и понимаем, что проспали больше одной минуты, но говорим так, чтобы подчеркнуть свою усталость.

Это —  намеренное преуменьшение , то есть литота. 

Во многих устойчивых выражениях прослеживается этот художественный прием преуменьшения размеров чего-либо, например:

Для усиления образности и выразительности речи использует литоту известный баснописец И. А. Крылов:

  • силы как у комара;
  • рукой подать;
  • капля в море;
  • в двух шагах отсюда;
  • одну секундочку!

Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!

Этот прием широко используется в аллегориях, сказках и притчах, например: 

  • мальчик с пальчик;
  • мужичок с ноготок;
  • от горшка два вершка;
  • избушка на курьих ножках;
  • мужичок сам с перст, усы на семь верст.

Литота позволяет подчеркнуть определенную мысль, заострить внимание на образе, выявить его неожиданные стороны —  в целом, всё для того, чтобы усилить эмоциональное впечатление на читателя или слушателя.

МЕТАФОРА   —наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение. В первом говорим  открыто : у нас есть оба объекта — сердце и огонь, они названы четко.   Во втором случае мы наделяем сердце свойством огня — говорим, что оно горит, и  скрыто  сравниваем сердце с огнем. Мы не называем второй объект (огонь), а только намекаем на него (словом «горит»). Метафора бывает не только в сочетании глагола и существительного, но и в форме существительного с существительным. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: Ночевала тучка золотая  На  груди  утёса-великана Здесь мы говорим, что у утеса есть грудь, сравнивая его с человеческим телом. При этом мы не называем второй объект сопоставления — человека. Берем только его свойства — наличие частей тела.

МЕТАФОРА   —наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.

В первом говорим  открыто : у нас есть оба объекта — сердце и огонь, они названы четко. Во втором случае мы наделяем сердце свойством огня — говорим, что оно горит, и  скрыто  сравниваем сердце с огнем. Мы не называем второй объект (огонь), а только намекаем на него (словом «горит»).

Метафора бывает не только в сочетании глагола и существительного, но и в форме существительного с существительным. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»:

Ночевала тучка золотая На  груди  утёса-великана

Здесь мы говорим, что у утеса есть грудь, сравнивая его с человеческим телом. При этом мы не называем второй объект сопоставления — человека. Берем только его свойства — наличие частей тела.

ЭПИТЕТ Эпитеты всегда обозначают свойства явлений и предметов, и поэтому часто являются прилагательными.  Эпитет  — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления. белые рученьки; красна девица; добрый молодец; ясный месяц; зорька алая; буйная головушка; горькая доля; трескучий мороз; чисто поле; добрый конь. Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.  С. Есенин Иногда писатели создают свои авторские эпитеты: мармеладное настроение (А.П. Чехов); чурбанное равнодушие  (Д. Писарев); малиновая улыбка  (И. Анненский).

ЭПИТЕТ

Эпитеты всегда обозначают свойства явлений и предметов, и поэтому часто являются прилагательными. 

Эпитет  — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления.

белые рученьки;

красна девица;

добрый молодец;

ясный месяц;

зорька алая;

буйная головушка;

горькая доля;

трескучий мороз;

чисто поле;

добрый конь.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

С. Есенин

Иногда писатели создают свои авторские эпитеты:

  • мармеладное настроение (А.П. Чехов);
  • чурбанное равнодушие

(Д. Писарев);

  • малиновая улыбка

(И. Анненский).

Как отличить эпитет от обычного имени прилагательного?   В понятие эпитета ключевым является слово «образное». Давайте научимся  отличать образное определение от обычного.   «Горячий дым»  — это характеристика дыма, которая описывает его настоящее свойство: он буквально горячий. Такое определение не передает авторскую оценку, не эмоционально — поэтому оно не будет являться эпитетом.   «Кудрявый дым»  — это  образное определение , ведь дым на самом деле не кудрявый, но мы образно называем его так, чтобы художественно передать его свойства. Мы видим форму дыма, она напоминает нам кудри, и мы решаем назвать его кудрявым. Получается эпитет — прилагательное, которое используется в переносном значении.  ЭПИТЕТ

Как отличить эпитет от обычного имени прилагательного? В понятие эпитета ключевым является слово «образное». Давайте научимся  отличать образное определение от обычного. «Горячий дым»  — это характеристика дыма, которая описывает его настоящее свойство: он буквально горячий. Такое определение не передает авторскую оценку, не эмоционально — поэтому оно не будет являться эпитетом. «Кудрявый дым»  — это  образное определение , ведь дым на самом деле не кудрявый, но мы образно называем его так, чтобы художественно передать его свойства. Мы видим форму дыма, она напоминает нам кудри, и мы решаем назвать его кудрявым. Получается эпитет — прилагательное, которое используется в переносном значении. 

ЭПИТЕТ

ОТЛИЧИЕ МЕТАФОРЫ ОТ ЭПИТЕТА 1. Метафора — это образное скрытое сравнение, которое можно превратить в сравнительный оборот, например: Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой.  А. С. Пушкин Поэт употребил метафору, в которой улей подобен келье, сделанной из воска: улей — келья из воска. Эпитет — это художественное определение, которое невозможно трансформировать в сравнительный оборот. 2. Эпитет характеризует конкретный предмет иногда с неожиданной стороны. В метафоре не существует такой конкретики. Метафора возникает в результате ассоциативной связи между двумя предметами, в результате чего возникает на основе их подобия поэтический образ. ЭПИТЕТ

ОТЛИЧИЕ МЕТАФОРЫ ОТ ЭПИТЕТА

1. Метафора — это образное скрытое сравнение, которое можно превратить в сравнительный оборот, например:

Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой. 

А. С. Пушкин

Поэт употребил метафору, в которой улей подобен келье, сделанной из воска:

улей — келья из воска.

Эпитет — это художественное определение, которое невозможно трансформировать в сравнительный оборот.

2. Эпитет характеризует конкретный предмет иногда с неожиданной стороны. В метафоре не существует такой конкретики. Метафора возникает в результате ассоциативной связи между двумя предметами, в результате чего возникает на основе их подобия поэтический образ.

ЭПИТЕТ

3. Эпитеты обычно выражаются прилагательными, существительными-приложениями, наречием, обозначающим образ действия. Метафора представляет собой оборот речи, состоящий из слов разных частей речи. Метафора бывает развернутой, в составе которой используются эпитеты как её составляющая часть, например, читаем у В. В. Маяковского : Поэт уподобляет свою поэзию грозному оружию, а виды её и художественные средства — оружию разного рода войск. Метафору дополняют эпитеты, создавая всю полноту яркого поэтического образа. Парадом разверну моих страниц войска, Я прохожу по строчечному фронту. Стихи стоят свинцово-тяжёло, готовые и к смерти и к бессмертной славе. ЭПИТЕТ

3. Эпитеты обычно выражаются прилагательными, существительными-приложениями, наречием, обозначающим образ действия.

Метафора представляет собой оборот речи, состоящий из слов разных частей речи. Метафора бывает развернутой, в составе которой используются эпитеты как её составляющая часть, например, читаем у

В. В. Маяковского :

Поэт уподобляет свою поэзию грозному оружию, а виды её и художественные средства — оружию разного рода войск. Метафору дополняют эпитеты, создавая всю полноту яркого поэтического образа.

Парадом разверну

моих страниц войска,

Я прохожу

по строчечному фронту.

Стихи стоят

свинцово-тяжёло,

готовые и к смерти

и к бессмертной славе.

ЭПИТЕТ

МЕТОНИ́МИЯ   (др.-греч. μετονυμία — «переименование», от μετά — «над» и ὄνομα/ὄνυμα — «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

В отличие от метафоры метонимия не предусматривает какого-то либо сходства между предметами (подробнее, об отличии метонимии от метафоры). В русском языке метонимия возникает путём стяжения словосочетания (эллипсиса), сравните:

  • столовая посуда из серебра — столовое серебро;
  • аудитория слушателей, студентов слушает — аудитория слушает;
  • пью настой зверобоя — пью зверобой.

Метонимия способствует сокращению, сжатию речи. В её возникновении прослеживаются мыслительные (ассоциативные) и языковые (словообразовательные) механизмы. Для метонимии характерны пространственные, событийные, ситуативные, синтаксические и логические отношения между самыми разными объектами действительности, которые отражаются в сознании людей и затем закрепляются значениями слов.

«Я читаю  Гоголя »  вместо  «Я читаю книгу Гоголя»  — заменяем книгу на имя автора.

СИНЕ́КДОХА   —это разновидность метонимии; троп, состоящий в переносе значения одного предмета на другой  по количественному признаку.  При синекдохе может использоваться:  часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего;  замена видового понятия родовым.  Что волнует современного зрителя в театре? Существительное в форме единственного числа «зритель» подразумевает всю зрительскую аудиторию. Художественный троп синекдоха возникает, когда в тексте произведения употребляется единственное число существительного в качестве множественного. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)

СИНЕ́КДОХА   —это разновидность метонимии; троп, состоящий в переносе значения одного предмета на другой  по количественному признаку. 

При синекдохе может использоваться: 

  • часть вместо целого;
  • целое в значении части;
  • единственное число в значении общего; 
  • замена видового понятия родовым. 

Что волнует современного зрителя в театре?

Существительное в форме единственного числа «зритель» подразумевает всю зрительскую аудиторию.

Художественный троп синекдоха возникает, когда в тексте произведения употребляется единственное число существительного в качестве множественного.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — это  литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы и явления природы наделяются человеческими способностями, даром речи, чувствами и мыслями.  В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека неодушевленным предметам и явлениям окружающей действительности. В русской литературе олицетворение является одним из видов метафоры. Писатель, используя этот художественный приём, может нам сообщить в своём произведении, что лес проснулся (сравните: ребенок проснулся); камыш шепчет (девушка шепчет); темнота подкралась (разведчик подкрался).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ это  литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы и явления природы наделяются человеческими способностями, даром речи, чувствами и мыслями.

В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека неодушевленным предметам и явлениям окружающей действительности. В русской литературе олицетворение является одним из видов метафоры. Писатель, используя этот художественный приём, может нам сообщить в своём произведении, что

  • лес проснулся (сравните: ребенок проснулся);
  • камыш шепчет (девушка шепчет);
  • темнота подкралась (разведчик подкрался).
Русский поэт Ф.И. Тютчев использовал олицетворение для большей выразительности стихов: Лазурь небесная смеётся, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. По воле автора лазурь неба приобрела свойства живого существа и смеётся, как смеётся ребенок или любой человек от радости или удовольствия. Олицетворение помогает писателю или поэту создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширяет возможности слова в передаче картины мира,  ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому. Утешится  безмолвная печаль, И резвая задумается радость. А.С. Пушкин ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Русский поэт Ф.И. Тютчев использовал олицетворение для большей выразительности стихов:

Лазурь небесная смеётся,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

По воле автора лазурь неба приобрела свойства живого существа и смеётся, как смеётся ребенок или любой человек от радости или удовольствия.

Олицетворение помогает писателю или поэту создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширяет возможности слова в передаче картины мира,  ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому.

Утешится  безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

  ЗАДАНИЕ ЕГЭ  ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.   В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А.С. Пушкин использует _______ — образные определения: «…любил безмолвно, безнадёжно». Также в произведении есть _______, то есть скрытое сравнение: «…любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем». Решение.  Итак, вспоминаем, что образное определение — это эпитет, а скрытое сравнение — метафора. Ответ:  эпитетыметафора 

  ЗАДАНИЕ ЕГЭ  ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А.С. Пушкин использует _______ — образные определения: «…любил безмолвно, безнадёжно». Также в произведении есть _______, то есть скрытое сравнение: «…любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем».

Решение. Итак, вспоминаем, что образное определение — это эпитет, а скрытое сравнение — метафора.

Ответ:  эпитетыметафора 

СРАВНЕНИЕ  — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний. При сравнении по какому-либо признаку выявляется сходство двух предметов, которое может быть явным или неожиданным, при этом в предмете сравнения подчеркиваются новые, неординарные признаки или свойства. Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед! (М. Цветаева) Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

СРАВНЕНИЕ — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.

При сравнении по какому-либо признаку выявляется сходство двух предметов, которое может быть явным или неожиданным, при этом

в предмете сравнения подчеркиваются новые, неординарные признаки или

свойства.

Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед!

(М. Цветаева)

Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СРАВНЕНИЯ с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем): На Красной площади, будто сквозь туман веков , неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой) Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С.Пушкин) 3. формой сравнительной степени прилагательного или наречия:  Сильнее кошки зверя нет. (И.А. Крылов) 2. формой творительного падежа:  Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов) 4. лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»: Начинается гроза с воздушного столба, образующего набухающее белое облако, похожее на кочан цветной капусты (З. Ауст). Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил  (В. Песков).

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СРАВНЕНИЯ

  • с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):
  • На Красной площади, будто сквозь туман веков , неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)
  • Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С.Пушкин)

3. формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

Сильнее кошки зверя нет.

(И.А. Крылов)

2. формой творительного падежа:

Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы.

(Н.А. Некрасов)

4. лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:

  • Начинается гроза с воздушного столба, образующего набухающее белое облако, похожее на кочан цветной капусты (З. Ауст).
  • Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил

(В. Песков).

ПЕРИФРАЗ  — иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте.

Перифраза называет понятие или явление другими словами, сохраняя при этом его смысл, например:

Этот троп в образной форме характеризует определенное явление, событие, указывая на их специфичные, отличительные черты, которые легко позволяют узнать объект описания. Писатель пользуется перифразой, заменяя название предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.

голубая планета (Земля);

чёрное золото (нефть);

второй хлеб (картофель);

король грибов (белый гриб);

корабль пустыни (верблюд);

стальное полотно (железная дорога);

канцелярская крыса (чиновник);

вечный город (Рим);

вечер жизни (старость);

хозяин тайги (медведь);

наши младшие братья (животные).

А вот пример перифраза в литературном произведении:

Люблю тебя,  Петра творенье , Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит…

(отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина)

Здесь Пушкин заменил «Петроград» словосочетанием «Петра творенье».

Антитеза Параллелизм Эллипсис Инверсия Эпифора Оксюморон Анафора СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Бессоюзие (асИндетон) Ирония Многосоюзие (полисИндетон) Парцелляция Градация

Антитеза

Параллелизм

Эллипсис

Инверсия

Эпифора

Оксюморон

Анафора

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Бессоюзие

(асИндетон)

Ирония

Многосоюзие

(полисИндетон)

Парцелляция

Градация

ПОВТОР И ЕГО ВИДЫ Повтор - фигура, основанная на повторе слова, однокоренных слов, словосочетаний, синтаксических конструкций с целью усиления их значимости. Мутно небо, ночь мутна... А. С. Пушкин Повтор — это общее название для разных фигур речи. Первый в категории — лексический повтор. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР   — фигура речи, заключающаяся в намеренном повторении в одном участке текста слова либо речевой конструкции. Используется он, чтобы подчеркнуть слово, указать на его важность. Например:  «А Данко все был впереди, и сердце его все  пылало, пылало !»

ПОВТОР И ЕГО ВИДЫ

Повтор - фигура, основанная на повторе слова, однокоренных слов, словосочетаний, синтаксических конструкций с целью усиления их значимости.

Мутно небо, ночь

мутна...

А. С. Пушкин

Повтор — это общее название для разных фигур речи. Первый в категории — лексический повтор.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР   — фигура речи, заключающаяся в намеренном повторении в одном участке текста слова либо речевой конструкции.

Используется он, чтобы подчеркнуть слово, указать на его важность. Например:  «А Данко все был впереди, и сердце его все  пылало, пылало

АНАФОРА  (греч. αναφορα — возвращение, единоначалие) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф): «Наше оружие — наши песни, Наше золото — звенящие голоса».  Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении. Наиболее широко анафора распространена в поэтических текстах.

АНАФОРА (греч. αναφορα — возвращение, единоначалие) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф): «Наше оружие — наши песни, Наше золото — звенящие голоса».

Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении.

Наиболее широко анафора распространена в поэтических текстах.

Блажен , кто смолоду был молод, Блажен , кто вовремя созрел… (А. Пушкин)  Люблю лебедей, Холодных и чистых, как Ладога. Люблю лебедей, Светящихся белыми лампами. Люблю лебедей За лёгкость летящую линий. Люблю лебедей —Они вырастают из лилий. (Г. Серебряков)

Блажен , кто смолоду был молод,

Блажен , кто вовремя созрел…

(А. Пушкин)

Люблю лебедей,

Холодных и чистых, как Ладога.

Люблю лебедей,

Светящихся белыми лампами.

Люблю лебедей

За лёгкость летящую линий.

Люблю лебедей —Они вырастают из лилий.

(Г. Серебряков)

ЭПИФОРА  — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в конце каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте). Милый друг, в этом  тихом дом е  Лихорадка бьет меня.  Не найти покоя в  тихом доме  Возле мирного огня. (А.А. Блок, «Милый друг, и в этом тихом доме…» ) Как отличить эпифору от анафоры?  Эпифора — это сестричка анафоры, но работает в конце предложений. Попробуем запомнить это так:   — буква А — первая буква алфавита, и  а нафору мы будем искать  в начале строки ;  — буква Э — хоть и не последняя в алфавите, но близка к этому. Тогда и  э пифору мы будем искать  в конце  строки или предложения.

ЭПИФОРА  — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в конце каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).

Милый друг, в этом  тихом дом е Лихорадка бьет меня. Не найти покоя в  тихом доме Возле мирного огня.

(А.А. Блок, «Милый друг, и в этом тихом доме…» )

Как отличить эпифору от анафоры? Эпифора — это сестричка анафоры, но работает в конце предложений. Попробуем запомнить это так: — буква А — первая буква алфавита, и  а нафору мы будем искать  в начале строки ; — буква Э — хоть и не последняя в алфавите, но близка к этому. Тогда и  э пифору мы будем искать  в конце  строки или предложения.

Еще одна фигура речи, связанная с повторением —  рефрен .  РЕФРЕН   —фигура речи, проявляющаяся в повторении строки, сочетания строк или целой строфы внутри произведения. Например: Жди меня, и я вернусь.  Только очень жди,  Жди, когда наводят грусть  Желтые дожди,    Жди меня, и я вернусь,  Не желай добра  Всем, кто знает наизусть,  Что забыть пора. (К.М. Симонов, отрывок из «Жди меня»)

Еще одна фигура речи, связанная с повторением —  рефрен

РЕФРЕН   —фигура речи, проявляющаяся в повторении строки, сочетания строк или целой строфы внутри произведения.

Например:

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора.

(К.М. Симонов, отрывок из «Жди меня»)

АНТИТЕЗА — это  оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках: Легко подружиться, тяжело разлучиться. Умный научит, дурак наскучит. Ученье — свет, а неученье — тьма. Антитеза  может быть многочленной, если она включает несколько антонимических пар: Полюбил богатый — бедную, Полюбил учёный — глупую, Полюбил румяный — бледную, Полюбил хороший — вредную: Золотой — полушку медную. (М. Цветаева) Часто эта стилистическая фигура используется в названиях художественных произведений, например: «Война и мир»  Л. Н. Толстого; «Принц и нищий» М. Твена.

АНТИТЕЗА — это  оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли.

Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках:

Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Умный научит, дурак наскучит.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Антитеза  может быть многочленной, если она включает несколько антонимических пар:

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил учёный — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную.

(М. Цветаева)

Часто эта стилистическая фигура используется в названиях художественных произведений, например:

«Война и мир»  Л. Н. Толстого;

«Принц и нищий» М. Твена.

РИТОРИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ Риторические конструкции  (восклицания, вопросы, обращения) — фигуры речи, условные конструкции, выражающие сильные эмоции. Риторический вопрос – вопрос, который не требует ответа. На вопросы, заданные в произведении, мы не можем дать ответ. Это выражает безысходность положения лирического героя, который не может обрести успокоение и найти смысл жизни.  И скучно и грустно, и некому руку подать       В минуту душевной невзгоды…  Желанья ! .. что пользы напрасно и вечно желать ? ..       А годы проходят — все лучшие годы !  Любить… но кого же ? .. на время — не стоит труда,       А вечно любить невозможно.  В себя ли заглянешь ?  — там прошлого нет и следа:       И радость, и муки, и все там ничтожно… (М.Ю. Лермонтов, отрывок из  стихотворения «И скучно и грустно…») Здесь есть и  риторические восклицания  — восклицания, которые употребляются в монологах, рассуждениях и выражают крайнюю эмоциональность.

РИТОРИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

Риторические конструкции  (восклицания, вопросы, обращения) — фигуры речи, условные конструкции, выражающие сильные эмоции.

Риторический вопрос – вопрос, который не требует ответа.

На вопросы, заданные в произведении, мы не можем дать ответ. Это выражает безысходность положения лирического героя, который не может обрести успокоение и найти смысл жизни. 

И скучно и грустно, и некому руку подать      В минуту душевной невзгоды… Желанья ! .. что пользы напрасно и вечно желать ? ..      А годы проходят — все лучшие годы ! Любить… но кого же ? .. на время — не стоит труда,      А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь ?  — там прошлого нет и следа:      И радость, и муки, и все там ничтожно…

(М.Ю. Лермонтов, отрывок из стихотворения «И скучно и грустно…»)

Здесь есть и  риторические восклицания  — восклицания, которые употребляются в монологах, рассуждениях и выражают крайнюю эмоциональность.

РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ  — подчеркнутое обращение к кому-то или чему-то, выражающее авторское отношение и сильную эмоциональность. Например: « Русь , куда несешься ты?» —  отрывок из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя или « Друзья мои , прекрасен наш союз…» —  из стихотворения «19 октября» А.С. Пушкина.

РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ  — подчеркнутое обращение к кому-то или чему-то, выражающее авторское отношение и сильную эмоциональность.

Например:

« Русь , куда несешься ты?» —  отрывок из «Мертвых душ»

Н.В. Гоголя

или

« Друзья мои , прекрасен наш союз…» —  из стихотворения «19 октября» А.С. Пушкина.

РЕШИМ ЗАДАНИЕ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:   Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.   В стихотворении А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» есть _______, то есть единоначатие:  «Вот  чем певец лишь избранный владеет, /  Вот  в чем его и сила и венец!». Также в произведении автор использует _______ восклицание: «Вот в чем его и признак и венец ! ».   Решение.  Итак, вспоминаем, что единоначатие — это анафора . Две строки у нас начинаются со слова «вот». Второй термин — это риторическое восклицание.

РЕШИМ ЗАДАНИЕ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. В стихотворении А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» есть _______, то есть единоначатие:  «Вот  чем певец лишь избранный владеет, /  Вот  в чем его и сила и венец!». Также в произведении автор использует _______ восклицание: «Вот в чем его и признак и венец ! ». Решение. Итак, вспоминаем, что единоначатие — это анафора . Две строки у нас начинаются со слова «вот». Второй термин — это риторическое восклицание.

Перед вами фрагменты из известных вам стихотворений русских поэтов. В них пропущены эпитеты и сравнения. Попытайтесь восстановить текст. При выполнении задания учитывайте идейно-эмоциональное содержание стихотворения, а также то, какие другие изобразительно-выразительные средства в нём используются. В пустыне ........... и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как .............................., Стоит — один во всей вселенной. А. С. Пушкин В пустыне  чахлой   и   скупой , На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой , Стоит — один во всей вселенной.

Перед вами фрагменты из известных вам стихотворений русских поэтов. В них пропущены эпитеты и сравнения. Попытайтесь восстановить текст. При выполнении задания учитывайте идейно-эмоциональное содержание стихотворения, а также то, какие другие изобразительно-выразительные средства в нём используются.

В пустыне ........... и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как ..............................,

Стоит — один во всей вселенной.

А. С. Пушкин

В пустыне  чахлой   и   скупой ,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой ,

Стоит — один во всей вселенной.

И только замолкли — в дали голубой Столбом уж крутился песок ................, Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шёл, колыхаясь, как в море .........., Верблюд за верблюдом, взрывая песок. М. Ю. Лермонтов И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой , Звонком раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

И только замолкли — в дали голубой

Столбом уж крутился песок ................,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шёл, колыхаясь, как в море ..........,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

М. Ю. Лермонтов

И только замолкли - в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой ,

Звонком раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

И стоит он, околдован, — Не мертвец и не живой — Сном ............................. очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой... Ф. И. Тютчев И стоит он, околдован,— Не мертвец и не живой — Сном волшебным  очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном ............................. очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

Ф. И. Тютчев

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Лениво и тяжко плывут облака, И лес ................... вокруг. Дорога моя тяжела, далека, Но песня — мой спутник и друг. А. А. Блок Лениво и тяжко плывут облака,  И лес истомленный вокруг.  Дорога моя тяжела, далека,  Но песня — мой спутник и друг.

Лениво и тяжко плывут облака,

И лес ................... вокруг.

Дорога моя тяжела, далека,

Но песня — мой спутник и друг.

А. А. Блок

Лениво и тяжко плывут облака, И лес истомленный вокруг. Дорога моя тяжела, далека, Но песня — мой спутник и друг.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовьте рассказ об особенностях использования изобразительно-выразительных средств в одном из стихотворений Н. А. Заболоцкого.

КАК РАССКАЗАТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ЛИРИЧЕСКОМ СТИХОТВОРЕНИИ

Умение анализировать особенности языка художественного произведения помогает глубоко проникнуть в его идейно-эмоциональное содержание, понять замысел, переживания автора. Чтобы анализ был последовательным, полным, старайтесь придерживаться примерного плана, который определяет основные направления работы:

1.  Какие виды тропов используются в стихотворении? Какие из них преобладают? Есть ли в стихотворении развёрнутые метафоры, необычные эпитеты? Какие из тропов показались вам самыми оригинальными, присущими только этому автору?

2.  Какие поэтические фигуры используются в стихотворении? Какие из них становятся центральными приёмами, направленными на создание вполне определённой художественной картины, особого настроения этого стихотворения? Особенно часто такими приёмами становятся антитеза, параллелизм, сравнение.

3.  Какие тропы и фигуры особенно часто повторяются в этом стихотворении? Как вы думаете, как это связано с его идейно-эмоциональным содержанием и авторским замыслом?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!