СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 11 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства. Тропы и фигуры речи.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - повторить  знания о тропах и фигурах речи,  подготовить обучающихся к выполнению  задания 25 ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства. Тропы и фигуры речи.»»

Урок в 11 классе

по теме «Изобразительно-выразительные средства. ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ.»

Подготовка к ЕГЭ (выполнение задания 25).

  

Цель: повторить знания о тропах и фигурах речи, подготовить обучающихся к выполнению задания 25 ЕГЭ

Задачи:1. повторение знаний о тропах и фигурах речи, подготовка обучающихся к выполнению задания № 25 ЕГЭ

2. формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации информации об изобразительно-выразительных средствах языка

3. приобщение к культуре речи, к ее лучшим классическим образцам



Оборудование урока:

  • компьютер, мультимедийная презентация, видеофрагмент

  • тексты для анализа,

  • карточки  





Ход урока

  1. Приветствие. Мотивация.

Добрый день, ребята!

Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.



- Какие ассоциации вызывают у вас эти строчки?

Когда же я произношу эти слова, то представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке, в том числе и сегодня. Уверена, что сегодня у нас все получится. Начнем работу с проверки дз.

2.Проверка домашнего задания.

-К уроку я предложила вам выразить свою позицию по теме «Речь», но сделать это творчески - через создание синквейна.

Чтение учащимися синквейнов.

- Отлично, спасибо за мнения, вы хорошо поработали дома.

-Чему научила вас эта работа? Насколько полезной была? (заставила задуматься над понятием «речь», проявить креатив, точно выразить мысль). А теперь внимание на экран

Видеофрагмент «Распускающиеся цветы»

3. Формулирование темы, целеполагание.

- Безусловно, цветы дарят особое светлое настроение, радуют глаз, украшают нашу жизнь. А что делает яркой, красочной и выразительной нашу речь? (изобразительно-выразительные средства).

Значит тема нашего урока сегодня какая ?

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства. (слайд №3)

Фиксирование затруднения.

- Выразите свои впечатления об увиденном, включив в предложения АНАФОРУ, ЛИТОТУ, ИНВЕРСИЮ, ПАРЦЕЛЛЯЦИЮ, МЕТАФОРУ…

- В чем затруднение? (подзабыты термины, сложно говорить образно и выразительно)

Прием "Лестница успеха""

- Насколько для вас актуальна данная тема? При решении каких учебных и жизненных задач вам необходимо знать средства выразительности? (знания об ИВС позволят более красиво и образно говорить в жизни и на уроках, писать сочинения, в ЕГЭ это задание 25, оценивается высоко – 4 балла)

-Какие цели ставите перед собой для выхода из трудной учебной ситуации?

  · Повторить теорию (термины);

 ·   Отработать умение находить средства выразительности в тексте;

  · Использовать в речи; вводить в активный словарный запас

·Научиться решать задание №25 ЕГЭ

Нас будут интересовать сегодня тропы и фигуры речи;

- Что такое тропы?

Тропы (rpeч. tropos - повоpот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в пepeнocнoм значении в целях достижения большей художественной выразительности. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет, оксюморон, ирония и др. (слайд №4)

4. Проверка знаний по теории

Проверим ваши знания тропов.

С такими тропами, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение мы встречаемся довольно часто. Давайте вспомним:

-Что такое аллегория? (иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного образа, Лиса – хитрость, Змея – коварство)

Что такое гротеск? (описание искажённой, вывернутой наизнанку реальности)

Гипербола – преувеличение: «В сто сорок солнц закат пылал…»(В. Маяковский)

Литота – преуменьшение: Мужичок-с-ноготок. Например, в поэме Некрасова «Крестьянские дети» автор говорит, что мальчик, встреченный им у леса, был «с ноготок». Приём здесь использован очень точно, частью его является и описание образа ребёнка: большие сапоги и рукавицы, полушубок с чужого плеча. Таким же образом своё имя получили Мальчик-с-пальчик и даже Дюймовочка.

Метонимия – перенос названия с одного предмета или явления на другой на основании их смежности: «…Не то на серебре, на золоте едал…»(А.С.Грибоедов)

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: К нему ни птица не летит, И зверь нейдёт…(А.С.Пушкин)

Перифраз – троп, состоящий в замене однословного понятия описательным оборотом (Лев – царь зверей)

Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу (Горячий снег, живой труп)

- А что такое синтаксические фигуры или фигуры речи? (слайд №5)

Это выразительные синтаксические конструкции, особенности построения фразы, которые передают экспрессию текста. К изобразительно-выразительным возможностям синтаксиса относятся и ряды однородных членов, и предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами, а также бессоюзие и многосоюзие, вопросно-ответная форма и т.д.

Давайте вспомним:

Анафора - повтор в начале предложения :Жди меня и я вернусь, только очень жди,

Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара….(К. Симонов)

Эпифора – повтор в конце предложения: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?  » (Н.В. Гоголь)



Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение:: « Настанет день — печальный, говорят! — Отцарствуют, отплачут, отгорят…» (М. Цветаева)

Инверсия – обратный порядок слов: « Пришла она, желанная, пришла благоуханная,

Из света дня сотканная волшебница-весна.» ( К. Феофонов  )

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений:

«Алмаз шлифуется алмазом,

Строка шлифуется строкой.» ( А. Недогонов )

Эллипсис – пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемый из контекста:

Мы села — в пепел, грады — в прах,

В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский)



4.Закрепление теоретического материала на практике

Переходим от теории к практике.

1)Определите, какие тропы и фигуры речи использованы в данных отрывках:

1. Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака. ( Ф. И. Тютчев. «Полдень») (анафора, синтаксический параллелизм, эпитеты, олицетворение)

2. Присягаю ленинградским ранам,

первым разоренным очагам:

не сломлюсь, не дрогну, не устану,

ни крупицы не прощу врагам. (Ольга Берггольц)


3.Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.(С.Есенин)

Удивиться красоте языка, увидеть его богатство и глубину поможет приобщение к лучшим образцам художественного слова.

Материалом для работы послужит глава «Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова.

ИВС позволят нам лучше понять идею автора, глубже погрузиться в текст произведения.

2)Работа в группах

Задание: Определить, какие изобразительно-выразительные средства использует И.А.Гончаров и с какой целью

  • Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью (олицетворение)



  • Не водится там ядовитых гадов; не залетает туда саранча; нет ни львов рыкающих, ни тигров ревущих, ни даже медведей и волков, потому что нет лесов (параллелизм)



  • Плохо верили обломовцы и тревогам душевным; как огня, боялись увлечения страстей; и как в другом месте быстро сгорало тело у людей от вулканической работы огня внутреннего, душевного, так душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле (инверсия)



  • Хлынет ли дождь - бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека (сравнение)



  • Любят поэты луну-кокетку, которая бы … сыпала снопы серебряных лучей в глаза своим поклонникам (метафора)



  • Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу (гипербола)



3) - А теперь постараемся самостоятельно применить свои знания при выполнении задания 25 из тестов ЕГЭ. Ответы запишите в таблицу.

Задание 25 

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы.Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует (А)_____ («не наблюдать, ...а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «...свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп — (Б)_____ усиливает впечатление от прочитанного. (В)_____ (предложения 15—23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

 Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) сравнительный оборот

3) фразеологизм

4) анафора

5) развёрнутая метафора

6) общественно-политическая лексика

7) вопросно-ответная форма изложения

8) цитирование

9) ряды однородных членов

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

 

 

 

 

(1)Трудное и запутанное дело — писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание — и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писательство самотёком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

 (10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда — товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14)Нужно в жизни жить, работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15)— Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.

(16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я.

(20)— Много ли тогда напишешь?

(21)— И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

 (24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок — отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (27)И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя. (По В. Вересаеву*)

 * Викентий Викентьевич Вересаев (1867—1945), прозаик, литературовед, критик. Центральная тема творчества — раскрытие идейных исканий русской интеллигенции.

Ответ:

«С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы.Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует контекстные антонимы («не наблюдать, ...а жить» — контекстные антонимы (конструкция «не, ... а» указывает на противопоставление)). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «...свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп, развёрнутая метафора, усиливает впечатление от прочитанного («...свежий росточек таланта желтеет, сохнет» — развернутая метафора (помимо использования простой метафоры талант-росточек, в тексте свойства и действия таланта согласуются со свойствами и действиями ростка). Вопросно-ответная форма изложения (предложения 15—23 наблюдается вопросно-ответная форма изложения: автор задает себе вопрос и сам на него отвечает) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как ряды однородных членов (предложения 11, 13: в 11 — «товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей», в 13 — «выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал»») помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

 Ответ: 1579.

-Проверьте себя по эталону. Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл. У кого 4 балла? 3? Что вызвало затруднение у остальных? Дома подумайте над ошибками, на следующем уроке обсудим подробно, разберем это задание

5.Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока?

-Что получилось?

- Что не получилось?

-Над чем ещё предстоит работать?

-Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?

-Что особенно запомнилось вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.



6. Домашнее задание

А сейчас запишите домашнее задание:

1.Из последних двух глав романа «Тихий Дон»

Выписать примеры к тропам и фигурам, изученным на сегодняшнем уроке

или

2. Составить собственную рецензию по образцу задания № 25 ЕГЭ на основе отрывка романа «Тихий Дон».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!