Тропы и фигуры речи
Глоссарий
Глосса́рий
(лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс (иноязычных или непонятных слов в тексте книги с толкованием) и собственно глоссарии стали предшественниками словаря.
Задание
- Составить глоссарий.
- § 6, стр. 28;
- § 13, стр. 62.
Анафора
(от греч. аnaphora – вынесение вверх, повторение) , или единоначатие, - повторение начальных частей (слов, словосочетаний, частей предложения) в тексте или его фрагменте, например:
Клянусь , я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И верной правды торжеством…
М.Ю.Лермонтов
Антитеза
(от греч. antithesis – противопоставление, противоположение) – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их признаков. Противоположность подчёркивается союзами, интонацией и выражается обычно антонимами, например:
Ты богат , я очень беден ;
Ты прозаик , я поэт …
А.С.Пушкин
Бессоюзие
Фигура речи, основанная на намеренном пропуске союзов, когда речь становится лаконичной и динамичной, например:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, крики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
А.С.Пушкин
Гипербола
(от греч. hyperbole - преувеличение) – это образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление, признак или действие с целью усиления впечатления, например:
Хлестаков. … На столе … арбуз – в семьсот рублей арбуз … И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров .
Н.В.Гоголь
Градация
(от лат. gradatio - постепенное возвышение) – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости, например:
При одном предположении подобного случая вы должны были … испустить ручьи … реки, озёра, океаны слёз !
Ф.М.Достоевский
Пришел, увидел, победил.
Цезарь
Инверсия
(от лат. inversio – перестановка) – расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Необычность синтаксического построения выделяет тот или иной член предложения, усиливает образность слов, усиливает воздействие речи, например:
Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России? … Время придёт – и будет Россия новая .
И.С.Шмелёв
Метафора
(от греч. metaphora – перенос) – переосмысление значения слова на основе сходства явлений или их признаков. Метафора близка сравнению, но в отличие от него более лаконична, например:
Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
Я вышел из себя и вошёл в автобус.
Метонимия
(от греч. metonymia – переименование) – переосмысление значения слова на основе смежности понятий, их связи, например:
А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён.
Все флаги (страны) в гости будут к нам.
Я три тарелки съел.
Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и тут.
Многосоюзие
Фигура речи, основанная на намеренном повторении союзов, когда речь замедляется, повышается смысловая значимость перечисляемых элементов, например:
Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и ничего нет, и опять в дороге.
Н.В.Гоголь
Оксюморон
(от греч. oxymoron – остроумно-глупое) – соединение противоположных по смыслу слов, например:
… Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой , ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.
А.С.Пушкин
Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью , что я остался жив?
С. Есенин
Олицетворение
Это стилистический приём, с помощью которого неодушевлённые предметы, явления природы, отвлечённые понятия предстают в образе человека или другого живого существа. Олицетворение может выражаться сравнением. Олицетворением является и обращение к неодушевлённому адресату.
Улыбнулась солнцу сонная земля.
А солнышко, словно кошка, тянет клубок к себе.
Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей.
С.А.Есенин
Параллелизм
(греч. parallelos – идущий рядом) – фигура, которая представляет собой однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей, например:
Там – солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь – и гром, и молния, и слёзы.
А.А.Фет
Синекдоха
(от греч. synekdoche – соподразумевание) – троп, в основе которого замена названия целого названием какой-либо его части или наоборот. Это переосмысление значения слова по количественному признаку, например:
И слышно было до рассвета, как ликовал француз .
М.Ю.Лермонтов
Пуще всего береги копейку (вместо: деньги ).
Н.В. Гоголь
Тропы
(от греч. tropos – поворот, оборот речи) - стилистические приёмы, придающие яркость и выразительность нашей речи, основанные на употреблении слова не в прямом, а в переносном значении.
Тропы начали изучать в глубокой древности. Основные их типы были выделены уже в античных риториках.
Фигуры
(от лат. figura – образ, вид) – это формы речи, усиливающие её воздействие благодаря определённым лексическим средствам и синтаксическим построениям.
Эпитет
(от греч. epitheton – приложенное, прибавленное) – троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Это образное определение, придающее речи выразительность, например:
Матушка-Волга, ветер-бродяга, очи светлые, сыра земля.
Тихие долины полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов
Эпифора
(от греч. epiphora – концовка) – это выразительное повторение слов или словосочетаний в конце предложений и абзацев одного текста.
Лес не тот !
Куст не тот !
Дрозд не тот !
М. Цветаева